И.Кант и его роль в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:12, реферат

Описание работы

Актуальность его идей не утрачена и для нашего времени. Можно считать, что Кант подвел итог предшествующему развитию философии и во многом определил ее проблематику в дальнейшем. Особенно это касается теории познания.
Заслуга Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что мы должны делать. Он попытался показать, что практический разум, говорящий, в чем наш долг, шире разума теоретического и независим от него (до него господствовало убеждение, что от ответов на вопросы о существовании Бога, души, свободной воли зависит как наше поведение, так и философское обоснование морального долга).

Содержание работы

Введение. 2
Биография Иммануила Канта. 3
Периодизация творчества философа. 9
Учение о чистом разуме. Явление и «вещь в себе». Виды суждений. 15
Проблема этики. Кантовский категорический императив. 20
Историческое значение философии И. Канта. 24
Заключение. 27
Список используемой литературы. 28

Файлы: 1 файл

REFERAT.docx

— 57.22 Кб (Скачать файл)

Нельзя  не отметить и такую ныне актуальную проблему, которая рассматривается  в социальной философии И. Канта, как проблема первенства морали по отношению к политике. Кант выступает против таких принципов аморальной политики: 1) при благоприятных условиях захватывай чужие территории, подыскивая затем оправдания этим захватам; 2) отрицай свою виновность в преступлении, которое ты сам совершил; 3) разделяй и властвуй. Кант считает необходимым средством борьбы против этого зла гласность, рассмотрение политики с точки зрения ее гуманистического смысла, устранения из нее бесчеловечности. Кант утверждал: «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти». Кант первый из философов нового времени осознанно подошел к учению о категориях: «Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий». Он считал, что категории играют фундаментальную роль в мышлении.

В целом  оценивая философию И.Канта, можно  утверждать, что он осуществил своего рода переворот в философии. Впервые  не характер и структура познавательного  объекта, а специфика познающего субъекта рассматривается как доминирующий фактор, определяющий процесс познания. Тем самым гносеология ставится на место онтологии, т.е. осуществляется переход от метафизики к теории субъекта.

Заключение.

 

Иммануил  Кант прошел в своем философском развитии два этапа: докритический и критический. Эти термины определяются работами философа "Критика чистого разума", "Критика практического разума" и "Критика способности суждения". На докритическом этапе Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью; на критическом он выдвинул на первый план гносеологическую проблематику, совершив переворот в развитии философской мысли. Кант делает предметом анализа процесс познания, доказывая, что оно имеет свои собственные законы и многие неразрешимые философские проблемы возникают лишь потому, что мы ставим вопросы, которые не имеют решения. Кант видит возможности познания не в специфике познаваемого объекта, а с особенностях познающего субъекта. Так, ответ на вопрос "Что я могу знать?", оказывается, впрямую выходит на проблему познающего субъекта, его познавательные возможности. Тем самым Кант продолжает просвещенческую традицию, отвергая даже очевидные сложившиеся подходы к познанию, если они не подтверждаются критическим анализом.

Таким образом, Кант радикально меняет предмет философии, сделав ядром своей философской  системы не проблемы традиционной метафизики, а познающего субъекта.

В заключение следует подчеркнуть, что Кант оказал огромное влияние на умы всего  мыслящего человечества: многие философские  направления, школы и учения, так или иначе, восходят к нему. Его идеи, подвергаясь постоянному осмыслению и переработке, продолжают свою плодотворную жизнь.

Список используемой литературы.

 

1. Гейне Г.  Сочинения. М., 1934. Т. VII. С. 102

2. Декарт  Р. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1989-1994.

3. История  философии: Учебник для вузов  / В. Ильин. - СПб., 2003.

4. Канке В.А.  Философия. Исторический и систематический  курс. -М., 2002.

5. Кант И.  Всеобщая естественная история  и теория неба // Собрание сочинений  в 8 т. Т. 1.

6. Кант И.  Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994

7. Кант И.  Метафизика нравов (в пер. С.Я.  Шейнман-Топштейн и Ц.Г. Арзаканьяна) // Соч.: В 6 т. / Под общ. ред. В.Ф.  Асмуса, АВ. Гулыги, Т.И. Ойзермана.  М., 1965. Т. 4

8. Кант И.  Мысли об истинной оценке живых  сил // Собрание сочинений в  8 т. Т. 1.

9. Кант И.  О форме и принципах чувственно  воспринимаемого и умопостигаемого  мира / / Кант И. Соч. в 8-и томах.  Т. 2. М. 1964.

10. Кант И.  Сочинения: В 6 т. М., 1963-1966. Т. 2. С. 117.

11. Лихтенштадт  В.О. Гёте. СПб., 1920. С. 464

12. Мотрошилова  Н.В. Рождение и развитие философских  идей. М., 1991. С. 313-329.

13. Спиркин  А. Г. Философия: учебник / А.  Г. Спиркин. – 2-изд. М.: Гардарики, 2008.

14. Философия:  Учебник / Под ред. проф. О.А.  Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002. - 655 с.

15. Хрестоматия  по философии: Учебное пособие  / Отв. ред. и сост. А. А. Радугин.  — Москва: Центр, 2001.— 416с.

16. Философия: курс лекций. - 2-е изд.. перераб. и дополн. - М.: Центр, 2003

17. Немецкая  классическая философия: учеб. / В.Н.  Кузнецов. – 2 – е изд.,испр. и  доп. – М.: Высшая школа, 2003. –  438 с.

1 Кант И. Мысли об истинной оценке живых сил // Собрание сочинений в 8 т. Т. 1.

2 Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба // Собрание сочинений в 8 т. Т. 1.

3 Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. С. 313-329.

4  Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1989-1994.

5 Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963-1966. Т. 2. С. 117.

6 Там же. С. 118.

7 Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994

8 Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира / / Кант И. Соч. в 8-и томах. Т. 2. М. 1964.

9 Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 107-112.

10 Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 132.

11 Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 142.

12 Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 151.

13 Кант И. Метафизика нравов (в пер. С.Я. Шейнман-Топштейн и Ц.Г. Арзаканьяна) // Соч.: В 6 т. / Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, АВ. Гулыги, Т.И. Ойзермана. М., 1965. Т. 4

14 Кант И. Метафизика нравов (в пер. С.Я. Шейнман-Топштейн и Ц.Г. Арзаканьяна) // Соч.: В 6 т. / Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, АВ. Гулыги, Т.И. Ойзермана. М., 1965. Т. 4

15 Кант И. Метафизика нравов (в пер. С.Я. Шейнман-Топштейн и Ц.Г. Арзаканьяна) // Соч.: В 6 т. / Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, АВ. Гулыги, Т.И. Ойзермана. М., 1965. Т. 4

16 Лихтенштадт В.О. Гёте. СПб., 1920. С. 464

17 Гейне Г. Сочинения. М., 1934. Т. VII. С. 102




Информация о работе И.Кант и его роль в философии