Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:12, реферат
Актуальность его идей не утрачена и для нашего времени. Можно считать, что Кант подвел итог предшествующему развитию философии и во многом определил ее проблематику в дальнейшем. Особенно это касается теории познания.
Заслуга Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что мы должны делать. Он попытался показать, что практический разум, говорящий, в чем наш долг, шире разума теоретического и независим от него (до него господствовало убеждение, что от ответов на вопросы о существовании Бога, души, свободной воли зависит как наше поведение, так и философское обоснование морального долга).
Введение. 2
Биография Иммануила Канта. 3
Периодизация творчества философа. 9
Учение о чистом разуме. Явление и «вещь в себе». Виды суждений. 15
Проблема этики. Кантовский категорический императив. 20
Историческое значение философии И. Канта. 24
Заключение. 27
Список используемой литературы. 28
Оглавление
Введение. 2
Биография Иммануила Канта. 3
Периодизация творчества философа. 9
Учение о чистом разуме. Явление и «вещь в себе». Виды суждений. 15
Проблема этики. Кантовский категорический императив. 20
Историческое значение философии И. Канта. 24
Заключение. 27
Список используемой литературы. 28
Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне.
И. Кант
Крупнейший философ, основатель немецкой классической философии, Иммануил Кант оказал огромное влияние на последующее развитие мировой философской мысли.
Актуальность его идей не утрачена и для нашего времени. Можно считать, что Кант подвел итог предшествующему развитию философии и во многом определил ее проблематику в дальнейшем. Особенно это касается теории познания.
Заслуга
Канта состоит в том, что он
отделил вопросы о
Кант выступил с критикой по отношению к притязаниям старой метафизики, претендовавшей на познание Бога, души, свободы. Вместе с тем он подтвердил познаваемость природы. Он обосновал и попытался реализовать идею новой метафизики, имеющей в качестве основания морального поведения, закон свободы.Философские воззрения Канта существенно менялись по мере его духовного развития. Если до начала 80-х гг. XVIII в. его интересовали главным образом естественно-научные вопросы, то потом его дух погружается в так называемые метафизические, т.е. общефилософские, проблемы бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики, т.е. всей системы философии.
Человек, этика и право - вот альфа и омега всего философского учения великого мыслителя.
Иммануил
Кант родился 22 апреля 1724 года в городе
Кенигсберге в семье шорника
Иоганна Георга Канта. Сам Кант полагал,
что его предки были родом из Шотландии,
но современные исследователи
В 1730 году Кант поступил в начальную школу, а в 1732 году по совету друга семьи Кантов пастора Франца Альберта Шульца мальчика отдали в государственную церковную гимназию - "коллегию Фридриха", на латинское отделение. Основными предметами в гимназии были латынь (до 20-ти часов в неделю) и богословие. Обязательными были также греческий и древнееврейский языки, изучение которых входило в программу курса богословия. Проводились факультативные занятия по математике, музыке, французскому и польскому языкам. Естествознание и история не преподавались. Благодаря природным способностям и прилежанию Кант, несмотря на хилое здоровье, был одним из лучших учеников гимназии. Его родители хотели, чтобы мальчик стал священником, но под влиянием преподавателя латыни Генденрейха Кант увлекся античной поэзией, филологией и неприязненно относился к внешним проявлениям религиозного культа.
Осенью
1740 года в возрасте 16-ти лет Кант
поступил в Кенигсбергский университет.
До сих пор неизвестно точно, на каком
факультете он учился, так как в
сохранившихся списках
В 1747 году,
не защитив магистерской диссертации,
Кант впервые покидает Кенигсберг.
Однако, его странствия ограничиваются
пределами Восточной Пруссии. В
глухой провинции философ пробует
себя в роли домашнего учителя
последовательно в трех семьях: пастора
деревни Юдшен в Литве, богатого
помещика под Остероде и графа
Кайзерлинга. В Прусском захолустье
Кант приобрел педагогические навыки,
прошел школу житейского опыта. Свободный
доступ к книгам и обилие свободного
времени заложили фундамент будущей
научной деятельности. В этот период
Кант написал рукопись по астрономии
"Космогония или попытка объяснить
происхождение мироздания, образование
небесных тел и причины их движения
общими законами развития материи в
соответствии с теорией Ньютона".
Статья была написана на конкурсную тему,
предложенную Прусской академией наук,
но молодой ученый не решился принять
участие в конкурсе. Статья была
опубликована только 1754 году после
возвращения Канта в
К концу
1755 года Кант был уже автором двух
статей и двух серьезных трактатов
по вопросам космогонии, приобрел некоторую
известность в ученых кругах Пруссии,
однако все еще числился студентом,
или, точнее, кандидатом (так в Германии
именовались лица, прослушавшие курс
лекций в высшем учебном заведении,
но не завершившие должным образом
свое образование). Задумываясь о
будущем, Кант видел себя университетским
преподавателем. За годы работы домашним
учителем он скопил небольшую сумму,
необходимую для начала академической
карьеры. Для осуществления мечты
ему оставалось получить лишь ученую
степень. 17 апреля 1755 года Кант подает
на философский факультет
Значительное влияние на жизнь и творчество Иммануила Канта оказала война Пруссии с Францией, Австрией и Россией. Как известно, Пруссия потерпела в этой войне поражение. Кенигсберг был захвачен русскими войсками. В составе Российской империи появилась новая административная единица, и 24 января 1758 года город присягал на верность русской императрице Елизавете Петровне. Вместе с преподавателями университета принес присягу и Кант. Войны в XVIII веке почти не затрагивали мирное население. Несмотря на войну, занятия в университете не прерывались. Напротив, к обычным лекциям прибавились еще и занятия с русскими офицерами. Кант читал для русских фортификацию и пиротехнику. Некоторые биографы философа считают, что его слушателями в это время могли быть такие известные в российской истории лица, как будущий екатерининский вельможа Григорий Орлов и А.В. Суворов, тогда подполковник, навещавший в Прусской столице своего отца генерала В.И. Суворова.
В декабре 1758 года умер профессор философии Кипке. На освободившееся место объявилось пять претендентов. Среди них был и Кант, выставивший свою кандидатуру по настоянию давнего благожелателя - пастора Шульца, который стал к тому времени профессором богословия и ректором университета. Из пяти кандидатов Академический совет выбрал двух - математика Бука и Канта. Однако, окончательно вопрос о вакансии был решен не в пользу философа. Оплачиваемое место получил Бук, который был старше по возрасту и по преподавательскому стажу. Может быть сыграло роль и другое обстоятельство. Некий Андрей Болотов, занимавший в то время ответственное положение в губернской канцелярии, проявлял живой интерес к философии и был ревностным сторонником философии Крузия. Кант был явным антикрузианцем. Возможно, что Болотов, в силу своего положения имевший возможность повлиять на решение данного вопроса, предпочел передать кафедру философии математику Буку, равнодушному к острым мировоззренческим проблемам, чем вольфианцу Канту. В этот период начинается постепенный переход Канта ко второму этапу его творчества. Много лет спустя философ назовет свое состояние в магистерские годы, свою приверженность к вольфианству "догматическим сном". Он запретит пользоваться своими ранними трудами, в том числе такими, как "Опыт некоторых рассуждений об оптимизме (1759) и "Мысли магистра Иммануила Канта ... по поводу безвременной кончины высокородного господина Функа" (1760), в которых он обосновывал идею полного совершенства нашего мира, высказывал мысль о том, что сам по себе человек ничего не стоит, а, как и любое другой отдельное существо, может жить лишь во имя блага целого. Очевидно, что подобные утверждения противоречат идее: "Человек есть цель сама по себе", которую он развивал в более поздние годы.