И.Кант и его роль в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:12, реферат

Описание работы

Актуальность его идей не утрачена и для нашего времени. Можно считать, что Кант подвел итог предшествующему развитию философии и во многом определил ее проблематику в дальнейшем. Особенно это касается теории познания.
Заслуга Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что мы должны делать. Он попытался показать, что практический разум, говорящий, в чем наш долг, шире разума теоретического и независим от него (до него господствовало убеждение, что от ответов на вопросы о существовании Бога, души, свободной воли зависит как наше поведение, так и философское обоснование морального долга).

Содержание работы

Введение. 2
Биография Иммануила Канта. 3
Периодизация творчества философа. 9
Учение о чистом разуме. Явление и «вещь в себе». Виды суждений. 15
Проблема этики. Кантовский категорический императив. 20
Историческое значение философии И. Канта. 24
Заключение. 27
Список используемой литературы. 28

Файлы: 1 файл

REFERAT.docx

— 57.22 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение. 2

Биография Иммануила Канта. 3

Периодизация творчества философа. 9

Учение о чистом разуме. Явление и «вещь в себе». Виды суждений. 15

Проблема этики. Кантовский категорический императив. 20

Историческое значение философии И. Канта. 24

Заключение. 27

Список используемой литературы. 28

 

 

Две вещи наполняют  душу все новым и нарастающим  удивлением и благоговением, чем  чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, - звездное небо надо мной и  моральный закон во мне.

И. Кант

Введение.

 

Крупнейший  философ, основатель немецкой классической философии, Иммануил Кант оказал огромное влияние на последующее развитие мировой философской мысли.

Актуальность  его идей не утрачена и для нашего времени. Можно считать, что Кант подвел итог предшествующему развитию философии и во многом определил  ее проблематику в дальнейшем. Особенно это касается теории познания.

Заслуга Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании  Бога, души, свободы – вопросы  теоретического разума – от вопроса  практического разума: что мы должны делать. Он попытался показать, что  практический разум, говорящий, в чем  наш долг, шире разума теоретического и независим от него (до него господствовало убеждение, что от ответов на вопросы  о существовании Бога, души, свободной  воли зависит как наше поведение, так и философское обоснование  морального долга).

Кант  выступил с критикой по отношению  к притязаниям старой метафизики, претендовавшей на познание Бога, души, свободы. Вместе с тем он подтвердил познаваемость природы. Он обосновал  и попытался реализовать идею новой метафизики, имеющей в качестве основания морального поведения, закон  свободы.Философские воззрения Канта существенно менялись по мере его духовного развития. Если до начала 80-х гг. XVIII в. его интересовали главным образом естественно-научные вопросы, то потом его дух погружается в так называемые метафизические, т.е. общефилософские, проблемы бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики, т.е. всей системы философии.

Человек, этика и право - вот альфа и  омега всего философского учения великого мыслителя.

Биография Иммануила Канта.

 

Иммануил  Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге в семье шорника  Иоганна Георга Канта. Сам Кант полагал, что его предки были родом из Шотландии, но современные исследователи установили, что его прадед по отцу был выходцем из Латвии, а по матери - уроженец Пруссии. Рос Кант на окраине города среди  мелкого торгового и ремесленного люда. В семье было пятеро детей. Маленького Иммануила воспитывали  в обстановке уважения к труду, честности  и пуританской строгости. С детства  мальчик обладал хилым здоровьем, и мать - Анна Регина - старалась привить  сыну физическое и нравственное здоровье, разбудить пытливость и воображение.

В 1730 году Кант поступил в начальную школу, а в 1732 году по совету друга семьи  Кантов пастора Франца Альберта Шульца мальчика отдали в государственную  церковную гимназию - "коллегию Фридриха", на латинское отделение. Основными  предметами в гимназии были латынь (до 20-ти часов в неделю) и богословие. Обязательными были также греческий  и древнееврейский языки, изучение которых входило в программу  курса богословия. Проводились факультативные занятия по математике, музыке, французскому и польскому языкам. Естествознание и история не преподавались. Благодаря  природным способностям и прилежанию Кант, несмотря на хилое здоровье, был  одним из лучших учеников гимназии. Его родители хотели, чтобы мальчик  стал священником, но под влиянием преподавателя  латыни Генденрейха Кант увлекся  античной поэзией, филологией и неприязненно относился к внешним проявлениям религиозного культа.

Осенью 1740 года в возрасте 16-ти лет Кант поступил в Кенигсбергский университет. До сих пор неизвестно точно, на каком  факультете он учился, так как в  сохранившихся списках студентов  нет указаний на то, к какому факультету относился каждый из них. В университете существовало четыре факультета, три  из них: богословский, медицинский и  юридический относились к "высшим", а философский - к "низшим". Согласно приказу Фридриха Вильгельма I, студенты могли числиться только на одном  из высших факультетов, так как "солдатскому  королю" нужны были прежде всего  грамотные служащие, а к философии  он относился достаточно скептически. Первые биографы Канта полагали, что  он выбрал теологию, однако, проанализировав  перечень предметов, которым будущий  философ уделял наибольшее внимание, можно сделать вывод, что он, вероятно, учился на медицинском факультете. Гимназическое увлечение филологией сменилось интересом к физике и философии. Сильное влияние  на становление Канта в этот период оказал профессор Мартин Кнутцен. От него молодой человек впервые  услышал имя Ньютона и под  его руководством на четвертом году обучения принялся за первое самостоятельное  сочинение по физике. Первую свою работу Кант писал три года - с 1743 по 1746 год. Называлась она "Мысли об истинной оценке живых сил". Эта работа представляла собой попытку выступить  арбитром в споре картезианцев и  лейбницианцев об измерении кинетической энергии. Создавая эту работу, Кант, по - видимому, не знал, что уже в 1743 году Даламбер дал универсальное  решение проблемы, выразив его  формулой F=mvv/2. Кант, сам того не ведая, по сути лишь повторил решение Даламбера. Однако работа содержала ряд оригинальных умопостроений, в том числе рассуждения  о связи трехмерности пространства и закона всемирного тяготения. "Мысли ..." печатались с 1746 по 1749 год. После  выхода книги в свет, Кант посылает по экземпляру швейцарскому ученому  и поэту Альбрехту Галлеру и математику Леонарду Эйлеру, однако, ответа на эти почтовые отправления он не получил. Возможно, причиной тому послужил описанный выше промах молодого ученого. Несмотря на то, что первая работа не принесла Канту известности и уступает, естественно, по масштабу более поздним его трудам, уже в этой работе проявилась характерная черта всей его философии - соединение бескомпромиссного стремления к истине со склонностью к разумным компромиссам, когда налицо две крайние точки зрения.

В 1747 году, не защитив магистерской диссертации, Кант впервые покидает Кенигсберг. Однако, его странствия ограничиваются пределами Восточной Пруссии. В  глухой провинции философ пробует  себя в роли домашнего учителя  последовательно в трех семьях: пастора  деревни Юдшен в Литве, богатого помещика под Остероде и графа  Кайзерлинга. В Прусском захолустье Кант приобрел педагогические навыки, прошел школу житейского опыта. Свободный  доступ к книгам и обилие свободного времени заложили фундамент будущей  научной деятельности. В этот период Кант написал рукопись по астрономии "Космогония или попытка объяснить  происхождение мироздания, образование  небесных тел и причины их движения общими законами развития материи в  соответствии с теорией Ньютона". Статья была написана на конкурсную тему, предложенную Прусской академией наук, но молодой ученый не решился принять  участие в конкурсе. Статья была опубликована только 1754 году после  возвращения Канта в Кенигсберг. Несколько позднее, в конце лета 1754 года, Кант публикует вторую статью, посвященную также вопросам космогонии, - "Вопрос о том, стареет ли Земля  с физической точки зрения". Эти  две статьи были как бы прелюдией  к космогоническому трактату, который  был вскоре написан. Его окончательное  название гласило "Всеобщая естественная история и теория неба, или попытка  истолковать строение и механистическое  происхождение всего мироздания, исходя из принципов Ньютона". Трактат  вышел анонимно в 1755 году, и вскоре в одном из гамбургских изданий  появилась одобрительная рецензия. Работа представляет собой своеобразную попытку сочетать пытливость натуралиста с привычными с детства догматами церкви. Приступая к изложению космогонической системы Кант озабочен одним: как согласовать ее с верой в бога. Философ убежден, что противоречия между его гипотезой и традиционным религиозными (христианским) верованием нет. Однако, очевидно некоторое сходство его взглядов с идеями древних материалистов - Демокрита и Эпикура. Как и эти философы, Кант полагал, что первоначальным состоянием природы было всеобщее рассеяние первичного вещества, атомов. Он показал, как под воздействием чисто механистических причин из первоначального хаоса материальных частиц могла образоваться наша солнечная система. Таким образом, философ отрицал за богом роль "зодчего вселенной". Однако, он видел в нем все же творца того первоначально рассеянного вещества, из которого (по законам механики) возникло нынешнее мироздание. Проблемой, которую Кант не смог решить естественно научным путем, была проблема возникновения органической природы. Философ признавал что, законов механики недостаточно для понимания сущности жизни. Естественно, что возникновение живой природы он объяснял также существованием и деятельностью бога.

К концу 1755 года Кант был уже автором двух статей и двух серьезных трактатов  по вопросам космогонии, приобрел некоторую  известность в ученых кругах Пруссии, однако все еще числился студентом, или, точнее, кандидатом (так в Германии именовались лица, прослушавшие курс лекций в высшем учебном заведении, но не завершившие должным образом  свое образование). Задумываясь о  будущем, Кант видел себя университетским  преподавателем. За годы работы домашним учителем он скопил небольшую сумму, необходимую для начала академической  карьеры. Для осуществления мечты  ему оставалось получить лишь ученую степень. 17 апреля 1755 года Кант подает на философский факультет магистерскую диссертацию "Об огне" и через  четыре недели сдает устный магистерский экзамен. 12 июня 1755 года в Кенигсбергском университете состоялся торжественный акт возведения молодого философа в ученую степень. Однако, получение степени магистра не означало автоматического принятия в состав преподавателей университета. Для того, что бы получить право читать лекции, Канту предстояло пройти габилитацию (так именовалась защита специальной диссертации в публичном диспуте). Новая диссертация Канта называлась "Новое освещение первых принципов метафизического познания". Защитив ее, ученый получает звание приват-доцента, т.е. внештатного преподавателя, труд которого оплачивался самими студентами. В первую свою университетскую зиму Кант читал логику, математику, метафизику, естествознание. Затем к ним прибавилась физическая география, этика и механика. В то время не создавалось культа из узкой специализации, и будущий философ смог полностью проявить свои разносторонние знания. Его лекции пользовались неизменным успехом среди студентов. Минимальная нагрузка составляла 16-ть, а максимальная - 28-мь часов в неделю. Естественно, что во второй половине 50-х годов Кант почти ничего не пишет. Самым значительным трудом этого периода, можно назвать диссертацию "Физическая монадология", которую Кант написал, безрезультатно претендуя на экстраординарную (без оклада) профессуру. Преподавание поглощает все время и все силы, но безбедное существование обеспечено. В этот период естественно - научные материи по - прежнему занимают доминирующее положение в духовных исканиях Канта, но наряду с этим усиливается и интерес к философии. Первой собственно философской работой была габилитационная диссертация "Новое освещение первых принципов метафизического познания". В ней Кант исследует установленный Лейбницем принцип достаточного основания. Он проводит различие между основанием бытия предмета и основанием его познания, реальным и логическим основанием. В этих рассуждениях Канта содержится зародыш будущего дуализма: мир реальных вещей и мир наших знаний не тождественны. Принцип достаточного основания философ соотносит с поведением человека. Так в этой диссертации впервые возникает проблема свободы, которая в будущем превратится в лейтмотив всего творчества Канта. Он считает, что идея определяющего основания не противоречит свободе. Он понимает свободу как сознательную детерминизацию поступка, как приобщение к воле мотивов разума. В дальнейшем, развивая эту идею, философ придет к выводу, что человек не может полагаться только на свои влечения, так как все они жестко детерминированы природой, и поступать в соответствии с ними - значит оставаться животным. В целом в этой диссертации Кант отстаивает лейбницианско-вольфианскую точку зрения. Хотя в некоторых существенных деталях, например при разрешении проблемы взаимоотношения души и тела, ему ближе идеи Ньютона. Что касается гармонии бытия и его всеобщей устремленности к благу, то он пока в этом не сомневается.

Значительное  влияние на жизнь и творчество Иммануила Канта оказала война  Пруссии с Францией, Австрией и  Россией. Как известно, Пруссия потерпела  в этой войне поражение. Кенигсберг был захвачен русскими войсками. В  составе Российской империи появилась  новая административная единица, и 24 января 1758 года город присягал на верность русской императрице Елизавете  Петровне. Вместе с преподавателями  университета принес присягу и Кант. Войны в XVIII веке почти не затрагивали  мирное население. Несмотря на войну, занятия  в университете не прерывались. Напротив, к обычным лекциям прибавились  еще и занятия с русскими офицерами. Кант читал для русских фортификацию и пиротехнику. Некоторые биографы философа считают, что его слушателями  в это время могли быть такие  известные в российской истории  лица, как будущий екатерининский вельможа Григорий Орлов и А.В. Суворов, тогда подполковник, навещавший в  Прусской столице своего отца генерала В.И. Суворова.

В декабре 1758 года умер профессор философии  Кипке. На освободившееся место объявилось пять претендентов. Среди них был  и Кант, выставивший свою кандидатуру по настоянию давнего благожелателя - пастора Шульца, который стал к тому времени профессором богословия и ректором университета. Из пяти кандидатов Академический совет выбрал двух - математика Бука и Канта. Однако, окончательно вопрос о вакансии был решен не в пользу философа. Оплачиваемое место получил Бук, который был старше по возрасту и по преподавательскому стажу. Может быть сыграло роль и другое обстоятельство. Некий Андрей Болотов, занимавший в то время ответственное положение в губернской канцелярии, проявлял живой интерес к философии и был ревностным сторонником философии Крузия. Кант был явным антикрузианцем. Возможно, что Болотов, в силу своего положения имевший возможность повлиять на решение данного вопроса, предпочел передать кафедру философии математику Буку, равнодушному к острым мировоззренческим проблемам, чем вольфианцу Канту. В этот период начинается постепенный переход Канта ко второму этапу его творчества. Много лет спустя философ назовет свое состояние в магистерские годы, свою приверженность к вольфианству "догматическим сном". Он запретит пользоваться своими ранними трудами, в том числе такими, как "Опыт некоторых рассуждений об оптимизме (1759) и "Мысли магистра Иммануила Канта ... по поводу безвременной кончины высокородного господина Функа" (1760), в которых он обосновывал идею полного совершенства нашего мира, высказывал мысль о том, что сам по себе человек ничего не стоит, а, как и любое другой отдельное существо, может жить лишь во имя блага целого. Очевидно, что подобные утверждения противоречат идее: "Человек есть цель сама по себе", которую он развивал в более поздние годы.

Информация о работе И.Кант и его роль в философии