Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 00:40, реферат
Целью работы является характеристика двух гносеологических направлений Нового времени – эмпиризма и сенсуализма.
В рамках поставленной цели планируется решение следующих задач:
выявление сущностных характеристик эмпиризма;
анализ сущности сенсуализма;
рассмотрение основных положений идеологов эмпиризма и сенсуализма – Ф.Бэкона, Т.Гоббса и Дж.Локка.
Новое
время является переломным моментом в
истории как философии, так и науки в целом.
Наука, и, прежде всего, экспериментально-
Философия Нового времени сделала крупный шаг в развитии теории познания (гносеологии). Главными стали проблемы философского научного метода, методологии познания человеком внешнего мира, связи внешнего и внутреннего опыта. Ставилась задача получения достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний. Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление двух основных гносеологических направлений — эмпиризма и рационализма.
В настоящей работе рассматривается одно из названных направлений – эмпиризм, и его крайняя форма – сенсуализм. В истории философии очень часто эти понятия трактуются практически одинаково, что связано с общей исходной точкой размышлений – чувственным опытом.
Целью работы является характеристика двух гносеологических направлений Нового времени – эмпиризма и сенсуализма.
В рамках поставленной цели планируется решение следующих задач:
Эмпиризм — философское направление, видящее в опыте единственный источник познания. В метафизике направление это охватывает весьма разнообразные точки зрения, то переходя в догматически системы известного типа, то превращаясь в скептицизм. Это объясняется различием толкований, какие нередко тот же мыслитель может придавать понятию «опыт». Под опытом в узком смысле слова разумеют познание единичного. Но единичное можно понимать: 1) как субъективное ощущение, если дело идет о внешнем опыте, или как «единичное представление», если дело идет о внутреннем опыте; 2) как восприятие чего-то единичного, что обладает независящим от сознания существованием в виде части внешнего мира и продолжает существовать, помимо сознания, и в то время, когда восприятие прерывается.
Эмпиризм также предполагает практическое использование результатов научного исследования; центральная категория эмпиризма – «опыт», содержание которой подразумевает не только знание, но и умение, процесс применения знаний, «испытание природы» и её преобразование. Понятие опыта включает также соотнесение и оценку полученных знаний с индивидуальной установкой человека; Дж. Локк применял понятие «опыт» не только к данным, полученным извне, но и к внутренней жизни человека. Эмпиризм тесно связан с сенсуализмом, совпадая с ним в понимании источника знания и его сущности.
Эмпиризм может принимать различные формы. Эмпиризм сочетается как с материалистическими принципами (Бэкон Ф., Гоббс Т., Локк Дж.), так и с идеалистическими (Беркли Дж., Юм Д.). Как целостная концепция эмпиризм возникает в Европе в XVII-XVIII вв.
Основные методы научного исследования с точки зрения эмпиризма - наблюдение, описание, эксперимент. Основная логическая операция, используемая эмпиризмом, - индуктивное обобщение. Особые трудности эмпиризм испытывает при обращении к оценке гуманитарного знания, в котором подвергается корректировке само понятие «опыт», не всегда возможно использование эмпирических методов исследования, сведение теоретических положений к эмпирическому базису.
Основоположником эмпирического метода познания явился Ф. Бэкон, который придавал большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Бэкон является автором таких произведений как: «Опыты или наставления нравственные и политические», «Новая Атлантида», «Изречения новые и старые». Главным трудом (так и не законченным) был труд – «Великое Восстановление Наук» - его первая часть – «О достоинстве и приумножении наук», вторая, наиболее известная – «Новый Органон», в третьей части он хотел провести работу по изучению и систематизации различных природных фактов, явлений, экспериментов. Из шести задуманных трактатов третьей части он опубликовал только два «Историю ветров» и «Историю жизни и смерти». Источник знаний и критерий их истинности он видел в опыте. Рассматривая познание как отображение внешнего мира в сознании человека, он подчеркивал решающую роль опыта в познании. Однако философ не отрицал и роль разума в познании.
Разум должен перерабатывать данные чувственного познания и опыта, находить коренные причинные связи явлений, раскрывать законы природы. Он подчеркивал определенное единство чувственного и рационального моментов в познании, критиковал узких эмпириков, которые недооценивали роль разума в познании, а также рационалистов, игнорирующих чувственное познание и считающих разум источником и критерием истинности.
В «Новом органоне» Бэкон писал: «Эмпирики, подобно муравью, только собирают и пользуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, из самих себя создают ткань. Пчела же избирает средний способ, она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его собственным умением. Не отличается от этого и подлинное дело философии. Ибо она не основывается только или преимущественно на силах ума и не откладывает в сознании нетронутым материал, извлекаемый из естественной истории и из механических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме». Сам себя Бэкон называл «пчелой, а не муравьем-эмпириком» и не «пауком-рационалистом».
Ф. Бэконом дана интересная и глубоко содержательная критика схоластики. Он заявлял, что новый метод, прежде всего, требует освобождения человеческого разума от всякого рода предвзятых идей, ложных представлений, унаследованных от прошлого или обусловленных особенностями человеческой природы и авторитетами. Эти предвзятые идеи Ф. Бэкон называет «идолами» или «призраками». Он делит их на четыре рода:
1. «Идолы рода», т.е. ложные представления о вещах, обусловленные несовершенством органов чувств человека и ограниченностью разума:
2. «Идолы пещеры» — искаженные
представления о
3. «Идолы рынка» — ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов, особенно распространенных на рынках и площадях;
4. «Идолы театра» — искаженные, неправильные представления людей, заимствованные ими из различных философских систем.
Своим учением об «идолах» Ф.Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластики, всевозможных заблуждений и создать тем самым условия для успешного развития и распространения знаний, основанных, прежде всего, на опытном изучении природы.
По
Бэкону, задача научного познания заключается
в том, чтобы расшифровывать тайный язык
природы исходя из документов самой же
природы, т.е. из фактов опыта. Бэкон был
сторонником эмпирического (т.е. опытного)
индуктивного метода. Впрочем, простой
индукцией, простым перечислением фактов
опыта он не ограничивался, а пытался создать
систему научной индукции. Он разработал
специальные таблицы, с помощью которых
отсеивал неверные обобщения и выводы.
Собирается достаточное количество разнообразных
случаев некоторого «простого свойства»
(например, плотности, теплоты, тяжести,
цвета и т.п.), закон или «форма» которого
ищется. Затем берется множество случаев,
как можно более подобных предыдущим,
но уже таких, в которых это свойство отсутствует.
Затем – множество случаев, в которых
наблюдается изменение интенсивности
интересующего нас свойства. Сравнение
всех этих множеств позволяет исключить
факторы, не соответствующие постоянно
исследуемому свойству.
Необходимо
отметить также, что у Бэкона средства
индукции предназначаются для выявления
форм «простых свойств», или «природ»,
на которые разлагаются все природные
тела. Индуктивному исследованию подлежат,
например, не золото, вода или воздух. А
такие их свойства или качества, как плотность,
тяжесть, ковкость, цвет, теплота и т.п.
Бэкон можно назвать первым теоретиком
экспериментального естествознания нового
времени, мыслителем, который зажег факел
новой науки, опирающейся на практику
опытного познания.
Материалистическая тенденция очевидная в философии Бэкона была продолжена и развита в философии его соотечественника Томаса Гоббса.
Главные и наиболее известные произведения Гоббса – это «Левиафан» - апология абсолютной власти государства и «Основы философии», состоящие из трех книг: «О гражданине», «О теле» и «О человеке». Граждане должны повиноваться верховной власти – Гоббс хотел прекращения смуты.
Характеризуя философские взгляды Гоббса, отметим следующее: если у Бэкона философия своим предметом имеет Бога, природу и человека, то у Гоббса философия – это учение о теле. Философия разделяется на две части: о теле и о государстве. Цель философии - преумножение жизненных благ.
Методология Гоббса с одной стороны опирается на идеи основоположника эмпирико-индуктивного метода – Бэкона, а с другой – на дедуктивно-рационалистический метод Декарта, взгляды которого мы рассмотрим позже. Образцом строгого и достоверного знания у Гоббса выступает геометрия. Гоббс считал, что разложение тел должно быть не на «простые свойства» (плотность, теплота) как у Бэкона, а на «бескачественные» элементы – линии, плоскости, фигуры, движение. Таким образом, все может быть сведено к геометрическим и механическим свойствам.
Теория познания Гоббса – это сочетание сенсуализма и рационализма. Так он говорит, что «первое начало всякого знания – образы восприятия и воображения». Но в то же время понимает, что чувственное познание дает лишь знание факта, тогда как наука «есть знание связей и зависимостей фактов». Чувственный опыт всегда неполон и не позволяет прийти к установлению «всеобщих положений». Если попытаться выделить главное в его учении о человеке, то следует отметить, что корнями этого учения были: с одной стороны все тот же механицизм, а с другой представления об естественном праве зародившиеся еще в античности.
Сенсуализм — термин новый: во всеобщее употребление его ввёл Кузен, который в своей «Histoire générale de la philosophie» противопоставляет сенсуализм идеализму и, следовательно, обозначает этим термином направление, которое теперь принято называть материализмом. Это значение термина сенсуализма не удержалось. Сенсуализмом принято теперь называть известное направление в решении гносеологических вопросов, противоположное интеллектуализму или рационализму.
Основные идеи сенсуализма состоят в следующем. Он отрицает врожденные идеи, иначе говоря, признает за разумом лишь производное, не первоначальное значение. Сенсуализм сводит все знание к ощущению: разум все своё содержание получает из ощущений («Nihil est in intellectu quod non ante fuerit in sensu»), a ощущение — из опыта; таким образом, внешний мир является источником и критерием познания.
Джон Локк первым разработал сенсуалистическую теорию познания.
Главный труд Джона Локка – «Опыт о человеческом разуме».Другие работы – «Письма о веротерпимости» (за отделение церкви от государства и религиозную веротерпимость. Правда веротерпимость он не распространяет на католиков и атеистов) «Два трактата о государственном правлении» (подвергает критике концепцию божественной власти короля) «Некоторые мысли о воспитании», «Разумность христианства» (отрицает троичность Бога из-за неразумности).
Концепция Локка утверждает, что идеи происходят из опыта и поэтому опыт - неодолимый предел всякого возможного познания. Следовательно, английская эмпирическая традиция и Декартова «идея» являются компонентами, из синтеза которых берет свое начало новый эмпиризм Локка.
Джон Локк предпринял попытку вывести из чувственного опыта все содержание человеческого сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта. Непоследовательность локковского сенсуализма была использована Беркли, который полностью отбросил внешний опыт.
Для обоснования своих взглядов Локк подвергает критике популярную в то время в гносеологии теорию врожденных идей.
Всеобщее согласие людей по определенным идеям и принципам (допустим на мгновение, что оно есть) можно объяснить и без помощи гипотезы о «врожденности», просто показать, что существует другой способ добиться этого. Но в действительности мнимого «всеобщего согласия» не существует. Это очевидно из того факта, что маленькие дети и умственно отсталые взрослые вовсе не осведомлены ни о принципе тождества и непротиворечивости, ни об основных нравственных принципах.
Утверждение о врожденных моральных принципах опровергается тем фактом, что некоторые народы ведут себя прямо противоположно подобным принципам, т.е. совершают злодейские с нашей точки зрения поступки и не чувствуют при этом никаких угрызений совести. Это значит, что они считают свое поведение отнюдь не мерзким и вполне дозволенным. Комментируя это положение, Локк не скупится на красочные описания. «И если мы поглядим вокруг, чтобы увидеть, как ведут себя люди, то обнаружим, что в одном месте они терзаются угрызениями совести из-за того, что сделали или забыли сделать, в то время как в другом месте это же считается достойным поступком».
Даже о самой идее о Боге нельзя сказать, что она есть у всех, потому что существуют народы, «у которых нет даже имени для обозначения Бога, как нет ни религии, ни культа».
Наш разум может разными способами комбинировать получаемые идеи, но никоим образом не может сам производить даже простые идеи, но если они есть, он не может их разрушить или аннулировать.
Локк, придерживаясь мысли о том, что нет ничего в мыслях, чего бы не было в чувствах, пришел к утверждению, что на опыте основывается все наше знание. Это положение является исходным пунктом для всего мировоззрения философа. Сознание новорожденного, по мысли Локка, - это «чистая доска» и только опыт, состоящий в первую очередь из ощущений, наполняет его содержанием. Опыт состоит из идей, под которыми Локк понимал любой «объект человеческого мышления»: чувства, представления, впечатления, понятия, продукты воображения, интеллект, эмоциональные и волевые акты души, а также иногда и чувственные качества в самих объектах.