Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:44, контрольная работа
Термин «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости» (греч. φιλέω - люблю, σοφία – мудрость). По свидетельству античных авторов слово «философия» впервые встречается у Пифагора (ок. 500-580 гг. до н.э.), слово «философы» у Гераклита Эфесского, глагол «философствую» – у Геродота; в значении, наиболее близком к современному смыслу, термин философия впервые употребляет Платон.
Введение 3
1. Основной вопрос философии и основные философские
направления 4
2 . Идеализм и его формы 6
2.1 Объективный идеализм 7
2.2 Субъективный идеализм 8
3. Материализм и его формы 9
4. Диалектика и метафизика 13
5. Феноменология и герменевтика 15
Заключение 17
Список литературы 18
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«ПЕТЕРБУРГСКИЙ
Кафедра «ФИЛОСОФИЯ , ПОЛИТОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему
«ГЛАВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ-КРИТЕРИИ РАЗЛИЧИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ»
Проверил: Егоров А.Г.
Санкт-Петербург
2013
Содержание
Введение
направления
2 . Идеализм и его формы
2.1 Объективный идеализм
2.2 Субъективный идеализм
3. Материализм и его формы 9
4. Диалектика и метафизика
5. Феноменология и герменевтика 15
Заключение
Список
литературы
Введение
Философия занимает одно из самых важных среди разнообразных знаний об окружающем нас мире. Корни философии скрыты в глубине тысячелетий.
Термин «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости» (греч. φιλέω - люблю, σοφία – мудрость). По свидетельству античных авторов слово «философия» впервые встречается у Пифагора (ок. 500-580 гг. до н.э.), слово «философы» у Гераклита Эфесского, глагол «философствую» – у Геродота; в значении, наиболее близком к современному смыслу, термин философия впервые употребляет Платон.
Предметом философии могло стать все: быт и бытие, познание, этические нормы и правила и прочее.
В философии нет единой линии развития. Меняется мир – преобразуется и философия. Жизненные смыслы, которые ищет и обретает философия – не даны на века, они историчны, и в поисках этих смыслов – человеческая мысль создает различные философские системы, помогающие в духовном постижении действительности. По сути дела, изучение философии означает изучение различных философских учений (причем часто различающихся принципиально), осмысление их – и формирование собственной философской точки зрения.
Так как история
философии складывается из
В основе историко-философского процесса лежит Философское учение: это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений того или иного мыслителя. Например: философские учения Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля, Маркса, Шопенгауэра, Ницше, Н.А. Бердяева, М. Хайдеггера, М.М. Бахтина и других.
Как правило, учение, созданное тем или иным философом, находит своих продолжателей, в результате формируются философские школы: это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Например: платонизм, неоплатонизм, марксизм.
Совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными школами, принято называть течениями. Например: позитивизм, персонализм, интуитивизм.
Совокупность философских течений, объединенных на основе некоторых общих, принципиальных положений, называют философскими направлениями. Например: идеализм, материализм, эмпиризм, рационализм, экзистенциализм.
Таким образом, в философии реально существуют множество учений, школ, течений, направлений, которые в чем-то схожи друг с другом, в чем-то противоречат друг другу и борются между собой. Рассмотрим некоторые из них.
Философия несет в себе многие моменты предшествующих форм мировоззрения - мифологии и первобытной религии ,из которых наиболее существенным является проблема связи и соотношения тела и духа в человеке , объективного мира и сознания для природы и общества, которая стала основным вопросом философии.
Общефилософские
мировоззренческие и
Однако в наиболее определенном виде основной вопрос философии был сформулирован лишь в XIX веке Фридрихом Энгельсом (1820-1895):
«Высший вопрос всей философии - вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе».
На протяжении культурной истории человечества было создано огромное количество философских учений и систем. Каждая историческая эпоха предлагала свои уникальные ответы на вечные вопросы. Многообразие идей восхищает и пугает одновременно. Многочисленность философских интерпретаций определяется неисчерпаемостью действительности (исторической, культурной или физической), а также различиями психического склада людей.
Философию как историю концепций можно представить основными философскими направлениями (в границах которых существуют многочисленные школы и течения).
Материалисты (Фалес, Демокрит, Гераклит, Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Дидро, Л.Фейербах, Н.Чернышевский, К.Маркс,, В.Ленин и др.) - в основе бытия лежит материальное начало: природа, воздух, вода, огонь, атом, материя. Человек - продукт закономерного развития этого материального начала. Он высший цвет материи, обладающий сознанием. Не духовные, а материальные начала лежат в основании всего. Бытие определяет сознание. Образ жизни человека определяет образ его мыслей.
Идеалисты (Пифагор, Парменид, Платон, Св.Авгуетин, Ф.Аквинский, Д.Юм, Дж.Беркли, Г.Гегель, А.Шопенгауэр, Вл.Соловьев, П Флоренский и др.) - в основе бытия лежит духовное начало: Бог, идея, мировая воля, дух, представление. Человек произведен от духовного начала, предметный мир производное от объективного или субъективного духа. Сознание определяет бытие. Образ мыслей человека определяет образ его жизни.
Дуалисты (Р.Декарт, И.Кант) - в основе универсума лежат два начала: духовное и материальное, сознание и материя. Они существуют одновременно, параллельно, независимо друг от друга. Тело не зависит от духа; психика не зависит от нервных процессов мозга, мозг не является субстратом сознания.
Диалектики (Гераклит, Платон, Г.Гегель, К.Маркс) - в универсуме и человеке все развивается по законам взаимодействия противоположностей с переходом количественных изменений в качественные, со спиралевидным движением к высшему через отрицание отрицания.
Метафизики (Парменид, П.Гольбах, Л.Фейербах и др.) - в универсуме и человеке или все статично, устойчиво, постоянно (догматики), или все течет, все изменчиво, ничего постоянного, абсолютного нет (релятивисты).
Гносеологические оптимисты («gnoseo» - знаю) - философы, признающие возможность познания объективного мира, способность человеческою сознания адекватно отражать реальный мир (Демокрит, Платон, Ф.Бгкон, Д.Дидро, Г.Гегель, К.Маркс и др.)
Агностики (Д.Юм, И.Кант) - философы, отрицающие возможность познания мира человеком, ставящие под сомнение возможность адекватного
отражения мира в человеческом сознании (или мир не познаваем, или мир не познаваем в его причинах, или мир не познаваем в его сущности).
Целостность философской традиции позволяет осуществить классификацию философских учений, упорядочить многообразие идей. Типология философских учений – совершенно необходимое средство ориентации в философской вселенной.
Существуют различные основания типологии философских учений. Эти основания выделяются в зависимости от тех задач, которые стоят перед исследователем. Так, классификацию философских учений можно составить на историческом основании. В таком случае мы имеем дело с исторической типологией, а все многообразие учений упорядочивается в следующие группы: античная философия (VI в. до н. э. – VI в. н. э.), философия Средних веков (V –XV вв.), философия эпохи Возрождения (XV – XVI вв.), философия Нового времени и эпохи Просвещения (XVII – XVIII вв.), немецкая классическая философия (XVIII – XIX вв.), марксистская философия, постклассическая философия и современная философия.
Если рассматривается регионально– цивилизационный критерий, то все философские доктрины сводятся в две группы: западная философия и восточная философия.
Классификация по национальному признаку определяет немецкую, французскую, английскую, американскую, русскую, китайскую и др.
Если критерием типологии философских учений будет последовательность в развитии идей конкретного философа, то в истории философии мы находим платонизм, аристотелизм, томизм, кантианство, гегельянство, марксизм, ницшеанство и т. п.
Очевидно, что перечисленные выше способы типологизации философских учений характеризуются одним общим недостатком: они носят эмпирический характер. Более приемлемой и теоретически оправданной является классификация философских систем в зависимости от выбора исходных позиций в интерпретации универсальных отношений в системе «человек – мир». Реконструкция может осуществляться, исходя из «мира», понимаемого как материя или природа. Такие философские системы называются материалистическими. Если же в качестве исходного принимается второй полюс – «человек», сводимый к понятиям «сознание», «дух», то формируются идеалистические системы.
Многообразие философских направлений - результат длительного развития философии. Процесс возникновения и развития философских идей составляет предмет истории философии. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.
Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
2. Идеализм и его формы
Идеализм (франц. idйalisme, от греч. idйa - идея) – противоположный материализма направление философии, исходным принципом которого является утверждение, что в основе вещей и явлений объективной действительности лежит не материальное, а идеальное, духовное начало: мировой разум, идея, чувства и т.д. При решении основного вопроса философии – об отношении мышления к бытию – идеализм исходит из признания первичности сознания, духа и вторичности природы, материи. Идеализм, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания. Хотя идеализм возник более двух с половиной тысячелетий тому назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале 18в. В 1702 немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. А в 1749 французский материалист Д. Дидро назвал Идеализм "...самой абсурдной из всех систем". [2, с.138]
Философский термин «Идеализм» не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуждениях на моральные темы словом "идеалист", которое происходит от слова "идеал" и обозначает бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. В философском смысле "Идеализм" также и в этической области обозначает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности. Смешение этих понятий нередко использовалось идеалистами в целях дискредитации философии материализма.
Информация о работе Главные философские направления и школы-критерии различия и классификации