Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:22, реферат
Цель реферата:
анализ эпохи Возрождения, просмотр её «формирования», соотношение её позиций с античными и средневековыми, разбор противоречий, разбор несостыковок мнений того времени, выведение общих позиций, суждений о человеке, мыслях, разуме, индивидуализме, гумманизме, а главное попытка выведения «формулы» Ренессанса, которая даст нам понять его философски интересные в изучении своём идеи.
Введение
1. Особенности анализа эстетики Ренессанса
1.1. Недостаточность большинства характеристик
1.2. Сложность фактического состава эстетики Ренессанса
1.3. Близость к средневековой эстетике
1.4. Специфика возрожденческой эстетики в сравнении с антично-средневековой
2. Примат самостоятельной красоты
3. Чувственная математика. Человек.
3.1. Человечеческое тело как самостоятельная эстетическая данность.
3.2. Человеческое тело, как носитель мудрости
3.3. Развитие и формирование общей реальной картины мира
4. Эстетика бурного жизнеутверждения
5. Элементы самокритики
5.1. Жизненный смысл самокритики возрожденческого индивидуализма
6. Исключение превознесения эстетики Ренессанса с самого начала
7. Противоречивость эстетики Ренессанса, а также историческая и логическая необходимость этой противоречивости
Заключение
Если всерьез принять
во внимание то, что мы сейчас сказали
о самокритике Ренессанса, входящей
в самое его существо и предполагающей
не только его величайший индивидуализм,
но и самоотрицание этого
Вошло в обычай безусловно
превозносить всю возрожденческую
эстетику, бесконечно умиляться ею,
торжественно ее восхвалять и считать
отсталыми людьми тех, кто с какой-нибудь
стороны замечает отрицательные
черты возрожденческого индивидуализма
и не считает его явлением насквозь
передовым. Эти достаточно пошлые критики
часто бывают очень злыми людьми,
и тех, кто пытается анализировать
и ограничивать передовой характер
Ренессанса, они прямо зачисляют
в культурно-исторических консерваторов
и реакционеров. Нам кажется, что
культурно-историческая наука в
настоящее время созрела
Что эстетика Ренессанса возникает
на основе стихийного самоутверждения
человеческой личности, на основе полного
или частичного отхода от антично-средневековых
эстетических моделей, это ясно всем,
и это не вызывает никакого сомнения
даже у тех, кто указывает на всю
недостаточность
Но является ли изолированный
и мечтающий о своем абсолютном
самоутверждении человеческий субъект
достаточно твердой и основател
Ведь если возрожденческие
деятели прямо и не были деятелями
буржуазно-капиталистической
Такая субъективистическая
иллюзия действительно стала
господствующей в ближайшие после
Ренессанса века. Но для нас, переживших
революции и войны XIX и XX вв., тут
не может быть никаких иллюзий. И
от этих иллюзий нас прежде всего
освобождает марксистско-
Все очарование и вся прелесть возрожденческого искусства заключается в том, что здесь была осознана необходимость самоутверждения человека, но отнюдь не в том смысле, чтобы частный предприниматель на основании такого индивидуализма получал право считать себя единственным фактором человеческого развития.
Впоследствии мы будем
часто встречаться с тем
Поэтому эстетика Ренессанса ввиду последующего буржуазно-капиталистического развития является для нас чем-то детским и наивным. В этом бурном развитии индивидуалистических страстей и в этом стихийном самоутверждении человеческой личности в эпоху Ренессанса для нас чрезвычайно много близкого, симпатичного и даже родного. Этот период детства и юности европейского индивидуализма останется в истории навсегда, и ему обеспечены симпатии всех последующих периодов культурно-исторического развития, как бы далеко они ни уходили от Ренессанса.
Но если все это принять
всерьез, то должно быть до чрезвычайности
ясным, понятным и убедительным то,
что великие деятели
Таким образом, восхвалять индивидуалистическую
эстетику Ренессанса мы должны, и мы
будем это делать. Но делать это
мы будем критически, без восторгов,
с которыми говорили о Ренессансе
все буржуазно-либеральные
Прежде чем мы перейдем к анализу отдельных ступеней эстетического развития Ренессанса и отдельных трактатов, художественных произведений и национальных особенностей, необходимо ввиду сказанного выше не только не смущаться глубочайшими противоречиями этой эпохи, но выдвинуть их на первый план вопреки всяким попыткам сводить эстетику Ренессанса только на какой-нибудь один принцип. Этот единый принцип, конечно, был, и мы о нем уже успели сказать, но этот принцип слишком общий, и останавливаться на нем никак нельзя, поскольку в нем таилось творческое противоречие, приводившее всю эту эстетику к разнобою при полной закономерности такого разнобоя.
Возрожденческая эстетика,
как мы видели выше, базировалась на
стихийном самоутверждении
Но в конце концов в
этом не было ничего удивительного. Ведь
возрожденческим деятелям хотелось
решительно все познать, решительно
во все войти и решительно все
творчески преобразовать. Этим деятелям
вовсе не хотелось ограничиваться одним
только материальным существованием.
Однако одних только идеальных построений
в те времена было недостаточно.
Единственная глубоко синтетическая
система в философии, обнимавшая
собою и все реальное, и все
идеальное, была до тех пор представлена
почти исключительно
Древний Платон восторженно созерцал свои идеи, представлял их в виде каких-то субстанций небесного или занебесного мира и умилялся тому художественному осмыслению, которое они получают в мировой жизни, т.е. в космосе (слово, которое даже и по своей этимологии указывает на красоту, лад, вечный порядок и гармонию). Нужен ли был возрожденческой эстетике такой платонизм? Он был для нее совершенно необходим. Мир и все живое для Возрождения, влюбленного в жизнь и в ее красоту, обязательно должны были обрести свой безусловный смысл, свое оправдание и свою вечную одушевленную целенаправленность. Получался некоторого рода весьма светский платонизм, далекий от всякой отвлеченной логики, моралистики или аскетизма и успешно боровшийся с тогдашним школьным засильем абстрактных и сухих аристотелевских схем.
Обычно все знают, что
Ренессанс – это есть прежде всего
борьба со школьным аристотелизмом. Но
это "знание" совсем некритическое.
Во-первых, были формы платонизма, не
мешавшие аристотелизму, а, наоборот, с
ним совпадавшие, так что тогдашний
школьный и абстрактный аристотелизм
вовсе не был единственной формой
аристотелизма, а во-вторых, если в
те времена и происходила борьба
с аристотелизмом, то именно с позиций
платонизма. Платонизм еще и в
средние века не раз оплодотворял
собою многочисленные религиозные
секты, которые в настоящее время
расцениваются как передовые
для своего времени. В эпоху Ренессанса
платонизм был попыткой синтезировать
необходимую в тогдашние
Самое же главное здесь то, что даже и не просто Платон был учителем для возрожденцев. Ведь в последние четыре века античной философии восторжествовала новая, и последняя, форма платонизма, которая сейчас обычно называется неоплатонизмом. Неоплатонизм ввиду чрезвычайного развития субъективно-философских потребностей в последние века античного мира весьма углубил платоновскую доктрину, довел ее до интимных человеческих ощущений и старался перевести все абстрактное и идеальное, что было у Платона, на язык интимного ощущения значимости любой платоновской категории. Тут-то и пригодился Аристотель, который со своим постоянным стремлением превращать всеобщие категории в единичные конкретности весьма способствовал превращению платонизма в интимное ощущение излияния космических идей на всю человеческую жизнь и на все человеческие переживания.
Неоплатонизм как бы заново
перестроил всю платоновскую систему,
заново рефлектировал ее отдельные
области и ступени и острейшим
образом перевел все это на
язык человеческого переживания, отнюдь
не отказывая бытию в его
Кроме того, и платонизм
и неоплатонизм ведь были язычеством,
т.е. обоснованием не личного надмирового
божества, но самого же космоса, т.е. самой
же материи. И уже это одно не могло
не импонировать представителям Ренессанса,
сколь бы последний ни оставался
в некоторых отношениях еще достаточно
близким к средневековой