История становления и развития противотуберкулезной службы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:28, реферат

Описание работы

Туберкулёз (от лат. tuberculum «бугорок») — широко распространённое в мире инфекционное заболевание человека и животных, вызываемое различными видами микобактерий, как правило, Mycobacterium tuberculosis (палочка Коха). Туберкулёз обычно поражает лёгкие, реже затрагивая другие органы и системы. Mycobacterium tuberculosis передаётся воздушно-капельным путём при разговоре, кашле и чихании больного. Чаще всего после инфицирования микобактериями заболевание протекает в бессимптомной, скрытой форме (тубинфицированность), но примерно один из десяти случаев скрытой инфекции, в конце концов, переходит в активную форму.

Содержание работы

Введение1


Основная часть5
История развития знаний о туберкулезе5
Становление фтизиатрической службы в России9


Заключение……………………………………………………………………………………………………33

Литература……………………………………………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Ефанова.docx

— 76.97 Кб (Скачать файл)

Основами новых организационных  форм оказания противотуберкулезной помощи населению России в современных  условиях являются:

  • государственная политика признания борьбы с туберкулезом - важным направлением в обеспечении безопасности общества.
  • приоритетное значение противотуберкулезных мероприятий в федеральной и региональных программах здравоохранения;
  • совместная работа общей лечебной сети, санитарно-эпидемиологической, специализированной противотуберкулезной службы, иных ведомств по профилактике и выявлению туберкулеза;
  • разработка государственной системы мониторинга туберкулеза;
  • сохранение основных структур противотуберкулезной службы;
  • совершенствование системы выявления первичного инфицирования и заболевания туберкулезом;
  • эффективное лечение больных туберкулезом;
  • централизованное государственное снабжение учреждений здравоохранения лекарственными средствами, вакцинами, туберкулином и медицинской техникой;
  • регулярное обновление образовательных программ по фтизиатрии для студентов, медицинских работников и населения;
  • участие населения в борьбе с туберкулезом.

Все эти пункты очень  важны для обеспечения позитивных изменений в России, ибо она  является одной из 22 стран с высоким  бременем туберкулеза.

В России сохранения и действует  развернутая сеть противотуберкулезных учреждений. Также противотуберкулезная помощь оказывается в научно-исследовательских  институтах: НИИ «Фтизиопульмонологии ММА им. Сеченова, ФГУ Санкт-Петербургский  НИИ «Фтизиопульмонологии», ГФУ  Уральский НИИ «Фтизиопульмонологии», ГУН Новосибирский НИИ туберкулеза, а также ГУ ЦНИИ туберкулеза РАМН.

Основными учреждениями, которые  координируют работу противотуберкулезной службы субъекта РФ являются республиканские, областные (краевые), городские противотуберкулезные диспансеры. Они подчиняются органу управления здравоохранения субъекта Федерации. В районах при районных больницах (поликлиниках) действуют противотуберкулезные отделения (кабинеты). Для реабилитации больных туберкулезом в Российской Федерации функционируют туберкулезные санатории для взрослых и детей.

Российская Федерация  отличается от других стран мира накопленными и сохраняемыми традициями противотуберкулезной работы. Начиная с 2003 года, все регионы  Российской Федерации осуществляют химиотерапию туберкулеза под контролем  медицинских работников, используя  стандартные режимы в соответствие с приказом Министерства Здравоохранения  РФ №109 от 21 марта 2003 года «О совершенствовании  противотуберкулезных мероприятий  в Российской Федерации».

С 2004 года в соответствии с приказом Министерства Здравоохранения  Российской Федерации №50 от 13 февраля 2004 года «О введении в действие учетной  и отчетной документации мониторинга  туберкулеза» в Российской Федерации  к существующей системе мониторинга  туберкулеза были добавлены принципы кагортного анализа.

Последние годы работы противотуберкулезной службы приходятся на существенные изменения  в законодательной и нормативной  базе, что требует значительных изменений  системы организации противотуберкулезной помощи в России.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» дал право  органам местного самоуправления передать на уровень субъекта Российской Федерации  специализированные учреждения здравоохранения, в том числе противотуберкулезные. Сегодня главы администраций  муниципальных образований передают функции по лечению больных туберкулезом субъекту Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.05 №627 «Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных  учреждений здравоохранения» туберкулезные  санатории и клиники научно-исследовательских  институтов не входят в номенклатуру медицинских учреждений, что лишает сотрудников этих учреждений социальных и финансовых льгот.

Приказ Минздравсоцразвития  России от 13.10.05 №633 «Об организации  медицинской помощи» не предусмотрел ни муниципальный, ни федеральный уровень  оказания специализированной фтизиатрической  помощи. Это привело к ликвидации тубкабинетов в районах ряда субъектов Российской Федерации и существенно снизило доступность противотуберкулезной помощи.

Разладилось взаимодействие противотуберкулезной службы с органами санитарно - эпидемиологического надзора, в частности в проведении дезинфекционных  мероприятий в очагах туберкулеза. Все это не способствовало улучшению  качества оказания помощи больным туберкулезом.

В ходе реализации Федеральной  Целевой Программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального  характера (2002 - 2006 годы)" наметилась тенденция к снижению роста показателей, характеризующих состояние здоровья населения по таким заболеваниям, как сахарный диабет, туберкулез, ВИЧ-инфекция, инфекции, передаваемые половым путем и злокачественные новообразования.

В концепции ныне действующей  федеральной целевой программы, утвержденной распоряжением Правительства  Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 1706-р, прописана необходимость  комплексного решения проблем туберкулеза, которая обусловлена рядом следующих  объективных причин:

  • сложность и многообразие методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при туберкулезе, что предполагает разработку и осуществление комплекса мероприятий, взаимоувязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
  • необходимость выполнения инвестиционных и научно-технических проектов;
  • потребность в координации усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций, включая общественные объединения.

Доказательством высокой  политической приверженности Российской Федерации к вопросам туберкулеза  стал тот факт, что 34% всего финансирования новой Федеральной Целевой Программы  «Предупреждение и борьба с социально  значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)»  направленно именно на противотуберкулезные мероприятия.

Наряду с ФЦП на территории Российской Федерации на настоящий  момент действуют еще ряд программ и проектов, направленных на борьбу с туберкулезом: около 30 международных  организаций работают в Российской Федерации, реализуя совместные программы  борьбы с ТБ в разных регионах страны. Долгосрочные проекты проводятся ВОЗ, Партнеры во имя здоровья (PIH), Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (IFRC), Шведский Восточно-Европейский Комитет (SEEC) в Архангельске, Томске, Самаре, Иванове, Орле, Владимире, Калининграде, Чувашии, Карелии и т.д., при финансовой поддержке со стороны Агентства США по международному развитию (USAID), Департамента Объединенного Королевства по международному развитию (DFID), Агентства по международному Развитию Швеции (SIDA), Европейской Комиссии (TACIS), PIH, Правительства Норвегии, Финляндии и т.д.

Также в 2002 был основан  Межведомственный Координационный  Комитет по ТБ (МКК ТБ) для координации  международных мероприятий в  области борьбы с ТБ.

К сожалению, деятельность в рамках этих проектов и программ не подчинена единой общегосударственной  стратегии борьбы с туберкулезом. Зачастую проводимые в субъектах  Российской Федерации мероприятия  противоречат приоритетам государственной  политики в данной сфере, дублируют  друг друга, вызывая подчас отрицательное  к ним и их результатам отношение  специалистов.

К сожалению, несмотря на многочисленные усилия в сфере борьбы с туберкулезом, мы не можем говорить о кардинальном переломе в эпидемической ситуации. За последние 16 лет наименьший показатель заболеваемости населения туберкулезом в Российской Федерации был зарегистрирован  в 1991 году, когда он был равен 34,0 на 100 тыс. населения. С 1992 года начался  рост всех показателей, характеризующих  эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу. C 2002 года тенденция течения эпидемического процесса туберкулеза в стране изменилась, появились первые признаки стабилизации, к которым относятся: стабилизация уровня показателя заболеваемости и  смертности населения от туберкулеза, стабилизация показателя заболеваемости туберкулезом детей, снижение показателя заболеваемости у мужчин во всех возрастных группах.

Между тем отмечается тенденция  роста заболеваемости и смертности женщин молодых возрастных групп, что  свидетельствует о сохраняющейся  неблагоприятной эпидемиологической ситуации в стране.

Все это происходит на фоне недостаточной работы общей лечебной сети по выявлению больных туберкулезом и довольно низкой эффективности  лечения, что отмечается как российскими, так и зарубежными специалистами.

Новый подход к организации  помощи больным туберкулезом и функционировании противотуберкулезной службы возможен лишь на основе системного анализа  существующей ситуации с выделением первоочередных проблем. Решение такой  задачи, скорее всего, возможно лишь при  создании рабочей группы, куда бы вошли  ведущие специалисты, как противотуберкулезной службы, так и общей лечебной сети. Нигде ни в отечественных литературных источниках, ни в регламентирующих документах Станового Комитета не указывается методология и модель организации противотуберкулезной помощи в Российской Федерации, основанные на анализе и оценке существующих проблем в рамках модернизации системы здравоохранения РФ.

Только комплексный подход к улучшению качества медицинской  помощи больным туберкулезом с вовлечением  всех заинтересованных сторон позволит нам преодолеть существующие проблемы и добиться стойкой тенденции  к улучшению ситуации и стабилизации с дальнейшим снижением показателей  смертности, распространенности и заболеваемости туберкулезом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема туберкулеза  одинаково острой была и в эру  неолита, и в эпоху нанотехнологий. Великие открытия (X-лучи, создание БЦЖ-вакцины и антибиотиков и т. д), несомненно, внесли большой вклад в улучшение диагностики и лечения, но не смогли кардинально повлиять на борьбу с туберкулезом. Таким образом, только комплексный подход к улучшению качества медицинской помощи больным туберкулезом позволит нам преодолеть существующие проблемы и добиться стойкой тенденции к улучшению ситуации по туберкулезу.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бейлин И.Б. Борьба с туберкулезом в Москве за 30 лет / И.Б. Бейлин.// Проблемы туберкулеза. – 1947. - №5.
  2. Бен Е.Э. Туберкулезная смертность в Ленинграде за 50 лет / Е.Э. Бен // Л. – 1934.
  3. Введенская Н.Е. 20 лет борьбы с туберкулезом в СССР / Н.Е. Введенская, М.А. Клебанов, А.И. Кудрявцева и др. // Проблемы туберкулеза. – 1937. - №11.
  4. Каганович Р.Б. Из истории борьбы с туберкулезом в дореволюционной России / Р.Б. Каганович // М. – 1952.
  5. Кувшинников П.А. Итоги борьбы с туберкулезом в советской Москве / П.А. Кувшинников // Борьба с туберкулезом. – 1933. - №11.
  6. Людвинский И.И. 30 лет борьбы с туберкулезом в СССР / И.И. Людвинский // Проблемы туберкулеза. – 1947. - №5.
  7. Рабухин А.Е. Эпидемиология и профилактика туберкулеза / А.Е. Рабухин // М. – 1957. – 268 с.
  8. Хоменко А.Г. Туберкулез органов дыхания: Руководство для врачей.-2-е изд., перераб. и доп. /А.Г.Хоменко, М.М.Авербах, А.В.Александрова; Под ред. А.Г.Хоменко.-М.: Медицина, 1988.-576с.
  9. Хоменко А.Г. Туберкулез: Руководство для врачей / А.Г.Хоменко, В.И.Литвинов, И.Г.Маракуша; Под ред. А.Г.Хоменко.- Медицина, 1996.-496с.
  10. World Health Organization. Tuberculosis trends in Centrai and Eastern Europe and countries of the former USSR. Weekly Epidemiol Rec. - 1995. - №4. - P. 21-4.

 

 


Информация о работе История становления и развития противотуберкулезной службы в России