Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:12, реферат
Актуальность его идей не утрачена и для нашего времени. Можно считать, что Кант подвел итог предшествующему развитию философии и во многом определил ее проблематику в дальнейшем. Особенно это касается теории познания.
Заслуга Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что мы должны делать. Он попытался показать, что практический разум, говорящий, в чем наш долг, шире разума теоретического и независим от него (до него господствовало убеждение, что от ответов на вопросы о существовании Бога, души, свободной воли зависит как наше поведение, так и философское обоснование морального долга).
Введение. 2
Биография Иммануила Канта. 3
Периодизация творчества философа. 9
Учение о чистом разуме. Явление и «вещь в себе». Виды суждений. 15
Проблема этики. Кантовский категорический императив. 20
Историческое значение философии И. Канта. 24
Заключение. 27
Список используемой литературы. 28
Нельзя не отметить и такую ныне актуальную проблему, которая рассматривается в социальной философии И. Канта, как проблема первенства морали по отношению к политике. Кант выступает против таких принципов аморальной политики: 1) при благоприятных условиях захватывай чужие территории, подыскивая затем оправдания этим захватам; 2) отрицай свою виновность в преступлении, которое ты сам совершил; 3) разделяй и властвуй. Кант считает необходимым средством борьбы против этого зла гласность, рассмотрение политики с точки зрения ее гуманистического смысла, устранения из нее бесчеловечности. Кант утверждал: «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти». Кант первый из философов нового времени осознанно подошел к учению о категориях: «Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий». Он считал, что категории играют фундаментальную роль в мышлении.
В целом
оценивая философию И.Канта, можно
утверждать, что он осуществил своего
рода переворот в философии. Впервые
не характер и структура познавательного
объекта, а специфика познающего
субъекта рассматривается как
Иммануил Кант прошел в своем философском развитии два этапа: докритический и критический. Эти термины определяются работами философа "Критика чистого разума", "Критика практического разума" и "Критика способности суждения". На докритическом этапе Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью; на критическом он выдвинул на первый план гносеологическую проблематику, совершив переворот в развитии философской мысли. Кант делает предметом анализа процесс познания, доказывая, что оно имеет свои собственные законы и многие неразрешимые философские проблемы возникают лишь потому, что мы ставим вопросы, которые не имеют решения. Кант видит возможности познания не в специфике познаваемого объекта, а с особенностях познающего субъекта. Так, ответ на вопрос "Что я могу знать?", оказывается, впрямую выходит на проблему познающего субъекта, его познавательные возможности. Тем самым Кант продолжает просвещенческую традицию, отвергая даже очевидные сложившиеся подходы к познанию, если они не подтверждаются критическим анализом.
Таким образом, Кант радикально меняет предмет философии, сделав ядром своей философской системы не проблемы традиционной метафизики, а познающего субъекта.
В заключение следует подчеркнуть, что Кант оказал огромное влияние на умы всего мыслящего человечества: многие философские направления, школы и учения, так или иначе, восходят к нему. Его идеи, подвергаясь постоянному осмыслению и переработке, продолжают свою плодотворную жизнь.
1. Гейне Г. Сочинения. М., 1934. Т. VII. С. 102
2. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1989-1994.
3. История философии: Учебник для вузов / В. Ильин. - СПб., 2003.
4. Канке В.А.
Философия. Исторический и
5. Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба // Собрание сочинений в 8 т. Т. 1.
6. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994
7. Кант И.
Метафизика нравов (в пер. С.Я.
Шейнман-Топштейн и Ц.Г.
8. Кант И.
Мысли об истинной оценке
9. Кант И.
О форме и принципах
10. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963-1966. Т. 2. С. 117.
11. Лихтенштадт В.О. Гёте. СПб., 1920. С. 464
12. Мотрошилова
Н.В. Рождение и развитие
13. Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – 2-изд. М.: Гардарики, 2008.
14. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002. - 655 с.
15. Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв. ред. и сост. А. А. Радугин. — Москва: Центр, 2001.— 416с.
16. Философия: курс лекций. - 2-е изд.. перераб. и дополн. - М.: Центр, 2003
17. Немецкая классическая философия: учеб. / В.Н. Кузнецов. – 2 – е изд.,испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2003. – 438 с.
1 Кант И. Мысли об истинной оценке живых сил // Собрание сочинений в 8 т. Т. 1.
2 Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба // Собрание сочинений в 8 т. Т. 1.
3 Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. С. 313-329.
4 Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1989-1994.
5 Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963-1966. Т. 2. С. 117.
6 Там же. С. 118.
7 Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994
8 Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира / / Кант И. Соч. в 8-и томах. Т. 2. М. 1964.
9 Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 107-112.
10 Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 132.
11 Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 142.
12 Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 151.
13 Кант И. Метафизика нравов (в пер. С.Я. Шейнман-Топштейн и Ц.Г. Арзаканьяна) // Соч.: В 6 т. / Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, АВ. Гулыги, Т.И. Ойзермана. М., 1965. Т. 4
14 Кант И. Метафизика нравов (в пер. С.Я. Шейнман-Топштейн и Ц.Г. Арзаканьяна) // Соч.: В 6 т. / Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, АВ. Гулыги, Т.И. Ойзермана. М., 1965. Т. 4
15 Кант И. Метафизика нравов (в пер. С.Я. Шейнман-Топштейн и Ц.Г. Арзаканьяна) // Соч.: В 6 т. / Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, АВ. Гулыги, Т.И. Ойзермана. М., 1965. Т. 4
16 Лихтенштадт В.О. Гёте. СПб., 1920. С. 464
17 Гейне Г. Сочинения. М., 1934. Т. VII. С. 102