И.Кант и его роль в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:12, реферат

Описание работы

Актуальность его идей не утрачена и для нашего времени. Можно считать, что Кант подвел итог предшествующему развитию философии и во многом определил ее проблематику в дальнейшем. Особенно это касается теории познания.
Заслуга Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что мы должны делать. Он попытался показать, что практический разум, говорящий, в чем наш долг, шире разума теоретического и независим от него (до него господствовало убеждение, что от ответов на вопросы о существовании Бога, души, свободной воли зависит как наше поведение, так и философское обоснование морального долга).

Содержание работы

Введение. 2
Биография Иммануила Канта. 3
Периодизация творчества философа. 9
Учение о чистом разуме. Явление и «вещь в себе». Виды суждений. 15
Проблема этики. Кантовский категорический императив. 20
Историческое значение философии И. Канта. 24
Заключение. 27
Список используемой литературы. 28

Файлы: 1 файл

REFERAT.docx

— 57.22 Кб (Скачать файл)

Периодизация творчества философа.

 

В центре внимания философского творчества И.Канта - человек  с его сущностными способностями. «Что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться?» - так формулирует философскую триаду в познании человека сам И.Кант.

В философском  творчестве И.Канта можно выделить два основных этапа:

1. «докритический»  период (1746-1781);

2. «критический»  период (1781-1804).

«Докритический» период. Это период в творческой деятельности Иммануила Канта, начиная с окончания им Кенигсбергского университета и до 1770 г. Данное название не означает, что в этот период Кант не обращается к критике каких-то идей и взглядов. Напротив, он всегда стремился к критическому освоению самого различного мыслительного материала.

Для него характерно серьезное отношение  к любому авторитету в науке и  в философии, о чем свидетельствует  одна из первых его печатных работ – «Мысли об истинной оценке живых сил»1, написанная им еще в студенческие годы, в которой он ставит вопрос: можно ли критиковать великих ученых, великих философов? Можно ли судить о том, что сделано Декартом и Лейбницем? И он приходит к выводу, что можно, если у исследователя есть аргументы, достойные аргументов оппонента.

Кант  предлагает рассмотреть новую, до него не известную немеханическую картину  мира. В 1755 г. в работе «Всеобщая естественная история и теория неба»2 он пытается решить эту задачу. Все тела во Вселенной состоят из материальных частиц - атомов, которые обладают внутренне присущими им силами притяжения и отталкивания. Эта идея была положена Кантом в основу его космогонической теории. В первоначальном состоянии, считал Кант. Вселенная представляла собой хаос рассеянных в мировом пространстве разнообразных материальных частиц. Под влиянием присущей им силы притяжения они движутся по направлению друг к другу, причем «рассеянные элементы с большей плотностью, благодаря притяжению, собирают, вокруг себя всю материю с меньшим удельным весом»3. На основе притяжения и отталкивания, различных форм движения материи Кант строит свою космогоническую теорию. Он считал, что его гипотеза происхождения Вселенной и планет объясняет буквально все: и происхождение их, и положение орбит, и происхождение движений. Напоминая слова Декарта: «Дайте мне материю и движение, и я построю мир!»4, Кант считал, что ему лучше удалось осуществить замысел: «Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т.е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир»5.

Эта космогоническая  гипотеза Канта оказала огромное влияние на развитие, как философской мысли, так и науки. Она пробила, говоря словами Ф. Энгельса, «брешь в старом метафизическом мышлении»6, обосновала учение об относительности покоя и движения, развив дальше идеи Декарта и Галилея; утверждала смелую для того времени идею постоянного возникновения и уничтожения материи. Земля и Солнечная система предстали как развивающиеся во времени и пространстве.

Материалистические  идеи его космогонической теории наталкивали самого Канта на критическое  отношение к господствовавшей тогда  формальной логике, которая не допускала  противоречии, в то время как реальный мир во всех его проявлениях был  полон ими. Одновременно перед Кантом стояла уже и в его «докритический период» деятельности проблема возможности познания и прежде всего научного познания. Поэтому И. Кант и переходит в 70-е гг. от натурфилософии преимущественно к вопросам теории познания.

«Критический период». Вторая половина философского творчества И. Канта вошла в историю философии под названием "критического периода". Между «докритическим» и «критическим» периодами лежит период подготовки второго. Это период между 1770 г. и выходом в свет «Критики чистого разума»7 в 1781 г. В 1770 г. Кант опубликовал работу «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира»8, ставшей своего рода прологом для его основных работ «критического периода»: «Критики чистого разума» (1781), «Критики практического разума» (1788), «Критики способности суждения» (1790).

В первой из этих книг Кант изложил учение о  познании, во второй - этику, в третьей - эстетику и учение о целесообразности в природе. Основу всех этих работ  составляет учение о «вещах в себе» и «явлениях».

По Канту, существует мир вещей, независимый  от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения. Такая  трактовка мира свидетельствует  о том, что Кант подходит к его  рассмотрению как философ-материалист. Но как только он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах, то заявляет, что мир сущностей - это мир «вещей в себе", т.е. мир, не познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие). Таким образом, "вещи в себе", по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма.

Кант  делил все знание на опытное (pastorioi) и доопытное (apriori). Способ образования  этих знаний различен: первое выводится  индуктивным путем, т.е. на основе обобщений  данных опыта. В нем возможны заблуждения, ошибки. Например, суждение - "Все  лебеди белые" казалось истинным, пока в Австралии не увидели черного  лебедя. И хотя природа многих знаний основана на опыте, это не значит, что  все знания можно получить лишь опытным  путем. Уже то, что опыт никогда  не заканчивается, означает, что всеобщего знания он не дает. Кант считает, что всякое всеобщее и необходимое знание является априорным, т.е. доопытным и внеопытным по своему принципу.

В свою очередь  априорные суждения Кант делит на два типа: аналитические (когда предикат только поясняет субъект) и синтетические (когда предикат прибавляет новое  знание о субъекте). Одним словом, синтетические суждения всегда дают новое знание.

Кант  ставит вопрос: как возможны синтетические  априорные суждения (знания)? Этот вопрос, считает он, поможет ему ответить на такие вопросы: 1. Как возможна математика? 2. Как возможно естествознание? 3. Как возможна метафизика (философия)?

Философ рассматривает три сферы познания: чувства, рассудок, разум. Посредством  чувства предметы нам даются; посредством  рассудка они мыслятся; разум же направлен на рассудок и с опытом совсем не связан.

Живое созерцание с помощью чувств имеет свои формы  существования и познания - пространство и время. Они не существуют объективно, не выступают объективными характеристиками вещей, а являются способностью восприятия предметов. Математика, по Канту, возможна потому, что в ее основе лежат  пространство и время как априорные  формы нашей чувственности. Безусловная  всеобщность и необходимость  истин в математике относится  не к самим вещам, она имеет  значимость только для нашего ума9.

Формы рассудка. Вторая часть учения Канта о познавательных способностях человека-учение о рассудке. Рассудок-это способность мыслить  предмет чувственного созерцания. Это  познание через понятие, способность  составлять суждения. Кант заявляет, что  для того чтобы понять, что значит состояние "я мыслю", надо поставить  проблему единства субъекта и объекта  в познании и тем самым проблему сознания и познания. Он пишет: "Рассудок есть, вообще говоря, способность к  знаниям". Кант разрабатывает систему категорий рассудка: 1) количество: единство, множество, целокупность; 2) качество: реальность, отрицание, ограничение; 3) отношения: присущность, самостоятельность существования: 4) модальность: возможность - невозможность, существование - несуществование, необходимость - случайность.

Наряду  с оперированиями категориями, рассудок мыслит предметы и явления как  подчиненные трем законам: сохранения субстанции, причинности, взаимодействия субстанции. Будучи всеобщими и необходимыми, эти законы принадлежат не самой  природе, а только человеческому  рассудку. Для рассудка - они высшие априорные законы связи всего  того, что рассудок может мыслить. Сознание человека само строит предмет  не в том смысле, что порождает  его, дает ему бытие, а в том  смысле, что оно сообщает предмету ту форму, под которой он только может  познаваться - форму всеобщего и  необходимого знания.

Поэтому у Канта получается, что природа  как предмет необходимого и всеобщего  знания строится самим сознанием: рассудок диктует законы природе. Таким образом. Кант приходит к выводу, что сознание само создает предмет науки - общие  и необходимые законы, которые  позволяют "упорядочивать" мир  явлений, внося в него причинность, связь, субстанциональность, необходимость  и т.п. Как видим, Кант создает  своеобразную форму субъективного  идеализма, не только когда утверждает, что пространство и время - это  лишь формы живого созерцания, а  не объективные свойства вещей, но и  когда указывает на производность  всевозможных связей и законов от рассудка.

Естествознание, по мнению Канта, осуществляет соединение живого созерцания с рассудочной  деятельностью, пронизывающей опытное  знание. Получается, что природа  реальна только в "эмпирическом смысле", как мир явлений - феноменов. Понятие  же "ноумен" - это то, что "не есть объект нашего чувственного созерцания", а есть "умопостигаемый предмет". Это понятие введено Кантом, чтобы  подчеркнуть невозможность познания "вещи в себе", что "вещь в себе" - это лишь представление о вещи, о которой мы не можем сказать ни то, что она возможна, ни то, что она невозможна.

Третья  часть учения Канта о познавательных способностях человека - о разуме и  антиномиях. Именно исследование способностей разума и позволяет дать ответ  на вопрос, как возможна метафизика (философия). Предметом метафизики, как и предметом разума, является Бог, свобода и бессмертие души. К  ним обращаются соответственно теология, космология, психология. Однако при  попытке дать научное содержательное знание о Боге, душе, свободе разум  впадает в противоречия. Эти противоречия отличны по своей логической структуре, а особенно по содержанию, от обычных  противоречий: возникает "двусторонняя видимость", т.е. не одно иллюзорное утверждение, а два противоположных  утверждения, которые соотносятся  как тезис и антитезис. Согласно Канту, и тезис, и антитезис выглядят одинаково хорошо аргументированными. Если выслушивается только одна из сторон, то "победа" присуждается ей. Такого рода противоречия Кант назвал антиномиями.

Учение о чистом разуме. Явление и «вещь в себе». Виды суждений.

 

Существует  ли среди наших познавательных способностей такая, которая могла бы руководить деятельностью рассудка, ставя перед  ним определенные цели? Согласно Канту, такая способность существует, и  называется она разумом. К Канту  восходит то различие между рассудком  и разумом, которое затем играет важную роль у всех последующих представителей немецкого идеализма - Фихте, Шеллинга и Гегеля.

 Рассудок, по Канту, всегда переходит  от одного обусловленного к  другому обусловленному, не имея  возможности закончить этот ряд  некоторым последним - безусловным,  ибо в мире опыта нет ничего  безусловного. В то же время человеку свойственно стремление обрести абсолютное знание, то есть, говоря словами Канта, получить абсолютно безусловное, из которого, как из некой первопричины, вытекал бы весь ряд явлений, и объяснялась бы сразу вся их совокупность. Такого рода, безусловное, предлагает нам разум в виде идей. Когда мы ищем последний безусловный источник всех явлений внутреннего чувства, мы, говорит Кант, получаем идею души, которую традиционная метафизика рассматривала как субстанцию, наделенную бессмертием и свободной волей. Стремясь подняться к последнему безусловному всех явлений внешнего мира, мы приходим к идее мира, космоса в целом. И наконец, желая постигнуть абсолютное начало всех явлений вообще - как психических, так и физических, - наш разум восходит к идее Бога.

Вводя платоновское понятие идеи для обозначения  высшей безусловной реальности, Кант понимает идеи разума совсем не так, как  Платон. Идеи у Канта - это не сверхчувственные сущности, обладающие реальным бытием и постигаемые с помощью разума. Идеи - это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задаче, которую оно перед  собой ставит. Идеи разума выполняют  регулятивную функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности, но не более того. Отказав человеку в возможности познавать предметы, не данные ему в опыте, Кант тем  самым подверг критике идеализм Платона и всех тех, кто вслед  за Платоном разделял убеждение в  возможности неопытного познания вещей самих по себе.

Таким образом, достижение последнего безусловного - это задача, к которой стремится  разум. Но тут возникает неразрешимое противоречие. Чтобы у рассудка был  стимул к деятельности, он, побуждаемый  разумом, стремится к абсолютному  знанию; но эта цель всегда остается недостижимой для него. А поэтому, стремясь к этой цели, рассудок выходит  за пределы опыта; между тем лишь в данных пределах его категории  имеют законное применение. Выходя за пределы опыта, рассудок впадает  в иллюзию, в заблуждение, предполагая, что с помощью категорий он в состоянии познавать неопытные вещи сами по себе.

Эта иллюзия, согласно Канту, характерна для всей предшествующей философии. Доказать, что  идеям разума, побуждающим рассудок выйти за пределы опыта, не может  соответствовать реальный предмет, Кант пытается с помощью обнаружения  противоречивого характера этого  мнимого предмета. Например, если мы возьмем идею мира в целом, то, оказывается, можно доказать справедливость двух противоречащих друг другу утверждений, характеризующих свойства мира. Так, тезис о том, что мир ограничен  в пространстве и имеет начало во времени, так же доказуем, как  и противоположный тезис, согласно которому мир бесконечен в пространстве и безначален во времени. Обнаружение  такого противоречия (антиномии), согласно Канту, свидетельствует о том, что  предмет, которому приписываются эти  взаимоисключающие определения, непознаваем. Диалектическое противоречие, по Канту, свидетельствует о неправомерном  применении нашей познавательной способности. Диалектика характеризуется, таким  образом, отрицательно: диалектическая иллюзия имеет место там, где  с помощью конечного человеческого  рассудка пытаются конструировать не мир опыта, а мир вещей самих  по себе.

Информация о работе И.Кант и его роль в философии