Гипотеза как форма получения нового знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:52, реферат

Описание работы

Гипотеза (точнее, научная гипотеза) - это связующее звено между знанием и незнанием о событиях, фактах. Анализируя и сопоставляя накопленные данные, ученый нередко пользуется допущениями и предположениями, высказывает оригинальные суждения. По словам И. Канта гипотезу нельзя расценивать как некую мечту, она есть мнение о действительном положении вещей, выработанное под строгим контролем разума.

Содержание работы

Введение
1. Понятие гипотезы
2. Виды гипотез
3. Построение гипотез
3.1 Проверка гипотезы
3.2 Способы подтверждения и опровержения гипотез
3.3 Способы доказательства гипотез
4. Роль гипотезы в познании
5. Гипотеза как форма развития знаний
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

гипотеза.docx

— 42.25 Кб (Скачать файл)

Интересны работы Л. Пастера  по проблемам болезней вина, в результате которых он пришел к созданию биохимической  теории брожения. Одним из следствий  этой теории была разработка процесса, названного позже пастеризацией.

На занятиях по биологии кроме  этих классических примеров превращения  гипотез в теории в результате их подтверждения учитель должен показать и современные биологические гипотезы. Следует обратить внимание учащихся на то, что многие из них построены на стыке ряда наук. Очень важной является гипотеза о возможности получения значительных урожаев на солончаках, составляющих примерно 2 /3 общей площади культивируемых земель. Поэтому встает общая проблема мирового значения: как превратить пустынные солончаковые земли в сельскохозяйственные угодья? Среди многих других гипотез выдвигается предположение культивировать на этих землях галовиты - растения, устойчивые к соли. С появлением средств генной инженерии количество таких предложений будет увеличиваться и можно предвидеть значительные успехи в целенаправленном изменении многих представителей животных и растений.

Итак, наука развивается  посредством выдвижения гипотез. Однако гипотеза имеет и практическое значение.

В юриспруденции и юридической  практике роль гипотез, называемых там  версиями, невозможно преувеличить. Любое  расследование преступления требует  выдвижения всех возможных версий, объясняющих преступление, и их проверки.

В педагогической науке, особенно в методике преподавания математики, физики, химии и других предметов, а также в методике начального обучения, также выдвигаются свои гипотезы о путях более эффективного процесса обучения и воспитания, проводятся эксперименты в школах для подтверждения  этих гипотез (Приложение).

В результате приведенных  примеров, иллюстрирующих гипотезы, используемые в школе на уроках физики, химии, биологии, истории (как классические, так и современные), в практике обучения и воспитания, можно с  уверенностью считать, что гипотеза является формой развития знания во всех науках, а также во всех других (а  не только научных) отраслях знаний.

5.Гипотеза как форма  развития знаний

В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного  знания к более полному; нам приходиться  выдвигать и затем обосновывать различные предположения для  объяснения явлений и их связи  с другими явлениями. Мы выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и окажутся ложными суждениями.

Гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах или  взаимосвязях, каких - либо явлений  или событий природы, общества и  мышления.

Научно обоснованные предположения (гипотезы) надо отличать от плодов беспочвенной фантазии в науке. В письме, обращенном к научной молодежи,

 И. П. Павлов предостерегал  от выдвижения пустых гипотез.  Он писал: «Никогда не пытайтесь  прикрыть недостатки своих знаний  хоть бы и самыми смелыми  догадками и гипотезами. Как бы  ни тешил ваш взор своими  переливами этот мыльный пузырь - он неизбежно лопнет и ничего, кроме конфуза, у вас не останется»

Существуют неверные гипотезы, например существовавшая до Коперника  гипотеза неподвижности Земли. Новая  гелиоцентрическая система была изложена Николаем Коперником (1473 - 1543) в основном сочинении - в книге  «О вращениях небесных сфер».

Гипотеза является формой развития и естественных, и общественных, и технических наук; с точки  зрения логической структуры, она не сводится к какой - то одной форме  мышления: понятию, суждению или умозаключению, - а включает в свой состав все  эти формы.

Заключение

В своем реферате я подробно рассмотрела вопрос о влиянии  гипотезы на развитие знаний, о ее участии  в учебном процессе, о роли в  юриспруденции и сделала вывод: гипотеза помогает юристу подготовить  логически стройную, хорошо организованную речь, вскрыть противоречия в показаниях потерпевшего, свидетелей, опровергнуть необоснованные доводы своих оппонентов и т. д. все это имеет важное значение в работе юриста, направленной на укрепление законности и правопорядка.

Вообще, гипотеза - это форма  развития знаний, предъявляющая собой  обоснованное предположение, выдвинутое с целью выяснения свойств  и причин исследуемых явлений, это  необходимый компонент любого познавательного  процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Гетманова А. Д. Учебник по логике. 2 -е изд. - М.: «Владос», 1994.

2. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридических факультетов и институтов. - М.: Юристъ, 1995.

3. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.

4. Логика: наука и искусство:  Науч. - худож./В. С. Меськов. - М.: Высш. шк., 1992.

5. Гетманова А. Д. Логика: Для педагогических учебных заведений. - М.: новая школа, 1995.

6. Ваганов П. А. От  гипотезы к истине: Проблемы современной  научной экспертизы. - Л.: Издательство  Ленинградского университета. 1989.


Информация о работе Гипотеза как форма получения нового знания