Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 02:01, контрольная работа

Описание работы

Предметом первых философских размышлений, естественно, становились не только явления среды, окружающей человека, но и мир самого человека и в его отношениях с другими людьми, и в его индивидуальном существовании. Отсюда понятно, что этико-социальная мысль неотделима от философии уже при самом ее возникновении.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 50.42 Кб (Скачать файл)

Долгое время Арджуна пребывает  в “темной ночи души” (мятущихся  текучих и неустойчивых ее состояниях - вожделениях, желаниях и т.д.). А  самые ответственные нравственные решения возможны лишь в божественном ее состоянии когда решения мотивируются свободой, свободным выбором. Именно вечный дух, Брахман соответствует  глубинной сущности вещей. Для его  достижения требуется не жертвоприношение, а самопожертвование, жертва - эмпирической (связанной с многообразием чувственного опыта) как мудрый свободный выбор Себя и преодоление собственного эгоизма. Нравственное действие в таком случае обретает почти ригористический характер- оно не для человека, но во имя человечества и человечности (неизменного духа мира, который только и может гарантировать порядок, упорядоченность “порядочность” человеческих отношений как основу нравственного поведения). Как это следует из сюжетной завязки Бхагавадгиты, самопожертвование возможно лишь на грани жизни и смерти, когда всяческие чувственные притязания - суета сует. Ведь в жертву безвозмездно и безвозвратно отдается, как кажется, самое дорогое, что есть у человека - его самолюбие и при этом не гарантируется никакое воздаяние. Более того, как следует из диалога Арджуны и Кришны (бог Вишну, принявший облик возничего боевой колесницы Арджуны), возможное воздание и словами маловыразимо Единственно, что о нем можно сказать, - оно есть полная свобода и ее вкушение, то есть - “субстанция”, столь же загадочная для формального определения и обычного человеческого понимания, как и другие, подобные ей: “любовь”, “бессмертие”, “Бог” и т.д. Итак, если в Ведах, как правило, речь шла о внешнем ритуальном жертвоприношении (в жертву приносились люди, а затем - животные) как основе нравственного порядка, то в упанишадах Чхандогьи - о внутреннем, духовном самопожертвовании, что свидетельствовало о более высокой ступени развития философского мировоззрения. Ведь по большому счету культура есть творческое самопожертвование человеческого духа, раздвигающего горизонты обыденного человеческого существования до восприятия таких таинственных феноменов бытия, как красота, истина, добро, свобода и т.п. Как уже было замечено, спецификой рождающегося философского сознания Индии являлось постоянное обращение к основам культурной традиции древнеиндийской цивилизации: ведическим мифам, ритуалам, табу.

Основные школы древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.

 

 

2. Основные школы древнеиндейской  философии: ортодоксальные и неортодоксальные  даршаны.

Европейский термин "философия" в индуизме не имеет единого и  однозначного эквивалента. Ему соответствуют  понятия брахма видья (знание абсолютного), даршана (интеллектуальное, духовное видение), анвикшики (рефлексивное исследование). Множество важных философем, изложенных интуитивным языком, находят уже в древних текстах. Но основной формой существования и развития теоретической мысли были даршаны. Они делятся на ортодоксальные (признающие авторитет вед) и неортодоксальные. Обычно выделяют 6 ортодоксальных школ: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта и миманса. Неортодоксальные школы в индуизме – локаята, джайнизм и буддизм. Становление даршан и их развитие происходило в ситуациях диспута, полемики друг с другом, а также с буддистами и джайнами. Даршаны не столько противоречили друг другу, сколько дополняли друг друга. Внутри же себя каждая даршана развивалась в традиции истолкования и комментирования базового текста.

Далее давайте рассмотрим основные направления и особенности каждой школы в отдельности.

Санкхья.

Санкхья (размышление, число, исчисление) была весьма популярна в древности, а в XV в. ее традиция прекратилась. Ее основателем считается легендарный мудрец Капила (до VI в. до н.э.). Произведения древних авторов неизвестны. Самый ранний из дошедших до нас текстов - Санкхья-карика Ишвараккришны. Он считается базовым текстом даршаны, к нему имеется множество комментариев.

Школа разрабатывала систему онтологического  дуализма. В качестве двух вечных начал  выделялась единая и изменчивая материя - природа (пракрити), которая является основой мира, и вечные неизменные духовные сущности (пуруши), воплощенные в живых существах. При нарушении равновесия трех сил (гун) пракрити разворачивается в целый ряд типов сущего (таттв), которых в санкхье насчитывается 25. Пуруша остается бездеятельным зрителем этих материальных процессов. Школа остается бездеятельным зрителем этих материальных процессов. Школа разрабатывала также пути духовного освобождения (отделенность духа от продуктов пракрити) и способы правильного познания. Санкхья явилась теоретическим фундаментом йоги.

Ортодоксальности классической санкхьи  нисколько не противоречит то обстоятельство, что, как полагают многие исследователи, в период своего зарождения и формирования эта система была близка неортодоксальным течениям религиозно-философской мысли  древней Индии, в первую очередь  буддизма (это не препятствовало, однако, острой полемике санкхьяиков с буддистами). Подобная близость проявилась прежде всего в постановке основной проблемы учения санкхьи — человеческого  страдания и пути освобождения от него. Строго говоря, такой вопрос является центральным и для ортодоксальных систем. Своеобразие же санкхьи заключается  в понимании причин страдания  и самой его сущности.

Восьмизвенная йога.

Восьмизвенная йога - одна из ортодоксальных даршан (вообще же слово йога имеет  в санскрите до 20 значений). Как  философская школа, йога опирается на Йога-сутры Патанджали (II-III вв. до н. э.). Он суммирует многовековой опыт практики развития йоги и дает его осмысление.

Йога-даршана разработала 8 стадий, ведущих к духовному освобождению: 1) отказ от пяти видов неправедного поведения; 2) соблюдение пяти непреложных  правил; 3) правильная поза для сосредоточения; 4) управление дыханием; 5) отвлечение органов  чувств от их объектов; 6) сосредоточение внимания; 7) созерцание объекта, удерживаемого вниманием и 8) просветление.

Все движение системы направлено от изначального разрыва между духовной сущностью человека и космической  целостностью абсолюта к наиболее концентрированному воплощению человеческой природы. Йога достигла большой глубины в трактовке  психологических категорий.

 Ньяя.

Основателем ньяи (способ, метод, рассуждение) считается автор Ньяя-сутр Готама (III - II вв. до н. э.). К базовым сутрам создан огромный комментаторский массив, в котором новым богатым содержанием выделяется комментарий Уддьотакары (7 в.). В истории школы выделяется два этапа: древняя ньяя и новая ньяя. Становление школы происходило в острой полемике с будистами.

В центре интересов школы - методология  мышления, развившегося позже в логику. В соответствии с фундаментальными реалистическими установками находится  теория вывода и учение о формах силлогизма. Силлогизм в ньяе пятичленен.

В области онтологии ньяя в основном принимает точку зрения вайшешики. В теории познания ньяя признает четыре типа простых актов познания. Ложное знание понимается как принятие одного объекта за другой.

В системе традиционного образования  ньяя считается одним из фундаментальных  предметов, наряду с грамматикой. Без  ее освоения трудно понимать индийские  философским тексты.

Новая ньяя (навья-ньяя) основана в  XIII в. логиком Гангешей. Его основной труд - Таттва-чинтамани (Самоцвет категориального мышления). Школа занимается исключительно методологией и техникой дискурсивного мышления.

Вайшешика.

Древнейший основной текст школы - Вайшеншика-сутры ("вишеша" - особенное), приписываемый мудрецу Канаде (III - II вв. до н. э.). Однако более авторитетным считается труд Прашастапады Падартхадхарма-санграха. (Компедиум атрибутов, свойственных называемым предметам).

Главным предметом рассмотрения школы  была реалистическая онтология. В учении о бытии выделялись два пласта (космологический и рефлексивный). У Прашастапады реально сущее  имеет 6 видов, позже было добавлено 7-е - отсутствие (небытие). Детально разработана  также атомистическая теория материи. Школе свойственна последовательная и глубокая системность, полностью  исчерпывающая поставленную проблематику.

Общий онтологический фундамент и  сходство в теории познания и логике привели к слиянию вайшешики  с ньяей (синкретическая ньяя-вайшешика).

Миманса.

Миманса (или пурва миманса - первое или раннее исследование) изучала  и обосновывала ритуал, восходящий к ведийской традиции. Миманса  сложилась на гребне брахманизма  как религии жертвоприношения и  составила его саморефлексию  и философское осмысление.

Школа основана на Миманса-сутре Джаймини (IV - III вв. до н. э.) и комментариях к ним, среди которых выделяются комментарии Щабары (III в.), Кумарилы Бхатты (VII - VIII вв.) и Прабхакары, его современника.

Миманса - единственная даршана, которая  не интересовалась освобождением от сансары. Главную цель человеческой жизни она видела в рождении на небесах, с которыми отождествлялся источник постоянного блаженства. Особая роль мимансы в истории индуизма связана с тем, что ее адепты смогли предложить целостную и непротиворечивую трактовку ведийских текстов  и ритуалов во всем их колоссальном объеме. Основное внимание школа уделяла  эпистемологии и философии языка. Важным разделом мимансы было учение об источниках достоверного знания.

Веданта.

Сами ведантисты считают основополагающими  для своей даршаны тексты упанишад и возводят свое учение непосредственно  к ним. Тройственный канон веданты  составляют, кроме упанишад, Бхагавадгита и Брахма-сутры Бадаряны.

Исторически первой школой веданты  стала адвайта (недвойственная) веданта. Ее главный и первый классик - Шанкара. Большое значение имели также  вишишта-адвайта Рамануджи, двайта Мадхвы, двайтадвайта Нимбарки, шуддхадвайта Валлабхи.

Главная тема веданты и ее направлений - соотнесение абсолютного и мира, абсолютного и человека, пути освобождения от сансары и т.п.

Направления школы различались  решением вопроса об отношении атмана и брахмана.

В истории отмечен рост идейного патронажа веданты. Она объявила все религиозные системы возможными, но не эффективными в достижении истины. Со временем веданта утвердилась как некая сверхсистема и философская основа индуизма. В период национальной борьбы она была своеобразным национальным флагом, играя ведущую роль среди других даршан. Ведантистскую окраску принимали взгляды Вивекананды, Ауробино Гхоша, Рамакришны, Рам Мохан Роя и др.

Неортодоксальные индуистские  даршаны.

Неортодоксальные школы индийской  философии отрицали основную догматику  ранних Вед (или, чаще всего, были равнодушны по отношению к ней). Одновременно очевидна их идейная преемственность  и связь с Упанишадами. Например идеи выдающейся религиозно-философской  традиции древней Индии - буддизма (основал  Сиддхартха Гаутама, Будда - “просветленный”  в VI в. до н э ) о первенстве небытия (не-сущего) над бытием, об иллюзорности, неистинности индивидуального человеческого  существования, о возможности достижения состояния блаженства путем отказа от желаний и чувственных притязаний и др., - все эти идеи в неразвернутом  и несистематизированном виде содержались  в Чхандогье, Катхе- упанишадах. Близки ряду Упанишад некоторые нравственные идеи буддизма, его сдержанно-критическое  отношение к кастовым предрассудкам (согласно буддизму, принадлежность к  той или иной варне не играет существенной роли для личного спасения, главное - нравственные заслуги человека) и  др.

Термином "настика" обозначались последователи учений, которые отрицали тот свет, посмертные воздаяния и  смысл жертвоприношений. Позже так  стали обозначать людей, не признававших авторитета вед. Одной из неортодоксальных даршан, популярных в древности и  в средневековье, была локаята (распространенное в миру). Тексты школы утрачены. Все  категории реальности школа выводит из материального мира, доходя в своих рассуждениях до нигилизма, а нередко и до тупиков. Она отрицала сотворение мира, существование души, признавала восприятие единственным средством познания мира и т.п. Цель жизни локаятики видели в получении удовольствий, прежде всего чувственных. В высказываниях оппонентов локаята нередко выглядит мишенью для насмешек.

Менее очевидной выглядит связь  с Упанишадами джайнизма - еще  одной значительной религиозно-философской  школы Индии (основана Махавирой  в VI в. до н.э.). Критический аспект джайнизма  по отношению к ранним ведиче-ским традициям - более нагляден: здесь  и отрицание роли традиционных богов, и резкое осуждение ритуала (в  особенности - связанного с жертвоприношением  людей и животных), и более “либеральное”  отношение к женщине (в отличие  от брахманизма, где женщина низводилась  до уровня варны шудр, джай-ны в религиозной  жизни практически дали ей права, равные с мужчинами - от допуска к  священным книгам и до возможности  стать монахиней). Связь же с идейным  наследием Упанишад, хотя и более  опосредованная, у джайнизма, конечно  же, имеется. В дуалистическом (допускающем  одновременное существование материальной и духовной субстанций) учении джайнов  весь мир одушевлен. Единая душа (джива) распадается на множество частиц, которые облекаются в различные  материальные оболочки и, подобно “атомам”, могут переходить из тела в тело. Благодаря этому “непосредственному смыканию” души с любым, сколь  угодно малым и удаленным, телом, становится возможным непосредственное (минуя чувства и разум) познание прошлого, настоящего и будущего, по сути дела - духовное видение. Такого рода интеллектуальная конструкция в  значительной мере воспроизводит аналогичные  мыслительные схемы из Каушитаки-упанишады, где речь идет о непосредственно познающем Атмане, свободно перемещающемся от одного тела к другому (слово “атман” означает “бегающий”).

Для анализа предлагается использовать следующие три высказывания Будды:

«391, 396. Я называю брахманом того, кто не совершил зла ни телом, ни словом, ни мыслью, - кто сдерживает себя в трех вещах. Но я не называю  человека брахманом только за его  рождение или за его мать… Я же называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и лишен благ.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"