Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:07, контрольная работа

Описание работы

1.Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
...
18. Философия Гегеля
19. Основные черты философии марксизма
20.Общая характеристика русской философии

Файлы: 1 файл

философия почти все вопросы.docx

— 138.23 Кб (Скачать файл)

 

 

1.Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Основной структурообразующий  элемент мировоззрения – 3 вопроса:

  • «О сущем» (что значить существовать и быть действительным или реальным);
  • «О должном» (что обладает высшей ценностью, т.е. является благом, а что ценностью не обладает или является «антиценностью»; к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать);
  • «О реализации должного в сущем» (каким образом, какими путями можно достичь должного, короче - как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями).

Центральная проблема мировоззрения – вопрос о месте и назначении человека в мире.

Типы мировоззрения:

  • Обыденное (житейское) мировоззрение формируется стихийно, являясь результатом непосредственного жизненного опыта человека. Оно наиболее субъективно, ненаучно, доходчиво и присуще любому человеку.
  • Религиозное мировоззрение — это мировоззрение, сформированное на основе осознания и принятия человеком определенного религиозного учения, выстроенной этим учением картины мира. Часто это мировоззрение отражает общечеловеческие ценности, универсальные важнейшие морально-нравственные нормы, однако оно игнорирует, а подчас противоречит научным взглядам на мир.
  • Научное мировоззрение — опирается на достижения науки, научную картину мира. Его слабость выражается в недостаточной вовлеченности человека в конструируемый им образ мира.
  • Гуманистическое мировоззрение — мировоззрение будущего, представляющее собой оптимальный синтез отдельных качественно отличных проявлений мировосприятия человека.

2.Философия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.

Мировоззрение – это совокупность представлений человека о мире и месте человека в этом мире. Всякое мировоззрение есть знание, но не всякое знание есть мировоззрение.

Философия является мировоззрением в  силу того, что она так или иначе, в конечном счете, вырабатывает картину  мира, относящуюся к воображаемым объектам, устанавливаемым посредством  рефлексирования. Философия как  мировоззрение, от начала до конца, рефлексивна. В философии мировоззрение обретает свою самость.

Философия как мировоззрение:

1) Признаки (Вещи, явления и процессы исчерпывают бытие)

  • Общение широкого круга вещей, явлений и процессов
  • Оценка окружающего и происходящего
  • Отношение к окружающему и происходящему

2) Структура

    • Знание о предельных основаниях бытия
    • Оценка окружающего и происходящего
    • Действие, основанное на этой оценке

3) Функции

    • Гносеологическая (познавательная) – знание о конечных причинах сущего
    • Аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция – оценка и отношение к окружающему и происходящему
    • Праксиологическая (практическая) – руководство к действию

4) Типы (все типы выбрабатывают картину мира)

    • Мифология (донаучное)
    • Религия (вненаучное)
    • Философия (научное)

5) Картины мира

    • Мифологическая (основана на донаучных представлениях)
    • Религиозная (основана на вере в сверхъестественное)
    • Философская (основана на данных науки и практики)

Философия как методология:

Каждая наука имеет свой метод. Однако философия выступает в  качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что философский  метод (от греч. — путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания. Как и методы других наук, он берет начало в практической деятельности людей и в своем истоке является отражением логики и закономерностей развития объективной действительности. Это относится, конечно, только к такой философии, которая опирается на науку.

Философский метод задает общие  принципы исследования и, по словам Ф.Бэкона, сравним с факелом, освещающим путь. Однако различные философские школы и направления, в соответствии со своей спецификой и пониманием предмета философии, формулируют и используют различные философские методы. Плюрализму философских концепций соответствует и плюрализм методов. Общее, что свойственно им всем — это теоретическое мышление, выраженное в философских категориях, принципах и законах.


3.Предмет и методы  философии

Общее понятие и содержание предмета философии.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую  структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

• онтология (учение о бытии);

• гносеология (учение о познании);

• человек;

• общество.

2. Основные проблемы, исследуемые  философией.

В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных  вопросов:

• сущность бытия;

• происхождение бытия;

• материя (субстанция), ее формы;

• сознание, его происхождение и природа;

• взаимоотношение материи и сознания;

• бессознательное;

• человек его сущность и существование;

• душа, духовный мир человека;

• общество;

• общество и человек;

• духовная сфера жизни общества;

• материально-экономическая сфера жизни общества;

• социальная сфера общества;

• общественно-экономические формации, цивилизации;

• перспективы человека, общества;

• экология, проблемы выживания;

• особенности познания;

• влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;

• ограниченность и безграничность познания;

• движение;

• философские категории;

 

• диалектика и ее законы;

• иные вопросы.

3. Общее понятие и содержание методов философии.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых  осуществляется философское исследование) являются:

• диалектика;

• метафизика;

• догматизм;

• эклектика;

• софистика;

• герменевтика.

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод, противоположный  диалектике, при котором объекты  рассматриваются:

• Обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);

• Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

• Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика – метод правильного  прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и направлениями  в философии, и философскими методами являются:

• материализм;

• идеализм;

• эмпиризм;

• рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление матери. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США в ряде стран Западной Европы (например, Германии).

Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)

Рационализм – философский метод  и направление в философии, в  силу которого истинное, абсолютно  достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния  опыта и ощущений. (Все можно  подвергнуть сомнению, а любое  сомнение – это уже работа мысли, разума.)


4.Философия Древнего  Востока.

ФДВ на протяжении нескольких тысячелетий  может быть приурочена к трем центрам:

древнеиндийская, древнекитайская  цивилизации и древняя цивилизация  Среднего Востока. ФДВ развилась  из мифологических сюжетов этих цивилизаций.

Причины возникновения:

    1. социально-экономическая (переход от меди к железу)
    2. товарно-ден. отнош.
    3. ослабление родо -племенных связей первое гос-во
    4. духовная жизнь.

В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов".

Ф. возникает в Индии как критика  брахманизма. Основные ф-ие школы: аджика

    • (адживика) (фатально-натуралистическое учение),
    • джайнизм (познание мира),
    • буддизм (попытка осознать духовное и телесное).

Индийская Ф. систематически

излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатомдальнейшей разработки канонов учения стали

    • Брахманы (I тыс. до н.э. ритуальные тексты),
    • араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н.э.),
    • упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н.э.).

 

Для древнеиндийской школы хар-ны:

  • внимание к вопросам поиска сущности чел. и окружающего мира.
  • признание тождества между микро- и макрокосмосом.

признание существование 4-х  уровней бытия:

  • телесный,
  • уровень сост. из жизненного я,
  • уровень состоящий из сознания,
  • сост. обобщающее в себе все три уровня - "атман"

Буддизм - зародился в Индии в VI-V вв. до н.э., видит освобождение от страданий на пути нравственого совершенствования, удаления от мира и достижения путем особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны. В первых веках нашей эры буддийская религия терпевает поражение.


5. Древнегреческая философия(античная философия).

Античная философия — философия  древних греков и древних римлян, охватывающая период с VI в. до н. э. до VI в. н. э. Она внесла исключительный вклад  в развитие мировой цивилизации, в ней заключено начало западной философии, почти всех ее последующих  школ, идей и представлений, категорий, проблем.

Этапы античной философии. Традиционно выделяют, раннюю классику (натуралисты, досократики — Зенон, Парменид, Фал ее, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Демокрит и др.; главные проблемы — «Физис» и «Космос», его строение); среднюю классику (Сократ и его школа; софисты: Горгий, Гипий, Антифонт, Антисфен и др.; главная проблема — сущность человека); высокую классику (Платон, Аристотель и их школы; главная про­блема — синтез философского знания, его проблем и ме­тодов и др.); эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики раннего периода — Панэций, Посидоний, поздние римские сто­ики или неостоицизм: Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.; главные проблемы — мораль и свобода человека, пробле­ма познания и т. д.). К ним прибавляются вопросы струк­туры космоса, судьбы космоса и человека, отношение Бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Алексан­дрийский).

Античная философия выдвинула  ряд фундаментальных идей и проблем, которые не потеряли значения по сей день.

1. Проблемы начала всех вещей,  бытия, небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности «формы» и «материи», о главных эле­ментах, стихиях космоса; о тождестве и противоположно­сти бытия и небытия; структурности бытия (атомы и пус­тота), текучести бытия и его противоречивости и т. д. Главные проблемы: как возник Космос? какова его «структура»? (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Зенон, Демокрит).

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"