Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 02:04, контрольная работа

Описание работы

Понятие религии. Проблема определения религии. Этимология термина «религия». Особенности первобытных религиозных верований: анимизм, фетишизм, магия. Племенные и национально - государственные религии. Мировые религии. Природа религиозного опыта. Религиозная вера. Теории происхождения религии.
Место религии в культуре. Мифы, верования и культы древних народов. Религия и искусство. Религия и философия. Религия как элемент социальной структуры. Процесс секуляризации в европейской культуре. Религия в современной научно-технической цивилизации. Религия и политика.
Религия как предмет философского знания. Доказательства бытия Бога как теологическая и философская проблема. Теодицея. Идея «естественной» религии в эпоху Просвещения. Пантеизм, деизм, атеизм. Критика религиозной иллюзии у Фейербаха, Маркса, Ницше, Фрейда. Русская религиозная философия. Неотомизм (Э. Жильсон, Ж. Маритен). Диалектическая теология (К.Барт). Религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г.Марсель).

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 172.85 Кб (Скачать файл)

План:

  1. Понятие религии. Проблема определения религии. Этимология термина «религия». Особенности первобытных религиозных верований: анимизм, фетишизм, магия. Племенные и национально - государственные религии. Мировые религии. Природа религиозного опыта. Религиозная вера. Теории происхождения религии.
  2. Место религии в культуре. Мифы, верования и культы древних народов. Религия и искусство. Религия и философия. Религия как элемент социальной структуры. Процесс секуляризации в европейской культуре. Религия в современной научно-технической цивилизации. Религия и политика.
  3. Религия как предмет философского знания. Доказательства бытия Бога как теологическая и философская проблема. Теодицея. Идея «естественной» религии в эпоху Просвещения. Пантеизм, деизм, атеизм. Критика религиозной иллюзии у Фейербаха, Маркса, Ницше, Фрейда. Русская религиозная философия. Неотомизм (Э. Жильсон, Ж. Маритен). Диалектическая теология (К.Барт). Религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г.Марсель).

 

  1. Понятие религии.

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Следует заметить, что даже этимология термина «религия» весьма спорна. Чаще всего считается, что он происходит от латинского religio - «благочестие», «святыня», «предмет культа». Но Цицерон, например, связывал это понятие с глаголом religere, у которого очень много значений: «соблюдать», «вновь обдумывать», «собирать», «благоговеть». А христианский апологет Лактанций, живший в IV в. н. э., выводил это понятие из глагола religare - «соединять», «связывать» и трактовал как «союз». Последней точки зрения придерживались столь разные мыслители, как Фейербах, Маркс, Энгельс, Флоренский, Аверинцев, Лотман и очень многие другие. В качестве «довода к авторитету» это должно убеждать: если и атеисты, для которых религия - лишь «вздох угнетённой твари, душа бездушного мира» (Маркс), и христианские апологеты, и религиозные мыслители недавнего прошлого и современности в чём-то согласны - то, казалось бы, иначе быть не может. Но «союз» должен быть прежде всего с «кем-то». Такое положение дел вполне очевидно для религий библейского корня (иудаизма, христианства, ислама), где есть единый Бог - Творец, Промыслитель, Вседержитель. Однако любой человек, хоть немного знакомый с религиями Востока, поймёт, что отсутствие Бога в таких религиях, как ранний буддизм, джайнизм и даосизм предполагает, что союз устанавливать здесь попросту не с кем (а зачастую и некому). К этимологии это, конечно, уже не имеет отношения, но обозначает те сложности, с которыми мы встречаемся с самого начала, когда экстраполируем (осознанно или неосознанно) характеристики, присущие авраамическим (библейским) религиям, на все религии мира. В этом, как мы увидим, и состоит одна из главных проблем.

Итак, этимология однозначного решения не дает. С определением всё ещё сложнее. В Европе практически каждый мыслитель предлагал своё собственное определение религии, так или иначе отличающееся от уже имеющихся. Определения можно разделить на 1) «сущностные», т.е. претендующие на то, чтобы выявить саму суть религии и 2) дескриптивные, которые обычно стремятся выявить некое общее свойство, присущее, с точки зрения автора определения, всем существующим формам религии.

«Сущностные» определения были в большинстве случаев несвободны от идеологических коннотаций и предполагали ту или иную вполне определённую мировоззренческую позицию автора такого определения, равно как и человека, его принимающего. Разумеется, это нельзя считать недостатком. Однако такие определения претендуют на универсальность, и здесь возникает множество проблем. Так, кантовское определение религии как выполнения нравственных обязанностей «как если бы они были предписаны Богом» работает только в пределах кантовской «как если бы» философии. Гегелевское определение религии как формы самопознания Абсолютного духа приемлемо только для гегельянца. Марксистское понимание религии как иллюзорной формы отражения действительности приемлемо только для человека, стоящего на атеистических материалистических позициях. Соответственно, фрейдовское определение религии как детского невроза человечества приемлемо лишь для того, кто разделяет мировоззренческую доктрину психоанализа. А определение религии как «Предельной Заботы» или «Абсолютной Заботы», данное Паулем Тиллихом, ни о чём не говорит человеку, чуждому экзистенциальной философии и теологии. Примеры можно множить и множить. По моему мнению, понятие «религия» играет роль именно регулятивного принципа, синтезирующего многообразие различных типов и форм исторических религий, а также различных видов знания о религии (история религий, психология, социология, феноменология религии, философия религии).

Для религий древнего египта, индии, греции, рима, ацтеков, майя, древних германцев, древней руси характерно было многобожие - политеизм.

Пантеизм - учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоики и др.), в ряде средневековых учений. Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Агни-йоге и др.

Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придают этому понятию многие западные школы религиоведения) - вера в абстрактный идеал: конфуцианство, буддизм, джайнизм.

Архаические верования и обряды.

Магия - понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи; символическое действие или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхъестественным путём.

Тотемизм - многие атеистически настроенные исследователи рассматривают как одну из древнейших и универсальных религий первобытного человечества. Следы тотемизма можно найти во всех религиях и даже в обрядах, сказках и мифах. Тотемизм - представление о связи человека с окружающим миром, предполагающее воображаемый родственный союз с тем или иным природным объектом - тотемом: животным, растением, неодушевлённым предметом, природным явлением.

Анимизм - в основе находится вера в духов и потусторонние существа и одушевленность всей природы.

Фетишизм - вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.

Аниматизм - вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей и явлений.

Шаманизм - взаимодействие с миром духов (связь), которое осуществляет шаман.

Религиозный синкретизм античного мира

Религия Древнего Египта. Религия древних египтян зародилась в первобытно- родовых общинах и прошла за 3000 лет длительный путь развития до сложных теологических систем Востока: от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистического мышления - признание единого культа бога Атона, появились теогония и космогония, культ, разнообразные мифы, представления о загробной жизни, организации клира (жречество) и его положения в обществе, обожествление фараона и т. д. В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия во время правления фараона Эхнатона. Этот фараон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца, Атона. Идея не прижилась, во многом по причине неудачного правления Эхнатона.

Религии Древней Греции и Рима. Древнеримская религия. Одной из самых сложных и тщательно разработанных систем политеистического мировоззрения была религия древней Греции и древнего Рима.

У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д.) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия. Древнегреческие боги и полубоги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те или иные события.

Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами - подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками.

Авраамические религии

Праотец Авраам из Пятикнижия считается основателем традиции, получившей отражение и развитие в иудаизме, христианстве и исламе.

Иудаизм формировался, по меньшей мере, с ХIХ в. до н. э. на территории Египта и Палестины (Земли Израильской). Иудаизм провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию. Эта религия включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей - это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека (Галаха). Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти, для этого достаточно пройти гиюр.

Христианство возникло в I веке н. э. в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже в первые десятилетия своего существования христианство получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. Для христианства «нет ни эллина, ни иудея» (Гал. 3, 28), в том смысле, что христианином может быть любой, вне зависимости от его национальной принадлежности. Потому, в отличие от иудаизма, являющегося национальной религией, христианство стало мировой религией.

Одним из самых важных нововведений христианства следует считать веру в действительное - а не кажущееся или мнимое - вочеловечение Бога и в спасительность Его жертвенной смерти и воскресения. Вочеловечивание Бога происходит в Иисусе Христе, как осуществление ветхозаветных пророчеств.

Ислам возник в VII веке н. э. на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. Многие религиоведы (см. Люксенберг, Кристоф) склонны утверждать, что Мухаммед многое позаимствовал из иудаизма и христианства. Хотя к VII веку н. э. христианство уже распространилось на огромную территорию, включая и южное побережье Средиземного моря, на территории Аравийского полуострова его последователи были не очень многочисленны. Единственное христианское царство - Йемен - которым на момент рождения Мухаммада правили эфиопы - монофизиты, и то в период становления ислама перешло под власть персов-маздеанцев. Впрочем, кланы и племена Аравии жили бок о бок с евреями и христианами на протяжении нескольких веков, и были хорошо знакомы с идеей монотеизма. Так, Варака, двоюродный брат Хадиджи, жены Мухаммада, был христианином. Монотеисты или люди с монотеистическими наклонностями были известны как «ханифы». Считалось, что они следуют религии Авраама. Ислам признаёт в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий.

Индийские религии

Религии, возникшие на Индийском субконтиненте. Основной концепцией индийских религий является вера в дхарму - универсальный закон бытия. Практически все индийские религии (за исключением сикхизма) принимают за базовую концепцию кармическую череду перерождений. К индийским религиям относятся индуизм, джайнизм, буддизм, сикхизм и другие.

Мировые религии

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке возникновения). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.

Госуда́рственная рели́гия (синоним официальная религия) - вероучение, официальный статус которого подтверждён данным государством. Государство без государственной религии называют светским или секулярным государством. Если какое-либо учение является государственным, то государство принимает участие в финансировании организации, в той или иной степени влияет на кадровые вопросы, принимает законодательные акты, регулирующую внутреннюю деятельность организации, привлекает религиозных лидеров к участию в государственных структурах. Неофициальная поддержка государством того или иного вероучения не даёт ему статус государственного. Виды государственных религий: католицизм, лютеранство, англиканство, православие, иудаизм, ислам, сунниты, шииты, буддизм, индуизм. Также в некоторых странах существует свобода вероисповедания.


Природа религиозного опыта.

Понятие «религиозный опыт» достаточно часто используется в религиоведении со времен У. Джеймса и Вл. Соловьева. Следует отметить, что это понятие тесно связано с такой областью религиоведения, как психология религии.

Обычно под религиозным опытом понимается вся совокупность религиозных чувств и переживаний, таких как переживание обращения, чувство греховности, раскаяние, утешение и т. д. К сфере религиозного опыта относят, таким образом, любые психические состояния, связанные с исповеданием любой религии. В сферу религиозного опыта, что вполне естественно, включается и так называемый мистический опыт. Психология религии рассматривает также те функции религии, которые связаны с психологическим состоянием верующего. В марксистском религиоведении принято особенно выделять компенсаторную функцию религии, что непосредственно связано с принятым в этой традиции метафорическим определением религии как «души бездушного мира, вздоха угнетенной твари». Сам основатель психологии религии У. Джеймс склонен так же широко рассматривать понятие религиозного опыта, включая в него феномены обращения, святости, молитвы, мистицизма и т. д. И такое расширительное понимание религиозного опыта вполне обоснованно, если под опытом мы будем понимать здесь внутренний опыт как любое психическое переживание и любое психическое состояние.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"