И.Кант и его роль в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:12, реферат

Описание работы

Актуальность его идей не утрачена и для нашего времени. Можно считать, что Кант подвел итог предшествующему развитию философии и во многом определил ее проблематику в дальнейшем. Особенно это касается теории познания.
Заслуга Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что мы должны делать. Он попытался показать, что практический разум, говорящий, в чем наш долг, шире разума теоретического и независим от него (до него господствовало убеждение, что от ответов на вопросы о существовании Бога, души, свободной воли зависит как наше поведение, так и философское обоснование морального долга).

Содержание работы

Введение. 2
Биография Иммануила Канта. 3
Периодизация творчества философа. 9
Учение о чистом разуме. Явление и «вещь в себе». Виды суждений. 15
Проблема этики. Кантовский категорический императив. 20
Историческое значение философии И. Канта. 24
Заключение. 27
Список используемой литературы. 28

Файлы: 1 файл

REFERAT.docx

— 57.22 Кб (Скачать файл)

Утверждая, что субъект познает только то, что сам он и творит, Кант проводит водораздел между миром явлений  и непознаваемым миром "вещей  в себе" (то есть вещей, как они  существуют сами по себе). В мире явлений  царит необходимость, все здесь  обусловлено другим и объясняется  через другое. Тут нет места  субстанциям в их традиционном понимании, то есть тому, что существует само через  себя, как некоторая цель сама по себе. Мир опыта в целом только относителен, он существует благодаря  отнесению к трансцендентальному  субъекту. Между "вещами в себе" и явлениями сохраняется отношение  причины и следствия: без "вещей  в себе" не может быть и явлений. Кант не в состоянии тут избавиться от противоречия: он применяет незаконно одну из категорий рассудка - причинность - по отношению к "вещам в себе"10.

Мир "вещей  в себе", или, иначе говоря, умопостигаемый мир, мог бы быть доступен лишь разуму, ибо он полностью закрыт для чувственности. Но разуму теоретическому, то есть науке, по Канту, он недоступен. Однако это  не значит, что мир этот вообще никак  не свидетельствует о себе человеку: он, по Канту, открывается практическому  разуму, или разумной воле. Практическим разум здесь называется потому, что  его функция - руководить поступками человека, то есть устанавливать принципы нравственного действия. Воля позволяет  человеку определять свои действия всеобщими  предметами (целями разума), а потому Кант и называет ее разумом практическим. Существо, способное действовать  в соответствии со всеобщими, а не только эгоистическими целями, есть свободное  существо.

Свобода, по Канту, есть независимость от определяющих причин чувственно воспринимаемого  мира. Если в мире эмпирическом, природном  всякое явление обусловлено предшествующим как своей причиной, то в мире свободы разумное существо может "начинать ряд", исходя из понятия разума, вовсе, не будучи обусловленным природной необходимостью.

Кант  называет человеческую волю автономной (самозаконной). Автономия воли состоит  в том, что она определяется не внешними причинами - будь то природная  необходимость или даже божественная воля, - а тем законом, который  она сама ставит над собой, признавая  его высшим, то есть исключительно  внутренним законом разума.

Итак, человек  есть житель двух миров: чувственно воспринимаемого, в котором он как чувственное  существо подчинен законам природы, и умопостигаемого, где он свободно подчиняет себя закону разума, то есть нравственному закону. Принцип мира природного гласит: никакое явление  не может быть причиной самого себя, оно всегда имеет свою причину  в чем-то другом (другом явлении). Принцип  мира свободы гласит: разумное существо есть цель сама по себе, к нему нельзя относиться лишь как к средству для чего-то другого. Именно потому, что оно есть цель, оно и может выступать в качестве свободно действующей причины, то есть свободной воли. Умопостигаемый мир Кант, таким образом, мыслит как совокупность "разумных существ как вещей самих по себе"11, как мир целевых причин, самосущих автономных монад. Человек как существо, наделенное разумом, существо мыслящее, а не только чувствующее, есть, по Канту, вещь сама по себе.

"Знание" умопостигаемого мира, открывающегося  практическому разуму, - это, по  Канту, особого рода знание-призыв, знание-требование, обращенное к  нам и определяющее наши поступки. Оно сводится к содержанию  высшего нравственного закона, категорического  императива, гласящего: "Поступай  так, чтобы максима твоей воли  могла в то же время иметь  силу принципа всеобщего законодательства". Это значит: не превращай другое  разумное существо только в  средство для реализации своих  частных целей. "Во всем сотворенном, - пишет Кант, - все, что угодно  и для чего угодно, может быть  употреблено всего лишь как  средство; только человек, а с  ним каждое разумное существо  есть цель сама по себе"12.

Большое значение в теории познания Канта  приобретает различение аналитических  и синтетических суждений. Аналитические  суждения не могут ничего прибавить  нового в нашем знании, так как  предикат в таких суждениях составляет часть содержания субъекта. Синтетические  суждения, наоборот, способны давать новое  знание, нести новую информацию.

Принципиальной  основой всех теоретических наук являются априорные синтетические  суждения, и главной задачей философии  в связи с этим становится вопрос об обосновании их возможности. Ответить на такой вопрос - значит объяснить, какие бывают источники знания, виды знания и каковы границы применимости познавательных способностей в каждом виде знания.

Кант  выделяет три вида знания: математику, естествознание и теоретическую  философию (метафизику) - и формулирует  соответственно вопросы: "Как возможна чистая математика?", "Как возможно чистое естествознание?" и "Как  возможна метафизика как наука?". Разумеется, Кант не ставит под сомнение реальное существование этих разделов знания. Даже метафизика, по его мнению, есть "вид знания" и его "надо рассматривать в известном смысле как данный: метафизика существует если не как наука, то, во всяком случае, как природная склонность [человека] (metaphysika naturalis). В самом деле, человеческий разум в силу собственной потребности, а вовсе не побуждаемый одной  только суетностью всезнайства, неудержимо доходит до таких вопросов, на которые  не могут дать ответ никакое опытное применение разума и заимствованные отсюда принципы: поэтому у всех людей, как только разум у них расширяется до спекуляции, действительно всегда была и будет какая-нибудь метафизика.

Проблема этики. Кантовский категорический императив.

 

В этике  Кант выступает как противник  эвдемонизма, объявляющего счастье  высшей целью человеческой жизни. Поскольку  исполнение нравственного долга  требует преодоления чувственных  склонностей, постольку, согласно Канту, принцип удовольствия противоположен принципу морали, а значит, нужно  с самого начала отказаться от иллюзии, что, следуя категорическому императиву, человек может быть счастлив. Добродетель  и счастье - две вещи несовместимые, считает немецкий философ. Хотя Кант первоначально был близок к Просвещению, однако в итоге его учение оказалось критикой просветительской концепции разума. Отличительной чертой Просвещения было убеждение в безграничных возможностях познания, а соответственно и общественного прогресса, поскольку последний мыслился как продукт развития науки. Отвергнув притязания науки на познание вещей самих по себе, указав человеческому рассудку его пределы, Кант, по его словам, ограничил знание, чтобы дать место вере. Именно вера в бессмертие души, свободу и Бога, рациональное доказательство существования которых Кант отвергает, составляет основание, которое должно освятить обращенное к человеку требование быть нравственным существом. Сфера нравственного действия оказалась, таким образом, отделенной от научного познания и поставленной выше него.

В основу этики И. Канта положен категорический императив, внутренний нравственный закон  личности. "Две вещи наполняют  душу всегда новым и все более  сильным удивлением и благоговением... - это звездное небо надо мной и моральный  закон во мне", - писал Кант. В "Метафизике нравов"13 он излагает развернутую и аргументированную этическую концепцию. Моральное чувство, понимаемое Кантом как восприимчивость к удовольствию или неудовольствию, соотносится с законом долга; оно присуще каждому, без него человек был бы "нравственно мертвым", ничем не отличающимся от животного. Моральное чувство - врожденное качество. К этой же категории Кант относит и совесть - "практический разум, напоминающий человеку в каждом случае применения закона о его долге оправдать или осудить". Нельзя совершенно отрицать наличие совести у кого-то, можно говорить лишь о том, что человек "имеет склонность не обращать внимания на суждения ее".

Категория долга занимает чрезвычайно важное место в этической системе  Канта. Долг по отношению у другим - делать добро, долг по отношению к  себе - сохранять свою жизнь и  прожить ее достойно. "Максима  благоволения (практическое человеколюбие) - долг всех людей друг перед другом (все равно, считают их достойными любви или нет) согласно этическому закону совершенства: люби ближнего своего как самого себя". Человек должен "благотворить, т.е. по мере возможности помогать людям и содействовать их счастью, не надеясь получить за это какое-либо вознаграждение". Его долг "перед самим собой состоит.... в запрещении лишать себя преимущества морального существа, состоящего в том, чтобы поступать согласно принципам... Пороки, противостоящие этому долгу: ложь, скупость, ложное смирение (раболепие)"14.

Долг  перед самим собой предполагает такие обязанности, как самосохранение, развитие своих естественных сил (духовных, душевных и телесных), "увеличение своего морального совершенства". Началом  всякой человеческой мудрости Кант называет моральное самопознание, которое  формирует "беспристрастность в  суждениях о самом себе при  сравнении с законом и искренность  в признании себе своего морального достоинства или недостойности". Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива. Закон этот требует, чтобы каждый человек поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения всех. Если к поступкам, совпадающим с велением нравственного закона, человека влечет чувственная склонность, то такое поведение, считает Кант, не может быть названо моральным. Поступок будет моральным только в том случае, если он совершается из уважения к нравственному закону. Стержнем нравственности является "добрая воля", которая выражает поступки, совершаемые лишь во имя нравственного долга, а не ради каких-то других целей (например, из-за страха или чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, ради корыстных целей, например, выгоды и т.п.). Поэтому кантовская этика нравственного долга противостояла утилитаристским этическим концепциям, а также религиозно-теологическим этическим учениям.

В кантовском учении о нравственности следует  различать "максимы" и "закон". Первые означают субъективные принципы воли данного единичного лица, а  закон - это выражение общезначимости, принцип волеизъявления, имеющий  силу для каждой личности. Поэтому  такой закон Кант называет императивом, т.е. правилом, которое характеризуется  долженствованием, выражающим обязательность поступка. Кант подразделяет императивы на гипотетические, исполнение которых  связывается с наличием определенных условий, и категорические, которые  обязательны при всех условиях. Что  касается нравственности, то в ней  должен быть только один категорический императив как высший ее закон.

Кант  считал необходимым подробно исследовать  всю совокупность нравственных обязанностей человека. На первое место он ставит долг человека заботиться о сохранении своей жизни и соответственно здоровья. К порокам он относит  самоубийство, пьянство, обжорство. Далее  он называет добродетели правдивости, честности, искренности, добросовестности, собственного достоинства, которым  противопоставлял пороки лжи и раболепия.

Важнейшее значение Кант придавал совести как "нравственному судилищу". Двумя  главными обязанностями людей в  отношении друг к другу Кант считал любовь и уважение. Любовь он толковал как благоволение, определяя "как  удовольствие от счастья других". Участливость он понимал как сострадание  другим людям в их несчастьях и  как разделение их радостей.

Кант  осуждал все пороки, в которых  выражается человеконенавистничество: недоброжелательность, неблагодарность, злорадство. Главной добродетелью он считал человеколюбие.

Кант  был убежден, что неизбежная конфликтность  частнособственнических интересов  может посредством права приводиться  к определенной согласованности, исключающей  необходимость прибегать к силе для разрешения противоречий. Право  Кант трактует как проявление практического разума: человек постепенно приучается быть если не морально добрым человеком, то во всяком случае хорошим гражданином.

Кант  считает необходимым средством  борьбы против этого зла гласность, рассмотрение политики с точки зрения ее гуманистического смысла, устранения из нее бесчеловечности. Кант утверждал: "Право человека должно считаться  священным, каких бы жертв это  ни стоило господствующей власти"15.

 Таким образом, философия нравственности И. Канта содержит богатую палитру добродетелей, что свидетельствует о глубоком гуманистическом смысле его этики. Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение: оно ориентирует человека и общество на ценности моральных норм и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.

Историческое значение философии  И. Канта.

 

Историческое  значение философии и. Канта поистине огромно. Именно с него занялась заря философии Новейшего времени.

На вопрос, кого из новейших философов он считает  самым выдающимся, И.В. Гете ответил: "Кант - самый выдающийся, вне всякого  сомнения. И именно его учение продолжало влиять и впоследствии, и глубже всего проникло в нашу немецкую культуру. Он повлиял и на вас, хотя вы и  не читали его. Здесь уместно привести замечание, которое мы могли сделать  на своем жизненном пути: ни один ученый не мог безнаказанно игнорировать то великое философское движение, начало которому положил Кант"16.

Г. Гейне  писал о Канте: "Изобразить историю  жизни Иммануила Канта трудно. Ибо не было у него ни жизни, ни истории. Он жил механически размеренной, почти абстрактной жизнью холостяка  в тихой отдаленной улочке Кенигсберга, старинного города на северо-восточной  границе Германии. Не думаю, чтобы  большие часы на тамошнем соборе бесстрастнее и равномернее исполняли свое внешнее ежедневное дело, чем их земляк Иммануил Кант. Вставание, утренний чай, писание, чтение лекций, обед, гуляние, - все совершалось в определенный час, и соседи знали совершенно точно, что на часах - половина четвертого, когда Иммануил Кант в своем сером  сюртуке, с камышовой тросточкой в руке выходил из дому и направлялся  к маленькой липовой аллее, которая  в память о нем до сих пор  называется Аллеей Философа. Восемь раз  проходил он ее ежедневно взад и  вперед во всякое время года, и, когда  было пасмурно или сырые тучи предвещали дождь, появлялся его слуга, старый Лампе, с тревожной заботливостью  следуя за ним, с длинным зонтиком под мышкой, как символ провидения"17.

Громадную роль в истории диалектики сыграло учение Канта об антиномиях. Этим учением перед философской мыслью было поставлено множество философских проблем и прежде всего проблема противоречия. Встал вопрос об уяснении противоречивого единства конечного и бесконечного, простого и сложного, необходимости и свободы, случайности и необходимости. Антиномии послужили сильным импульсом для последующих диалектических размышлений других представителей классической немецкой философии.

В области  моральной философии Кант формулирует  знаменитый категорический императив: поступай так, чтобы максима твоей  воли могла стать основой всеобщего законодательства. Кант дает и другую формулировку категорического императива, считая ее равноправной с первой: относись всегда к человеку как к цели, но никогда как к средству. Таким образом, философия нравственности И. Канта содержит богатую палитру добродетелей, что свидетельствует о глубоком гуманистическом смысле его этики. Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение: оно ориентирует человека и общество на ценности моральных норм и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов. Кант был убежден, что неизбежная конфликтность частнособственнических интересов может посредством права приводиться к определенной согласованности, исключающей необходимость прибегать к силе для разрешения противоречий. Право Кант трактует как проявление практического разума: человек постепенно приучается быть если не морально добрым человеком, то, во всяком случае, хорошим гражданином.

Информация о работе И.Кант и его роль в философии