Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 07:43, контрольная работа

Описание работы

В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.
Познание — это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 65.23 Кб (Скачать файл)

Общество -- это объективная реальность в том смысле, что оно существует независимо от каждого индивида и его сознания, но оно отнюдь не существует обособленно и независимо от существования всех людей. В той мере, в какой общество существует только благодаря живым людям, по способу своего бытия оно остается реальностью субъективной, хотя для каждого отдельного человека оно предстает как реальность объективная, существующая независимо от него. Отвлечение от конкретных качеств живых людей является лишь исследовательским приемом, фиксирующим различные измерения или аспекты общественной жизни с целью их изучения.

Другое, также устойчивое понятие общества и социальных качеств, закрепившееся в языке и в обыденном сознании, обычно противопоставлялось понятию о природе и естественным качествам. На всем протяжении развития социальной философии идеи противопоставления «общественного» «индивидуальному», «общественного» «природному» определили сквозные темы, вариации на которые составили разнообразие концепций общества.

 

           

Концепции развития общества.

Социологию  интересует общество прежде всего как социальная реальность — совокупность взаимоотношений индивидов и основанных на этих отношениях структур и социальных процессов. Что такое общество как социальная реальность?

Методологически эта проблема решалась по-разному и имеет долгую историю.

Представители органической школы, возникшей на ранней стадии существования социологии как самостоятельной науки (Г. Спенсер, А. Шеффле, А. Эспинас и другие), интерпретировали социальную реальность как своего рода организм, работающий по аналогии с биологическим. Они утверждали, что в обществе, как и в организме, каждый элемент выполняет свою необходимую и незаменимую функцию. Например, торговля подобна кровеносной системе, доставляющей питательные вещества к органам, а правительство — мозгу, принимающему решения. В основу этого подхода был положен методологический принцип модного в то время позитивизма, согласно которому социология должна представлять собой естественно-научное изучение общества.

В дальнейшем наивный позитивизм в социологии был изжит и возникли новые, более изощренные и трудно совместимые между собой концепции социальной реальности.

Функционализм — направление, основы которого заложил французский социолог Э.Дюркгейм . Дюркгейм предложил свою парадигму понимания общества как стоящей над индивидом могущественной особой реальности, несводимой ни к какой другой — будь то физической, психологической или экономической — и обладающей непреодолимой силой принуждения по отношению к индивиду. В основе общества, по Дюркгейму, лежит нередуцируемый, т.е. неразложимый на более простые элементы, социальный факт. Дюркгейм классифицировал социальные факты на морфологические — плотность населения, транспортное сообщение между населенными пунктами и т.п., и духовные — «коллективные представления», составляющие в совокупности общественное сознание.

Общество для Дюркгейма — нечто гораздо большее, чем просто совокупность индивидов. Оно творит ценности, которые наделяет сакральной значимостью, и такое «социальное сакральное» господствует в сознании индивидов, побуждая их к одним поступкам и исключая другие.

Функционализм рассматривает общество как самоорганизующуюся систему, все части которой выполняют те или иные функции, направленные на сохранение и жизнеспособность целого. С этой точки зрения целое полностью определяет части, общество всецело детерминирует жизнь и сознание индивидов. В дальнейшем идеи функционализма получили развитие в рамках структурного функционализма Т. Парсонса, рассматривавшего общество как систему, состоящую из подсистем. Суть парадигмы функционализма состоит в видении общества как самовоспроизводящегося целого, утверждающего себя в этом качестве, сопротивляясь деструктивному влиянию внешней среды. Функционирование — это поддержание равновесия в отношениях с окружающей средой. Важнейшей чертой жизнеспособной функциональной системы является стабильность — устойчивость к самым резким колебаниям внешней среды. Способность системы к самовоспроизводству и регулированию составляет ее запас прочности, гарантию ее выживания.

Интегративное понимание общества П. Сорокиным примыкает к функциональному подходу, но Сорокин в основу своего видения общества кладет понятие социального взаимодействия, определяя его через понятие функциональной зависимости: «...Когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями или внешними актами другого индивида, когда между теми и другими существует функциональная связь, тогда мы говорим, что эти индивиды взаимодействуют». Социальное взаимодействие для Сорокина выступает как бы исходной социальной клеткой, с которой можно начать исследование социальной реальности. Но социальная реальность в целом складывается из наличия индивидов, взаимной обусловленности их действий и передачи раздражений и реакций на них от одного индивида к другому.

Конфликтологический подход к пониманию общества основан на представлении о динамическом характере социальной реальности. Если функционалисты считают общество замкнутой системой, которая сама по себе стремится к покою и равновесию и обладает способностью самопроизвольно их восстанавливать, то для конфликтологов суть социального — это борьба, непрекращающийся конфликт, вследствие чего общество никогда не приходит в спокойное состояние, а всегда пронизано конфликтами разной значимости и масштаба — от индивидуальных до классовых. Согласно парадигме конфликтологии, борьба выступает источником непрекращающихся социальных изменений. Не бывает статичного, гармоничного, счастливого общества, где коллективная солидарность примирила бы противоборствующие индивидуальные и групповые интересы. Социальное неравенство неизбежно в любом обществе, и его невозможно гармонизировать или заставить индивидов смириться с ним. Поэтому борьба интересов всегда была, есть и будет. Виднейший представитель современной конфликтологии Р. Дарсндорф считает, что основной конфликт любого общества фокусируется вокруг власти.

Устранить социальный конфликт из жизни общества в принципе невозможно. Благополучное общество отличается от неблагополучного не отсутствием конфликта, а правильным к нему отношением — признанием его существования и стремлением его урегулировать рациональными методами.

Американский социолог К. Боулдинг выделяет в социальном конфликте два аспекта:

  • статический, который образуют сами противоборствующие стороны и отношения между ними;

  • динамический — конфликтующие интересы, рассматриваемые как социальные мотивации конфликта.

Боулдинг считает, что в основе отношений конфликта, следовательно, в основе общества в целом лежат поведенческие стереотипы: развитие конфликта представляет собой реактивный процесс, т.е. определяется стереотипными поведенческими реакциями сторон. Реактивная природа конфликта определяет его неизбежность, поскольку конфликт коренится в самой психологии человека. В силу этого его можно заранее предвидеть, просчитать и управлять его ходом, манипулируя раздражителями.

К конфликтологическим теориям общества можно отнести теорию классовой борьбы К. Маркса. Это классический пример конфликтологического подхода, за исключением того, что в конечном счете марксистское понимание общества имеет явно утопическую, выходящую за пределы конфликтологической парадигмы направленность. Марксистское понимание природы общества несет на себе отпечаток гегелевской спекулятивной диалектической конструкции, предусматривающей обязательное трехстадийное развитие с возвратом к «якобы исходной» стадии, но на новом уровне.

Методы социальной дифференциации в изучении общества ориентируются на примат индивидов и социального взаимодействия над целым. В качестве одного из предшественников основателей этого подхода следует назвать Г. Зиммеля, полностью сводившего общество к взаимодействию индивидов. В представлении Зиммеля социальные действия обусловлены индивидуальной мотивацией-личными интересами, влечениями и потребностями индивидов. В результате такой мотивации индивиды стремятся к поиску взаимодействия, образованию союзов, направленных против кого-то третьего, к согласованию своих внутренних состояний; в целом — к постоянным взаимным и совместным действиям. Эмпирическое единство, образующееся ежеминутно из таких текущих взаимодействий, и есть, согласно Зиммслю, общество: «Общество будет только названием для суммы этих взаимодействий, названием, которое применимо лишь постольку, поскольку они установлены».

Сетевая теория Р. Берта - современная концепция общества, родственная теории Зиммеля, согласно которой индивиды, независимо друг от друга принимающие решения, образуют как бы узелки в сети устанавливающихся между ними отношений и взаимодействий.

«Атомистическая» теория общества, предложенная Дж. Дэвисом, обнаруживает элементы подобного подхода. Автор сравнивает общество с легкой паутиной межличностных чувств или установок, и каждый человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, которая связывает его непосредственное немногими другими, а косвенно — со всем миром.

Символический интеракционизм (Ч. Кули,Дж. Мид, Г. Блумер) примыкает к этой группе подходов. Специфика его заключается в рассмотрении общества как сети символических значений, которая не статична, а динамична и творится людьми в процессе социального взаимодействия. В этой парадигме доминирует представление об изменчивости общества, которое не сводится к застывшим структурам, а ежеминутно возникает заново, перекраивается, течет в потоке времени вслед за изменениями в символических значениях, происходящими спонтанно по ходу взаимодействия.

 

Основы общества: потребности и интересы, духовная деятельность – форма

общественного сознания.

 

Понимание основ общества невозможно без изучения механизма его совершенствования. В его основе лежит мотив - внутренне побуждение, толкающее индивида к действиям. Побуждение субъекта к деятельности связано с его потребностями. Проблема потребно стей, рассматриваемая в аспекте о побудительных силах человеческой деятельности, имеет важное значение в деле управления, воспитания, стимулирования труда.

Потребность - состояние недостатка, ощущение нужды в чем-либо необходимом для жизни. Потребность является источником деятельности и первичным звеном мотивации, исходным пунктом всей системы стимулирования.

Потребности человека многообразны. Их сложно классифицировать. Общепризнанно, что одна из лучших классификаций потребностей принадлежит А.Маслоу, американскому социологу и социальному психологу.

Он выделил пять видов потребностей:

1) физиологические - в воспроизводстве  людей, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе;

2) потребности безопасности  и качестве жизни - стабильности  условий своего существования, уверенности  в завтрашнем дне, личной безопасности;

3) социальные потребности - в привязанностях, принадлежности  к коллективу, общении, заботе о  других и внимании к себе, участии  в совместной трудовой деятельности;

4) потребности престижа - в уважении со стороны "значимых  других", служебном росте, статусе, признании, высокой оценке;

5) потребности самореализации, творческого самовыражения и  т.д.

А.Маслоу убедительно показал, что неудовлетворенная потребность в пище может блокировать все иные мотивы человека - свободу, любовь, ощущение общности, уважение и т.д., голод может служить достаточно эффективным средством манипулирования людьми. Отсюда следует, что нельзя недооценивать роль физиологических и материальных потребностей.

Следует отметить, что "пирамида потребностей" данного автора подвергается критике, за попытку предложить универсальную иерархию потребностей, при которой вышестоящая потребность во всех случаях не может стать актуальной, ведущей, пока не удовлетворена предыдущая.

В реальных действиях человека результируются несколько потребностей: их иерархия определяется как культурой общества, так и конкретной личностной социальной ситуацией, в которую вовлечена личность, культурой, типом личности.

Становление системы потребностей современного человека - процесс длительный. В ходе этой эволюции через несколько этапов происходит переход от безусловного доминирования витальных потребностей, присущих дикарю, к целостной многомерной системе потребностей нашего современника. Личность все чаще и чаще не может, да и не хочет пренебрегать ни одной из своих потребностей в угоду другой.

Потребности тесно связаны с интересами. Ни одно социальное действие - крупное событие общественной жизни, преобразование, реформа - не может быть понято, если не выяснены интересы, породившие это действие. Соответствующий данной потребности мотив актуализируется и возникает интерес - форма проявления потребности, обеспечивающий направленность личности на осознание целей деятельности.

Если потребность ориентирована прежде всего на предмет ее удовлетворения, то интерес направлен на те социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.

Именно, интересы и прежде всего интересы экономические, материальные, оказывают решающее влияние на активность или пассивность больших групп населения.

Основой духовной деятельности и сознания общества являются духовные (познавательные) потребности. Они выступают высшей формой потребностей людей, которые можно разделить на материальные (жизненные), социальные (экономические, политические), духовные. Все перечисленные потребности людей выступают мотивами функционирования и развития общественного сознания в разной степени. В духовных потребностях общественное сознание обособляется от общественного бытия и начинает свое самостоятельное функционирование в обществе.

Общественное сознание имеет три уровня - психологический, обыденный (эмпирический) и духовный (теоретический, интеллектуальный, разумный). Каждый уровень общественного сознания характеризуется своими типичными субъектами, интересами, методами познания, формами знания, характером воспроизведения и развития общественного бытия. В уровнях общественного сознания тесно переплетены познавательная (отражение, воображение, оценка) и управленческая (проектирование, регуляция, корректировка) стороны.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"