Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 16:27, контрольная работа
В XVIII веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось под эгидой Просвещения. Практически все французские творчески мыслящие философы этого столетия были просветителями. Наименование "философы" явилось первым по времени и до конца века оставалось их наиболее общим обозначением.
Идейными оппонентами просветителей выступали во Франции теологи, а сколько-нибудь значительных философских противников у них тогда не находилось.
Введение
В XVIII веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось под эгидой просвещения . Практически все французские философы этого столетия были просветителями. Идейными оппонентами просветителей выступали во Франции теологами, а сколько-нибудь значительных философских противников у них тогда не находилось. Собственно философские дискуссии развертывались лишь между представителями самого просвещения.
Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции , где его основные черты выразились с классической точностью , последовательностью и радикальностью. Зародившись середине десятых годов XVIII века оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя , начавшегося в последние годы царствования Людовика XIV и нараставшего в период регентства ,правления Людовика XV и Людовика XVI ,при котором в 1789 году началась буржуазная революция, приведшая в 1792 году к свержении монархии и достигшая своей демократической кульминации во время якобинской диктатуры1793-1794гг.
В социально-классовом отношении
французское Просвещение
Основоположниками французского Просвещения явились Вольтер и Ш. Монтескье . К первому поколению просветителей относится также Мелье. Их произведения способствовали формированию многочисленного второго поколения просветителей ,творчество которых начало развертываться с середины сороковых годов. Виднейшие представители этого поколения - Ш . Ламетри , Д .Дидро , Кондильяк , Ж . Ж .Руссо, Тюрго , И . Гельвеций , П. Гольбах . Просветительские идеи распространяемые собственно философскими произведениями , но также через художественную литературу и театр(Вольтер ,Монтескье ,Дидро ,Руссо были крупнейшими писателями). Пронизали духовную культуру Франции стали широким общественным достоянием.
Философским основанием французского
Просвещения было материалистическое
понимание природы и места
человека в ней , противопоставление
теологии и идеалистической “метафизике”.Вольтер
в начале своей деятельности и Монтескье
опирались на материалистические идеи
декартовского учения о природе и неоэпикуризма
Гассенди. С середины 30-х годов внимание
французских философов начало привлекать
распространявшаяся в списках рукопись
“Завещание” Мелье ,где он в конце 20-х
годов выдвинул цельное материалистическое
понимание природы,опирающееся как в онтологическом
,так и в гносеологическом плане на картезианство
и спинозизм . Вследствие абстрактно-логической
аргументации и отсутствия естественнонаучного
обоснования материализм Мелье не был
достаточно сильным оппонентом деизма
,хотя и мог стимулировать дальнейшие
усилия философской мысли в деле создания
последовательно материального миропонимания
,соответствующего гносеологическо-
Французское Просвещение.
В XVIII веке развитие философской
мысли во Франции осуществлялось
под эгидой Просвещения. Практически
все французские творчески
Идейными оппонентами просветителей выступали во Франции теологи, а сколько-нибудь значительных философских противников у них тогда не находилось.
Собственно философские дискуссии развертывались лишь между представителями самого Просвещения.
Просвещение как широкое культурно идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической четкостью, последовательностью и радикальностью.
Зародившись в середине 10-х
годов XVIII века, оно развивалось в
обстановке кризиса феодально-
(1715-1723), правления Людовика
XV (1723-1774) и Людовика XVI, при котором
в 1789 году началась буржуазная
революция, приведшая в 1792 году
к свержению монархии и
В социально-классовом отношении
французское Просвещение
Франции просвещали головы
для приблизившейся революции..."
Подавляющее большинство
Следует подчеркнуть, что, отстаивая
буржуазную форму частной собственности,
просветители вместе с тем в большей
или меньшей мере выражали интересы
всего "третьего сословия" и отнюдь
не были буржуазно ограниченными
идеологами. Соответствуя насущным объективным
потребностям общественного развития,
просветительский идеал "царства
разума" отражал также вековые
чаяния трудящихся (не могущие быть
реализованными в условиях победы буржуазной
революции) о полной социальной справедливости
и свободе от всякого угнетения.
Немаловажным фактом является то, что
некоторая часть просветителей
выступала в роли непосредственных
идеологов беднейших слоев
Основоположниками французского Просвещения явились Вольтер и Монтескье.
К первому поколению
Просвещения. Просветительские идеи, распространяемые не только собственно философскими, но также через художественную литературу и театр (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо были крупнейшими писателями своего времени), пронизали всю передовую духовную культуру Франции и стали широким общественным достоянием.
Французские просветители подняли
престиж философии на небывалую
прежде высоту и утвердили взгляд
на философский разум как высшую
инстанцию при решении
Явившись "философской революцией" французское Просвещение представляло собой новый мощный подъем философского творчества. Опираясь на наследие новаторов XVII века, просветители оказались способными пойти в разработке философских проблем значительно дальше этих выдающихся мыслителей. В философии французского Просвещения появилось много существенно нового по сравнению с "физикой" Декарта и трактовкой им рациональности, эмпиризмом
Бэкона, учением Спинозы о субстациальности природы, материализмом Гоббса, концепцией развития Лейбница и его идеей о единстве движения, сенсуализмом Локка, скептицизмом Бэйля.
Философским основанием французского Просвещения было материалистическое понимание природы и места человека в ней, противопоставленное теологии и идеалистической "метафизике". Вольтер в начале своей деятельности и Монтескье опирались на материалистические идеи декартовского учения о природе и неоэпирцеизма Гассенди. С публикации "философских писем" (1734) Вольтера французскими просветителями стала усваиваться и разрабатываться"деистическая форма материализма", развивавшаяся в Англии. С середины 30-х годов внимание французских философов начала привлекать распространявшаяся в списках рукопись "Завещания" Мелье, где он в конце 20-х годов выдвинул цельное материалистическое понимание природы, опирающееся как в онтологическом, так и гносеологическом плане на картезианство и спиноизм. В следствие абстакциологической аргументации и отсутствия естественнонаучного обоснования материализм Мелье не был достаточно сильным оппонентом деизма, хотя и мог стимулировать дальнейшие усилия философской мысли в деле создания последовательно материалистического миропонимания, соответствующего гносеологическо - методологическим принципам Просвещения.
Первое успешное решение этой задачи было дано Ламетри в работе
"Естественная история
души" (1745). Ее публикация знаменовала
подъем новоевропейской
К числу важнейших
достижений Ламетри, Дидро, Гельвеция,
Гольбаха следует отнести тот факт, что
эти мыслители начали преодолевать такую
общественную ограниченность предшествующих
форм новоевропейского материализма,
как механицизм, и полностью освободились
от другой серьезнейшей ограниченности
последних - метафизическо-
Энгельс указывал, что в силу зависимости идеологии Великой французской революции от материалистического учения она явилась первым восстанием европейской буржуазии, которое "совершенно сбросило с себя религиозные одежды, и в которой борьба была проведена на открыто политической почве". С этой детеологизацией передового общественного сознания Энгельс прямо связывал радикальность французской революции: "Она была также первым восстанием, в котором борьба была действительно доведена до конца, до полного уничтожения одной из борющихся сторон, именно аристократии, и до полной победы другой, именно буржуазии". Материализм впервые оказался вовлеченным в исторически грандиозное дело прогрессивного социального преобразования, и философия именно на материалистической основе начала становиться существенным фактором социального прогресса.
Новым шагом в развитии материалистической мысли, высоко оцененным
Марксом, явилась попытка
Гельвеция и вслед за ним Гольбаха
"применить материализм к
Противники французского Просвещения распространяли измышления о его догматичности, на котором они, в сущности, выдавали материалистическо- антитеологическую и направленную против социального гнета определенность воззрений просветителей. Но при всей категоричности просветительских отрицаний и утверждений ни одно из них не высказывалось без солидного обоснования, подкрепления фактами и аргументами. В понимании объективной реальности философы-просветители вовсе не претендовали на всезнание и обладание абсолютной истиной, сами указывая на необходимость дальнейшего значительного углубления знаний. По складу своего ума и его сознательной методологической ориентированности они были принципиальными антидогматиками. Философская мысль Просвещения находилась, по сути дела, в постоянном движении, в поиске, в открытии и опробовании новых путей. В ней не было догматической окостенелости, даже когда она выступала в виде систем, поскольку последние являлись "открытыми". Воззрения Вольтера и