Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:07, контрольная работа

Описание работы

1.Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
...
18. Философия Гегеля
19. Основные черты философии марксизма
20.Общая характеристика русской философии

Файлы: 1 файл

философия почти все вопросы.docx

— 138.23 Кб (Скачать файл)

Скептики

Основатель - Пиррон Элидский

Основная цель - выдвижение сомнения в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины

Характерные черты:

  • Широта взглядов. (Непредвзято смотрит на любые жизненные позиции, с усталой снисходительностью отмечая их неизбежные слабости: такова жизнь);
  • Свобода выбора. (Не упрощайте, возразит скептик, - широта взглядов предохраняет меня от скороспелых решений, она дает свободу выбора, которой лишены люди, мыслящие слишком категорично);
  • Снисходительность. (Все мы люди, кто без греха, - любит говорить скептик);
  • Сомнение (Все подвергай сомнению);
  • Сложность. (Скептик - убежденный антипримитивист. Как пренебрежительно звучит в его устах: «Слишком просто это у вас получается». Да, когда человек выступает против схематизма и упрощения, за многогранность и неисчерпаемость, он всегда как-то интеллигентнее выглядит);
  • Трагичность. (До подлинной трагедии, требующей смелости и упорства духа, скептик никогда не возвысится. Но элементы трагического восприятия жизни у него есть. Уж если у скептика появился хоть намек на слабость, будьте спокойны, он выжмет из нее все возможное).

Киники

Основатель школы - Антисфен Афинский

Главная цель кинического учения —  не выработка глубоких философских  теорий, а философское обоснование  особого образа жизни — вне  связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.

Характерные черты:

  • возведение в абсолют асоциальной свободы;
  • добровольная отверженность и отсутствие постоянного места жительства;
  • паразитический образ жизни, попрошайничество;
  • критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;
  • воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни.

Стоики

Ответная реакция на появление кинизма

Основатель школы - Зенон Китайский

Основная идея - освобождение от влияния  внешнего мира посредством постоянного  самосовершенствования, восприятия лучших достижений традиционной культуры, мудрости

Характерные черты:

  • призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);
  • признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом;
  • призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;
  • признание добродетельных законов и добродетельной государственной власти;
  • неучастие в жизни государства;
  • оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;
  • восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;
  • осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;
  • признание стремления к счастью высшей целью человека.

 


10.Основные черты средневековой философии

Средневековая философия началась раньше, чем завершилась античная. Несколько веков параллельно  существовали два способа философствования, взаимно влиявшие друг на друга. Поэтому  мировоззрение «средневекового  человека» опиралось, с одной  стороны, на античную философию, с другой - на христианство, пытаясь согласовать  и то, и другое. К тому же основоположники  средневековой философии были в  большинстве своем «отцами» христианской Церкви, что, несомненно, объясняет  неповторимый колорит философии того периода.

Средневековая философия пронизана  теологической идеей (опирающейся  на идею Бога и защиту учения о нем). Средневековые философы постоянно  озабочены вопросом об отношении  религии и философии. Если на ранних этапах эпохи они думают о том, как поставить философию на службу религии, то позднее - как, сохраняя лояльность по отношению к религии, освободить философию из-под ее опеки.

Характерные черты средневековой  философии:

    1. ретроспективность (философия обращена в прошлое, расшифровка библиейских истин);
    2. традиционализм (исключение субъективности из творческого процесса, истинны взгляды, совпадающие с мнением других, отсутствие плагиата как такового);
    3. дидактизм (назидательный характер философских систем).

1. Теоцентризм. Бог в центре всего. Бог – совершенная реальность, высшая ценность, абсолютная истина. Бог это всегда причина и конец всего. Основная задача это определение имени Бога. Этот принцип предполагает деление мира на 2 составляющие:

1. мир совершенные (трансцендентный мир)

2. мир несовершенный

На первом этапе основным направлением средневековой философии  выступала апологетика (св. Тертуллиан, Ориген и др.). Основной задачей апологетики выступало обоснование возможности построения целостного мировоззрения, основываясь на тексте Святого Писания. Так, Ориген предложил три типа чтения Евангелия. Первый (телесный) сводился к дословному восприятию текста. Он, по мнению философа, самый примитивный. Второй (душевный) позволял выяснить из Писания каноны правильного поведения верующего. Третий тип (духовный) позволял построить целостное мировоззрение исходя из священных книг.

Антропологические воззрения этого  христианского писателя будут поэтому разобраны поверхностно, чтобы только ими оттенить общую линию развития церковной мысли. В главном Тертуллиан искал и дал ответ на следующие вопросы психологии и антропологии: 1. о природе души, 2. о происхождении души и 3. о назначении человека.

Выдвигалась мысль о том, что  человек состоит из души и тела.

Средневековая философия справедливо  получила название схоластики (от греч. schole - логический прием обоснования). Большое значение в схоластике уделялось форме изложения материала, умению вести дискуссии, что косвенно стимулировало интерес к логике, лингвистике, теории познания. Впоследствии слово «схоластика» стало употребляться как синоним науки, оторванной от жизни, далекой от наблюдения и опыта, основанной на некритическом следовании авторитетам.


11. Этапы развития средневековой  христианской философии: патристика  и схоластика

В средневековой философии выделяют 2 основных направления: патристика и схоластика.

Патристика – учение отцов церкви, сформировавшееся в 4-5 вв. н.э. Цель патристики – объяснить и доказать основные догматы христианства. Представитель – Августин Аврелий (354-430 гг. н.э.). произведения: «Исповедь», «О граде Божьем».

Человек изначально греховен. Человеческая воля зла, поэтому следует отказаться от своей воли в пользу воли Бога.

Божественная воля благая. Постичь  Бога можно с помощью веры. Бог  – вечно длящаяся теперь. Время субъективно, есть только сознание человека.

Схоластика – блог теологических основ, преподаваемых в средневековых университетах. Она основана на логике Аристотеля. Самый знаменитый представитель - Фома Аквинский )1226-1274 гг. н.э.). его основная работа – «Сумма теологии». Фома Аквинский создал доказательство бытия Бога, считал веру и знание равноправными, использовал учение Аристотеля о Боге как первопричине. От Фомы произошёл томизм.

В конце средневековья возникает  спор об универсалиях – общих понятиях. 2 направления:

1) реализм – направление, которое  считало, что общие понятия  реально существуют.

2) номинализм – общие понятия  – только названия, имена, на  самом деле их нет.

Известный номиналист – Уильям Оккам.


12. Философия Возрождения

Философия Возрождения - совокупность философских направлений, возникших  и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная  и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Предпосылки

- совершенствование орудий труда  и производственных отношений;

- кризис феодализма;

- развитие ремесла и торговли;

- усиление городов;

- укрепление государств иусиление власти;

- повышение уровня образованности  в Европе в целом;

- географические открытия и  научно-технические открытия.

Основные направления

- гуманистическое – в центре  внимания человек и его достоинства;

- неоплатоническое – познание  природы, Космоса и человека  с точки зрения идеализма (по  Платону);

- натурфилософское – использование  научных и астрономических открытий  для развенчивания некоторых  учений;

- реформационное – коренной пересмотр церковной идеологии;

- политическое – проблемы управления государством;

- утопическо-социалистическое – идеально-фантасктические формы построения общества и государства.

Характерные черты

- антропоцентризм и гуманизм;

- оппозиционность к Церкви и  церковной идеологии;

- перемещение основного интереса  от формы идеи к ее содержанию;

- принципиально новое, научно-материалистическое  понимание окружающего;

- большой интерес к социальным  проблемам, обществу и государству;

- торжество индивидуализма;

- широкое распространение идеи  социального равенства

Диалектика Николая Кузанского и пантеизм Дж. Бруно.

Философия Н. Кузанского была пантеистична: он утверждал, что бог есть во всех вещах, и наоборот. Познание высших истин, по Н. Кузанскому, достигалось  не путем схоластических рассуждений, а на основе опыта. Подобное познание

Кузанский называл "ученым незнанием", в противоположность схоластическому

"знанию". Важным разделом  философских взглядов Н. Кузанского  было его учение

о "совпадении противоположностей". Это учение свидетельствовало о  наличии серьезных элементов  диалектики в философии Н. Кузанского. Вместе с тем он утверждал, что  только интуитивным путем человек  доходит до понимания того,

что в высшем единстве мира совпадают  противоположности.

Материалистическое и атеистическое  мировоззрение великого итальянского философа Джордано Бруно было заключено  в пантеистическую оболочку, основой  всего существующего он считал единое материальное начало, обладающее

безграничной творческой силой. В  противоположность схоластам и  теологам Бруно возвеличивал природу, материальный мир, порождающий бесчисленные формы жизни из самого себя. Но, в  то же время, он писал, что природа - это бог в вещах. С пантеизмом Бруно связана его идея всеобщей одушевленности мира. Задачей

философии, по Бруно, является познание единой субстанции как причины и  начала

всех природных явлений. Единое, причина и начало - таковы основные черты

материальной субстанции.

13. Научная революция XVII века и её воздействие на философию.Деизм

1)Начиная с 17в. бурно развивается естествознание. Новая наука опирается прежде всего на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики, физиологии внесли Декарт, Лейбниц. В общественных науках разрабатывалась теория естественного права (Гоббс, Гроций). Такое развитие науки оказало воздействие на философию своего времени. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. ля философии этого времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая из опытного естествознания. В философии 17в. проблемам онтологии, т.е. учению о бытии и субстанции, уделяется большое  внимание, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени. Задача науки и философии — содействовать увеличению власти человека над природой, здоровью и красоте человека — вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил. Поэтому проблема субстанции и ее свойств интересуют всех философов этого времени. В философии этого периода появляются два подхода к понятию субстанция: первый связан с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия; второй — с гносеологическим осмыслением понятия, его необходимости для научного знания.

2)Воззрения Д. на природу носили в основном механистический характер. Вселенная – огромный механизм. Она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс дает Бог, потом – саморазвитие. Идея единства универсума: мировая материя беспредельна, однородна, не имеет пустот и делима до бесконечности. Материя находится в количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики. Тем же законам подчиняется и органический мир: животные – сложные автоматы. Но за рамки механических законов выходит человек: он (его тело) – часть природы, но человек наделен душой, разумом и речью. Мышление не определяется телом, оно независимо.

Фундаментальное понятие: субстанция – это вещь в особом метафизическом смысле, самодостаточное сущее. Сотворенный Богом мир делится на два рода субстанций – духовную и материальную. Существует еще третья высшая субстанция – Бог.

Духовная субстанция неделима, обладает главным атрибутом - мышлением. От него производны впечатления, воображения, желания, чувства и др. Духовная субстанция имеет в себе цели, изначально ей присущие, а не приобретенные на опыте. Þ Духовный мир человека – врожденный. Врожденные идеи: идея Бога, основные математические и логические понятия. Духовный детерминизм: духовное порождается духовным и только им.

Материальная субстанция делима до бесконечности, обладает главным атрибутом – протяженностью. От него производны понятия: фигура, положение, движение. Материальное вызвано материальным.

Дуализм Декарта: он признавал наличие двух независимых субстанций (в отличие от монизма – единая субстанция).

Пантеизм: Бог сотворил мир, но он не существует вне и до мира. Например, Бог растворен в природе мира, как совершенство, универсальная причинность, сущность этого мираЮ мир совечен Богу. Насколько вечен мир, настолько вечен и Бог. Деизм: Бог сотворил мир, существую до и вне него. Но, сотворив, Бог оставил мир, который дальше развивался по собственным законам.Можно отвлекаясь от божественного творения мира, исследовать сам мир и полагаться на познанные законы, а не на волю Бога– большой шаг к свободной науке. Атеизм: учение, отрицающее божественное творение мира и признание того, что мир вечен, объективен и существует по своим собственным законам. Атеизм возникает позднее, а пантеизм и деизм получают широкое распространение в философии Возрождения. Деизм отрицает божественность Библии, Корана, Торы и других книг, претендующих считаться божественными откровениями. Основная критика традиционных религий со стороны деизма заключается именно в обвинении в необоснованном догматизме. Последователи деизма считают, что священные писания, по современным меркам довольно противоречивые и спорные, — лишь плоды человеческой мысли, а не слова Бога, и поэтому на них невозможно строить мировоззрение. Другая грань критики заключается в том, что традиционные религии чрезмерно спекулируют на обещаниях посмертных блаженств и угрозах адскими муками, чем и удерживают свою паству, лишая её свободы мысли и вероисповедания.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"