Исторические типы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Возможны различные основания для классификации философского знания: по разграничению материального и идеального; по позиции, занимаемой при решении гносеологической проблемы, в том числе применимости рационального и иррационального подходов; по аксиологической, праксиологической, антропологической и т.п. ориентациям философии; по делению философских взглядов на монистические, дуалистические и плюралистические, на сциентистские или антисциентистские, на религиозные или атеистические и т.д. Наиболее приемлемой, вероятно, является типология философии по историческим типам, где учитываются временные (древняя, средневековая и т.д. философия) и пространственно-национальные (греческая, немецкая и т.д. философия) параметры. В таком подходе представлены и вышеперечисленные основания.

Содержание работы

1. Исторические типы философии
1.1 Древняя философия
1.1.1 Древневосточная философия
1.1.2 Античная философия
1.2 Философия Средневековья
1.3 Философия эпохи Возрождения
1.4 Философия Нового времени
1.5 Классическая немецкая философия
1.6. Восточнославянская философия
1.7 Марксистско-Ленинская философия
1.8 Неклассическая философия
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

филоософия вопрос1.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

В рамках философии русского космизма проблема человеческой солидарности ставится в глобальном масштабе. В качестве мировоззренческий основы ее выступает не только религия, но и наука. В трудах В.Ф. Одоевского, Н, Ф. Федорова, Н.А. Морозова, отчасти В.С. Соловьева впервые обосновывается необходимость объединения людей на экологической основе, позволяющее управлять природой как целостным организмом, гармонизируя ее. Вычленение глобально-экологической проблемы привело в дальнейшем к обоснованию В.И. Вернадским учения о ноосфере и формированию антропокосмического мировоззрения (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.П. Чижевский), рассматривающего человека как космическое событие. Сейчас актуальна идея русского космизма единения человека и природы, их совместного, взаимосвязанного развития. В русском космизме была предпринята опережающая свой век попытка синтезировать противоположные подходы восточной философии (ценность природы доминирует над ценностью человека, активность человека направлена на внутреннее самовоспитание) и западной культуры (ценность личности превалирует над ценностью природы, вектор человеческой активности направлен вовне, на преобразование окружающего мира, его подчинение человеку).

В XX в. в эмигрантской среде возникло евразийство - исто-риософская концепция, поставившая вопросы о смысле истории, об отношении Востока и Запада, европейской и русской культуры, о месте России в общеисторическом процессе. У истоков этих подходов стояли С.М. Соловьев, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, В.О. Ключевский. Идеи евразийства разрабатывали в 20-30 гг.Н.С. Трубецкой, Г.Ф. Флоровский, Л.П. Карсавин и др. Теоретики евразийства исторические способности России противопоставляли потерявшему такие способности Западу, однако в отличие от славянофилов связывали это не столько с духовными, сколько с материально-природными факторами. Евразийцы ввели в обиход понятие "место развития", каковым для России стала Евразия, "континент-океан" с огромным пространством, отсутствием естественных границ, находящийся под постоянным давлением воинственных кочевников с юго-востока и варваров с запада. Итак, история была дополнена новым элементом: развитием культуры в "пространстве". Доказывалось, что культурное развитие народа имеет свое основание в географической и этнографической целостности. Была предпринята попытка преодолеть противостояние западников и славянофилов (евразийцы выступали за "серединную" позицию).

 
1.7 Марксистско-Ленинская философия

Марксизм возник в 40-е  годы XIX в. Его основоположники - Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Формирование взглядов Маркса и Энгельса происходило под влиянием немецкой классической философии, английской политической экономии и утопического социализма.

Самым большим достижением  немецкой классической философии было учение о развитии. Но в этом учении материя признавалась пассивной, утверждалось, что общественное развитие имеет свое завершение (в прусском государстве). Такую диалектику нельзя было применять для познания и практики, не очистив ее от идеализма и метафизики.

Знакомство Маркса с книгой Л. Фейербаха "Сущность христианства" предопределило выбор в пользу материализма. Значение идей Фейербаха для философских поисков Маркса и Энгельса заключалось не только в материалистической общей установке, но и в соединении традиций гуманизма с атеистическим отрицанием религиозных иллюзий, с реабилитацией чувственного начала в человеке и мыслями о гуманизации отношений к природе и к людям. "Маркс - это фейербахианец, - утверждает С.Н. Булгаков, - впоследствии лишь изменивший и восполнивший доктрину учителя. Фейербах - это невысказанная тайна Маркса, настоящая его разгадка".

Историческая заслуга  классической политической экономии в  лице А. Смита и Д. Рикардо состоит  в том, что было положено начало трудовой теории стоимости. По мнению Адама Смита (1723-1790), общественные связи между людьми устанавливаются на основе общественного разделения труда с последующим обменом плодами своего труда. Стремление каждого человека через труд к благополучию - главный источник общественного богатства. Смит выделил основные условия процветания общества: господство частной собственности, невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы.

Сен-Симон (1760-1825), Шарль  Фурье (1772-1837), Роберт Оуэн (1771-1858), продолжая идеи утопистов XVI в.Т. Мора и Т. Кампанеллы, создали идеал справедливого общества, в котором существует социальная гармония и общность интересов всех граждан, свободный труд и равные возможности для применения своих способностей; промышленность и сельское хозяйство развиваются на основе государственного планирования; все члены общества обязательно трудятся и распределение благ осуществляется по труду; отсутствует эксплуатация человека человеком. Социалисты-утописты остро критиковали капитализм, просвещение считали основным средством преодоления всех социальных неурядиц.

Главным в своем учении Маркс и Энгельс считали доказательство исторической миссии рабочего класса, определяющей возможность социалистического  выбора. Одновременно Маркс и Энгельс  доказывали, что на основе будущего развития технологического базиса общественного производства изменится структура рабочей силы: вместо традиционного рабочего класса в качестве производителя выступит "комбинация общественной деятельности", представляющая собой сложную систему взаимодействия всех видов труда, в которую вовлекаются все слои общества. Итак, с одной стороны, возвеличиваются рабочий класс, его историческое предназначение, с другой - реально оцениваются его перспективы (растворение в комбинации общественной деятельности). В целом, в марксизме соединились общегуманистическое, идущее от эпохи Просвещения, начало, и классовое, детерминированное социальной базой конфронтационной политической культуры раннего капитализма.

В марксизме проанализированы важнейшие проблемы бытия: материя, движение, сознание, исследованы закономерности исторического развития общества и его функционирования. Марксистская философия отвергает религиозный взгляд на мир. Однако, по мнению некоторых исследователей, религии распятого бога Маркс и Энгельс противопоставили доктрину распятого богоподобного человека49. Марксизм отстаивал материалистическое решение вопроса об отношении мышления к бытию, считал сущностью человека совокупность всех общественных отношений, а практику - основой познания. Основоположники марксизма описали процесс антропосоциогенеза, обнаружили некоторые причины социальной дифференциации, раскрыли механизм формирования разнообразных институтов, выделили феномен общественного сознания и т.д. Материалистический монизм в объяснении общества стал в некотором роде предпосылкой для однолинейной трактовки истории.

Сердцевину философии  марксизма образуют исследования фундаментальных  классических проблем отношений  человека к миру и мира к человеку, людей между собой и сущности человека, наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. На решении этих проблем базируется ряд концепций более конкретного характера (о законах истории, значении материального производства в жизни общества, классовой борьбе, социальной революции и т.д.). Работам Маркса и Энгельса присуща как критическая направленность анализа философского наследия (преодоление идеализма Гегеля, антропологического материализма Фейербаха и т.д.), так и сохранение рациональных аспектов. Были приняты и дальше развиты ряд позиций нового времени: идея разума, который призван внести порядок в стихийное движение природы и преодолеть неблагоприятные случайности истории; идея социального прогресса, основанного на развитии науки и техники, активного вмешательства людей в естественные процессы, расширения просвещения и т.д. Через преимущественную ориентацию на материальное производство обнаруживается связь марксизма с мировоззрением индустриальной цивилизации. В марксистской философии выражается преемственность и вместе с тем творческая новизна. Это проявилось при разработке диалектики и теории познания, проблемы отчуждения, диалектико-материалистического понимания истории, концепции будущего общества, проблемы гуманизма и др.

По отношению к теории марксизма необходим разумно-взвешенный подход, здесь неприемлемы крайности: слепая вера в их учение и огульное охаивание самой сути их теории.

Непреходящее значение в марксизме сохраняют: метод  раскрытия противоречий в реальном процессе развития, строгое отношение  к критериям истины, исторический подход к общественным явлениям, диалектико-материалистическое понимание мира, в том числе и истории, идеи свободного развития каждого как условия свободного развития всех, сочетания экономической эффективности и социальной справедливости, индивидуализации и коллективистской солидарности (с акцентом на второе) и т.п. Вместе с тем имеются идеологически направленные, исторически ограниченные, отражавшие условия определенного периода жизни, положения, например о роли классовой борьбы, насилия, о диктатуре пролетариата и т.д. Наконец, из-за отсутствия или ограниченности исторического опыта, определенной слабости самой теории, влияния утопического социализма, давления потребностей политической борьбы в марксизме есть изначально неправильные положения, содержащие элементы утопизма. Так, в "Манифесте Коммунистической партии" Маркс и Энгельс строили проект будущего, воплощающего по существу вариант "казарменного коммунизма": экспроприацию земельной собственности, отмену права наследования, одинаковую обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия. Это дало повод Михаилу Александровичу Бакунину (1814-1876) приписать Марксу идеологию "государственного социализма". В частности, Бакунин с подозрением относился к термину "диктатура пролетариата", считая, что никакая диктатура не может иметь другой цели, кроме увековечивания себя (как идеолог анархизма Бакунин выступил в целом за исключение из жизни народа принципа власти). Если весь пролетариат будет господствующим, то над кем? - спрашивал Бакунин. В роли изгоя пролетарской диктатуры он предвидел крестьянство. Бакунин считал, что весь рабочий класс одновременно диктатором быть не сможет и вынужден будет осуществлять власть через своих уполномоченных, представляющих не народ, а свои притязания на управление народом, что приведет к "красной бюрократии", "авторитарному коммунизму" или "государственному социализму", а следовательно, к возрождению неравенства и эксплуатации, к моральной и интеллектуальной деградации граждан. По Бакунину, социализм Маркса строился на вере в преобразование общества по заранее намеченному плану, т.е. закладывался механизм централизации общественной жизни, соединения социализма с абсолютизмом. Взамен М.А. Бакунин предлагал федеративную свободную организацию "снизу вверх" - рабочих ассоциаций, групп, общин, волостей, областей и народов. Ряд прогнозов Бакунина в опыте развития СССР и других стран в дальнейшем оправдались. И все же, когда Маркс и Энгельс отмежевывались от сиюминутных моментов политической борьбы, они в своих концептуальных воззрениях отделили социализм от грубого, уравнительного, "казарменного", связав становление нового общества с высшим развитием материального производства и личности".

К. Маркс полагал, что  капитализм есть последняя ступень развития стоимостного отношения и основанного на стоимости производства. Преодоление товарного производства Маркс связывал не только с общественной собственностью, но и с высочайшим уровнем развития производительных сил, науки и техники, когда человек в результате автоматизации производства перестанет быть его непосредственным участником. Тогда необходимость учета труда на основе стоимостных измерений отпадет. Одновременно Маркс указывал, что и после уничтожения капитализма "определение стоимости остается господствующим в том смысле, что регулирование рабочего времени и распределение общественного труда между различными группами производства, наконец, охватывающая все это бухгалтерия становится важнее, чем когда бы то ни было". В обоих приведенных положениях нет логической несовместимости. Вероятно, первый тезис выражает общую линию естественноисторического развития капитализма до своих высших ступеней, исчерпывающих возможности рыночной экономики и ведущих к трансформации капитализма в "капиталистический коммунизм". Энгельс, наблюдая за развитием капитализма в США и Англии, отметил возможность реализации отдельных элементов социализма на основе дальнейшей эволюции буржуазного экономического строя. Второй высказанный тезис, вероятно, относится к переходному состоянию общества, где еще не исчерпаны возможности рыночной экономики. Здесь по существу в неявной форме, если исходить из современной интерпретации, выражается концепция "рыночного социализма", такого общественного устройства, где сочетаются механизмы развития, стимулы роста, присущие рыночной экономике, с ценностями социализма.

Вероятно, доминанта в  новой системе жизненных отношений  должна перейти в перспективе  от экономических к социально-культурным отношениям. Современный уровень  цивилизации ориентирован на экономические  отношения, на товар, а новый уровень  цивилизации, предполагающий избыток товаров не как смысл, а лишь как средство, нацелен на формирование гуманизированного человека, преодолевающего традиционную систему разделения труда и вступающего в поле свободного труда. Инстинкт собственности обособляет людей, а сейчас растет ощущение принадлежности к человечеству в целом. По прогнозам ряда ученых, научно-технический прогресс переориентируется, сэкономив труд на спасение естественной среды обитания человека. Рентабельность (прибыльность), как и частная собственность, потеряет свои преимущества. Самоосуществление человека в различных творческих формах жизнедеятельности представляется более высокой радостью для личности, чем обладание кусочком собственности. (Хотя мотив собственности на длительном временном отрезке истории играет весьма важную созидательную роль, создавая индивидуальные стимулы к труду и давая сильный толчок научно-техническому прогрессу.) Итак, из арсенала теоретической мысли К. Маркса и Ф. Энгельса мы в известной степени можем использовать их методологию, но отнюдь не готовые рецепты. Встречающаяся в литературе постановка вопроса - марксизм: утопия или научный проект? некорректна, ибо в марксизме присутствуют элементы и науки (преобладающие), и утопии.

Владимир Ильич Ленин (1870-1924) в сфере науки прежде всего экономист, особенно в области аграрных отношений в России. В философию Ленин внес новые идеи - в теорию познания, в анализ взаимосвязей философии и физики в период радикальных открытий в естествознании, в трактовку диалектики, выделение в ее системе основного "ядра", в различение диалектики и псевдодиалектики (эклектики, софистики). Ленин пересмотрел некоторые положения Ф. Энгельса, где понятия "материя" и "вещество", "материя" и "природа" синонимизировались.

Ленинизм порожден исторической реальностью, которой была присуща острая классовая конфронтация, характерная раннему монополистическому капитализму. Накал обстановки, вызванный насилием и жестокостью капитализма того времени, возбуждал в сознании трудящихся необходимость революционной смены строя. Незрелость материальных предпосылок предполагалось превзойти "рокировкой" исторического процесса: сначала взять власть (установить диктатуру пролетариата), а затем использовать ее как рычаг экономического и культурного развития. Низкий уровень массовой политической культуры, по замыслам, компенсировался авангардной ролью пролетарской партии, призванной внести в рабочее движение социалистическое сознание.

В.И. Ленин стремился  соотносить теорию с постоянно развивающейся  и усложняющейся практикой и  при переходе к новой экономической политике осуществил коренную перемену всей точки зрения на социализм, введя в ее модель тенденции общецивилизационного развития - хозяйственный интерес, разнообразные формы собственности, закон стоимости, классовые различия и товарное производство на длительный период, широкое использование торговли, хозрасчета, стимулирование коллективной и индивидуальной трудовой деятельности. При этом Ленин нэп не идеализировал. В нем Ленин видел отрицательные стороны, ставил вопрос о том, чтобы работать на пользу пролетарского государства, а не нэпманов и верил, что Россия нэповская станет Россией социалистической (т.е. постепенно освободится от элементов капиталистического рынка).

Самое ценное в социальной философии В.И. Ленина заключается  в идее соединения противоположностей для формирования нового общества, признания полезных компромиссов. В этом ключе Ленин рассуждал: "Социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической.". Следовательно, социализм должен поставить на службу народу капиталистические завоевания: банки, синдикаты, тресты, госаппарат, экономическое регулирование. В таком подходе выражены элементы общецивилизационного видения развития страны, не сводящие движение социума к однолинейному формационному. Движение вперед на основе соединения противоположностей означает переход к идее интегративной природы нового строя. Ленин такую идею не сформулировал, но логически к ней шел.

Информация о работе Исторические типы философии