Психологический, обыденный,
духовный уровень сознания свойственен
и индивиду, и социальной группе, и народу,
и человечеству. Говоря об общественной
психологии, общественном обыденном сознании,
общественном духовном сознании, мы имеем
в виду именно общественное сознание,
т.е. сознание данного общества, которое
складывается из индивидуальных, классовых,
национальных сознаний, каждое из которых
включает в себя психологический, обыденный,
духовный уровень. Духовный уровень распадается
на четыре ветви - художественную (эстетическую),
научную, мировоззренческую, идеологическую,
воспитательную.
Общественное обыденное сознание
(обыденное сознание общества) складывается
под влиянием общественной психологии
и духовного сознания. Обыденное сознание
общества представляет собой совокупность
взглядов (суждений), умозаключений, понятий,
соответствующих им способов мышления,
обмена мнениями, присущих данному обществу
людей. В обыденном сознании общества
можно выделить обыденное сознание групп,
классов, страт, правящей элиты и т.п., которые
вместе образуют обыденное сознание народа
(общества). Таким образом, субъекты общественной
психологии и обыденного сознания одни
и те же, но выступают разными своими сторонами.
Обыденное сознание общества тоже характеризуется
определенными свойствами:
возникает из повседневной деятельности
людей по удовлетворению своих потребностей
так же, как и психология общества, но связано
с попыткой самостоятельного осмысления
общественного бытия, проникновения в
его сущность;
напрямую зависит от уровня развития
мышления людей, их образования и обучения;
в классовом и национальном обществе
носит классовый и национальный характер;
представляет собой совокупность обыденных
индивидуальных сознаний данного общества:
семьи, общности, института, народа, страны.
Духовная система (сфера) общества
включает в себя интеллигенцию и ее сознание
(субъект), духовную деятельность, духовные
отношения между интеллигентами, а также
между интеллигенцией и остальной частью
общества. С функциональной стороны духовная
сфера общества включает в себя духовное
сознание, духовную деятельность, духовные
отношения, выступая специфической формой
духовной жизнедеятельности общества.
С институциональной стороны духовная
сфера представляет собой совокупность
интеллигентов, духовных институтов (художественных,
образовательных, научных), представленных
кафедрами, НИИ, академиями, СМИ, библиотеками
и т.п., и отношений между ними. Таким образом,
духовная сфера есть единство духовного
сознания, духовной деятельности, духовных
институтов.
К духовной сфере (сознание,
деятельность, институты) относятся искусство,
наука, мировоззрение, идеология, воспитание.
Прежде всего, они включают в себя в специфической
форме психологический, обыденный, духовный
уровни. Далее, эти типы общественного
сознания характеризуются своими предметами,
формами и методами познания, духовными
ценностями. Сравните, например, симфонию,
теорию Эйнштейна, социологию О. Конта.
И наконец, они выступают формами регуляции
общественного бытия через соответствующие
виды духовной и практической деятельности
людей. Например, мировоззрение регулирует
общественное бытие опосредованно, через
искусство и науку.
Заключение
Человек существует за счет
обмена веществ с окружающей средой. Он
дышит, потребляет различные природные
продукты, существует как биологическое
тело в пределах определенных физико-химических,
органических и других условий окружающей
среды. Как природное, биологическое существо,
человек рождается, растет, взрослеет,
стареет и умирает. Все это характеризует
человека как биологическое существо,
определяет его биологическую природу.
Но вместе с этим он отличается от любого
животного и прежде всего следующими чертами:
производит свою собственную окружающую
среду (жилище, одежду,), изменяет окружающий
мир не только по мерке своей утилитарной
потребности, но и по законам познания
этого мира, равно как и по законам нравственности
и красоты, может действовать не только
по потребности, но и сообразно свободе
своей воли и фантазии, действие животного
же ориентируется исключительно на удовлетворение
физической потребности (голод, инстинкт
продолжения рода, и т.п.); свою жизнедеятельность
делает предметом, осмысленно к ней относится,
целенаправленно изменяет, планирует.
Он оценивает мир по законам красоты, развитой
в данной общественной системе, действует
по законам нравственности, которые сложились
в данном обществе. В нем развиваются новые,
не только природные, но и социальные духовно-практические
чувства. Это, прежде всего чувства социальности,
коллективности, нравственности, гражданственности,
духовности. Все вместе эти качества, как
прирожденные, так и приобретенные, характеризуют
биологическую и социальную природу человека.
Культура дает человеку
чувство принадлежности к сообществу,
воспитывает контроль над своим поведением,
определяет стиль практической жизни.
Вместе с тем, культура есть решающий способ
социальных взаимодействий, интеграции
индивидов в общество.
Использованная литература.
1) http://www.philosophydic.ru/
2) http://studentu-vuza.ru/
3) http://dic.academic.ru/
4) http://www.razlib.ru/
5) http://otherreferats.allbest.ru/
6) http://www.refstar.ru/
7) http://human_ecology.academic.ru/