Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 13:21, контрольная работа
1.Мифологическое мировоззрение
2.Религиозное мировоззрение
3. Философское мировоззрение
разрабатывает учение о бытии, человека и его душе:
-главное
в его мировоззренческой
материи и ее независимости от познающего субъекта
-весь живой и неживой мир состоит из единого вещества. Важнейшее
свойство материи- движение. (В этом материализм).
-стоит на позициях идеализма, доказывая бессмертность души
-в
отношении человека он
правовое уравнивание людей
-исторический
процесс представлял как
борьбу равенства и неравенства. Прогресс в обществе связан с « шествием
человеческого разума».
В дальнейшем социальная философия нашла свое продолжение и развитие в идеях
декабристов, деятельностью которых кончается один и начинается другой период
развития русской философии.
Вывод:
1.
Русское Просвещение создало
самобытную национальную
сущности своих идей, по своей духовности стояла на уровне общемировой
философии
2. Оно породило феномен светской духовной культуры, сформировало
гуманистические ценности, зародило интерес к трудам мыслителей прошлого и
настоящего.
3. Отход от церкви не означал для ученого разрыва с верой, с традицией, с
культурой народа. Новый виток творческой жизни был не изолированным, а
осуществлялся с опорой на предыдущие достижения.
.Казахская
философия уходит своими
Так, человек андроновской культуры нередко отождествлял природу с человеком, приписывал ей качества, свойственные исключительно человеку (коварство, любовь, ненависть и проч.). Т.обр., у андроновцев достаточно широко была распространена антропоморфная картина мира.
Андроновские люди приняли мир таким, каким застали его. Перед ними не стоял вопрос о происхождении мира, у них не было представлений о Боге как творце и создателе мира. В качестве божества у них выступали космические силы и явления природы. Кроме того, божественные признаки они приписывали духам предков.
Образ мира, как его понимал первобытный человек, отражался в образе вещей, создаваемых людьми. А понимание и оценка смысла вещи представляет собой раскрытие сущности мысли человека. Создание вещей и сам образ жизни этих людей предопределял их отношений к пространству и времени. Оно было иррациональным, а не рациональным. У кочевых скотоводов представление о пространстве было связано с понятием местности и представлениях о 4-х сторонах света, благодаря которым можно было передвигаться в поисках пастбищ. Время было божеством – силой, неподвластной человеку. С другой стороны, имелись представления о смене времен года.
Мировосприятие человека бегазы-дандыбаевской культуры дополняется новыми идеями благодаря расширению производственной деятельности. Явления, происходящие в сфере земледелия, скотоводства (падеж скота, неурожай и проч.), вызвали у людей необходимость нахождения причин этому. Так появились домыслы о добрых и злых духах и средства для противостояния им.
Т.обр., на ранних этапах следует отметить синкретизм казахской философии. Он проявлялся в том, что философия казахов указанного времени в рамках одного и того же хозяйства и связанного с этим хозяйством образа жизни сочетала в себе направления мысли, идеи разных, нередко взаимоисключающих мировоззренческих принципов. Наивно-реалистическое и стихийно-материалистическое объяснение древними казахами-скотоводами окружающей действительности вполне спокойно совмещался с обожествлением человеческой жизни.
Культура исторических предков казахов - тюркоязычных племен выразилась в форме искусства (в традициях, в обрядах, в устном творчестве), а следовательно, больше оперировала образами, а не понятиями. В элементах вербальных форм культуры отражалось их миропонимание. Например, народом складывались легенды (например, о Полярной звезде, о созвездии Большая Медведица). Разумеется, во всех этих легендах нет философии в собственном смысле этого слова. Но есть очень схожее с философией стремление осмыслить эмпирический факт. Это была наивная, народная философия – здравый смысл, основанный на народной мудрости.
В IX-Х вв. на территории Казахстана появилась целая плеяда представителей древней культуры, внесших неоценимый вклад в науку, искусство, литературу. Среди них Аббас Джухари – астроном и математик, Исмаил Джаухари, прославивший себя составлением наиболее полного, по тем временам, словаря арабских слов, Махмуд Кашгарский, автор знаменитого произведения «Диван лугат ат-турк», Джанах ибн Хакан ал-Кинди – географ и политический писатель, Абу Наср аль-Фараби – энциклопедический ученый и глубокий мыслитель своего времени. Начавшая цвести пышным цветом культура племен, далеких предков казахов, обещала дать свои плоды.
Но на рубеже XII-XIII вв. её рост был приостановлен монгольским нашествием.
На рубеже XIV-XV вв. с образованием казахских ханств получило начало развитие собственной самобытной мысли казахского народа, где господствовали идеи, основанные не на знаниях, а на вере, на фантастическом отображении природы. Божество в представлении казахов не было персонифицировано. Они до сих пор не знали антропоморфного бога. В своем основании их верования носили политеистический характер. Поклонение духам предков (арвахам) в дальнейшем вызвало идолопоклонство. Казахи придерживались преимущественно шаманских религиозных верований. Шаманизм у казахов синкретичен в своей основе. Большое место в нем занимает поклонение животным и культ природы (культ огня, культ неба – «тенгри»). В связи с социальным расслоением общества все древние верования казахов трансформируются в новую разновидность религии.
Вера в «тенгри» в XV-XVI веках превращается в монотеистическую религию. В казахских степях начинает распространяться ислам. Одновременно на почве устного народного творчества выросло словесное искусство казахских жырау и акынов. Отныне главную роль стала играть устная народная речь, но не та, что не выходила за пределы функции бытовой коммуникабельности, а дискурсивная, т.е. рассудочная, свойственная лишь творческим формам человеческого общения. Поэтическое творчество у казахов в процессе своего исторического становления и роста прошло три стадии: а) период жырау (XV – первая половина XVIII вв.), б) акынотворческий период (вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.), в) период, связанный с возникновением своеобразного состязания поэтов-песенников – айтысов (вторая половина XIX – начало ХХ вв). Произведения жырау и акынов – это продукты индивидуального творчества, авторы которых персонифицированы и выступают в лицах.
Творчество жырау выражалось в форме философско-дидактических рассуждений, в которых восхвалялись ханы и батыры, давались советы правителям, как управлять народом, а народу наставления, как вести себя в той или иной обстановке, делались попытки объяснить смысл изменений, происходящих в природном мире и в общественной жизни. Представители жырау и акынов: Казтуган, Асан-Кайгы (XVв.), Доспамбет-жырау (XVIв.), Шалкииз-жырау (1465-1560), Актамберди-жырау (1675-1768), Татигара-акын (XVIIIв.), Бухар-жырау (1668-1781), Шал-акын (1748-1819) и др.
Внимание акынов привлекали не только проблемы, которые поднимали жырау, но и события текущей жизни казахско-калмыцких битв за превосходство в степи и их влияние на вековые традиции и обычаи казахов, на их духовный мир и проблемы организации их борьбы за свободу и независимость родины.
Во второй половине XIX – начало ХХ веков общественная мысль Казахстана развивалась в сопричастности с культурой России, как часть общероссийского просветительского движения. Поэтому и в Казахстане возникла культура Просвещения.
II.Основоположником
казахского просвещения
В своих философских взглядах Валиханов был материалистом и атеистом. Он развивал идеи вечности и бесконечности и, в отличие от большинства просветителей Казахстана и Средней Азии отрицал существование бога. При этом атеизм Валиханова был воинствующим, материализм - не стихийным, а осознанным.
Взгляды Валиханова были направлены против религии вообще и, прежде всего – против ислама. Однако причины возникновения религии Валиханов объяснял идеалистически: это результат обмана доверчивых людей плутами, проходимцами. Самим же антинаучным религиозным взглядам он противопоставлял взгляды о материальности природы.
Природа несотворима и неуничтожима. Сначала существует природа, действующая и влияющая на человека, а потом уже понятия о ней в человеческом уме. Ум – это отражение действительности. Сознание не самостоятельно, оно обусловлено существование природы. По мнению Валиханова, природа есть объективная реальность, развивающаяся по своим собственным законам. Закономерность природы проявляется в том, что между явлениями существует природная связь. В «Записках о судебной реформе» Валиханов говорит о том, что врач будет уверен в успехе, если он будет знать ещё о причинах болезни. В основе познания лежит чувственное восприятие, ощущения.
В своих антропологических взглядах не смог понять, что сущность человека кроется в особенностях общественных отношений, которые он сводил к уровню его образования. Это отвело Валиханова в сторону просветительской идеализации знания.
Выдающимся деятелем казахского Просвещения был педагог-новатор и писатель Ибрай Алтынсарин (1841-1899). Боролся против мусульманского духовенства и ислама, т.к., по его мнению, местные властители беспрекословным подчинением мусульманскому духовенству хотели добиться духовного порабощения масс. Поэтому Алтынсарин боролся за распространение знаний в народной среде, чтобы избавить народные массы от посягательств власть имущих, и тем самым способствовать достижению подлинного прогресса. Светское образование может обеспечить экономическое и нравственное развитие народа, может стать источником практического (материалистического) взгляда на предметы окружающего мира. Знание – это знание о вещах, о явлениях природы. Объект знания – естественный мир, а не сверхъестественный дух. Цель познания – знание видимого и невидимого (законы природы и мира, познаваемые логическим путем, который невозможен без светского образования). Сам процесс познания Алтынсариным не анализировался. Но главное в том, что он признавал реальностью объективный мир. «Ум природный способен обнимать лишь то, что его окружает». Здесь под природным умом он имел в виду человеческие ощущения. Однако материалистическую концепцию не следует переоценивать. При симпатии к знаниям и враждебности к религии, Алтынсарин не смог подняться на позиции атеизма, и встал на позиции деизма. Он допускал идеологические и теологические отступления (верил в бога как первопричину мироздания).
IV.Лучшие
представители казахской
Лишь начиная с 20-х годов ХХ века, философская мысль Казахстана была втиснута в философию марксизма.
С 60-х годов сформировалась Алматинская философская школа диалектической логики, занимающая третье место в СССР после Московской и Ленинградской.
До создания Алматинской школы все философы работали в рамках философии марксизма, затрагивая лишь историю философии и историю диалектики, основываясь на монизме как принципе диалектической логики. Алматинская философская школа последовательно раскрыла гносеологические функции материалистической диалектики, исследовала такие формы, методы и принципы научно-теоретического познания, как идея, теория, индукция и дедукция, анализ и синтез, эксперимент, модель и моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному, восстановила истинные принципы диалектики: развития, всеобщности, целостности, системности, конкретности, историзма и др. Ими были подняты проблемы начала, категорий, форм и методов познания, принципы построения теории. Ученые показали внутреннюю связь форм и методов научного познания, их логико-гносеологическую роль в современной науке, эвристические возможности. Работа длилась 20 лет, итогом которой стало четырехтомное издание «Диалектической логики» (5-й не был завершен) под общей редакцией Ж.М.Абдильдина.
Поэтому, по нашему мнению, нельзя недооценивать вклад казахской философской мысли в общемировую философию.
Нет в интернете