Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 02:04, контрольная работа

Описание работы

Понятие религии. Проблема определения религии. Этимология термина «религия». Особенности первобытных религиозных верований: анимизм, фетишизм, магия. Племенные и национально - государственные религии. Мировые религии. Природа религиозного опыта. Религиозная вера. Теории происхождения религии.
Место религии в культуре. Мифы, верования и культы древних народов. Религия и искусство. Религия и философия. Религия как элемент социальной структуры. Процесс секуляризации в европейской культуре. Религия в современной научно-технической цивилизации. Религия и политика.
Религия как предмет философского знания. Доказательства бытия Бога как теологическая и философская проблема. Теодицея. Идея «естественной» религии в эпоху Просвещения. Пантеизм, деизм, атеизм. Критика религиозной иллюзии у Фейербаха, Маркса, Ницше, Фрейда. Русская религиозная философия. Неотомизм (Э. Жильсон, Ж. Маритен). Диалектическая теология (К.Барт). Религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г.Марсель).

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 172.85 Кб (Скачать файл)

Трансперсональные переживания различных типов являются основой и религиозного опыта, и религии как таковой.

 

  1. Место религии в культуре.

Миф в литературе - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. В мифах события рассматриваются во временной последовательности, однако в мифах конкретное время события не имеет никакого значения, важна только отправная точка для начала повествования. Мифы очень долго служили в качестве важнейшего источника исторических сведений, составляя большую часть некоторых исторических трудов античности (например, Геродота и Тита Ливия). Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.

В мифологическом мировоззрении мир понимается по аналогии с родовой общиной, которая сплачивает, организует совместное поведение сородичей посредством коллективных представлений, как образца поведения.

Поскольку чаще всего богами себя обеспечивают для того, чтобы их использовать, естественно, что обычно им приписывали какие-то функции, и во многих случаях идея функции была преобладающей.

Но, приписывая им какие-то функции, она приписывает им верховную власть, которая вполне естественно принимает территориальную форму. Считается, что боги делят между собой Вселенную. Согласно ведийским поэтам, их различными зонами влияния являются небо, земля и промежуточная атмосфера.

Но истина заключается в том, что город-государство или империя, с одной стороны, и их боги-покровители - с другой, составляли нечто вроде сотоварищества с неясно очерченными границами, признаки которого, вероятно, бесконечно изменялись. И все-таки мы определяем и классифицируем мифологических богов именно таким образом потому, что так нам удобно. Никакой закон не управлял ни их возникновением, ни их развитием: человечество предоставило здесь свободу действия своему инстинкту мифотворчества. Этот инстинкт, несомненно, не заходит слишком далеко, когда его предоставляют самому себе, но он бесконечно прогрессирует, если людям нравится упражнять его. В этом отношении велика разница между мифологиями различных народов. Классическая древность дает нам пример такого значительного различия: римская мифология скудна, тогда как мифология греков богата. Боги Древнего Рима совпадают с функцией, которой они наделены, и оказываются в некотором роде закованными в ней.

Верования древних народов.

Много сотен лет первобытный человек вообще не знал религии. Первые религиозные верования появились у людей, лишь в конце эпохи древнего каменного века, то есть где-то 50 - 40 тысяч лет тому назад. Одной из ранних форм религии был тотемизм - представление, якобы все члены одного рода происходят от какого-то конкретного животного - тотема. Иногда тотемом считалось растение или какой-то предмет. Люди верили, что со своим тотемом они связаны кровным родством. По их представлениям, тотемное животное, если она того захочет, может легко превратиться в человека. Причину смерти древние люди видели, в перевоплощении человека в тотем. Существо, которое считалось тотемом, было священным - его нельзя было убивать. Правда, позже тотемное животное начали убивать и даже есть, с одним только условием - голову, сердце и печень, употреблять в пищу запрещалось. Иною формой первобытной религии была магия, или колдовство. Это была вера в то, что человек может влиять на природу, с помощью разнообразных "чудодейственных" приемов и заклинаний. Так, например, до нас дошли образцы древней "живописи" (которые были нарисованы на стенах пещер), где изображены животные, проткнутые копьем. Ученые считают, что первобытные люди верили, якобы изображение раненного зверя, помогает удачной охоте. Попутно развивалось еще одна, новая форма религии - культ природы. Существующий страх человека перед природой вызывал желание как-то растрогать ее. Именно поэтому, человек начал поклоняться солнцу, земле, воде, огню. А всю природу он населил духами. Эта форма религиозных явлений носит название анимизм. Сон, обморок, смерть, первобытные люди объясняли выходом духа (души) из тела. С анимизмом связана вера в загробную жизнь и культ предков. Об этом рассказывают найденные захоронения древних людей, в которых вместе с покойником клали также его вещи - украшения, оружие, запасы еды. Все это, по представлению первобытных людей, могло понадобиться мертвецу в загробной жизни. С возникновением классов и рабовладельческих государств появились и новые формы верований. Среди духов и божеств начали отличать главных, которым якобы подчиняются все другие. Возникли мифы о родственной связи царей и богов. Появились профессиональные жрецы, служители культа. Люди начали верить в потустороннее.

Культ - почитание, поклонение. Ритуал (дословно переводится с латинского как «обрядовый») - это особая система действий, посвященных какому-либо божеству или событию. Практически все древние народы имели в своем обиходе несколько главных и множество второстепенных ритуалов на все случаи жизни. Особые ритуалы существуют и в наше время, они связаны со свадьбой, рождением ребенка, смертью, а также с правилами этикета и поведения в обществе.

Культ - в древности поклонение людей божествам, природным силам и священным животным; впоследствии религиозные культы переросли в политические, например в культ личности.

Ритуалы были для проводивших их людей своеобразными играми, играми, в которых никто не побеждал, но каждый что-то терял или обретал: одни теряли жизнь, так как являлись жертвами, другие обретали уверенность в своих силах и возможностях богов за счет принесенной жертвы.

Религия и философия.

Религиозное восприятие мира - это коллективная попытка понять окружающую действительность и место человека в ней. Много лет назад антропологи(в частности, Дюркгейм в труде «Элементарные формы религиозной жизни», 1912 г.) доказали, что такое восприятие начинается тогда, когда человек пытается отделить священное от мирского; постепенно человек олицетворяет магические силы, на которых, как ему кажется, зиждется природа, и создает мифы и пантеоны богов, соответствующие социальным структурам своего общества. Когда человек переходит κ оседлому образу жизни, избавляясь от пережитков прошлого, он создает различные формы национального монотеизма. Самым известным примером является примитивная религия древних евреев: Яхве является, прежде всего, воплощением всех сил природы, созданных им; он окружил человека этими силами еще до того, как стал Богом избранного им народа и его пророков и надолго отложил справедливое решение судеб, а именно на день Страшного суда.

Почти во всех религиях Бог предстается Сверхъестественным Существом, стоящим над человечеством: у Него нет ни начала, ни конца, Он незыблем, всеведущ, всемогущ и т. д.; это Высшее Существо связано с людьми: к Нему обращаются с просьбами и делают ему приношения, Его почитают в культе, и в ответ Он защищает верующих, разумеется, если они подчиняются Ему (в противном случае Он их наказывает в земной или в загробной жизни). Наконец, Бог (или боги) может вмешиваться в жизнь своих подопечных либо для того, чтобы выступать на их стороне в борьбе против их врагов, либо для того, чтобы навести порядок в мире, как делает, например, приходя на Землю, Вишну, либо для выполнения миссии по спасению рода человеческого(Христианский Бог в лице Сына). Наконец, сравнительное изучение религий позволяет выявить наличие одинаковых идей и сюжетов в религиях различных времен и народов. Еще до распространения иудео-христианских верований и идей, под влиянием которых со времен победы христианства на Западе и до наших дней находятся самые ярые философы-материалисты и атеисты, такие мыслители, как Платон, Аристотель, стоики, ввели представление об исследовании Вселенной как единой целостности. Опираясь на рационализм, они открыли единство мира. Однако Парменид предупреждал, что не следует идти против политеизма, то есть многобожия. Древние философы, проявляя некоторый монотеизм, не смешивали Единого Бога с личным Богом человека, которого после смерти Бог будет судить по его делам; они не отождествляли его ни с одним из главных античных богов: Бог для них является не Личностью, а абстрактным Принципом, Законом существования Вселенной, но не ее законодателем. После установления христианства влияние религии на философию стало неизбежным; доXVIII в. атеизм считался преступлением, наряду с ересью. Многие мыслители пытались доказать, что их философии являются иудеохристианскими, и принимают идеи единого Бога-Творца и Промыслителя, искупления человечества и т. п. Некоторые философы, например Декарт, уходят от такого отождествления. Однако по личным мотивам, не связанным с философией, они не отрекаются от Бога: нам почти ничего не известно о религиозности Декарта, но мы хорошо знаем, что Кант и Гегель были верующими христианами. Наконец, существуют философские системы, которые никогда не ссылаются на Божественное начало (Геккель, Дюринг, марксизм и т. д.).

Религия, ее философские основания и место в культуре и обществе.

Религия в России в последние годы усиленно и упорно выставляется властью и православной церковью чуть ли не как единственная всеспасительница духовной жизни народа, российской культуры и самого общества. Пропаганда религии и религиозных воззрений стала фактически главной идеологией российской власти. И это в двадцатый и двадцать первый века, характеризующиеся развертыванием научно-технических и научно-технологических революций, реальным взлетом и возвышением в глобальном масштабе роли науки, рационализма и разума! Что же представляет собой религия и каково ее реальное место и роль в культуре, обществе, цивилизации, в многообразной деятельностной и творческой жизни людей? ( В.С. Семёнов)

Философские основания религии.

Первое философское основание религии выражено в важнейшем философском вопросе - в подходе к объяснению окружающего мира: Вселенной, Земли, общества, культуры, цивилизации, человека, самой религии. Данный подход у религии в содержательном и методологическом плане - описательный и созерцательный, своего рода сказательный.

Второе философское основание религии состоит в том, что в центре ее находится Бог или Боги. Но не человек, как это имеет место и составляет существеннейший критерий и признак общества, культуры, цивилизации.

Третье философское основание религии заключается в наличии у нее собственной концепции о жизни человека и вечности, в стремлении религии своеобразно ответить на всегда волнующие человека, людей постоянные и «вечные» вопросы о смысле жизни, о высших ценностях и нравственных ориентирах, с которыми человеку хочется и следует соотносить свою жизнь, свое бытие.

Именно своими творческими делами и свершениями, деяниями и поступками человек прокладывает себе путь в вечность, реально соединяет свою жизнь с вечностью.

Четвертое философское основание религии касается важнейшей проблемы смерти и бессмертия, отвечает на постоянно волнующие людей вопросы, что их ждет после смерти, что ожидает «за гробом».

Бессмертие, как и вечность, достигается и осуществляется самим человеком его творчеством, целенаправленной деятельностью, энергией, волей. Именно этим человек, понимая, что сам он смертен, оставляет след в жизни и как бы переносит себя в вечность, в бессмертие.

Религия и знание, наука.

Религиозные воззрения и религиозная вера кардинально отличаются от знания, противостоят научному знанию, а религия существенно отличается от науки, противоположна науке, будучи идеалистической по природе и содержанию. Вера имеет субъективную, иррациональную основу, в то время как знание, наука - объективную, рациональную основу. Научное знание нацелено на беспристрастное раскрытие сущего, истины («мир по истине») в отличие от только чувственного религиозного восприятия окружающего («мир по мнению»).

С самого начала наука и религия противостоят друг другу как антиподы. В процессе исторического развития, столь же несовместимы научные и религиозные взгляды на происхождение, сущность и развитие природы, человека, общества, цивилизации. Особенно усилилось противостояние науки и религии в эпоху Возрождения - Ренессанса и Реформации в Европе в XIV-XVI вв. Характеризуя данную антитезу «религия - наука», известный философ и религиовед В. И. Гараджа отмечал: «Чтобы мир был внятен человеку, он должен владеть научным знанием. Культурный человек теперь - не человек верующий, а человек разумный, просвещенный».

Таково сущностное различие и несовместимость, противоположность религии и науки.

Политология религии.

Взаимоотношения церкви и государства могут выражаться одним из двух способов: 1) наличие государственной церкви, за которой закреплено привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями; 2) режим отделения церкви от государства и школы от церкви. Отделение церкви от государства означает лишь её отделение от учреждений управления, поскольку церковь представляет собой не только духовную, но и социальную организацию, и государство активно взаимодействует с церковью в сфере социальных отношений и в режиме отделения церкви от государства.

Папоцезаризмом называют ситуацию, в которой патриархи церкви имеют возможность управлять делами светского правительства(средневековая Западная Европа

Под цезаропапизмом понимается явление, когда светские власти имеют чрезмерное влияние на церковь, особенно когда они пытаются определять её вероучение( Византия и послепетровская Россия).

Религия в ряде случаев может выполнять организационно-политическую функцию, мотивируя политические действия, формируя идеологию и способствуя созданию политических доктрин.

Религия как определённая мировоззренческая система, включающая обязательные общественно - нравственные установки, определяет умонастроения своих последователей, их жизненные устремления, социальное поведение, политические действия.

Воздействие на политику оказывают конфессиональные организации и священнослужители. В зависимости от особенностей конкретной религии это воздействие может быть открытым и всеобъемлющим или преобладающим (например, в ряде мусульманских регионов). В регионах с развитыми светскими традициями руководство религиозных объединений высказывается за неучастие в политической жизни, против вмешательства в политику партий, в государственные дела, однако определённую политику при этом осуществляют не сами религиозные учреждения, а примыкающие к ним специфические общественно - политические институты, в первую очередь, различные созданные по конфессиональному признаку движения и структуры.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"