Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 02:01, контрольная работа
Предметом первых философских размышлений, естественно, становились не только явления среды, окружающей человека, но и мир самого человека и в его отношениях с другими людьми, и в его индивидуальном существовании. Отсюда понятно, что этико-социальная мысль неотделима от философии уже при самом ее возникновении.
Философия буддизма глубока и оригинальна. Прежде всего, буддизм отрицает реальность мира, что вполне естественно и логично не только потому, что подобного рода отрицание было общей нормой едва ли не всей древнеиндийской философии. В этом отрицании и заключается вся квинтэссенция буддизма как доктрины: феноменальный мир – источник страданий; спасение от них – в уходе от этого мира в мир высшей реальности и абсолютного постоянства, т.е. в нирвану.
Окружающий нас мир и все мы – своего рода иллюзия, хотя эта иллюзия и существует объективно. Дело в том, что человек воспринимает мира сквозь призму своих ощущений, но эти ощущения не что иное как следствие волнения дхарм, частиц мироздания. Всё живущее в мире состоит из дхарм и жизнь в свою очередь проявление вечного волнения дхарм. Понять это и попытаться успокоить свои волнующие дхармы – это и означает взять жизнь в свои руки, и тем самым, в конечном счёте, добиться цели, т.е. достичь состояния Будды, погрузиться в нирвану.
В раннем варианте буддизма, основной контингент сторонников и последователей Гаутамы Шакьямуни составляли монахи, сознательно и целеустремлённо стремившиеся к нирване. Кодекс поведения жаждавшего достичь нирваны буддийского монаха сводился главным образом к соблюдению строгих норм этики. Смысл столь широкого и строго следования по пути этических рекомендаций и запретов состоял в законе кармы. Буддисты как и вся древнеиндийская философия, рассматривали карму как сумму добродетелей и пороков данного индивида, причѐм не только в его нынешней жизни, но и на протяжении всех его прежних перерождений.
Буддизм как религиозная доктрина первоначально был близок к джайнизму. Сходны причины и условия появления обоих учений, биографии их основателей, живших одновременно в северо-восточной Индии и принадлежащих к Варне кшатриев. Существенно сходство в общей направленности религий, их демонстративном отказе от авторитета вед и брахманов, от ведических богов в акценте на принципе ахимсы, в ставке на культ монашеского образа жизни, добровольно принятые на себя обеты. Однако не мало и различий. Буддизм был всегда далёк от культа аскезатопаса.
Важнейшая особенность буддизма – подчѐркнутая структурная рыхлость, отличающая его от строгой внутренней организации немногочисленной общины джайнов.
Джайнизм вскоре превратившийся в почти замкнутую корпорацию фанатично преданных идее сектантов сохранился до сих пор, тогда как аморфный буддизм, будучи вытесненный индуизмом, с лёгкостью нашёл свою новую родину в ряде стран Юга Восточной и Центральной Азии, Дальнего Востока.
Заключение
Одной из самых древних мировых религий из трех (наряду с христианством и исламом) является буддизм. Он “старше” христианства “ на 5 веков, а ислам “моложе” его на 12 столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих стран, буддизм сыграл и по сей день играет огромную роль.
Буддизм возник в Древней индии в 6-5 вв. до н.э. Основателем Буддизма считается Сиддхартха Гаутама (623-544 г.г. до н.э.), называемый Буддой – существом, достигшим состояния высшего совершенства (“просветления”).
Одним из главнейших литературных источников
буддизма являются сочинения под
названием Типитаки. Это сборники
правил монашеского поведения, и
различные религиозно-
Хинаяма и махаяма - основные направления
буддизма. Период расцвета Буддизма в
Индии – 5 век до н.э. – нач. 1-го
тыс. н.э. Распространился Буддизм
в Юго-Восточную и Центральную
Азии, отчасти в Среднюю Азию и
Сибирь. В ходе развития Буддизма, в
нем постепенно сложились культ
Будды, ритуал, появились Сангхи (монашеские
общины) и т.д. Глубокую асоциальность
мировоззрения Буддизма и отрешенность
от мира, определяет индивидуализм
в трактовании философии
Список литературы
1.
Древнеиндийская философия.
2. Классическая йога. («Йога-сутра» Патанджали и « Вьяса-бхатья»). –
М., 1992.
3. Радхакришнан, C. Индийская философия / С. Радхакришнан // Открытие
Индии. Философские и эстетические воззрения в Индии XX в. – М., 1986.
4.
Чанышев, А. Н. Философия
для вузов / А. Н. Чанышев. – М., 2003.
5. Чаттерджа, C. Индийская философия / С. Чаттерджа, Д. Дата. – М., 1994.
6. Антология мировой философии. Древний Восток.
7. Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке. — М., 1989.
8. Биневский А.А. Философия в истории ее идей и концепций. Философия Востока. Философия Запада. - Владивосток: ДВГУ, 1997-1998.
9. Бродов В. В. Истоки философской мысли Индии. - М., 1990.
10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1991.
11. Рассел Б. Мудрость Запада. - М., 1998.