Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 02:01, контрольная работа

Описание работы

Предметом первых философских размышлений, естественно, становились не только явления среды, окружающей человека, но и мир самого человека и в его отношениях с другими людьми, и в его индивидуальном существовании. Отсюда понятно, что этико-социальная мысль неотделима от философии уже при самом ее возникновении.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 50.42 Кб (Скачать файл)

423. Я называю брахманом того, кто знает свое прежнее существование и видит небо и преисподнюю; кто, будучи мудрецом, исполненным совершенного знания, достиг уничтожения рождения; кто совершил все, что возможно совершить».

Буддизм  впервые  обратился  к  человеку  не  как  к  представителю  какого-либо  сословия,  клана,  племени  или  определённого  пола,  а  как  к личности (в  отличие  от  последователей  брахманизма  Будда считал,  что женщины  наравне  с  мужчинами  способны  достичь  высшего  духовного совершенства).  Для  буддизма  в  человеке  важны  были  только  личные заслуги.  Так,  словом  «брахман»  Будда  называет  любого  благородного  и мудрого  человека  независимо  от  его  происхождения. 

Дхаммапада относится к числу  тех произведений, которые, как говорит  традиция, составлены из изречений, приписываемых  Будде и произносившихся им по поводу того или иного случая. Если же еще учесть, что в Дхаммападе весьма полно и широко изложены основные принципы морально-этической доктрины раннего буддизма, то станет понятным авторитет, которым она пользовалась и пользуется до сих пор у последователей буддизма, справедливо видящих в ней компендиум буддийской мудрости, произведение, претендующее на роль учебника жизни.

Для нашего времени значение Дхаммапады состоит, пожалуй, прежде всего в  том, что она является одним из самых высоких достижений древнеиндийской  и мировой художественной литературы. Прелесть Дхаммапады заключается в  необыкновенном изяществе ее сутр, каждая из которых представляет собой  законченный афоризм, поражающий емкой  краткостью и образностью.

Каждая сутра Дхаммапады - это  маленькое рассуждение на заданную тему, в котором тот или иной штрих из древнеиндийской повседневной жизни или необыкновенно конкретное сравнение, поясняя определенную мысль, переводят ее в план житейского комментария, притчи, оттесняя дидактическую сторону  на задний план. Может быть, именно в  таких случаях и следует в  первую очередь видеть фольклорные  связи Дхаммапады, впитавшей в  себя и лучшие традиции древнеиндийского народного творчества и многие достижения чисто литературных жанров.

 

3. Философия и этика буддизма.

В VI—V вв. до н. э. возникает религиозное  учение буддизма, враждебное древней  жреческой религии брахманизма. Буддизм распространялся среди  городских низов, где классовые  противоречия были всего острее.

Господствующие классы после некоторого сопротивления признали и поддержали буддизм, исходя из своих классовых  интересов. Как раз в эту эпоху  в Индии возникали крупные  государства. Брахманизм защищал преимущества жрецов; в буддизме же сильной была антижреческая тенденция. В то же время идеология буддизма требовала  покорности и примирения и поэтому  казалась не опасной для господствующего  класса.

Буддизм — одна из мировых религий  — находится в одном ряду с  христианством и мусульманством. Учения буддизма основываются на легенде  об основателе религии принце Сиддхартхи, или Гаутаме Будде. Время жизни  Будды относится к VI в. до н. э.

Буддийская литература возникла значительно  позже. Первая попытка систематизации буддизма дана в так называемой «Трипитака» («Три корзины учений»). В третьей  из этих книг рассматриваются философские  вопросы. Религия буддизма распространилась на востоке и на юге Индии, на Цейлоне, в Бирме и Сиаме. Другая ветвь  буддизма утвердилась в Тибете, Китае  и Японии.

Проповедь своего  учения  Будда  начал с «четырёх благородных  истин»: о  страдании  и  причине  страдания,  об  устранении  причины   страдания  и о пути  к  прекращению  страданий.  Обращаясь   к   ученикам  (бхикшу),   он говорил:  «А  вот,   бхикшу,   благая   истина   о   том,   что   существует страдание. Рождение — страдание, старость — страдание, болезнь —  страдание, смерть  —  страдание;  соединение   с  тем,  что   неприятно,  —  страдание; разъединение с тем, что   приятно,  —  страдание;  когда   нет   возможности  достичь  желаемого — это тоже страдание.

А вот, бхикшу, благая  истина  о   том,  что   страдание   имеет   свою причину. Это жажда, ведущая  к  перерождениям, связанная с  наслаждением   и  страстью, находящая   удовольствие   то   в  одном,  то   в  другом.  Жажда бывает    трёх    видов:    жажда    чувственных     удовольствий,     жажда перерождений,  жажда  существования.

А вот,  бхикшу, благая  истина о   том,  что   страдание   может   быть уничтожено. Это  уничтожение  жажды и  полное  уничтожение   страсти,  отказ от  них, отречение  от  них, освобождение  от  них, отвращение  от  них.

А  вот, бхикшу, благая  истина о  том, что   существует   путь,  ведущий к уничтожению  страдания».

Согласно   первой   истине,   всё    существование    человека    есть страдание, неудовлетворённость,  разочарование.  Даже   счастливые   моменты его  жизни в  конечном   итоге   приводят   к   страданию,   поскольку   они связаны с  «разъединением  с  приятным».  Хотя страдание   универсально,  оно не  является изначальным  и  неизбежным   состоянием   человека,   поскольку имеет  свою причину — желание  или  жажду  удовольствий,  —  которая   лежит в основе привязанности  людей   к   существованию   в   этом   мире.  Такова вторая  благородная  истина.

Пессимизм  первых  двух  благородных  истин  преодолевается   благодаря следующим   двум.  Третья   истина    гласит,   что    причина    страдания, поскольку она   порождена   самим   человеком,   подвластна   его   воле   и может  быть  им  же и  устранена — чтобы   положить   конец   страданиям   и разочарованиям, надо прекратить  испытывать  желания.

О том,  как  достичь этого, говорит  четвёртая   истина,   указывающая восьмеричный  благородный  путь:"Этот  благой  восьмеричный  путь  таков: правильные   взгляды,   правильные намерения,   правильная   речь,  правильные   действия,   правильный   образ жизни,   правильные    усилия,    правильное    осознание    и    правильное сосредоточение».

Таким образом, восьмеричный  путь  включает  три  основных   упражнения в нравственности, созерцании и мудрости: культуру   поведения (правильные мысль,  слово,  действие),  культуру    медитации  (правильные  осознание  и сосредоточение) и  культуру  мудрости (правильные взгляды).

Культура  поведения  —  это  пять  (или  десять)  основных   заповедей (панчашила); не  убей,  не  бери  чужого,   не   лги,   не   пьянствуй,   не прелюбодействуй; а  также добродетели   щедрости,   благонравия,   смирения, очищения и т. п.

Культура  медитации — это  система  упражнений, ведущих   к   достижению внутреннего   умиротворения,   отстранённости    от    мира    и   обузданию страстей.

Культура  мудрости — знание  четырёх  благородных  истин.

Из   всех    четырёх    благородных    истин    именно    восьмеричный благородный  путь  составляет  главное   своеобразие   буддизма.  Будда   не просто  говорит о возможности  освобождения, но и  указывает   путь,  следуя которому   каждый  человек   собственными   силами,   без   помощи    Будды, способен   достичь   свободы   и   сам   стать  Буддой.   Всё   это    очень отличается от  других известных религий — ни  одно  религиозное  учение   не признаёт, что человек может своими  усилиями  сделать себя   богоподобным существом.

Встав  на  этот  путь,  можно  прийти   к   высшей   цели   человека  — выходу из круговорота  перерождений  (сансары),  а  значит,  к   прекращению страданий  и достижению  состояния  освобождения — оно   и   есть   нирвана.

Следование  только   моральным    заповедям    приносит    лишь    временное облегчение.

       Четыре   благородные   истины   во   многом    напоминают    принципы лечения: история болезни,  диагноз,  признание  возможности   выздоровления, рецепт лечения.  Не  случайно   буддийские   тексты   сравнивают   Будду с врачевателем, который  занят  не  общими   рассуждениями,   а   практическим излечением  людей от духовных  страданий.  И  своих   последователей   Будда призывает   постоянно  работать   над   собой   во   имя   спасения,  а   не тратить  время на  разглагольствования о предметах, которых  они  не   знают по  собственному опыту.  Он   сравнивает   любителя   отвлечённых   разговоров   с   глупцом, который  вместо   того,   чтобы   позволить   вытащить   попавшую  в    него стрелу,  начинает рассуждать о том,  кем  она  была   выпущена,  из   какого материала  сделана и т. п.

Другими   важными   положениями    учения    Будды     являются    три характеристики  бытия  (трилакшана):   страдание   (духкха),    изменчивость (анитья)   и отсутствие неизменной  души (анатман),  а   также   учение   о взаимозависимом возникновении  всех  вещей (пратитъя самутпада).

     В мире  нет   ничего  вечного — всякое  существование   имеет  начало   и конец, а раз так,  то   не   может   быть  и   неизменной   души.  Человек состоит    из    пяти   скандх:   телесного   (рупа),   ощущений   (ведана), распознавания  (санджня),  кармических   импульсов  (санскар)  и    сознания (виджняна). После смерти большая часть скандх  разрушается.

Существует  мнение,  согласно  которому  этика   Будды   принципиально безличностна.   Оно   по   меньшей   мере    односторонне.    Действительно, восхождение  к  нирване   означает   погружение   в   абсолютно   безличное, внутренне   нерасчленённое   состояние.   В   этом   заключается    спасение человека.   Однако   осуществляется   оно   исключительно    в    результате усилий  самого  человека,   на   основе   его   свободного   индивидуального выбора.   Всё    определяется    мерой    добродетельности    намерений    и поступков   индивида,   обнаруживаемых,   правда,   во   всей   совокупности предшествующих   рождений.   Поскольку    нравственная    судьба    человека полностью  подконтрольна  ему  самому  и   возможности   его   спасения   не ограничены  ничем,  кроме  его  собственных   грехов   и   ошибок,   то   по этому  признаку  этику  Будды  вполне  можно   квалифицировать   как   этику личности.  Как  полагает  Будда,  человек,  чтобы  утвердиться  в   качестве    нравственной    личности,    должен    победить    самого    себя     как обособленного   эмпирического   индивида.   В   этом   смысле   его    можно упрекнуть  в  том,  что  он  предельно  этизирует  понятие  личности.

Учение  Будды  нацелено  на  прекращение   человеческих   раздоров через внутреннее  самосовершенствование  личности.  В   его   основе   лежат нравственные  цели.  При  этом  нравственность   интересует   Будду   прежде всего  в  её  практически  действенном   выражении,   как   путь   спасения.

Вкратце можно сказать, что буддизм выдвигает следующие краеугольные положения: 1) жизнь исполнена страданий; 2) существует причина возникновения страданий; 3) имеется возможность прекращения страданий: существует путь, идя по которому можно избавиться от страданий. Необходимость страдания выводится из обусловленности и зависимости всех событий или фактов. Уже факт рождения неизбежно влечет за собой цепь страданий. Жизнь человека, его стремление к наслаждению обусловлены чувственным опытом и сопровождаются страданиями. Мудрецы буддизма учат, что цель познания — освобождение человека от страданий. В основе этики буддизма лежит убеждение в том, что избавление от страданий достижимо не в загробной, а в настоящей жизни. Такое прекращение страданий называется у буддистов нирваной. Буквальное значение этого слова «угашенный». Под нирваной буддисты понимают состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира, а также от мира мыслей.

Некоторые положения буддийского  учения представляют интерес с философской  точки зрения. Таковы учение о всеобщей изменчивости, отрицание существования  души как особой сущности и признание  наличия лишь потока постоянно сменяющих  друг друга состояний сознания.

Вопрос о практических путях  этического совершенствования разработан в буддизме очень подробно. Это  учение о восьми «добродетелях», которые  достигаются теми, кто проходит такой  путь. Добродетели состоят в правильном поведении, образе жизни, правильной речи, правильном направлении мысли, сосредоточении или успокоении и невозмутимости.

Успех буддизма был обусловлен тем, что он был «религией спасения», вселял в души верующих надежду на то, что повсеместно распространенное страдание может быть побеждено  и устранено. Как все религии, буддизм вовсе не стремился к  устранению причин страданий в реальной общественной жизни. Он был не учением  борьбы, а религией покорности. В  своем дальнейшем развитии буддизм  разделился на ряд школ.

О первых учениях древнеиндийской философии судить нелегко, так как сочинения, особенно произведения философов-материалистов, утеряны, а сообщения о древнейших учениях, идущие от позднейших идеалистов, сильно искажены.

Древнейшим материалистическим философским  течением в Индии было учение локаята (или чарвака). Локаята отрицала существование  какого-либо другого мира, кроме  материального. Философия локаята  возникла, по-видимому, в эпоху, когда  древний родовой строй сменился в Индии государством и когда  наряду с древними варнами воинов и духовенства (брахманами) стала  возвышаться варна торговцев, а  из земледельцев начали выделяться свободные  крестьяне и ремесленники.

Согласно учению локаята о бытии, весь мир состоит из материальных первоэлементов. Кроме этих первоэлементов и законов их сочетаний, нет никакой  другой реальности. Вера в существование  бога, души, рая, загробного мира ложна, а предметы этой веры недоступны для  восприятия. Вещи природы состоят  из воздуха (или ветров), огня (или  света), воды и земли. После смерти организмы вновь разлагаются  на первоначальные элементы. Сознание, по этому учению, существует реально  и удостоверяется восприятием. Однако сознание не может быть свойством  духовной и нематериальной сущности, оно является свойством живого материального  тела. Личность неотделима от тела.

На основе учения о бытии в  философии локаята строится и  этика. Человек испытывает и наслаждение, и страдание. Полностью устранить  страдания невозможно, но можно свести их к минимуму, а наслаждения сделать  максимальными. Что касается обычных  этических понятий о добродетели  и о пороке, то они выдумка авторов  священных книг. Такая же выдумка  ад, рай и весь ритуал жертвоприношений.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"