Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 19:00, реферат
Веком
гениев называют 17-е столетие историки
философии и естественных наук. При этом они имеют в виду множество блестящих
мыслителей, трудившихся тогда на поприще науки, заложивших фундамент
современного естествознания и по сравнению с предшествующими столетиями далеко
продвинувших естественные науки,
особенно философию.
философской.
Философия подразделяется
две основные части: философию
природы и философию
интересуют естественные тела, которые являются продуктами природы. Вторая
исследует явления социальной жизни, и в первую очередь государство, образующее
искусственное, политическое
людьми. Чтобы познать государство
необходимо предварительно
склонности и нравы людей,
занимается философия морали.
Таким образом, философская
Гоббса складывается из трех взаимосвязанных частей: учение о естественных
телах, учение о человеке и учение о политическом теле, или государстве.
Вместе с тем, Гоббс включает в свою систему еще две философские
дисциплины: логику и первую философию.
Первую из них он
- согласно Гоббсу, логическое рассуждение, лежащее в основе всякого
философствования, сводится к двум
умственным операциям:
Складывать и вычитать можно не только числа и величины, пояснял Гоббс, но и
понятия. Так, например, в результате сложения понятий
"четырехугольник", "равносторонний" и
"прямоугольный" получается понятие "квадрат".
Уподобление логических
важную особенность
подход к логическому мышлению. Если его предшественник Бэкон недооценил роль и
значение математики в
натурфилософских идей Галилея и Декарта превратил математику (арифметику и
геометрию) в универсальный
действительности.
Верный своему утверждению, что все операции разума сводятся, в конечном
счете, к сложению и вычитанию, он устанавливает два основных метода
доказательств: синтетический, соответствующий сложению и аналитический,
соответствующий вычитанию. Философия пользуется обоими методами соответственно
задачам, которые она себе
"Первая философия" открывает у Гоббса философию природы,
трактуя о пространстве, времени,
теле и его свойствах, причине,
универсальных понятиях. Мир телесен, подчеркивает Гоббс, т.е. вещественен,
материален. Бестелесная субстанция не существует, и существовать не может. Она
является такой же фикцией,
как и пресловутые "
или "субстанциальные формы". "Всякая часть тела является точно
так же телом и имеет те
же измерения, и,
часть вселенной… Вселенная
есть ничто и, следовательно, нигде не существует".
II.II Философия природы
Учение о теле и его свойствах,
движение, составляет сердцевину
философии природы Томаса
английский мыслитель поставил
перед собой задачу
"совокупность всех тел", наделенных
протяжением, пребывающих в движении или покое. Гоббсово определение тела
гласит:"…Телом является все то, что
не зависит от нашего мышления и совпадает с какой- нибудь частью пространства,
или имеет равную с ней
материалист, лишивший материю,
многообразных качеств, за
протяжение",- утверждает Гоббс,- "ибо без протяжения или какой-
нибудь формы нельзя себе представить никакого тела". Вместе с тем, имеются свойства, которые не
являются общими, а принадлежат лишь отдельным телам - движение, покой, цвет,
твердость и т.п. Эти свойства не постоянны, они исчезают и возникают вновь,
беспрестанно изменяются. Однако
само тело при этом
существовать.
Протяженность составляет, по Гоббсу, составляет реальное объективное
пространство, которое следует отличать от пространства воображаемого,
существующего лишь как
"Воображаемое
пространство есть свойство
тела, существующего вне сознания".
Подобным образом решается и
проблема времени. Понятие
лишь идею, или образ, которую движущееся тело оставляет в нашем сознании.
"Время
есть воображаемый образ
движении то, что совершается раньше и позже, или последовательность".
Оригинальность точки зрения Гоббса состоит в том, что признавая
пространство и время
объективному миру приписывает
реальную протяженность и
быть, Гоббс проводит резкую грань между субъективными формами пространства и
времени и объективным
II.III Теория познания
В философском сознании той
эпохи существует взаимная
переплетение двух концепций - сенсуалистической и рационалистической. Они
выступают в качестве
предпринята попытка
Гоббс утверждал, что
из которых мы черпаем все наши знания. "Первое начало всякого знания - образы восприятий и воображения …"
"Опыт есть основа всякого знания …" "Нет ни одного понятия в
человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или
частично, в органах ощущения". В
его воззрениях субъективный характер ощущений выступал совершенно
отчетливо:"…объект есть одно, а воображаемый образ или призрак - нечто
другое". Но, Гоббс использовал термины "призраки",
"фантомы", "фантасмы" для обозначения не каких-то иллюзий,
а полноценной чувственной
всегда неполон, незакончен и поэтому не позволяет прийти к установлению
"всеобщих положений", открываемых лишь научно-философским познанием.
В этой связи
Гоббс различает два вида
на чувственном опыте, и
ум".
Один из наиболее важных
всей его философии - учение о языке.
Развитая Гоббсом теория языка исходит из того, что человеческая речь
представляет собой особую
регистрация и закрепление в памяти
мыслей познающего субъекта и. во-вторых, выражение и передача этих мыслей
другим людям. Созданное
понятий и терминов. Важнейшие из них - это "метка", "знак"
и "имя".
"Речь, или способность
говорить, есть сочетание слов, установленных волей людей, для того чтобы
обозначить ряд представлений о предметах, о которых мы думаем". Элементами
речи являются по Гоббсу, слова, или имена. "Имя есть слово, произвольно выбранное нами в качестве метки, чтобы
возбуждать в нашем уме мысли, сходные с прежними мыслями, и одновременно,
будучи вставленными в
признаком того, какие мысли были и каких не было в уме говорящего".
Имена могут быть метками, так и знаками. Роль меток они выполняют тогда, когда
помогают оживить в памяти собственные мысли. Знаками же они становятся тогда,
когда начинают служить
"Разница
между метками и знаками
для нас самих, последние же для других". "Для построения и развития
философских знаний необходимы
знаки, при помощи которых
быть сообщены и разъяснены другим". Речь выступает в учении Гоббса и как
орудие мышления, и как средство общения.
Гоббс выдвигает и
понимание истины, неоднократно
подчеркивая, что "истина
том, что высказано, а не в самих вещах", что "истина - свойство не
вещей, а суждений о них".
Выделяется лишь одна его
содержания истинного знания - принадлежность нашему сознанию. Эта тенденция
усугубляется под воздействием номиналистической и языковой теории Гоббса,
которая рассматривает понятия истины и лжи как атрибуты одной только речи.
"Там, где нет речи, нет ни истины,
ни лжи". С другой стороны, в
высказываниях Гоббса об истине можно обнаружить и другую тенденцию. Она
опирается на
отражающее объективные свойства и связи вещей. Важно также отметить, что
необходимые истины Гоббс считает вечными, абсолютными истинами, игнорируя.
Таким образом, как и все метафизические материалисты, диалектику процесса
познания, соотношение относительной и абсолютной истин. "Необходимыми
истинами являются только
предположения, истинные во
свойство одного лишь языка, как атрибута речи, и только речи. Поэтому истину он
в соответствии со своей
дефинициях, а также в правильной расстановке имен в суждениях и умозаключениях.
И все же сочинения Гоббса пронизаны
убеждением и верой в
чувств, в возможность достижения истинного знания. Гоббс не сомневается в том,
что люди становятся мудрее по мере того, как они научаются правильно мыслить и
пользоваться речью, что рост
знания способствует
рода, умножению жизненных богатств.
Гоббс стремиться решить проблему
взаимосвязи чувственного и
двух моментов познавательной деятельности человека Гоббс, естественно, не смог обнаружить, но он подходил к идее
единства чувственной и
и другую стороны как разновидности человеческого опыта. Таким образом, он
сопоставляет два вида знания:
первичное, или простое
теоретическое, основанное на рассуждении. Гоббс пишет: "Первого рода
знание есть опыт относительно того, что запечатлевается в нас вещами,
действующими на нас извне; второго рода знание есть опыт, которым люди обладают
относительно правильного
II.IV Мораль и право
Большая заслуга Гоббса в том, что он
первый положил в основу
Обращение к "человеческой природе" с целью обоснования тех принципов,
на которых должна основываться общественная жизнь, было типично для мыслителей
нового времени. Политику и право, мораль и религию они пытались вывести из
природы человека как такового,
имея в виду сумму
человеческой натуры, постоянных и неизменных ее проявлений и черт.
Гоббс считал, что в самой природе
людей заложены причины для
соперничества, недоверия и
к враждебным столкновениям и
насильственным действиям,
чтобы погубить или покорить других. К этому присоединяются жажда славы и
разногласия во мнениях,
Словом, возникает "война всех против всех". В ходе такой войны люди
употребляют насилие, чтобы
так или иначе, каждый
силу и ловкость, находчивость и изобретательность - "…люди от природы
подвержены жадности, страху, гневу
и остальным животным страстям"
ищут "почета и выгод", действуют "ради пользы или славы, т.е.
ради любви к себе, а не к другим".
Эгоизм объявляется, таким
главным стимулом человеческой деятельности. Но Гоббс не осуждает людей за их