Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:19, доклад
Словарь включает в себя около 1000 аналитических статей, охватывающих как всю полноту классического философского канона, так и новейшие тенденции развития философии в контексте культуры постмодерна. Более 200 феноменов и персоналий впервые введены в энциклопедический оборот. Словарь предназначен для специалистов в области философии, культурологии, социологии, психологии, а также для аспирантов и студентов гуманитарных специальностей. Может быть использован учащимися лицеев и колледжей с углубленной гуманитарной подготовкой.
ГЕЛЬМГОЛЬЦ (Helmholtz) Герман фон (род. 31 авг. 1821, Потсдам – ум. 8 сент. 1894, Берлин) – нем. физик и психолог; с 1871 – профессор в Берлине. Находился под влиянием философии Канта; основатель психологии чувств. По Гельмгольцу, наши ощущения суть действия, вызываемые внешними причинами в наших органах чувств; они зависят как от возбуждающего их объекта, так и от воспринимающего аппарата органов чувств. Поэтому ощущение есть не отражение объекта, а своего рода символ. Закономерность действительного мира отражается в мире символов, посредством познания которого мы можем направлять нашу деятельность так, чтобы она приносила желаемый успех, т.е. чтобы появлялись ожидаемые новые ощущения. Исходя из этого, Гельмгольц дал теоретико-познавательное обоснование геометрии и естественнонаучного исследования. Осн. произв.: «Ьber das Sehen des Menschen», 1855 (рус. пер. «О зрении», 1896); «Die Lehre von den Tonempfindungen», 1863 (рус. пер. «Учение о слуховых ощущениях», 1875); «Die Tatsachen in der Wahrnehmung», 1879 (рус. пер. «Факты в восприятии», 1880); «Sriften zur Erkenntnistheore», 1921.
ГЕЛЬМОНТ (Helmont) Иоганн Баптиста ван (старший) (род. 1577, Брюссель – ум. 30 дек. 1644, Фильфорд, близ Брюсселя) – нидерл. врач, химик и натурфилософ. Развивал учение Парацельса и сделал беглый набросок виталистического учения о природе, в основу которого положил в качестве (немеханической) причинности жизнеформирующую силу, архей и полную жизни материю. Главное произв. – «Ortus medicinae, hrsg. von J. B. Helmont», 1648.
ГЕЛЬМОНТ (Helmont) Франциск Меркурий (младший) (роди 1614, близ Брюсселя – ум. 1699, Берлин) – нем. врач. Привил вкус к философии среди придворных, вслед за Парацелъсом и своим отцом развивал спекулятивную натурфилософию. Создал собственное учение о монадах, которое оказало влияние (через личное знакомство) на Лейбница. Осн. произв.: «Seder olam sive ordo seculorum», 1693; «Opuscula philosophica», 1695.
ГЕЛЬПАХ (Hellpach) Вилли Гуго (род. 26 февр. 1877, Эльс, Силезия – ум. 6 июля 1955, Гейдельберг) – нем. неврапатолог и психолог; с 1926 стал профессором в Гейдельберге; от психиатрии пришел к философии («Grenz wiss. der Psychologie», 1902; «Nervositдt und Kultur», 1903; «Nervenleben und Weltanschauung», 1905; 4Psychologie der Umwelt», 1924, и др.). В своем осн. произв. («Die geopsychischen Erscheinungen», 1911, под названием «Geopsyche») он рассматривал «влияние на человеческую душу погоды и климата, почвы и ландшафта» (см. также Геопсихология). В политических произв. («Zwischen Wittenberg und Rom», 1930) Гельпах выставляет уравнивание идей и культурных сил в качестве принципа исторического развития. В последующих своих работах («Sozialpsychologie. Ein Elementarlehrbuch», 1933; «Volk als Naturtatsache», 1935; «Einfьhrung in die Vцlkerpsychologie», 1938; «Mensch und Volk der GroЯstadt», 1939; «Deutsche Physiognomik», 1942; «Der Sozialorganismus», 1953; «Der deutsche Charakter», 1954) он обратился к исследованию нем. национальной психологии, а в последних трудах – к проблеме смены идей, происходящей со сменой поколений, к религиозной проблеме и вопросу о духовной закономерности в истории («Vцlkerentwicklung und Vцlkergeschichte», 1944; «Sinn und Seele», 1946; «Tedeum, Laienbrevier einer Pantheologie», 1947; «Das Magethos», 1947; «GrundriЯ der Religionspsychologie», 1951; «Kulturpsychologie», 1953; «Erzogene ьber Erziehung», 1954).
ГЕМСТЕРГЕЙС (Hemsterhuis) Франц (род. 27 дек. 1721, Франкер, Фрисландия – ум. 3 июля 1790, Гаага) – нидерл. философ; представитель мистически-поэтического неоплатонизма. По Гемстергейсу, материя является «застывшим духом» (подобно Богу-природе Гёте, которая позволяет твердыне раствориться в духе, а продукты духа сохраняет как нечто прочное для чувственного восприятия). Прекрасно то, что производит впечатление совершенного; это одновременно и хорошо, если оно способствует единению с божественным целым. Гемстергейс поддерживал тесную связь с католич. кругом княгини Голициной в Мюнстере, к которому принадлежали также Якоби и Гаманн. Его эстетические воззрения оказали большое влияние на раннюю романтику. Осн. произв.: «Lettre sur la sculpture», 1769; «Lettre de Diodes a Diotime sur Patheisme», 1787 (содержит его психологические взгляды).
ГЕН (от греч. genos – происхождение) – в биологии характеристика врожденных свойств, единица наследственного материала. Наследственность основана на передаче генов новому поколению. Гены – самостоятельные единицы, передающиеся несмешанными и неразделенными; они присутствуют во всех клетках. Каждый ген действует совместно с гомологичным геном. Поэтому в совокупности гены образуют своего рода двойной набор. При образовании половых клеток гомологичные пары расходятся, так что зрелые половые клетки содержат только простой (не двойной) набор. Согласно хромосомной теории наследственности, хромосомы являются носителями генов («ядерных генов») (см. Наследственность). В соответствии с современными взглядами, гены являются гигантскими белковыми молекулами, образующими в линейном порядке главную составную часть хромосом. На основе новейших исследований утверждают, что наряду с генами ядра существуют плазмовые гены, находящиеся в плазме, окружающей клеточное ядро, и при делении клеток неравномерно рассеивающиеся; плазматические врожденные свойства могут изменяться под влиянием окружающего мира. Ген рассматривается как динамическая система процессов. Согласно этому исследованию, определенные врожденные свойства подчинены не определенным генам, а генетической системе клеток, охватывающей ядро и плазму.
ГЕНЕЗИС (греч. genesis – происхождение, становление) – происхождение, возникновение, развитие, напр. биогенезис (возникновение или развитие жизни); название 1-й книги Моисея, изображающей картину возникновения мира (Книга Бытия).
ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ (от лат. generalis общий, главный) – обобщение, метод математики и естествознания (в меньшей степени – наук о духе), где путем индукции, путем образования понятий из единичного выводится общее.
ГЕНЕТИКА (от греч. genesis – происхождение) – учение о развитии; генетический – относящийся к возникновению и развитию, рассматриваемый с точки зрения развития, эволюционно-исторический (напр., генетическая психология).
ГЁНИГСВАЛЬД (Hцnigswald) Рихард (род. 18 июля 1875, Венг. Альтенбург – ум. 11 июля 1947, Нью-Хейвен, Коннектикут) – нем.-амер. философ; 1930 – 1933 – профессор в Мюнхене, с 1933 жил в США. По Гёнигсвальду, философия – это теория предмета и всех функций предмета (метода, познания), она является •«строгой» наукой, ибо это – наука о «последних определенных» понятиях (в которых выражается проблема предметности). Гёнигсвальд особенно известен своими работами по психологии мышления. Осн. произв.: «Beitrдge zur Erkenntnistheorie und Methodenlehre», 1906; «Prinzipienfragen der Denkpsychologie», 1913; «Die Grundlagen der Denkpsychologie», 1918; «Grundfragen der Erkenntnistheorie», 1931; «Philosophie und Sprache», 1937.
ГЕНИЙ (лат. genius) – высшая степень творческой одаренности, которая проявляется как оригинальная способность понимания (интуиция), соединения различных элементов (фантазия), творческого формирования и изображения, а также человек, обладающий этой одаренностью. В нем. поэзии и философии 18 в., включая романтику, гений – это выдающийся, исключительный человек. Кант называет гениального человека «любимцем природы», а «гений» – это врожденное душевное свойство, благодаря которому природа предписывает правила не только науке, но и (изящным) искусствам («Критика способности суждения», § 46 – 49). Гёте, присоединяясь к Гаманну, Гердеру, а также к культу гения в период «Бури и натиска», еще более четко определяет гения как высшее формосозидающее дарование; подобно ему, Шиллер рассматривает его как творческую наивность. Ницше также считал творческую детскость осн. качеством гения. В Новое время предпринималась попытка поставить «гений» в один ряд с сумасшествием (Моро де Тур, Ломброзо и др.); уже Платон говорит о «божественном безумии» поэтов. Действительно, многие гениальные люди впадали в безумие (Тассо, Свифт, Ленау, Шуман, Галлер, Ницше); действительно, у гения иногда возникает внезапная жажда творчества, сходная с определенными оригинальными и идейно высокопроизводительными фазами, граничащими с областью легкой психопатологии (легкими фазовыми колебаниями гипомании – стадией, предшествующей шизофрении, для которой характерны видения и т. п.). Но если охарактеризовать жизнь гения, отличающуюся от жизни др. людей, как «извращение» , то это не обязательно должно быть болезненное, неправильное, произвольное исключение, а с социологической точки зрения это в то же время творчески формирующая вершина человеческого существования, устанавливающая правила и созидающая законы. Современная психиатрия не развила дальше теорий Ломброзо («Гениальность и помешательство»).
ГЕНОТЕИЗМ (от греч. hen – один и theos – Бог) – см. Бог.
ГЕНРИХ ГЕНТСКИЙ (род. 1217, Гент – ум. 29 июня 1293, Турне) – средневековый философ; с 1276 – магистр теологии в Парижском ун-те, сторонник августинианства и противник томизма, выступал против предпочтения интеллекта и подчеркивал могущество воли.
ГЕОПСИХОЛОГИЯ (от греч. ge Земля и психология) – наука, исследующая влияние погоды, времен года, почвы, ландшафта на душевную жизнь; она близко соприкасается с осн. проблемами сознания (проблемами сна, утомления, кривой производительности труда), с психопатологией (лунатизмом), тропическим бешенством, горной болезнью (амоком) и медициной (отдыхом, лечением), а также сексуальной психологией (весенним опьянением, страстью), эстетикой природы и ландшафта, психологией животных (перелетом птиц, зимней спячкой, жизненным ритмом).
ГЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. ge – Земля и лат. centrum – центр) – мировоззрение, согласно которому Земля есть центр мира (напр., средневековое, христ. мировоззрение). Со времени Коперника утвердился гелиоцентризм, считающий центром Солнце. В настоящее время проблема «центра» мира не рассматривается.
ГЕРАКЛИТ Эфесский (род. ок. 544 – ум. 483 до Р. X.) – древнегреч. философ; политический деятель в Эфесе, за глубокомыслие своего учения прозван «темным», за свою трагическую серьезность – «плачущим философом». Гераклит учит: мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и снова закономерно угасающим. Из всемогущего божественного первоогня, который является чистым разумом, логосом, путем раскола и борьбы произошло множество вещей («путь вниз»); согласие и мир ведут к оцепенению, пока оцепеневшее вновь не превращается в единство первоогня («путь вверх»). В этом вечном движении вверх и вниз из Единого происходит все и из всего – Единое. Все течет, но в этом течении господствует логос как закон, который познают лишь немногие. Так, Бог есть день и ночь, лето и зима, война и мир, сытость и голод; добро есть зло, и зло есть добро; во всем объединены противоположности, и тем не менее существует скрытая гармония, и эта невидимая гармония лучше, чем видимая противоположность. Война есть отец всех вещей, и в одних она обнаруживает богов, в других – людей, в одних – рабов, в других – свободных. Мудрость есть познание разума, логоса, господствующего во всем, правящего всем посредством всего; быть мудрым – значит склониться перед этим разумом и подчиниться ему. Только путем подчинения законам разума, которые выражаются как в устройстве государства, так и в устройстве природы, человек может приобрести душевную ясность, которая создает его высшее счастье. Учение Гераклита оказало большое влияние на греч. философскую мысль. Оно было воспринято стоиками и благодаря им распространилось на христ. и всю западную философию. В Новое время его развивали дальше гл. о. Гегель, Шлейермахер, Лассаль и Ницше. Теоретики марксизма, в т. ч. и Ленин, охотно обращались к Гераклиту («Философские тетради»).
ГЕРБАРТ (Herbart) Иоганн Фридрих (род. 4 мая 1776, Ольденбург – ум. 14 авг. 1841, Гёттинген) – нем. философ; с 1805 – профессор в Гёттингене, с 1808 – в Кенигсберге, с 1831 – снова в Гёттингене. Согласно Гербарту, философия – это обработка понятий. Логика стремится к отчетливости (ясности) понятий, метафизика – к их упорядочению, эстетика в широком смысле слова, содержащая в себе также этику, – к дополнению понятий определениями ценности. Для метафизики Гербарта характерно то, что он предполагает существование множества простых реальных сущностей (подобных лейбницевским монадам), каждой из которых соответствует простое само себя сохраняющее качество. Душа – это простая реальная сущность, место которой в мозгу; статика и механика представлений как форма (ритм) самосохранения души достаточны для объяснения психических явлений, т. к. для их разъяснения нет надобности прибегать к т. н. душевным способностям: «Закономерность душевной жизни совершенно тождественна закономерности звездного неба». Психология Гербарта в области абстрактного мышления является чистым интеллектуализмом, в области чувств и воли она менее интеллектуалистична. Источником эстетических и этических идей, согласно Гербарту, являются непроизвольные суждения вкуса, источником этических идей – в частности, суждения вкуса в применении к волевым отношениям. Нормами нравственной жизни как отдельного человека, так и всего общества служат практические идеи: 1) внутренней свободы, 2) совершенства, 3) благосклонности, 4) права, 5) возмездия или справедливости. В государстве эти идеи становятся идеями правового общества, системы заработной платы, системы управления, системы культуры и воодушевленного общества. На этике Гербарта основана его педагогика, вокруг которой в 19 в. была создана, вопреки намерениям Гербарта, особая школа педагогического формализма. Осн. произв.: «Allgemeine Pдdagogik», 1806 (рус. пер. «Главнейшие педагогические соч.», 1906); «Hauptpunkte der Metaphysik», 1806; «Allgemeine praktische Philosophie», 1808; «Lehrbuch zur Einleitung in die Philosophie», 1813; «Lehrbuch zur Psychologie», 1816 (рус. пер. «Психология», 1895); «Psychologie als Wissenschaft», 2 Bde., 1824-1825; 4Allgemeine Metaphysik», 2 Bde., 18281829.
ГЕРБЕРТ ЧЕРБЕРИ – см. Чербери.
ГЕР ДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (род. 25 авг. 1744, Морунген, Восточная Пруссия – ум. 18 дек. 1803, Веймар) нем. философ; с 1776 занимал должность суперинтенданта, которую получил благодаря содействию Гёте. В 1762 – 1764 изучал теологию в Кенигсберге (здесь на него оказали влияние Кант и Гаманн); в 1764 – 1769 был учителем и священником в Риге и после продолжительного путешествия (он сопровождал наследного принца фон Гольштейн-Ойтина) в 1770 познакомился в Страсбурге с молодым Гёте; в 1771 приехал в качестве придворного пастора в Бюккебург. Философия Гердера сложилась под влиянием прежде всего Джордано Бруно, Спинозы, Лейбница и Гаманна, с которым он был дружен. Философию позднего Канта он резко отклонил, его исследования называл «глухой пустыней, наполненной бессодержательными порождениями ума и словесным туманом с большим притязанием». Тезису Канта он противопоставил в качестве опровержения ход развития языка: «Только с речью возникает разум». Гердеровская философия языка и собранные им народные песни («Stimmen der Vцlker in Liedern», 1778-1779, мастерски переведенные на нем. язык) привлекли внимание в особенности к тем народам, которые еще не утратили свои типические нравы и обычаи и природную силу языка. Гердер, т. о., стал поклонником южнослав. песен (о южнослав. народностях Западная Европа до этого ничего не знала). Кроме того, он является отцом европейской славистики – науки о слав, языках. В своей философии Гердер пытается во всяком бытии и событии выявить тенденцию к высшей цели. Пространство и время суть понятия, взятые из опыта, форма и материя познания в их источнике также не оторваны друг от друга. Вместо «критики разума» нужна физиология человеческих познавательных способностей. В истории, как и в природе, все развивается из определенных естественных .условий в соответствии со строгими законами. Закон прогресса в истории основывается на законе прогресса в природе, который скрыто действует уже в неорганических естественных силах, познается естествоиспытателем уже в восходящем ряде органических существ, а для исследователя-историка обнаруживается в духовных устремлениях человеческого рода; история представляет собой прогрессивное развитие к гуманизму. Вещи не происходят друг из друга, а все развивается из Бога – вечного и бесконечного корня всех вещей, и мировая закономерность и миропорядок являются выражением божественной силы и разума. Несмотря на свою приверженность к всеохватывающей идее гуманизма человечества и к надысторической нравственной цели человечества, Гердер тем не менее снова указывает на особую способность исторических образов, культур и эпох развиваться из самих себя. Осн. произв.: «Ьber den Ursprung der Sprache», 1772 (рус. пер. «Трактат о происхождении языка», 1959); «Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit», 1774 (рус. пер. «Еще один опыт философии истории для воспитания человечества», 1959); «Stirnen der Vцlker in Liedern», 1778-1779; «Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit», 4 Tie., 1784-1791 (важнейшее произв., неоконченное; рус. пер. «Идеи о философии истории человечества», 1959); «Briefe zur Befцrderung der Hummanitдt», 1793-1797 (рус. пер. «Письма для поощрения гуманности», 1959); «Verstand und Erfahrung. Vernunft und Sprache, eine Metakritik zur Kritik der reinen Vernunft», 1779; «Sдmtliche Werke», 45 Bde., 1805-1820; «Kritische Ausgabe», 33 Bde., 1913.