Гипотеза как форма получения нового знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:52, реферат

Описание работы

Гипотеза (точнее, научная гипотеза) - это связующее звено между знанием и незнанием о событиях, фактах. Анализируя и сопоставляя накопленные данные, ученый нередко пользуется допущениями и предположениями, высказывает оригинальные суждения. По словам И. Канта гипотезу нельзя расценивать как некую мечту, она есть мнение о действительном положении вещей, выработанное под строгим контролем разума.

Содержание работы

Введение
1. Понятие гипотезы
2. Виды гипотез
3. Построение гипотез
3.1 Проверка гипотезы
3.2 Способы подтверждения и опровержения гипотез
3.3 Способы доказательства гипотез
4. Роль гипотезы в познании
5. Гипотеза как форма развития знаний
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

гипотеза.docx

— 42.25 Кб (Скачать файл)

План

Введение

1. Понятие гипотезы

2. Виды гипотез

3. Построение гипотез

3.1 Проверка гипотезы

3.2 Способы подтверждения  и опровержения гипотез

3.3 Способы доказательства  гипотез

4. Роль гипотезы в познании

5. Гипотеза как форма  развития знаний

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Гипотеза (точнее, научная  гипотеза) - это связующее звено  между знанием и незнанием  о событиях, фактах. Анализируя и  сопоставляя накопленные данные, ученый нередко пользуется допущениями  и предположениями, высказывает  оригинальные суждения. По словам И. Канта  гипотезу нельзя расценивать как  некую мечту, она есть мнение о  действительном положении вещей, выработанное под строгим контролем разума. «Прежде чем нечто принимать  и утверждать, - писал он в трактате «Логика», - приходится иметь мнение, но при этом следует остерегаться того, чтобы принимать мнение за что - либо большее, чем простое мнение. С мнения мы по большей части начинаем всякое познание. Иногда мы имеем лишь смутное предчувствие истины, вещь кажется нам имеющей признаки истины; мы уже догадываемся об ее истинности раньше, чем познаем ее с определенной достоверностью».

Без гипотез, строго аргументированных  точек зрения, правдоподобных предположений  и догадок не обходится научное  мышление. «Догадка предшествует доказательству», - утверждал великий французский  математик Анри Пуанкаре. Чтобы быть научной, гипотеза должна быть проверяемой. Логические суждения обосновываются экспериментом  и результатами практических наблюдений. «Научный эксперимент - верховный судья  истины - устанавливает факты… Эксперимент испытывает предсказания теории на прочность. Если убедительно построенная теория противоречит установленным фактам, возникает научный парадокс, происходит скачок в развитии науки…. Итак, каков же путь научного познания? - спрашивает известный советский ученый, физик - теории А. Б. Мидгал. - Эксперимент, теория, правдоподобные предположения, гипотезы - новый эксперимент, уточнение, проверка границ применимости теории, интуиция, озарение - скачок - новая теория, новые гипотезы - и снова эксперимент…».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие гипотезы

Достоверному познанию в  научной или практической области  всегда предшествует рациональное осмысление и оценка доставляемого наблюдением  фактического материала. Эта мыслительная деятельность сопровождается построением  различного рода догадок и предположительных  объяснений наблюдаемых явлений. Вначале  они носят проблематичный характер. Дальнейшее исследование вносит поправки в эти объяснения. В итоге наука  и практика преодолевают многочисленные отклонения, заблуждения и противоречия и достигают объективно истинных результатов.

Решающим звеном в познавательной цепочке, обеспечивающей становление  нового знания, является гипотеза.

Гипотеза - это форма развития знаний, представляющая собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью  выяснения свойств и причин исследуемых  явлений.

Важнейшими среди отмеченных в определении будут следующие характерные черты гипотезы.

Гипотеза - это не просто одна из возможных, случайных логических фигур, а необходимый компонент  любого познавательного процесса. Там, где есть поиск новых идей или  фактов, закономерных связей или причинных  зависимостей, там всегда присутствует гипотеза. Она выступает связующим  звеном между ранее достигнутым  знанием и новыми истинами и одновременно познавательным средством, регулирующим логический переход от прежнего, неполного  и неточного, знания к новому, более  полному и более точному.

Таким образом, внутренне  присущее процессу познания развитие предопределяет функционирование в  мышлении гипотезы в качестве необходимой  и всеобщей формы такого развития.

Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения  о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной  гипотезы и формулируется в виде отдельного суждения или системы  взаимосвязанных суждений о свойствах  единичных фактов или закономерных связях явлений.

То, что Земля имеет  шарообразную форму, - это, конечно, факт. Тем не менее, это ненаблюдаемый  факт и никто непосредственно  не наблюдал нашей планеты, а только ее часть. К заключению о шарообразности Земли люди пришли, заметив, что при  лунных затмениях Земля отбрасывает  тень, имеющую форму круга. Но мысль  о сферичности земной поверхности  наводил и повседневный опыт мореплавателей: известно, что когда вдали показывается корабль, то сначала из - за горизонта появляются верхние концы мачт и лишь затем расположенные ниже реи и прочие детали судна. Позже это предположение было обоснованно неизвестными наблюдениями и измерениями, в частности, кругосветными путешествиями и астрономическими открытиями. Таким образом, утверждение о шарообразности Земли является в принципе предположением или гипотезой.

Выраженное в предположении  суждение всегда имеет ослабленную  эпистемическую модальность, является проблематичным суждением, в котором выражено неточное знание.

 

Поскольку познание ставит задачу достижения объективной истины, значит, дающая лишь вероятное знание гипотеза является незавершенным этапом на пути к истине.

Чтобы превратиться в достоверное  знание, предположение подлежит научной  и практической проверке. Протекающий  с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода процесс  проверки гипотезы приводит в итоге  к опровержению либо подтверждению  и дальнейшему ее доказательству.

Итак, гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в проверке вероятное знание. Доказанное же на ее основе положение уже не является собственно гипотезой, ибо содержит проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание.

Возникающее при построении гипотезы предположение рождается  в результате анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений. Важную роль в возникновении  плодотворной гипотезы играет интуиция, творческие способности и фантазия исследователя. Однако научная гипотеза - это не просто догадка, фантазия или  допущение, а опирающееся на конкретные материалы рационально обоснованное, а не интуитивно и подсознательно принятое предположение.

Отмеченные особенности  дают возможность более четко  определить существенные черты гипотезы. Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результат - предположение. Она включает также  логическую обработку исходных данных и переход к предположению. Завершающий  этап познания - проверка гипотезы, превращающая предположение в достоверное  знание или опровергающая его.

2.Виды гипотез

Среди многих видов гипотез  рассмотрим наиболее важные их разновидности  с точки зрения познавательных функций  и объекта исследования.

По функции в познавательном процессе различают:

 Описательные гипотезы - это предположение о присущих  исследуемому объекту свойствах.  Оно обычно отвечает на вопрос: «Что представляет собою 

данный предмет?», или «Какими  свойствами обладает данный предмет?»  Описательные гипотезы могут выдвигаться  с целью выявления состава  или структуры объекта, раскрытия  механизма или процедурных особенностей его деятельности, определения функциональных характеристик объекта. Так, например, возникшая в теории физики гипотеза о волновом распространении света  была гипотезой о механизме светового  движения. Предположение химика о  компонентах и атомах цепочках нового полимера относится к гипотезам  о составе и структуре. Гипотеза политолога или юриста, предсказывающая  ближайший или отдаленный социальный эффект принятого нового пакета законоположений, относится к функциональным предположениям. Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании, какого - либо объекта, которые называют экзистенциальными гипотезами. Примером такой гипотезы может служить  предположение о некогда совместном существовании материка западного (Америка) и восточного (Европа и  Африка) полушарий. Такой же будет  и гипотеза о существовании Атлантиды.

 Объяснительные гипотезы - это  предположения о причинах  возникновения объекта исследований. Такие гипотезы обычно выясняют:

«Почему произошло данное событие?» или «Каковы причины  появления данного предмета?». Примеры  таких гипотез: гипотеза о Тунгусском метеорите; гипотеза о появлении  ледниковых периодов на Земле; предположения  о причинах вымирания животных в  различные геологические эпохи; гипотезы о побудительных причинах и мотивах совершения обвиняемым конкретного преступления и другие.

История науки показывает, что в процессе развития знаний вначале  возникают экзистенциальные гипотезы, выясняющие факт существования конкретных объектов. Затем возникают описательные гипотезы, выясняющие свойства этих объектов. Последняя ступень - построение объяснительных гипотез, раскрывающих механизм и причины  возникновения исследуемых объектов. Последовательное усложнение гипотез в процессе познания - о существовании, о свойствах, о причинах - отражение присущей процессу познания диалектики: от простого - к сложному, от внешнего - к внутреннему; от явления - к сущности.

В зависимости от степени  общности научные гипотезы можно  разделить на общие, частные и  единичные.

 Общей гипотезой называют  обоснованное предположение о  закономерных связях в природе  и обществе и об эмпирических  регулярностях, а также закономерностях  психической деятельности человека.

 Общие гипотезы выдвигаются  с целью объяснения всего класса  описываемых явлений, выведения  закономерного характера их взаимосвязей  во всякое время и в любом  месте. Общие гипотезы выполняют роль строительных лесов в развитии научных знаний. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитии научных знаний. Примером общей гипотезы является гипотеза Демокрита об атомистическом строении вещества, которая впоследствии превратилась в научную теорию; другой пример - гипотезы об органическом или неорганическом происхождении нефти и др. в случае подтверждения общая гипотеза становится научной теорией.

 Частная гипотеза - это  обоснованное предположение о  происхождении и свойствах единичных  фактов, конкретных событий и  явлений. Если единичное обстоятельство  послужило причиной возникновения  других фактов и если оно  недоступно непосредственному восприятию, то познание его принимает  форму гипотезы о существовании  или о свойствах этого обстоятельства. Частные гипотезы выдвигаются  как в естествознании, так и  в общественно - исторических  науках. Археолог, например, выдвигает  гипотезу о времени происхождения  и принадлежности обнаруженных  при раскопках предметов. Историк  строит гипотезу о взаимосвязи  между конкретными историческими  событиями или действиями отдельных  лиц. Частными гипотезами являются  и предположения, которые выдвигаются  в судебно - следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать  о единичных событиях, поступках  отдельных людей, отдельных фактах, причинно связанных с преступным  деянием. Гипотезы в области  вирусологии мы зазываем частными, а не общими потому, что они  выдвигаются для выяснения закономерностей  отдельных, только некоторых из  организмов - вирусов, а иногда  даже не всех вирусов, а их  отдельных разновидностей.

 Единичная гипотеза - научно  обоснованное предположение о  причинах, происхождении и взаимосвязях  единичных фактов, конкретных событий  или явлений. Врач строит единичные  гипотезы в ходе лечения конкретного  больного, подбирая для него индивидуально  медикаменты и их дозировку.

В ходе доказательства общей, частной и единичной гипотезы люди строят рабочие гипотезы. Рабочая  гипотеза - это выдвигаемое с первых шагов исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение. Специфика рабочей гипотезы - в условном и тем самым временном  ее принятии. Для исследователя чрезвычайно  важно систематизировать имеющиеся  фактические данные в самом начале расследования, рационально отобрать их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза как раз и  выполняет в процессе исследования функцию первого систематизатора. Работа академика И. П. Павлова ярко характеризует способ и цели построения рабочей гипотезы. Один из его учеников и сотрудников академик П. К. Анохин вспоминает стиль работы И. П. Павлова: «Поражало в нем то, что он не мог ни минуты работать без законченной  рабочей гипотезы. Как альпинист, потерявший одну точку опоры, сейчас же заменяет ее другой, так и Павлов при разрушении одной рабочей гипотезы старался сразу же на ее развалинах создать новую, более соответствующую последним фактам…». Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двояка. Не исключается, что из рабочей гипотезы она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.

3. Построение гипотезы

Гипотезы строятся тогда, когда возникает потребность  объяснить ряд новых фактов, которые  не укладываются в рамки известных  ранее научных теорий или других их объяснений. Вначале производится анализ каждого отдельного факта, затем  анализ их совокупности. Чтобы подкрепить выдвигаемую гипотезу, поводят дополнительные научные эксперименты или эксперименты в ходе следственной практике. Следующей  задачей является синтез фактов и  формулировка гипотезы. Гипотеза не должна противоречит ранее открытым и подтвержденным практикой научным законам и  теориям. Могут быть выдвинуты конкурирующие  гипотезы, по - разному объясняющие одно и то же явление. При построении гипотезы надо учитывать и требование, чтобы гипотеза объясняла наибольшее количество фактов. Которые подвергались анализу, а также была по возможности простой по форме их обоснования.

В процессе построения и подтверждения  гипотеза проходит несколько этапов, (разные авторы приводят 2, 3, 4 или 5 этапов). В своем реферате мне бы хотелось привести 3 этапа построения гипотезы:

Информация о работе Гипотеза как форма получения нового знания