Историко-философский, философский и теологический подходы к христианству первых веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 18:12, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение материалов христианской философии первых веков.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы и решены следующие задачи : формирование христианской философии и рассмотрение основных догмат христианства, изучение философии в теологических рамках, основные идеи религиозного вероучения,такие как Бог, Творение, Человек и Предназначение Человека, миросозерцание Блаженного Августина.

Содержание работы

Введение 3
1.Христианская философия первых веков 5
1.1.Формирование христианской философии 5
1.2.Изучение философии в теологических рамках 9
2.Основные идеи религиозного вероучения 14
2.1.Бог 15
2.2.Творение 19
2.3.Человек 22
2.4.Предназначение Человека 26
3.Патристика 31
3.1.Учение Августина 31
Заключение 37
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

основа.doc

— 524.00 Кб (Скачать файл)

Введение 3

1.Христианская философия первых  веков 5

1.1.Формирование христианской философии  5

1.2.Изучение философии в теологических  рамках 9

2.Основные идеи религиозного  вероучения 14

2.1.Бог 15

2.2.Творение 19

2.3.Человек 22

2.4.Предназначение Человека 26

3.Патристика 31

3.1.Учение Августина 31

Заключение 37

Список использованной литературы 38

Введение (выдержка)

В средние века, как на Романо-германском Западе, так и на византийском Востоке  сложился и господствовал воинственный полуязыческий и полухристианский строй понятий и жизни.

Средневековое миросозерцание это  своего рода исторический компромисс между христианством и язычеством.

Эпоха христианской цивилизации —  это та критическая эпоха, когда  церковь, во всеоружии своей вполне сложившейся организации, вступает в средние века.

Государственный порядок расшатан и поколеблен в самом своем  основании; церковь одна представляет собою общественное единство, скрепляя и связуя империю, распадающуюся  на части в процессе саморазложения. Церковь представляет собою единство не только духовное, но и мирское; одряхлевшее государство не в состоянии отправлять самых элементарных своих функций, светская власть не может уже собственными силами защитить государство извне и скрепить его изнутри; она не обеспечивает ему ни справедливого суда, ни сколько-нибудь сносной администрации. Поэтому церковь, как единственная живая сила в этом обществе, волей-неволей вынуждена взяться за мирские дела, исполнять задачи светской власти.

На востоке и на Западе в интересующую нас эпоху наблюдается образование своеобразной христианской теократии, в которой церковь смешивается с государством; она не сливается с ним в единое целое, но, строгие и определенные границы между ними отсутствуют.

Изучение материалов христианской философии первых веков тронуло и мое современное миропонимание жизни. Более того, нашло отклик и то ,что отсталые от жизни и практики, официальные и ученые представители христианства, богословы, не знают уже или, по крайней мере, не хотят знать, что такое христианство, особенно по поводу веры, чуда, провидения, ничтожества мира, с историческими свидетельствами.

Целью данной контрольной работы является изучение материалов христианской философии  первых веков.

Для достижения поставленной цели в  работе сформулированы и решены следующие задачи : формирование христианской философии и рассмотрение основных догмат христианства, изучение философии в теологических рамках, основные идеи религиозного вероучения,такие как Бог, Творение, Человек и Предназначение Человека, миросозерцание Блаженного Августина.

Предметом исследования являются историко-философский, философский и теологический  подходы к христианству первых веков.

Выдержка из основной части

Живая форма активна по своей  природе. В лишенном познания, сущем, форма направлена только на полную его реализацию. В сущем, наделенном интеллигенцией, склонность может быть направлена на любой из постигаемых ей объектов, и это есть источник свободного действия и воли. Подлинный объект воли есть благо как таковое; всякий раз, когда интеллект представляет некоторый его образ, воля спонтанно стремится охватить его. То, к чему воля стремится во всех преследуемых ей формах блага, есть благо в себе, к которому все эти особенные формы причастны. Если бы человеческий интеллект мог явить нам Само Высшее Благо в качестве объекта познания, наша воля сразу же устремилась бы к нему и заключила бы его в нерасторжимые объятия, что было бы самой совершенной свободой. Мы не можем непосредственно увидеть высшее совершенство, и поэтому обречены на попытки посредством непрерывно возобновляемых усилий интеллекта определять среди явленных нам форм блага те, что связаны с Высшим Благом необходимой связью. И в этом, на земле, состоит сама человеческая свобода. Поскольку непоколебимая верность Высшему Благу недоступна людям, наша воля обречена на выбор лишь между особенными формами блага. Как определить, какие из особенных благ нам следует выбирать, а, узнав это, как направить наши действия на их достижения — основная проблема морали.

Движение воли, направляющее саму ее и все другие силы души в направлении определенного объекта — это ее «интенция», объект интенции — определенная цель. Если для достижения цели необходимо вначале выбрать определенные средства, одна и та же интенция проходит через следующие один за другим акты выбора различных средств. Соответственно есть только одна интенция и для средств и для цели, т.к. она выбирает средства в перспективе реализации цели.

Хотя человеческие действия связаны  с единичными событиями и объектами  для установления средств, соответствующих цели, всегда требуется обсуждение. Это обсуждение (…) завершается выбором (…), в отношении которого воля выражает свое согласие или одобрение. Таким образом в этой сложной операции воля и интеллект участвуют разными способами. Умножая однородные моральные предпочтения, мы формируем моральную привычку (…), цель которой является осуществление соответствующих действий. Когда такие привычки нравственно положительны, их называют добродетелями, нравственно отрицательные привычки называют пороками. Формирование и развитие моральной личности в каждом индивиде неотделимо от приобретения собственных добродетелей и, увы, собственных пороков. Поскольку эта проблема объединяет личные склонности, образование и самодисциплину, постольку подлинная история морального существа — это обдуманное приобретение как моральных добродетелей, так и пороков.

Заключение (выдержка)

Есть сторонники христианства, есть противники, а есть те у которых  отношение к религии не является только отрицательным, оно критическое; лишь отделяя истинное от ложного, - хотя, конечно, отделенная от лжи истина является всегда, как истина новая, существенно отличная от старой истины. Религия есть первое самосознание человека. Религии потому и священны, что они - предания первоначального сознания.

Спекулятивная философия религии  приносит религию в жертву философии, христианская мифология приносит философию  в жертву религии. Одна делает религию  игрушкой умозрительного произвола, другая превращает разум в игрушку фантастического  религиозного материализма. Одна заставляет религию говорить только то, что она сама желает, другая принуждает ее говорить вместо разума. Одна не способна выйти из себя и поэтому превращает образы религии в свои собственные мысли; другая не может придти в себя и делает образы вещами.

Теология давно сделалась антропологией. История реализовала, сделала предметом  сознания то, что было сущностью  теологии самой в себе. И, тем не менее, средневековая философия  внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и уточнив все логически возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже не только предметом схоластических споров, но фундаментом для формирования основ естественнонаучного и философского знания.

Список литературы

1. Блаженный Августин, «О граде  Божием», Минск 2000, 1294с. 

2. Августин. Исповедь. Кн. 11-13 текст  на сайте 

3. Аврелий Августин, «О свободе  воли», кн.2; 2004, 39c. текст на сайте 

4. . Аврелий Августин, «Пелагий», 2004, 58c. текст на сайте

5. "Философская библиотека средневековья" http://antology.rchgi.spb.ru/autor_list.rus.html

6. Блаженный Августин « Творения»,  т.1, Санкт-Петербург 1998, 741с. 

7. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия:  Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. - М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2001.608 с.

8. Боргош Юзеф. Фома Аквинский  - М.: Мысль, 1975. - 504 c.

9. Жильсон Этьен. Избранное. Том  1: Томизм: Введение в философию  св. Фомы Аквинского – М. –  СПб.: Университетская книга,  1999. – 496 с.

10. Майоров Г. Г. Формирование  средневековой философии. Латинская  патристика. М.: Мысль, 1979. 431с. 

11. История средневековой философии.  Часть 1. Патристика. - М.: Европейский  гуманитарный университет, 2002, Хрестоматия. 504 с. 

12. Коплстрн Ф.Ч. История средневековой философии. М-.1997.512 с.

13. Столяров А.А. Патристика. Понятие  о патристике и ее основные  особенности./История философии.  Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995 – 352 с.

14. Соколов В.В. Средневековая  философия. М., 1979, изд. 2-е, испр. и  допол. М., 2001,448 с. 

15. Фейербах Л. Избранные философские  произведения. М., 1955. Т. 2. С. 320.

Введение.

Информация, предоставляемая личности живым религиозным опытом, касается не только природы сущностных характеристик, свойств самой религии, но и предельных оснований всего сущего, включая человека во всей уникальности и специфичности его бытия, представлений о смысле и назначении его жизни, характере взаимоотношений с природой, в рамках которой осуществляется его повседневная жизнь, и с другими людьми. Поэтому религия, главным образом христианство, — так же как и философия, представляет собой форму духовной деятельности, ориентированной на сознание и осмысление коренных мировоззренческих вопросов, относящихся к представлениям человека о мире в целом и месте человека в нем.

Для общества, взятого в целом, религия  выступает как мощное средство социальной интеграции, сплочения людей, поскольку  общие верования придают высший смысл их деятельности. И в социальном плане религия реализуется как особый общественный институт — церковь; на первых этапах — просто как объединение верующих, позднее (почти во всех религиях) — как структура, объединяющая лиц, особо посвященных в сакральные тайны и выступающих в роли своеобразных «посредников» между объектом веры и людьми.

Взятая в единстве и взаимодействии всех этих структурообразующих компонентов, религия выполняет мировоззренчески-интегративную  функцию, дает определенные объяснения природы, общества и человека, т. е. мира в целом. И здесь сразу же бросается в глаза определенное сходство религии с философией. Вместе с тем религия выполняет и многие другие функции, которых лишена философия. Среди последних так называемая спасительно-компенсаторная функция, обещающая человеку надежду на избавление от всех тягот и невзгод мирской повседневной жизни. К числу важных функций религии относится также коммутативно-интеграционная функция: религия облегчает общение, объединение людей, придерживающихся одного мировосприятия. И, наконец, регулятивная функция, дающая человеку определенные нормы и ценности поведения, прежде всего этические.

Напомним, что именно христианская религия в значительной степени  содействовала становлению научного миропонимания как средства или орудия борьбы с оккультизмом. Этот процесс начался уже на закате эпохи Средневековья, но особый размах приобрел в эпоху Нового времени, потому что для христианства очень важно было торжество научно-механистического мировоззрения: механицизм изгонял духов из природы. Далеко не случайно, что научная картина мира родилась именно в христианской Европе, а не в арабской культуре, которая во многих отношениях была очень утонченной и высокой, и не в китайской, и не в индийской культурах.

По мнению Гегеля, философия является высшим и последним этапом духовного развития человечества, и, прежде всего потому, что религия преимущественно ориентируется на чувства и представления человека, тогда как для философского сознания и познания основным орудием, или инструментом, является понятие.

1. Христианская философия, её  специфика и основные черты 

1.1. Христианство как источник  христианской философии.

К числу мировых религий относят  христианство, иудаизм, ислам и буддизм.

Христианство — крупнейшая мировая  религия и одна из самых распространенных по численности приверженцев, которых примерно 20% населения земного шара и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община. В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире превышает около 2 миллиардов.

В центре христианского вероучения богочеловек Иисус Христос. Основной книгой является Библия — Ветхий Завет  и Новый Завет, в котором представлены жизнь и страдания Христа, сказания о деяниях святых апостолов, а также откровение святого Иоанна Богослова с его картиной страшного суда, который ожидает человечество.

Христианство первоначально возникает  как религия древних евреев. Устранение некоторых непопулярных среди других народов элементов иудаизма (обряды обрезания, принятия пищи, идея богоизбранности еврейского народа, законы Моисея) вызвало приток язычников и обращенных евреев в христианские общины. Привлекательными сторонами христианства были универсализм, единобожие, равенство всех верующих перед Богом, идея очистительной жертвы Христа, вера в воздаяние в загробной жизни, идея воскресения.

Для раннего христианства был характерен отказ от участия в политической жизни и управлении государством, проповедь аскетической этики. До начала IV века христианству противостоит государственное мировоззрение, основанное на господствующей языческой религии и на картине мира, разработанной в рамках философии. Философия, не замечающая двухтысячелетней истории христианства или сознательно его игнорирующая, является теоретически невозможной, заранее обреченной на неудачу. Нельзя в настоящее время определить нравственность, справедливость, добро, зло, развитие и становление европейской государственности и культуры вне учета исторического влияния христианства на жизнь человеческого общества.

К IV веку христианство идейно окрепло, и после указа императора Константина  в 311 году о свободе христианского  вероисповедания и прекращении  гонений на христиан теологические  споры переносятся внутрь христианства, наиболее значимые философские концепции и идеи приспосабливаются для нужд обоснования христианского учения. Христианство становится официально признанной религией Римской империи. Пройдет еще немного времени и Никейский Собор в 325 году примет окончательную формулировку основной догмы христианства — символа веры — Троицу: Бог един по существу, но троичен в лицах (ипостасях). Это Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой — всем трем лицам приписываются одинаковые божественные свойства (премудрость, вечность, благость, святость и т.д.), но у них есть индивидуальные различия. Бог-Отец не рождается и не исходит от других лиц троицы (абсолютное первоначало), Бог-Сын (Логос, Слово — смысловое начало) предвечно рождается от Бога-Отца, Бог-Дух (животворящее начало) исходит от Бога-Отца. Христианские обряды прямо вводят божественные начала в человеческую жизнь.

Информация о работе Историко-философский, философский и теологический подходы к христианству первых веков