Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 19:00, реферат
Веком
гениев называют 17-е столетие историки
философии и естественных наук. При этом они имеют в виду множество блестящих
мыслителей, трудившихся тогда на поприще науки, заложивших фундамент
современного естествознания и по сравнению с предшествующими столетиями далеко
продвинувших естественные науки,
особенно философию.
эгоистические наклонности, не считает, что они злы по своей природе. Ведь злые
сами желания людей, указывает философ, а только результаты действий, вытекающие
из этих желаний. Да и то
только тогда, когда эти
людям. К тому же надо
не обучены подчиняться рассудку".
О подобном состоянии всеобщей войны и противоборства Гоббс пишет как о
"естественном состоянии человеческого рода" и трактует его как
отсутствие гражданского
государственно-правового
государственной организации и управления, царят произвол и бесправие, "и
жизнь человека одинока, бедна,
удивительно, что люди жаждут
выйти из этого жалкого
создать гарантии мира и
отказа от естественного
государственному устройству. В
итоге подобных устремлений
уступает место естественному закону, согласно которому "человеку
запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к
ее сохранению".
Согласно Гоббсу, следует различать право и закон, ибо право состоит в
свободе делать или не делать что-либо, между тем как закон определяет и
обязывает к тому или другому.
Т.о.
естественный закон не есть результат соглашения людей, а представляет собой
предписание человеческого
не идентичной с позицией, которую
занимали представители
идеалистической этики.
без религии, так как имеет божественное происхождение, и что абсолютные и неизменные принципы нравственности не
зависят, поэтому ни от
законодателей.
Гоббс же считал, что разум подсказывает людям тот путь, который может
обеспечить им мирную жизнь и процветание. Таким велением "правового
разума" и выступает естественный
закон, предписывающий людям
мира и согласия. Но соблюдение и уважение законов "может быть
гарантировано лишь
государства".
"Первый и основной естественный
закон гласит: нужно искать мир всюду,
где можно его достичь; там
же где мира достичь не
для ведения войны". Из основного
закона Гоббс выводит,
свой синтетический метод,
значение он придает второму
естественному закону, гласящему: "…право
всех на все невозможно
необходимо или перенести на других некоторые права, или отказаться от них",
т.е. если бы каждый человек стремился удержать свое право на все, люди
находились бы в состоянии войны, но так как, согласно первому естественному
закону, люди стремятся к миру, то они должны согласиться отказаться от права на
все вещи и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим, какую
они допустили бы по отношению к себе. Отказ от права совершается по Гоббсу, или
простым отречением от него, или перенесением его на другого человека. Но не все
права человека могут быть отчуждаемы - человек не может отказаться от права
защищать свою жизнь и
требовать и отказа от права
сопротивления насилию,
заключения в тюрьму и т.д.
Взаимное перенесение прав
"Договором называется действие двух или многих лиц, переносящих друг на
друга свои права". В том случае, когда договор заключается по поводу того,
что относится к будущему, он
именуется соглашением.
заключаться людьми, как под влиянием страха, так и добровольно.
В "Левиафане" Гоббс упоминает девятнадцать естественных
законов. Большинство из них носит характер требований или запретов: быть
справедливым, милосердным, уступчивым, незлопамятным и в то же время не быть
жестоким, мстительным, надменным,
вероломным и т.д. Все
Гоббс сводит к одному общему правилу: "не
делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе".
Попытка английского мыслителя утвердить "золотое правило" в качестве
универсального нравственного
равноценности всех людей в нравственном отношении.
Согласно Гоббсу, естественные законы исходят из самой человеческой
природы и являются
человеку богом как мерило его действий", а моральные установления
Священного писания, хотя и объявлены людям самим богом, могут быть выведены и
независимо от него "посредством
умозаключений из понятия
закона", т.е. при помощи разума.
Мораль, таким образом, освобождалась от религиозных санкций, но подчинялась
авторитету государственной
созданное в целях обеспечения мира и безопасности, в состоянии гарантировать
соблюдение естественных
"Только
в государстве существует
добродетелей и пороков".
II.V Учение о государстве
К. Маркс писал о Гоббсе, как о выдающемся философе нового времени,
который "стал рассматривать
государство человеческими
его естественные законы из
разума и опыта, а не теологии"
В "Левиафане" Гоббс дал
развернутое определение
"Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало
себя путем взаимного договора
между собой огромное
чтобы это лицо могло
Из этого определения следуют основные принципы договорной теории государства:
1. Государство
есть единое лицо. "Тот,
кто является носителем этого
лица, называется сувереном, и
о нем говорят, что он
означает, что во главе государства
должен обязательно стоять
Суверенная власть может
случаях власть государства едина и нераздельна, она сводит волю всех граждан
"в единую волю".
2. Люди,
создавшие государство путем взаимного договора, не только санкционируют все его
действия, но и признают себя
ответственными за эти
3. Верховная
власть может использовать
необходимым для их мира и защиты. При этом верховная власть не несет какой-либо
ответственности за свои
эти действия перед ними.
Государство
обладает наивысшей возможной властью и оно "безнаказанно может делать все,
что ему угодно". Государство, по взглядам Гоббса, это - великая и могучая
сила, своего рода "смертный бог", безраздельно властвующий над людьми
и возвышающийся над ними. Наделяя государство неограниченной, абсолютной
властью, Гоббс существенно ограничивал
права подданных. И хотя люди создали эту силу для защиты своей жизни и
обеспечения безопасности, т.е. в своих собственных интересах, она действует
так, как считает нужным и, ни в чем зависит от своих поданных, требует от них
беспрекословного подчинения и полного послушания. Вместе с тем автор
"Левиафана"
считает, что если большая
"неправильное
сопротивление верховной
ожидает смертная казнь, то они имеют право соединиться "для взаимной
помощи и защиты". Здесь Гоббс
отталкивается от своего
естественного права, которое позволяет каждому человеку "защищать себя
всеми возможными средствами".
Гоббс, различает три вида
государства: монархию, демократию и аристократию. К первому виду относятся
государства, в которых
-
государства, в которых
граждан имеет права голоса. Этот вид государства Гоббс называет
народоправством. К третьему
власть принадлежит собранию, где правом голоса обладают не все граждане, а лишь
известная часть их. Что касается других традиционных форм правления (тирании и
олигархии), то Гоббс не считает
их самостоятельными видами
Тирания- это та же монархия, а олигархия ничем не отличается от аристократии.
Вместе с тем, симпатии Гоббса принадлежали монархии, которая, на его взгляд,
наиболее приспособлена для осуществления главной цели государства - обеспечения
мира и безопасности народа. Ведь люди, осуществляющие власть, тоже эгоисты, а
эгоизм одного легче
Уподобляя государство
"который является лишь искусственным человеком, хотя и более сильным, чем
естественный человек, для
подчеркивает, что всякий государственный организм может существовать только в
условиях гражданского мира. Смута есть болезнь государства, а гражданская война
- его смерть.
Государство, отождествленное
с обществом и народом,
интересы и цели. Единство интересов
всех граждан он считает
постоянным фактором, цементирующим государственное устройство, скрепляющим его
организацию. Как отмечал
полностью игнорировал
эпоху английской буржуазной революции.
Гоббс, естественно,
классовую природу государства.
общие интересы подданных,
видит ни экономических, ни
политических интересов каких-
Межгосударственные отношения,
Гоббсу, могут быть только отношениями соперничества и вражды. Государства
представляют собой военные
и оружия. Такое состояние государств,
подчеркивает Гоббс, следует
"ибо
они не подчинены никакой
вскоре нарушается". Очевидно, что на взгляды Гоббса большое внимание
оказала эпоха, в которую он жил. В то время европейскими государствами велись
беспрерывные и кровопролитные войны. Несмотря на это, были мыслители, которые в
тех же исторических условиях считали войну не естественным, а
противоестественным
II.IV Учение о религии
В своих сочинений великий философ
выражал свое отношение к
влияние на все сферы жизни общества, подчинить себе саму верховную власть. Он
считал, что "если религия, за
исключением естественного
зависит от случайных людей, то она должна, - ибо чудес уже давно не бывает -
зависеть от законов
закон. Не рассуждать о ней следует, а исполнять ее". Гоббс осуждал
различные религиозные
божественного происхождения
теории естественного права и общественного договора. "…В христианских
государствах суждение, как о светских, так и о духовных делах принадлежит
гражданской власти, и тот человек или то собрание, которое обладает верховной