Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 02:01, контрольная работа
Предметом первых философских размышлений, естественно, становились не только явления среды, окружающей человека, но и мир самого человека и в его отношениях с другими людьми, и в его индивидуальном существовании. Отсюда понятно, что этико-социальная мысль неотделима от философии уже при самом ее возникновении.
Долгое время Арджуна
Основные школы древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.
2. Основные школы
Европейский термин "философия" в индуизме не имеет единого и однозначного эквивалента. Ему соответствуют понятия брахма видья (знание абсолютного), даршана (интеллектуальное, духовное видение), анвикшики (рефлексивное исследование). Множество важных философем, изложенных интуитивным языком, находят уже в древних текстах. Но основной формой существования и развития теоретической мысли были даршаны. Они делятся на ортодоксальные (признающие авторитет вед) и неортодоксальные. Обычно выделяют 6 ортодоксальных школ: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта и миманса. Неортодоксальные школы в индуизме – локаята, джайнизм и буддизм. Становление даршан и их развитие происходило в ситуациях диспута, полемики друг с другом, а также с буддистами и джайнами. Даршаны не столько противоречили друг другу, сколько дополняли друг друга. Внутри же себя каждая даршана развивалась в традиции истолкования и комментирования базового текста.
Далее давайте рассмотрим основные
направления и особенности
Санкхья.
Санкхья (размышление, число, исчисление) была весьма популярна в древности, а в XV в. ее традиция прекратилась. Ее основателем считается легендарный мудрец Капила (до VI в. до н.э.). Произведения древних авторов неизвестны. Самый ранний из дошедших до нас текстов - Санкхья-карика Ишвараккришны. Он считается базовым текстом даршаны, к нему имеется множество комментариев.
Школа разрабатывала систему
Ортодоксальности классической санкхьи
нисколько не противоречит то обстоятельство,
что, как полагают многие исследователи,
в период своего зарождения и формирования
эта система была близка неортодоксальным
течениям религиозно-философской мысли
древней Индии, в первую очередь
буддизма (это не препятствовало, однако,
острой полемике санкхьяиков с буддистами).
Подобная близость проявилась прежде
всего в постановке основной проблемы
учения санкхьи — человеческого
страдания и пути освобождения от
него. Строго говоря, такой вопрос является
центральным и для
Восьмизвенная йога.
Восьмизвенная йога - одна из ортодоксальных даршан (вообще же слово йога имеет в санскрите до 20 значений). Как философская школа, йога опирается на Йога-сутры Патанджали (II-III вв. до н. э.). Он суммирует многовековой опыт практики развития йоги и дает его осмысление.
Йога-даршана разработала 8 стадий,
ведущих к духовному
Все движение системы направлено от изначального разрыва между духовной сущностью человека и космической целостностью абсолюта к наиболее концентрированному воплощению человеческой природы. Йога достигла большой глубины в трактовке психологических категорий.
Ньяя.
Основателем ньяи (способ, метод, рассуждение) считается автор Ньяя-сутр Готама (III - II вв. до н. э.). К базовым сутрам создан огромный комментаторский массив, в котором новым богатым содержанием выделяется комментарий Уддьотакары (7 в.). В истории школы выделяется два этапа: древняя ньяя и новая ньяя. Становление школы происходило в острой полемике с будистами.
В центре интересов школы - методология
мышления, развившегося позже в логику.
В соответствии с фундаментальными
реалистическими установками
В области онтологии ньяя в основном принимает точку зрения вайшешики. В теории познания ньяя признает четыре типа простых актов познания. Ложное знание понимается как принятие одного объекта за другой.
В системе традиционного
Новая ньяя (навья-ньяя) основана в XIII в. логиком Гангешей. Его основной труд - Таттва-чинтамани (Самоцвет категориального мышления). Школа занимается исключительно методологией и техникой дискурсивного мышления.
Вайшешика.
Древнейший основной текст школы - Вайшеншика-сутры ("вишеша" - особенное), приписываемый мудрецу Канаде (III - II вв. до н. э.). Однако более авторитетным считается труд Прашастапады Падартхадхарма-санграха. (Компедиум атрибутов, свойственных называемым предметам).
Главным предметом рассмотрения школы
была реалистическая онтология. В учении
о бытии выделялись два пласта
(космологический и
Общий онтологический фундамент и сходство в теории познания и логике привели к слиянию вайшешики с ньяей (синкретическая ньяя-вайшешика).
Миманса.
Миманса (или пурва миманса - первое или раннее исследование) изучала и обосновывала ритуал, восходящий к ведийской традиции. Миманса сложилась на гребне брахманизма как религии жертвоприношения и составила его саморефлексию и философское осмысление.
Школа основана на Миманса-сутре Джаймини (IV - III вв. до н. э.) и комментариях к ним, среди которых выделяются комментарии Щабары (III в.), Кумарилы Бхатты (VII - VIII вв.) и Прабхакары, его современника.
Миманса - единственная даршана, которая
не интересовалась освобождением от
сансары. Главную цель человеческой
жизни она видела в рождении на
небесах, с которыми отождествлялся
источник постоянного блаженства. Особая
роль мимансы в истории индуизма
связана с тем, что ее адепты смогли
предложить целостную и непротиворечивую
трактовку ведийских текстов
и ритуалов во всем их колоссальном
объеме. Основное внимание школа уделяла
эпистемологии и философии
Веданта.
Сами ведантисты считают основополагающими для своей даршаны тексты упанишад и возводят свое учение непосредственно к ним. Тройственный канон веданты составляют, кроме упанишад, Бхагавадгита и Брахма-сутры Бадаряны.
Исторически первой школой веданты стала адвайта (недвойственная) веданта. Ее главный и первый классик - Шанкара. Большое значение имели также вишишта-адвайта Рамануджи, двайта Мадхвы, двайтадвайта Нимбарки, шуддхадвайта Валлабхи.
Главная тема веданты и ее направлений
- соотнесение абсолютного и
Направления школы различались решением вопроса об отношении атмана и брахмана.
В истории отмечен рост идейного патронажа веданты. Она объявила все религиозные системы возможными, но не эффективными в достижении истины. Со временем веданта утвердилась как некая сверхсистема и философская основа индуизма. В период национальной борьбы она была своеобразным национальным флагом, играя ведущую роль среди других даршан. Ведантистскую окраску принимали взгляды Вивекананды, Ауробино Гхоша, Рамакришны, Рам Мохан Роя и др.
Неортодоксальные индуистские даршаны.
Неортодоксальные школы
Термином "настика" обозначались последователи учений, которые отрицали тот свет, посмертные воздаяния и смысл жертвоприношений. Позже так стали обозначать людей, не признававших авторитета вед. Одной из неортодоксальных даршан, популярных в древности и в средневековье, была локаята (распространенное в миру). Тексты школы утрачены. Все категории реальности школа выводит из материального мира, доходя в своих рассуждениях до нигилизма, а нередко и до тупиков. Она отрицала сотворение мира, существование души, признавала восприятие единственным средством познания мира и т.п. Цель жизни локаятики видели в получении удовольствий, прежде всего чувственных. В высказываниях оппонентов локаята нередко выглядит мишенью для насмешек.
Менее очевидной выглядит связь
с Упанишадами джайнизма - еще
одной значительной религиозно-философской
школы Индии (основана Махавирой
в VI в. до н.э.). Критический аспект джайнизма
по отношению к ранним ведиче-ским
традициям - более нагляден: здесь
и отрицание роли традиционных богов,
и резкое осуждение ритуала (в
особенности - связанного с жертвоприношением
людей и животных), и более “либеральное”
отношение к женщине (в отличие
от брахманизма, где женщина низводилась
до уровня варны шудр, джай-ны в религиозной
жизни практически дали ей права,
равные с мужчинами - от допуска к
священным книгам и до возможности
стать монахиней). Связь же с идейным
наследием Упанишад, хотя и более
опосредованная, у джайнизма, конечно
же, имеется. В дуалистическом (допускающем
одновременное существование
Для анализа предлагается использовать следующие три высказывания Будды:
«391, 396. Я называю брахманом того, кто не совершил зла ни телом, ни словом, ни мыслью, - кто сдерживает себя в трех вещах. Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать… Я же называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и лишен благ.