Французское Просвещение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

В XVIII веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось под эгидой Просвещения. Практически все французские творчески мыслящие философы этого столетия были просветителями. Наименование "философы" явилось первым по времени и до конца века оставалось их наиболее общим обозначением.
Идейными оппонентами просветителей выступали во Франции теологи, а сколько-нибудь значительных философских противников у них тогда не находилось.

Файлы: 1 файл

кр философия - копия.docx

— 54.00 Кб (Скачать файл)

Противопоставление Жан-Жаком  Руссо природы культуре часть  современников поняла как наивный  призыв к возвращению вспять ,в докультурное , “естественное” состояние.  Вольтер говорил,  что Руссо приглашает человечество вновь стать на четвереньки и ползти в первобытный лес. В действительности Руссо хорошо понимал необратимость уже пройденного пути развития. Он разъяснял , что полный отказ от уже приобретенной цивилизации сделал бы человека дикарем, но не сделал бы его счастливым. Гармоничность , цельность человека должны быть обретены в обществе , а не в “естественном состоянии”. Источником противоречий цивилизации Руссо признал социальное неравенство, обусловленное неравенством имущества , неравенством во владении землей , орудиями труда.  Истинным основателем современного гражданского общества стал, по Руссо , тот, кто первый, отгородив участок земли , сказал: “Это - мое” и кто нашел людей достаточно простодушных , чтобы этому поверить.

Бедственные последствия  социального неравенства , существующих форм разделения труда Руссо раскрывает с большей проницательностью и с пафосом нравственного негодования. Гораздо слабее он в рекомендации средств для преодоления  противоречии  культуры. С другой стороны , Руссо ищет спасения в простом замедлении темпов исторического развития , в его торможении. С другой стороны, возникшие препятствия на пути человека к гармоничности должны быть устранены не только постепенным развитием, но и борьбой. Однако “борьба”. О которой говорит Руссо, не общественная революционная борьба, а лишь этическая борьба личности против собственных слабостей и недостатков, победа над своими страстями и господство над своими чувствами.

Выход из противоречии цивилизации Руссо видел в изменении системы и методов воспитания. Следуя за Локком ,Руссо набросал в своем знаменитом трактате “Эмиль” план развития личности, свободной от насилия над природой и над естественными способностями человека.  В системе воспитания Руссо на первый план выдвигается чувство. К чувству он обращается и в вопросе о религии. В “Вероисповедании савойского викария” он провозглашает критерием и основой религиозной веры не доводы разума, а  сердце и чувство. Он ополчается и против догматов официальной религии , и против рационалистического кодекса деизма . Еще резче отзывается он об атеизме. Вступив в число сотрудников “Энциклопедии”, он вскоре порвал с ней, и одним из поводов для разрыва была смелая пропаганда атеизма, которую вели энциклопедисты .

В своем “Общественном  договоре” Руссо доказывал , что единственным коррективом к существующему ныне социальному неравенству - неравенству имущественному и неравенству обязанностей - могут и должны быть свобода и безусловное равенство юридических прав. Эту идею ,в которой сказался буржуазный характер социологии Руссо , впоследствии высоко оценили деятели французской революции.

Буржуазным демократизмом  и республиканизмом овеяна вся программная  часть “Общественного договора”. Основой  политической жизни общества Руссо  признал суверенность воли народа и  неделимость самой этой суверенности. Поэтому Руссо отвергает принцип  деления власти на законодательную  и  исполнительную и рекомендует  систему постоянно действующего в государстве плебисцита , или всенародного опроса, по всем серьезным вопросам политической жизни.

Руссо различает три основных и допустимых при неповрежденном общественном договоре формы правления ,- “демократию”, “аристократию”, “монархию”.

Руссо считает , что нормальным политическим устройством может быть только республика, но этим термином он обозначает “ всякое государство, управляемое законами , какова бы ни была форма управления” . Форма управления зависит от размеров государства. В малых государствах желательна “демократия” ;в более крупных - “избирательная аристократия”; в обширных и очень многолюдных -“монархия”. “Демократия” есть наилучшая из форм , потому что две другие легче перерождаются в тиранические , но все три составляют разновидности правления, основанного на общественном договоре.

Влияние идей Руссо было очень огромно. В подготовке идеологии  французской буржуазной революции  ему принадлежит важная роль ,хотя сам он был далек от понимания неизбежности революционной борьбы. В теории исторического  процесса Руссо с небывалой до того проницательностью угадал  значение противоречий как движущей силы развития общества. Именно поэтому Энгельс называл Руссо(так же как и Дидро) представителем диалектики в философии французского Просвещения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Особенности философских воззрений

             1.1Учение о природе и познании

Философия французского материализма слагается из материалистического  учения о природе и из учения о  человеке и обществе. Зачинатель франц. материализма XVIII в. Жюльен-Офре Ламетри (1709-1751) в общей форме высказал почти все идеи, которые впоследствии были развиты, обогащены, конкретизированы Гельвецием, Дидро, Гольбахом, и др.                                     Ламетри доказывал, что не только всякая форма неотделима от материи, но и всякая материя связана с движением. Лишенная способности движения, косная материя есть лишь абстракция. Субстанция в конечном счете сводится к материи , в природе которой не только способность к движению , но и всеобщая потенциальная способность к чувствительности или ощущению . Вопреки учению Декарта Ламетри не только стремился доказать одушевленность животных , но вместе с тем указывал на материалистический характер самой одушевленности - животных и человека. Хотя для нас, утверждал Ламетри, в настоящее время еще не понятен механизм посредством которого материя наделяется свойством ощущения, но несомненно, что все наши ощущения обусловлены связью чувства - при посредстве нервов - с материальным веществом мозга. Поэтому никакое ощущение и никакое изменение уже имеющего ощущения не могут возникнуть без специфического изменения в соответствующем органе чувственного восприятия.

Ламетри лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельного систематического развития. Наиболее систематическим пропагандистом философских учений французского материализма стал Поль Гольбах (1723-1789) . Плодом взаимного обмена мыслей с друзьями явилась “Система природы” Гольбаха, в написании которой кроме него приняли некоторое участие Дидро, Нежон и др. “Система природы” - самое крупное из числа сочинений Гольбаха, посвященных теории материализма.

Главная мысль трактата - мысль  о сводимости всех явлений природы  к различным формам движения материальных частиц.

Последовательно опровергается все  богословские и идеалистические  предрассудки о характере действующих  в природе сил и об их причинах.

Основу всех процессов природы  составляет материя с присущей ей свойством движения. В “Системе природы” различаются два рода движения : 1) движение материальных масс ; 2) внутреннее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии. Ссылаясь на Толанда, Гольбах доказывает универсальность движения в природе. Во Вселенной все находится в движении. Гольбах утверждает, что природа получает свое движение от себя самой, ибо природа - великое целое , вне которого ничто не может существовать.

Материалистическое понимание  природы несовместимо с допущением каких бы то ни было сверхъестественных причин. В природе могут быть лишь естественные причины и действия. Все возникающие с ней движения следуют постоянным и необходимым законам. Над всеми связями причин и действий в природы господствует строжайшая необходимость: природа во всех своих явлениях поступает необходимо, согласно своей сущности. Благодаря движению целое вступает в сношение со своими частями, а последние - с целым. Вселенная есть лишь необъятная цепь причин и следствий, непрерывно вытекающих друг из друга. Материальные процессы исключают какую бы то ни было случайность или целесообразность. Так как в природе все необходимо и так как ничто из того, что в ней находится, не может действовать иначе, чем оно действует, то отсюда Гольбах выводит отрицание случайности. В вихре пыли, поднятом бурным ветром, как бы он нам ни казался хаотичным, нет ни одной молекулы пыли, которая расположена случайно; каждая молекула имеет определенную причину, в силу которой она в каждый момент занимает именно то место, где она находится. Из теории всеобщего детерминизма Гольбах выводит и отрицание порядка и беспорядка в природе. Идеи порядка и беспорядка субъективны и представляют собой лишь нашу оценку необходимой и объективной ситуации.

Учение о природе, получило свое дальнейшее развитие в работах выдающегося  представителя французского материализма - Дени Дидро (1713-1784) , Дидро прошел путь от этического идеализма и деизма до материализма в учении о бытии, в психологии, в теории познания, а также до атеизма в вопросах религии.

Как и другие представители французского материализма, Дидро исходит из положения  о вечности и бесконечности природы. Природа никем не сотворена, кроме  неё и вне её нет ничего.

Дидро внес в материалистическое учение о природе некоторые черты  и идеи диалектики. По мысли Дидро, всё изменяется, исчезает. Только целое  остаётся. Мир беспрерывно зарождается  и умирает , каждый момент он находится в состоянии зарождения и смерти ; никогда не было и не будет другого мира. Материалистическая картина природы у Дидро имела ряд особенностей, несколько отличавших ее от той картины, которую давала “ Система природы”. Материи присуще постоянное беспокойство, “всеобщее брожение”, всякое тело “ полно действия и силы”11 Дидро Д. Собрание сочинений.. Движение материи Дидро рассматривал через призму действующих в ней сил. Он различал три вида последних, - тяготение, “внутреннюю силу” молекул и молекулярное взаимодействия, но второй из этих видов обладает неисчерпаемым многообразием вследствие индивидуальной специфичности каждой из молекул и неисчерпаемости её свойств.

Дидро был сторонником мысли  о всеобщей чувствительности материи. Он не только выработал четкую формулировку этого учения, но, кроме того, опроверг обычно выдвигаемые против него аргументы. В “Разговоре Даламбера с Дидро” он доказывал, что признание того, что различие между психикой человека и животных обусловлено различиями в их телесной организации, не противоречит мысли о том, что способность ощущения есть всеобщее свойство материи.

Развивая этот взгляд, Дидро наметил  материалистическую теорию психических  функций, во многом предвосхитившую  новейшее учение о рефлексах. По этой теории в способах общения животных и людей между собой нет  ничего, кроме действий и звуков. Животное - инструмент, обладающий способностью ощущения и памятью. Наши чувства-“клавиши”, по которым ударяет окружающая нас природа и которые часто ударяют по самим себе.

Дидро различает в вещах “первичные”  качества, т.е. существующие в самих  вещах и независящие от отношения  к ним нашего состояния, и качества “вторичные”, заключающиеся в отношениях предмета к другим вещам или к  самому себе.

На основе материалистического  учения о природе французский  материализм выдвинул учение о зависимости  всех форм знания и опыта, от ощущений, преобразующихся на более высокой  ступени развития в формы мышления и умозаключения. Опытное по своему источнику знание имеет целью  не отвлеченное постижение истины, а достижение способности совершенствовать и увеличивать могущество человека. Дидро развил этот взгляд, учитывая роль техники и промышленности в  эволюции мышления и познания. Условие  возникновения всякого знания - возбуждение  души , ощущение извне.

Методами познания Дидро и другие материалисты признали эксперимент  и наблюдение. Французские материалисты доказывали, что познавательная ценность разума не уменьшается оттого, что  он опирается на данные внешних чувств, на опыт и наблюдение

Обусловленность познания механизмом ощущений и физическими причинами  не уменьшает значение языка в  развитии интеллекта. В языке Ламетри видит систему знаков, изобретенных отдельными лицами и сообщенных людям посредством механической тренировки. В процессе понимания чужой речи франц. материализм видит рефлекс мозга, возбужденного словами, наподобие того как скрипичная струна отзывается на удар по клавишу фортепьяно. Все идеи человеческого ума обусловлены наличием слов и знаков. В свою очередь все происходящее в душе сводится к деятельности воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    2.2 Учение о человеке и обществе

В учении об обществе французские  материалисты остаются все еще идеалистами. Однако они выступают против идеалистически-теологического понимания истории человечества, доказывая, что движущей силой истории  человечества является человеческий разум, прогресс просвещения. В учении о  природе человека, о воспитании, об обществе и государстве франц. материалисты отстаивают детерминизм. Хотя человек - продукт внешних сил  и физических условий , он все же не может быть освобожден от ответственности за все совершаемое им по отношению к обществу. Общество наказывает за преступления, т.к. они для общества вредны. Далее , само наказание - сильнейшее средство предотвращения преступлений в будущем.

Учение о нравственности должно быть основано на опыте. Как все существа, человек движим исключительно стремлением  к удовольствию и отвращением  к страданию. Человек способен сравнивать различные удовольствия и выбирать из них наибольшее, а также ставить  себе цели и изыскивать средства. Поэтому  для него возможны правила и понятия  о действиях, лежащих в основе нравственности.

Так как люди не могут жить в  одиночестве, они образуют общество, и из соединения их возникают новые  отношения и обязанности. Испытывая  в необходимость в помощи других, человек вынужден в свою очередь  делать полезное для других.

Клод - Андриан Гельвеций (1715-1771) основную задачу этики усматривал в определении  условий, при которых личный интерес  может сочетаться с интересом  общественным. По Гельвецию, не только индивид есть часть более широкого целого, но и общество есть звено  более обширной общности, связанного нравственными узами. Существующее состояние общества Гольбах и  Гельвеций считают далеким от идеала. Этот идеал они видели в

Информация о работе Французское Просвещение