Функции философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Рабочая программа по дисциплине Философия составлена в соответствии с рекомендациями Министерства высшего профессионального образования Российской Федерации. Основные требования к знаниям и умениям студентов в данном курсе Основ философии изложены в содержании лекционного курса для каждой темы отдельно.

Файлы: 1 файл

filosofij.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. Пояснительная записка.

 

   Рабочая  программа по дисциплине  Философия  составлена в соответствии с  рекомендациями Министерства высшего  профессионального образования  Российской Федерации.      Основные требования к знаниям  и умениям студентов в данном  курсе Основ философии изложены в содержании лекционного курса для каждой темы отдельно.

      Задачами преподавания являются  следующие:

  1. Дать представление о философских, научных и религиозных картинах мироздания, сущности и назначении человека;
  2. Раскрыть роль философии в развитии науки и общества;
  3. Познакомить с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными философскими школами, направлениями, концепциями;
  4. Раскрыть смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникшим в современную эпоху технического развития противоречиям, а также кризиса существования человека в природе;
  5. Познакомить с условиями формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры;
  6. Дать представление о сущности сознания, о его взаимоотношениях с бессознательным, о роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей;
  7. Раскрыть особенности русской философии, её влияние на историю и культуру России, на общенациональный характер русских людей.
  8. Научить студентов обобщению, анализу, синтезу полученных знаний, рассуждению на заданную тему.

В структуру  данной программы входят пояснительная  записка, требования к оформлению контрольной работы  краткое содержание курса лекций, темы контрольных работ, вопросы к экзамену, список основной  литературы.

 

 

  1. Содержание учебной дисциплины.

Программа лекционного курса.

 

Лекции

/часов/

Практические занятия /часов/

Самостоятельная работа /часов/

всего:

12

6

102

120


 

Раздел 1. Предмет философии.

Тема 1.1. Философия, её предмет, основные задачи.

Студент должен

Знать  о философии как о науке, мировоззрении, методологии.

Уметь :  1. Раскрыть особенности философского мировоззрения.

      1. Доказать, что философия является наукой.
      2. Показать методологическое значение философии.
      3. Ориентироваться в разделах философского знания.

                          Предмет философской науки. Критерии  научности знания. Почему философия  является наукой. Основной вопрос философии. Основные разделы философии. Проблемы, решаемые философией. Специфика философских проблем.

                        Философия как мировоззрение.  Структура мировоззрения. Основные  виды мировоззрения. Особенности  философского мировоззрения.

 

Тема 1.2. Основные категории философии.

Студент должен

Знать       об основных философских категориях. Таких как бытие, материя, движение, пространство, время, человек, общество.

Уметь                1. Объяснить, чем отличаются философские понятия от  других научных понятий.

2. Раскрыть смысл  основных философских понятий.

3. Показать взаимосвязь  философских категорий.

Категория «бытие». Определение бытия в широком  и узком смысле слова. Виды бытия.

Категория «материя». Виды материи. Свойства материи: движение, пространство, время.

Парные категории. Сущность и явление. Форма и содержание. Причина и следствие. Случайность  и необходимость.

 

Раздел 2 . Человек и мир человека в  истории философии

Тема 2.1. Древние  формы философии.

Студент должен

Знать значение и глубину философского знания Древнего мира.

Уметь  1. Показать, что возникновение философии в Древнем мире было новым способом освоения мира человеком.

                2. Раскрыть значение древнеиндийской и древнекитайской философии для развития восточной философии.

               3. Раскрыть значение античной  философии для развития западной  философии.

 

Возникновение философии. Первые формы философии. Сравнительная  характеристика восточной и западной философии.

  Древнеиндийская философия  о человеке и мире. Упанишады. Буддизм.

Древнекитайская философия. Конфуцианство. Даосизм.

Античная философия. Основные идеи Милетской школы, Сократа, Платона, Аристотеля, софистов.

 

Тема 2.2. Русская  философия 10 – 20 вв.

Студент должен

Знать особенности и характер русской философии.

Уметь :   1. Представить основные этапы развития русской философии.

                 2. Раскрыть специфику русской  философии.

              3. Раскрыть судьбу русской философии  после революции 1917 г.

 

Религиозный характер древнерусской и средневековой русской философии. Попытки объединения христианства и язычества в философской мысли Древней Руси.

Философия российского Просвещения 18 века. Идеи М. Ломоносова и А. Радищева. Спор славянофилов и западников в 19 веке. Философия В. Соловьёва.

 Судьба русской философии в 20 веке. Философские идеи Н. Бердяева, П. Флоренского, Л. Шестова, В. Ленина. Идеи русского космизма ( Н. Фёдоров, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский).

Раздел 3. Мир человека как культурно-историческая реальность.

Тема 3.1. Человек  в мире культуры.

Студент должен

Знать   какова роль философии в культуре и в жизни человека.

Уметь:    1. Раскрыть функции философии в культуре.

                2. Раскрыть функции философии  в жизни человека.

Мир человека как  культурно-историческая реальность. Культура как предмет философского анализа.

Философия и  культура личности. Мировоззренческая  функция философии. Воспитательная функция философии. Гносеологическая функция философии. Смысл жизни  человека в философских учениях.

 

Тема 3.2. Глобальные проблемы современности.

Студент должен

Знать сущность глобальных проблем современности и предлагаемые наукой пути решения этих проблем.

Уметь  1.  Раскрыть проблемы современной НТР.

                2. Формулировать суть экологических,  демографических, политических глобальных проблем современности.

Информационно-технический  мир и гуманизм. Человек и техника. Проблема формирования экологического сознания.

Общечеловеческие  духовные идеалы и ценности современного человека.

 

 

 

Примерные темы рефератов и докладов.

 

  1. Древнеиндийская философия: буддизм.
  2. Древнекитайская философия: конфуцианство.
  3. Древнекитайская философия: даосизм.
  4. Философия Сократа.
  5. Философия Аристотеля.
  6. Философия Платона.
  7. Философия Демократия.
  8. Философия Августина Блаженного.
  9. Философия Фомы Аквинского.
  10. Идеи Н.Коперника.
  11. Идеи Дж. Бруно.
  12. Идеи Г.Галиллея.
  13. Философские идея Ж. Руссо.
  14. Философские идеи Б.Спинозы.
  15. Философские идеи Ф. Бэкона.
  16. Философские идеи Ф. Шеллинга.
  17. Философские идеи А. Бергсона.
  18. Философские идеи Ж.-П. Сартра.
  19. Философские идеи А. Камю.
  20. «Поучение» князя Вл. Мономаха.
  21. Идея Святой Руси.
  22. Идеи А. Хомякова.
  23. Идеи В. Соловьёва.
  24. Идеи П. Флоренского.
  25. Идеи А. Чижевского.
  26. Глобальные проблемы современности.

 

УКАЗАНИЯ    К    ВЫПОЛНЕНИЮ  КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

  1. Выберите из перечня тем контрольных работ ту, номер которой соответствует двум последним цифрам номера Вашей зачетной книжки. Например, если зачетная книжка № 528810, то номер Вашей контрольной работы 10 (десятый). Если последние две цифры Вашей зачетной книжки не соответствуют ни одному из порядковых номеров представленных контрольных работ, то необходимо выбрать ту контрольную работу, номер которой соответствует самой последней цифре Вашей зачетной книжки. Например, если зачетная книжка № 567899, то номер Вашей контрольной работы 9 (девятый). Контрольные работы, не соответствующие действительному варианту не принимаются.
  2. Контрольная работа выполняется в обычной школьной тетради, либо на листах А-4.  На  титульном листе   указывается   фамилия, инициалы, номер зачетной книжки и подробный домашний адрес, тема работы. Объём контрольной работы: в тетради - от 22 до 30 страниц, на листах А-4 от 10ти до 20ти страниц, не считая титульного листа и листа со списком литературы.
  3. В начале работы должен находиться план выполняемой работы, материал излагается строго по плану в  конце     контрольной     работы     список  использованной  литературы (не менее пяти источников).

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  1. Предмет философия.
  2. Философия, и её роль в жизни человека.
  3. Философия и мировоззрение.
  4. Философия как методология.
  5. Философия и наука.
  6. Функции философии.
  7. Основные вопросы философии.
  8. Материя и ее свойства.
  9. Источники и структура  сознания.
  10. Научная картина мира.
  11. Философская картина мира.
  12. Религиозная картина мира.
  13. Возникновение философии.
  14. Первые исторические формы философии.
  15. Древнеиндийская философия.
  16. Дреннекитайская философия.
  17. Античная философия.
  18. Средневековая философия.
  19. Философия эпохи Возрождения.
  20. Философия эпохи Нового Времени.
  21. Философия эпохи Просвещения.
  22. Марксистская философия.
  23. Немецкая классическая философия.
  24. Философия XIХ века (Западная Европа и Россия).
  25. Философия XX века.
  26. Общая сравнительная характеристика философии Запада и Востока.
  27. Русская философия: основные направления и особенности развития.
  28. Развитие русской философии 11 -17 в.в.
  29. Русская философия XIX в.
  30. Русская философия XIX в. до 70 годов.
  31. Русская философия конца XIX -1-я половина XX в.в.
  32. Природа человека и смысл его существования.
  33. Практика как специфически человеческий способ отношения к миру.
  34. Общественное и индивидуальное сознание.
  35. Формы общественного сознания.
  36. Природа как философская категория. Природа и человек.
  37. Парные категории философии (сущность и явление, форма и содержание, причина и следствие и т, д.).
  38. Структура научного знания.
  39. Приемы, методы и формы научного мышления.
 

 

 

 Основная литература.

 

  1. Айзенк Г., Сарджен Г.Н.  Объяснимое необъяснимого. Тайны паранормальных явлений.   М., 2001.
  2. Алексеев П.В., Панин А.В.  Философия: Учебник. Изд. 2-е  М., 1998.
  3. Губин В.Д.  Основы философии: Уч. пособие. – 2-е изд.-М., 2008.
  4. Зеньковский  В.В.   История русской Философии.   М., 2001.
  5. Зотов А.Ф. Современная западная философия. -  М., 2001.
  6. Ивин А.А.  Социальная философия. – М., 2003.
  7. История русской философии/ Под ред. М.А. Маслина. – М.: Республика, 2002.
  8. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г.  Философия.  СПб., 2009.
  9. Курбатов В.И. Основы философии.  Ростов н/Д, 2007.
  10. Новая философская энциклопедия,  М., 2001.
  11. Степин В.С.  Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция.  М., 2000.
  12. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы.  М., 2004.
  13. Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова   М., 2001.
  14. Философия/ Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной.  М., 2004.
  15. Халин К.Е.  Философия: Учебник для ссузов.   М., 2004.

Информация о работе Функции философии