Исторические типы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Возможны различные основания для классификации философского знания: по разграничению материального и идеального; по позиции, занимаемой при решении гносеологической проблемы, в том числе применимости рационального и иррационального подходов; по аксиологической, праксиологической, антропологической и т.п. ориентациям философии; по делению философских взглядов на монистические, дуалистические и плюралистические, на сциентистские или антисциентистские, на религиозные или атеистические и т.д. Наиболее приемлемой, вероятно, является типология философии по историческим типам, где учитываются временные (древняя, средневековая и т.д. философия) и пространственно-национальные (греческая, немецкая и т.д. философия) параметры. В таком подходе представлены и вышеперечисленные основания.

Содержание работы

1. Исторические типы философии
1.1 Древняя философия
1.1.1 Древневосточная философия
1.1.2 Античная философия
1.2 Философия Средневековья
1.3 Философия эпохи Возрождения
1.4 Философия Нового времени
1.5 Классическая немецкая философия
1.6. Восточнославянская философия
1.7 Марксистско-Ленинская философия
1.8 Неклассическая философия
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

филоософия вопрос1.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Основная причина исторической ограниченности марксизма (и ленинизма) заключается в том, что он в ряде положений сформировался по гегелевским образцам предзаданности истории, подчинения практики теории. "Последнее исходит из того, что если мы теоретически освоили действительность и выразили это в четких логических формулах, то можем и изменить мир в соответствии с этой теорией. Это было бы возможно, если бы общество было абсолютно пластично, люди - исключительно рациональными существами, теория выражала знание всех социальных законов. Марксистская парадигма, логически спрямляя историю, не учла все ее многообразие. И поэтому красивые теоретические построения марксизма как системы исчерпаны, хотя ряд его идей и вошел в фонд социальной науки"53. Можно согласиться с данной характеристикой, если иметь в виду идеологически заданные, исторически ограниченные отдельные идеи марксизма (и ленинизма), утопические положения теории. Но, как показал анализ, слабые и теоретически ошибочные положения сосуществовали с прямо противоположными ("раздвоение" истины), а сама сущность диалектико-материалистического понимания истории, составляющая сердцевину марксизма и сохраняющая непреходящее значение, исходит из примата практики по отношению к теории. Кстати, крупнейшие мыслители XX ст. высоко оценили марксистскую философию и социологию. Не приняв марксистской философии, Н.А. Бердяев не отрицал научной (социологической) значимости марксизма (в том числе критики последним буржуазного общества).3. Фрейд подчеркивал, что сила марксизма заключается в проницательном доказательстве неизбежного влияния, которое оказывают экономические отношения на интеллектуальные, этические и эстетические установки. К. Поппер не сводит марксизм к "экономизму", он пишет о грандиозной марксистской системе, сравнимой с системами Платона и Гегеля или даже превосходящей их. Для Ж. - П. Сартра марксизм был и остается философией нашего времени. Автор современного американского учебника "Социология" Дж. Смелзер провел опрос наиболее известных ученых Запада о престиже социологических теорий. Около 80% опрошенных самой влиятельной теорией назвали марксизм. О. Нелль-Бройнинг сказал, что мы все стоим на плечах К. Маркса.  

 

1.8 Неклассическая философия

С середины XIX в. все определеннее стала  сказываться потребность в развитии новых, неклассических типов философствования. Если немецкая философия ХVII-ХIХ вв. явилась вершиной классики, то марксистская философия выступила промежуточным и соединяющим звеном между классикой и новыми подходами к сущему. Развивая далее общую рационалистическую ориентацию классической мысли, ее веру в науку и прогресс, марксистская философия во многом по-новому подошла к разработке концепции мира, человека, разума, познания, науки, общества и его исторического прогресса. Поддерживая идею классики о развитии философии как науки, марксизм отверг ее претензию на роль "науки наук". Творческая (новаторская) сторона в марксистской и ленинской философии является ведущей.

Первые серьезные попытки переосмысления классики наиболее четко были выражены в воззрениях С. Кьеркегора и Ф. Ницше. Кризис западной цивилизации потребовал кардинальной переоценки ценностей. В этом ключе примечательно нашумевшее в свое время произведение О. Шпенглера "Закат Европы" (1918). По мнению Хосе Ортеги-и-Гасета, европейский кризис может быть диагностирован как кризис всей классики.

Наиболее развитые философские  концепции XX в., задуманные как неклассические и в определенной мере ставшие  таковыми, все же сохраняли связь  с классической мыслью. И это естественно, так как философия органически  связана с историей философской мысли. Наиболее авторитетными "классиками" философии XX в. стали А. Бергсон, Э. Гуссерль,

3. Фрейд, Б. Рассел, Л. Витгенштейн,  Д. Дьюи, А.Н. Уайтхед, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. - П. Сартр, Г.Г.  Гадамер, К. Леви-Строс и др.

В полемике с философской классикой формируется ряд черт, которые определяют сущность неклассической философии.

1. В рамках классической философии  основной проблемой считается  проблема существования всеобщего,  универсума, проблема всеобщей сущности  человека, универсальных методов познания, общих принципов истории и т.д. Неклассическая философия отказывается от традиционной метафизики, от поисков универсалий. Она стремится подчеркнуть неповторимость, многогранность различных сторон бытия, отдельных его фрагментов, тем самым расширяя спектр философской тематики. При этом различные философские направления придерживаются разных исходных принципов.

2. Согласно философской классике, между знаниями, выраженными в  четкой логической форме, и  окружающей действительностью существует внутренняя взаимосвязь, которая зафиксирована в познавательном процессе. Достаточно найти универсальные методы познания, и согласованность между объектом и познающим субъектом будет достигнута. Для неклассической философии характерен иной подход: мир и знания о нем внутренне не связаны между собой, универсальные методы познания отсутствуют. Если соответствие между реальностью (миром) и знаниями (вместе с логикой) и существует, то оно обнаруживается прежде всего в системе ценностей, интересов, пользы и т.д.

3. Для классической традиции  характерна безмерная вера в  человеческий разум и прогресс  науки. Неклассическая философия  оценивает могущество разума  более взвешенно, выявляет границы  познания, обращает внимание на  внерациональные формы постижения бытия, часто пессимистически оценивает результаты развития науки.

4. Обращаясь к проблеме человека, классическая философская традиция  отдавала предпочтение рациональным  формам человеческого духа, оставляя  в стороне внерациональные стороны:  бессознательные процессы, чувственно-волевые акты, интуицию и т.п. Неклассическая философия, намереваясь выразить целостность человеческого бытия, анализирует также иррациональные моменты.

5. Стремление к многостороннему,  с разных позиций, осмыслению  проблем нередко приводит представителей неклассической философии к эклектике - механическому смешению противоположных исходных принципов в рамках своих философских систем.

6. В неклассической философии  меняется стиль изложения проблем:  на смену монологов мыслителей, готовых результатов деятельности сознания приходят неопределенность, "внутренний диалог сознания", где сознание анализирует свои внутренние структуры и процессы, которые ведут к определенным результатам (определенным идеям и концепциям).

Антиклассическим ориентациям XIX и XX вв. постоянно противостоят то ослабевающие, то усиливающиеся идейные движения, направленные на защиту и развитие традиций философской классики. Под лозунгами "Назад к Канту" и "Назад к Гегелю" родились неокантианство (Г. Коген, П. Наторн, Э. Кассирер, В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.) и неогегельянство (Р. Кронер, Г. Лассон, Б. Кроче, Дж. Джентиле, Ф. Брэдли, Дж. Ройс, Ж. Валь и др.). Стремление сохранить классические корни философии провозгласило также влиятельное течение религиозной философии, возникшее с 70-х годов XIX в. и получившее название неотомизма. Конечно, философы-традиционалисты занимались не только защитой классики, но использовали работу над философским наследием для выработки новых неклассических идей и выводов.

В последующем своем развитии неклассическая философия переросла в философский постмодернизм как конкретное проявление сочетания неклассической философии и отдельных элементов постмодернизма выступили различные направления современной зарубежной философии.

 
Список использованных источников

1. Философия: Учебное пособие  / Вишневский М.И. - Минск: Вышэйшая  школа, 2008. - 480 с.

2. Калмыков В.Н. Философия: Учебное  пособие / В.Н. Калмыков - Мн.: Выш.  шк., 2008. - 431 с.

3. Алексеев П.В. Философия /Алексеев  П.В., Панин А. В.3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - 608 с.

4. Спиркин А.Г. Философия / Спиркин  А.Г. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с

5. Скирбекк Г. История философии  / Скирбекк Г., Гилье Н. Пер с  англ. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 800 с.

6. Хаврак, А.П. Философия: учебное пособие / А.П. Хаврак. - М.: Дашков и К, 2007. - 376 с.


Информация о работе Исторические типы философии