Философский смысл проблем Бытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:25, творческая работа

Описание работы

Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной для систематического основания действительности. Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией. Категории Бытия объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы, процессы. Многие философские системы стремятся рассматривать мир как некую целостность. Для выражения единства бытия имеется особая категория субстанция.

Файлы: 1 файл

Философский смысл проблем Бытия.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

  Философский смысл проблем Бытия.

    

     Проблема Бытия обсуждается  философами всегда. Многие мыслители  считали ее исходной для систематического основания действительности.

     Бытие –  это существование во всех  его многообразных формах. Учение  о Бытии называется онтологией.

     Категории Бытия объединяет  по признаку существования самые  различные явления, предметы, процессы. Многие философские системы стремятся  рассматривать мир как некую  целостность. Для выражения единства  бытия имеется особая категория субстанция. Субстанция означает внутреннее единство многообразие вещей, существующие через них и по средствам их. Субстанцией признавали то материальное, то идеальное. В одних учениях – много субстанций, в иных – одно.

     Плюрализм в философском  смысле означает признание множество субстанций.

     Дуализм – исходит  из двух основ, двух субстанций, одна из которых материальная, другая – идеальная. Учение, признающее  одну субстанцию, называются монистическими. Они представляют монизм. Религиозные  философы, например В.С. Соловьев, считал, что краеугольным камнем «философии единства» должно быть признание своего одушевленным. Факт внешнего, материального отношения есть внутреннее отражение внутреннего, психического состояния существа.

     Философская категориям бытия связана с реальной жизнью отдельного человека и человечества.

     Жизнь каждого человека  опираются на понятные основания.  Мы их принимаем без сомнений  и рассуждений. Самое главное,  что мир есть, имеется. У каждого  из нас возникает естественная потребность, чтобы этот мир существовал и впредь, как стабильное целое.

     Проблема Бытия остро  возникает тогда, когда фундаментальные  предпосылки жизни и сознание  начинает «уплывать», становится  предметом сомнений. Природа и  стабильная жизнь постоянно изменяются и дают человеку поводы для сомнений в вечном и неизменном существовании мира.

     Все-таки идея о  непреходящем существовании природы  более стабильно в истории  мысли, хотя человек, отдельные  вещи, процессы – конечны. 

     Мир, действительность имеет логику своего внутреннего развития, своего существования. Мир существует до сознания, до Бытия отдельных людей, их осознание, их действий.

    

Содержание  категории Бытие.

 

Данное понятие связано  с целым рядом других категорий (небытия, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера).

Категория Бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного  осмысления вопроса о существовании  мира:

  1. мир есть, существует как безпридельная и неприходящяя целостность;
  2. природное и духовное, индивиды и общество равно существует, хотя и в разных формах;
  3. их различное по форме существования предпосылка     единство мира;
  4. мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания его людей.

 

Основные формы  Бытия.

 

Формы бытия различны:

  1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на Бытие вещей, процессов, состояние природы, Бытие природы как целого и Бытие вещей и процессов, сотворенных человеком;
  2. Бытие человека (Бытие человека мире вещей и собственно специфическое Бытие);
  3. Бытие духовного (идеального), которое делится на:
  • индивидуализированное духовное
  • объективированное (внеиндивидуальное) духовное;
  1. Бытие социального, которое делится на:

- индивидуальное Бытие (Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории)

- Бытие общества.

 

Реальное и кажущееся  Бытие.

Реальное Бытие, т.е.  само по себе, независимо от субъективного отражения, обозначается еще как ноуменальное бытие (ноумен умопостигаемая сущность, от греческого «поите поп»), вещь сама по себе, «действительное».

Кажущееся Бытие, т.е. такое бытие  в плане существования, выражается термином феноменальное бытие (феномен  – явление, данное в бытие), «иллюзорное», или просто «явление». Восприятие мира таким, каков он есть в ощущениях человека, заставляет нас с доверием относится к данным опыта.

Но далее мы сталкиваемся с проблемами типа «геоцентрическая» система  мира. Проблема кажущегося и действительности упирается в поиски критериев. Часть  философов считает, что критерии не может быть найден. Он следует из рассуждений И.Канта: разум должен принимать на веру существование вещей вне нас. Аналогичный вывод сделал австрийский философ Л.Винтгенштейн (1889-1951), утверждавший, что признание некоторых «очевидных» вещей вроде того, что люди знают свое имя и своих родителей, есть уступка здравому смыслу, нужная для того, чтобы человек мы как-то жить отталкиваясь от «несомненных» вещей.

Вместе с тем, нельзя не отметить,что  познаваемость мира, как черта  многих философских систем (гегелевский, марксистской и т.д.) означает, что Критерий – это практика. Самолет отрывается от земли и совершает перелет через Северный полюс. Это есть подтверждение только того, что теоретики, металлурги, физики, механики и другие ученые верно отразили законы сопромата, физики, аэродинамики в конструкции летательных аппаратов. 

 

Познание как  объект философского анализа.

 Человечество всегда стремилось  к приобретению новых знаний. Теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях. Но человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Наконец, самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Все эти многочисленные вопросы, а так же и те, которые рождаются в области других наук и в общественной практике, способствуют оформлению обширной проблематики теории познания.

Человеческий разум, в процессе познания каждый раз пытается ответить на вопрос: познаваем ли мир в принципе?

В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты, утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания.

Основная проблема, которая подводит к агностицизму, заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. А раз так, то насколько возможно человеческому разуму постичь сущность мироздания? Получается, что мы ограничены в наших способах познания, и не в состоянии сказать ничего достоверного о мире, как он существует сам по себе.

Одним из истоков агностицизма является гносеологический релятивизм, -  абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. Сторонники релятивизма исходят из принципа, что все в мире скоротечно, истина выражает наши знания о явлениях мира лишь в данный момент, и то, что вчера считалось истиной, сегодня признается заблуждением. Еще большей зыбкости подвержены оценочные суждения. То, что недавно признавалось непререкаемым, теперь низвергаем как исчадье ада и кошмар пережитого некогда страдания. Оценки меняются, как цветные пятна в калейдоскопе. молчать и лишь в случае самой крайней необходимости указывать пальцем: тут уж ни в чем не ошибешься!

Скептическая мысль восходит отчасти к рассуждениям античных философов: : “Кто ясно хочет познавать, тот  должен прежде основательно сомневаться”.

Агностицизм есть гипертрофированная форма скептицизма. Скептицизм, признавая принципиальную возможность познания, выражает сомнение в достоверности знаний. Человек, движимый стремлением к знанию, говорит: “Я не знаю,  что это такое, но надеюсь узнать”. Агностик же утверждает: “Я не знаю, что это такое, и никогда не узнаю”.

 Однако в раз|умной мере скептицизм полезен и даже необходим. Как познавательный прием скептицизм выступает в форме сомнения, а это - путь к истине. Невежество утверждает и отрицает; знание — сомневается.

Говоря о познании, следует обратить внимание на чрезвычайное разнообразие видов или характеров знания.

Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с  жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.

Значимость житейского знания в  качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного ученого. Научные знания. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Сущность научного знания, заключается в понимании действительности, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее.

Практическое  знание. К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Цель научного познания - открытие закономерности. Цель практики - создание новой вещи (прибора, устройства, компьютерной программы, промышленной технологии и т.д.) на основе уже полностью известных знаний. Преобразуя мир,  практика преобразует  человека.

Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой - в целостном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии. Восприятие художественного образа влечет за собой огромное расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настоящего, и сферу прошлого, а иногда - и будущего.

Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект.

Субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом которой является все социальное целое. В конечном счете, высший производитель знания и мудрости - все человечество. В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество ученых. В этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают их особо высокие познавательные достижения. Имена этих людей история сохраняет как обозначение выдающихся вех в эволюции научных идей.

Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе познания, составляет объект познания, становится в определенном смысле “собственностью” субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение.

В современной гносеологии принято  различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания — это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Так, человек является объектом изучения многих наук - биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако,  каждая из них “видит” человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, медицина - его недуги и способы их лечения и т.д.

Известно, что человек является творцом, субъектом истории, сам  создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Следовательно, объект социально-исторического познания не только познается, но и создается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован. В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека. В силу этого взаимодействие субъекта и объекта в социальном познании особо усложняется.

 

Рациональное  и чувственное познание. Теория истины.

Важной проблемой гносеологии  является вопрос о том, как, каким  образом происходит процесс познания мира субъектом познания. Сталкиваясь с окружающей действительностью, человек, прежде всего, воспринимает ее на уровне чувств. Чувственное познание есть отражение бытия  в виде ощущений, восприятий свойств предметов, непосредственно с помощью органов чувств.

Исходным моментом чувственного познания является ощущение - чувственное отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов. Например, в апельсине мы ощущаем оранжевый цвет, специфический запах, вкус. Ощущения возникают под влиянием процессов, исходящих из внешней по отношению к человеку среды и действующих на его органы чувств. Внешними раздражителями являются звуковые и световые волны, механическое давление, химическое воздействие и т.д.

Целостный образ, как синтез ощущений разных органов чувств, , называется восприятием. Восприятие человека включает в себя осознание, осмысливание предметов, их свойств и отношений. Хотя ощущения и восприятия являются, чаще всего,  источником всех знаний человека, однако, познание не ограничивается ими. Тот или иной предмет воздействует на органы чувств человека какое-то определенное время. Затем это воздействие прекращается. Но образ предмета не исчезает сразу же бесследно. Он запечатлевается и сохраняется в памяти.

Информация о работе Философский смысл проблем Бытия