Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:25, творческая работа
Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной для систематического основания действительности. Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией. Категории Бытия объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы, процессы. Многие философские системы стремятся рассматривать мир как некую целостность. Для выражения единства бытия имеется особая категория субстанция.
5. Аналогия — это такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.
Умозаключения по аналогии, понимаемые предельно широко, как перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую основу моделирования.
6. Моделирование —
это изучение объекта (
Использование моделирования диктуется необходимостью раскрыть такие стороны объектов, которые либо невозможно постигнуть путем непосредственного изучения, либо невыгодно изучать их таким образом из чисто экономических соображений.
Научные методы эмпирического исследования.
Эксперимент — это метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования.
Особую форму познания составляет мысленный эксперимент, который совершается над воображаемой моделью. Для него характерно тесное взаимодействие воображения и мышления. Эксперимент можно многократно повторять и тем самым основывать выводы на большом количестве наблюдений. Для постановки эксперимента, так же как и для наблюдения, необходимы предварительные знания, требуется, как отметил И.П. Павлов, известное общее представление о предмете для того, чтобы было на что цеплять факты, для того, чтобы было что предполагать для будущих изысканий.
В ходе и в результате наблюдения и эксперимента осуществляется описание или протоколирование. Оно производится и в виде отчета с использованием общепринятых терминов, и наглядным образом в виде графиков, рисунков, фото- и кинопленок, и символически в виде математических, химических формул и т.п. Основное научное требование к описанию — это достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента. Описание может быть полным и неполным, но всегда предполагает определенную систематизацию материала, т.е. его группировку и некоторое обобщение: чистое описание остается лишь в преддверии научного творчества.
Установление факта (или фактов) является необходимым условием научного исследования.
Факт — это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения.
По словам А. Эйнштейна, наука должна начинаться с фактов и оканчиваться ими вне зависимости от того, какие теоретические структуры строятся между началом и концом.
Констатация бытия объекта - это первая ступень познания. Научный факт представляет собой результат достоверного наблюдения, эксперимента: он выступает в виде прямого наблюдения объектов, показания прибора, фотографии, протоколов опытов, таблиц, схем, записей, архивных документов, проверенных свидетельствами очевидцев, и т.д. Но сами по себе факты еще не составляют науки, так же как строительный материал еще не есть здание. Факты включаются в ткань науки лишь тогда, когда они подвергаются отбору, классификации, обобщению и объяснению. Задача научного познания заключается в том, чтобы вскрыть причину возникновения данного факта, выяснить существенные его свойства и установить закономерную связь между фактами. Для прогресса научного познания особо важное значение имеет открытие новых фактов.
Факт содержит немало случайного. Науку интересует, прежде всего, общее, закономерное. Основой для научного анализа является не просто единичный факт, а множество фактов, отражающих основную тенденцию. Фактам нет числа. Из обилия фактов должен быть сделан разумный отбор некоторых из них, необходимых для понимания сути проблемы. Факты приобретают научную ценность, если есть теория, их истолковывающая, если есть метод их классификации, если они осмыслены в связи с другими фактами. Только во взаимной связи и цельности факты могут служить основанием для теоретического обобщения. Взятые же изолированно и случайно, вырванные из жизни, факты ничего не могут обосновать.
Научные методы теоретического исследования.
1. Специфическим приемом построения теорий является гипотетико-дедуктивный метод. Этот метод состоит в том, что сначала создается гипотеза, затем она подвергается опытной проверке, в ходе которой уточняется и конкретизируется.
2. Для создания научных теорий используется и такой метод как восхождение от абстрактного к конкретному. Применяя его, исследователь вначале находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта.
3. В основе исторического метода лежит изучение реальной истории в ее конкретном многообразии, выявление исторических фактов и на этой основе такое мыслительное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика, закономерность его развития.
4. Логический же метод выявляет эту закономерность иным способом: он не требует непосредственного рассмотрения хода реальной истории, а раскрывает ее объективную логику путем изучения исторического процесса на высших стадиях его развития.
В случае применения логического метода эти закономерности выявляются в очищенном от конкретных зигзагов и случайностей реальной истории виде. Исторический же метод предполагает фиксацию таких зигзагов и случайностей, но он не сводится к простому эмпирическому описанию событий в их исторической последовательности, а предполагает их особую реконструкцию, обеспечивающую понимание и объяснение исторических событий, раскрытие их внутренней логики.
Все описанные методы познания в реальном научном исследовании всегда работают во взаимодействии.
Общество как саморазвивающаяся система. Материалистическое понимание истории.
С точки зрения материалистического понимания истории, материальное производство - первично. Чтобы делать свою историю, люди должны иметь для этого все необходимое, это обязательное условие должно выполняться ежедневно и ежечасно (сегодня, как и тысячи лет назад), хотя бы для того, чтобы люди могли жить.
Материальное производство, как производство необходимых для жизни человека продуктов, предполагает наличие вещественного (средств производства) и личного (рабочей силы) факторов, которые и образуют производительные силы общества.
Личные и вещественные факторы производства в своей совокупности и взаимодействии составляют производительные силы общества. Следует заметить, что люди не свободны в выборе производительных сил, которые образуют основу всей истории, поскольку они (производительные силы) являются продуктом деятельности предшествующих поколений. Таким образом, возможности людей определяются условиями, в которых те находятся, производительными силами, существовавшими до них; уже созданными не этими людьми, а предыдущими поколениями.
Средства производства (как вещественный элемент) включают в себя средства труда и предметы труда. Средства труда есть то, посредством чего (с помощью чего) человек воздействует на предмет труда. Их можно разделить на две части: активную (машины, механизмы) и пассивную (здания, сооружения). Предмет труда есть то, на что направлен человеческий труд, т.е. та часть природы, которая уже вовлечена человеком в процесс производства.
Рабочая сила есть способность к труду, совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает человек, и которые он использует для создания необходимых ему продуктов.
Характеризуя производительные силы общества, хотелось бы высказать важное замечание, сделанное еще К. Марксом: экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, каким средством труда.
В истории человеческого общества можно выделить четыре типа качественно различных средств труда (с точки зрения их эффективности, или производительности, а также трудовых навыков человека) и четыре ступени в развитии производительных сил.
- Первая - примитивные ручные каменные, костяные и деревянные средства труда, которые приводились в движение благодаря использованию мускульной силы человека.
- Вторая - ручные металлические и деревянные средства труда и использование двигательной силы не только человека, но и домашних животных, воды, ветра.
-Третья - машинная техника.
-Четвертая - автоматизированное производство.
Люди не могут производить, не соединяясь, друг с другом определенным образом. Отношения, в которые вступают люди в процессе производства и по поводу производства называются производственные отношения. Они являются необходимой стороной любого общественного производства.
Производственные отношения - отношения людей, которые складываются по поводу производства, и являются системой, включающей два уровня: организованно-технический (или собственно-производственный) и экономический.
Организационно-технические отношения - это отношения людей в самом производстве. Они первичны (в сравнение с экономическими отношениями), более жестко детерминированы ступенью развития производительных сил, общественным разделением труда, хозяйственной традицией. Эти отношения формируются в зависимости от используемых в процессе производства техники и технологии и определяют место и роль каждого участника производственного процесса. Организационно-технические отношения влияют, по сути, самым непосредственным образом на развитие и функционирование производительных сил, а также на экономические отношения.
Последние составляют своеобразный "второй этаж", "оболочку", в которой "живут" производительные силы, и включают отношения распределения, обмена и потребления.
Под распределением понимается как распределение элементов производства, так и созданного продукта. Распределение средств производства и рабочей силы (элементов производства) предшествует процессу производства, обеспечивая создание условий для его начала, а также предопределяя его конечный результат. По окончании процесса производства происходит распределение созданного валового внутреннего продукта (так называемое вторичное распределение). По сути, возможны три основных вида распределения: уравнительное, по труду (в соответствии с его количеством и качеством) и по потребностям.
Обмен, как обмен деятельностью, посредством обмена ее результатами, обусловлен общественным разделением труда и наличием прибавочного продукта. Основными формами обмена выступают стихийный (неорганизованный), рыночный и организованный обмен. Первый предполагает регулирование обмена объективными, экономическими законами (и, естественно, отсутствием в обществе специальных структур, институтов, регулирующих обмен). При втором, в обществе создаются специальные органы, как бы централизовано управляющие обменом в масштабах общества.
Потребление же в рамках любой нормально функционирующей экономики есть, с одной стороны, конечная цель производства (ибо в любом обществе создаются предметы потребления, подлежащие уничтожению, что требует их постоянного воспроизводства), а с другой, само производство (ибо кроме предметов потребления, создаются средства производства, которые возвращаются в производство и там потребляются).
При анализе системы производственных отношений следует обратить внимание на проблему собственности. Социально-зкономическая сущность собственности проявляется и реализуется в процессе производства. распределения и потребления, это системообразующий элемент производственных отношений. Это значит, что собственность, как социально-экономическая категория выражает сущность системы производственных отношений, определяя отношения производства, распределения, обмена и потребления. С точки зрения истории общества можно говорить о существовании двух типов собственности: общественной и частной.
Если исходить из того, что производственные отношения связаны с производительными силами, то четыре ступени в развитии производительных сил должны "порождать" четыре типа производственных отношений и четыре типа собственности.
Производительные силы и производственные отношения - это два элемента, образующие способ производства. Естественно, что отношения между элементами системы определяются объективными закономерностями. Что касается способа производства, то с материалистической точки зрения, производительные силы - первичны, они определяют характер производственных отношений. Производственные отношения вторичны, хотя и активно воздействуют на производительные силы.
Прежде всего, рассмотрим определяющую роль производительных сил в формировании производственных отношений. Это значит, что четырем ступеням развития производительных сил будут соответствовать четыре типа производственных отношений (и четыре типа собственности), а следовательно четыре способа производства.
Первобытный (или первобытнообщинный) способ производства. Примитивные, каменные и деревянное ручные средства труда, приводимые в движение с помощью мускульной силы человека, обусловили формирование на их основе общественной собственности первобытного типа. Естественно, возникает вопрос: какая система производственных отношений "скрывается" за понятием "общественная собственность первобытного типа"? Примитивные средства труда требовали обязательного участия в процессе производства всех трудоспособных членов общества, при этом все были равны, никто не мог пользоваться какими-то привилегиями (распределение трудовых обязанностей зависело лишь от естественных различий между людьми: пола и возраста). Имело место равенство и в потреблении предметов потребления, и в потреблении средств производства, которые принадлежали в равной мере всем членам рода. Отсутствие прибавочного продукта исключало обмен.
Докапиталистический способ производства. Металлические средства труда, приводимые в движение силой домашних животных, природы и человека привели к появлению частной собственности докапиталистического типа. Ее отличительной особенностью было, прежде всего, неравномерное распределение средств производства между членами общества: соединение крупной собственности с мелкой (в ту эпоху, по сути, каждый человек был собственником средств производства). И в процессе производства между крупными и мелкими собственниками складывались отношения личной зависимости, внеэкономического принуждения к труду., Важно заметить что крестьянин как собственник имел все необходимое для производства и самостоятельного существования, но личная зависимость вынуждала его отдавать часть своего труда крупному землевладельцу (у крестьянина выбора не было). Естественно, что разные размеры собственности определяли и различие в распределение и потреблении. А с появлением более совершенных средств труда, увеличилась производительность труда, а следовательно, появился прибавочный продукт. Благодаря этому стал возможен обмен, но господство натурального хозяйства, делало его крайне неразвитым.