Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:52, реферат
Гипотеза (точнее, научная гипотеза) - это связующее звено между знанием и незнанием о событиях, фактах. Анализируя и сопоставляя накопленные данные, ученый нередко пользуется допущениями и предположениями, высказывает оригинальные суждения. По словам И. Канта гипотезу нельзя расценивать как некую мечту, она есть мнение о действительном положении вещей, выработанное под строгим контролем разума.
Введение
1. Понятие гипотезы
2. Виды гипотез
3. Построение гипотез
3.1 Проверка гипотезы
3.2 Способы подтверждения и опровержения гипотез
3.3 Способы доказательства гипотез
4. Роль гипотезы в познании
5. Гипотеза как форма развития знаний
Заключение
Список литературы
Интересны работы Л. Пастера по проблемам болезней вина, в результате которых он пришел к созданию биохимической теории брожения. Одним из следствий этой теории была разработка процесса, названного позже пастеризацией.
На занятиях по биологии кроме этих классических примеров превращения гипотез в теории в результате их подтверждения учитель должен показать и современные биологические гипотезы. Следует обратить внимание учащихся на то, что многие из них построены на стыке ряда наук. Очень важной является гипотеза о возможности получения значительных урожаев на солончаках, составляющих примерно 2 /3 общей площади культивируемых земель. Поэтому встает общая проблема мирового значения: как превратить пустынные солончаковые земли в сельскохозяйственные угодья? Среди многих других гипотез выдвигается предположение культивировать на этих землях галовиты - растения, устойчивые к соли. С появлением средств генной инженерии количество таких предложений будет увеличиваться и можно предвидеть значительные успехи в целенаправленном изменении многих представителей животных и растений.
Итак, наука развивается посредством выдвижения гипотез. Однако гипотеза имеет и практическое значение.
В юриспруденции и юридической практике роль гипотез, называемых там версиями, невозможно преувеличить. Любое расследование преступления требует выдвижения всех возможных версий, объясняющих преступление, и их проверки.
В педагогической науке, особенно в методике преподавания математики, физики, химии и других предметов, а также в методике начального обучения, также выдвигаются свои гипотезы о путях более эффективного процесса обучения и воспитания, проводятся эксперименты в школах для подтверждения этих гипотез (Приложение).
В результате приведенных примеров, иллюстрирующих гипотезы, используемые в школе на уроках физики, химии, биологии, истории (как классические, так и современные), в практике обучения и воспитания, можно с уверенностью считать, что гипотеза является формой развития знания во всех науках, а также во всех других (а не только научных) отраслях знаний.
5.Гипотеза как форма развития знаний
В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного знания к более полному; нам приходиться выдвигать и затем обосновывать различные предположения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Мы выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и окажутся ложными суждениями.
Гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах или взаимосвязях, каких - либо явлений или событий природы, общества и мышления.
Научно обоснованные предположения (гипотезы) надо отличать от плодов беспочвенной фантазии в науке. В письме, обращенном к научной молодежи,
И. П. Павлов предостерегал
от выдвижения пустых гипотез.
Он писал: «Никогда не
Существуют неверные гипотезы, например существовавшая до Коперника гипотеза неподвижности Земли. Новая гелиоцентрическая система была изложена Николаем Коперником (1473 - 1543) в основном сочинении - в книге «О вращениях небесных сфер».
Гипотеза является формой развития и естественных, и общественных, и технических наук; с точки зрения логической структуры, она не сводится к какой - то одной форме мышления: понятию, суждению или умозаключению, - а включает в свой состав все эти формы.
Заключение
В своем реферате я подробно рассмотрела вопрос о влиянии гипотезы на развитие знаний, о ее участии в учебном процессе, о роли в юриспруденции и сделала вывод: гипотеза помогает юристу подготовить логически стройную, хорошо организованную речь, вскрыть противоречия в показаниях потерпевшего, свидетелей, опровергнуть необоснованные доводы своих оппонентов и т. д. все это имеет важное значение в работе юриста, направленной на укрепление законности и правопорядка.
Вообще, гипотеза - это форма развития знаний, предъявляющая собой обоснованное предположение, выдвинутое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений, это необходимый компонент любого познавательного процесса.
Список литературы
1. Гетманова А. Д. Учебник по логике. 2 -е изд. - М.: «Владос», 1994.
2. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридических факультетов и институтов. - М.: Юристъ, 1995.
3. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.
4. Логика: наука и искусство: Науч. - худож./В. С. Меськов. - М.: Высш. шк., 1992.
5. Гетманова А. Д. Логика: Для педагогических учебных заведений. - М.: новая школа, 1995.
6. Ваганов П. А. От гипотезы к истине: Проблемы современной научной экспертизы. - Л.: Издательство Ленинградского университета. 1989.
Информация о работе Гипотеза как форма получения нового знания