Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:41, реферат
В эпоху античности термин «космос» соответствует миру, мирозданию, Вселенной. В философском контексте под космосом понимали структурно организованное и упорядоченное целое. Ставя в центр своего исследования космос, ранняя греческая философия объясняла его с помощью универсального метода аналогии. Поскольку и общество, и отдельный индивидуум подчиняются действию одних и тех же законов, что и космос, то и правильно познать их можно через сопоставление, сравнение между собой. Нередко они рассматриваются как структуры, зеркально отражающиеся друг в друге. Истинное понимание сущности человека (микрокосма) возможно, поэтому, по тем же причинам и основаниям, по которым объясняется устройство Вселенной (макрокосма).
Античная философия основана прежде всего на философии Др.Греции. Древнегреческая философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся с VI-V в.в. до н.э. по VI в. н.э. В этом периоде демонстрирует общность, основанная на космическом универсуме природы, человека и богов.
В эпоху античности термин «космос» соответствует миру, мирозданию, Вселенной. В философском контексте под космосом понимали структурно организованное и упорядоченное целое. Ставя в центр своего исследования космос, ранняя греческая философия объясняла его с помощью универсального метода аналогии. Поскольку и общество, и отдельный индивидуум подчиняются действию одних и тех же законов, что и космос, то и правильно познать их можно через сопоставление, сравнение между собой. Нередко они рассматриваются как структуры, зеркально отражающиеся друг в друге. Истинное понимание сущности человека (микрокосма) возможно, поэтому, по тем же причинам и основаниям, по которым объясняется устройство Вселенной (макрокосма).
Особенности космоцентризма:
• целостное восприятие мира, человека и Вселенной;
• решающая роль демиурга – творца вселенной, богов, мировой души (он согласует свою деятельность только с вечным идеальным началом – эйдосом);
• боги не есть все (Природа – абсолютное начало. Боги – порождение природы; человек богов уважает, но следует их установлениям до тех пор, пока они противоречат доводам разума).
В этот период происходит противопоставление
законов природы (созданы демиургом)
и законов общества (рационально
обоснованы людьми), но все они обязательны
для гражданина. При этом человек
всегда находится на переднем плане
в конструировании общей
Натурфилософия является попыткой рационального объяснения действительности и считается исторически первой формой философии. Она может быть определена как умозрительное истолкование природы. Возникает в период кризиса мифологического сознания, которое основывалось на метафоре. Натурфилософия начинает оперировать понятиями — абстракциями, в которых отражаются явления природы, а также связи, возникающие между этими явлениями. Ранняя философия нацелена на поиск рационального, или представляющегося таковым, истолкования происхождения и сущности природы.
Натурфилософия впервые ставит проблему первоначала сущего:
Фалес (первопроходец). Природа управляется
не антропоморфными небожителями, а развивается
из единого начала, внутренне присущего
миру. Первоначало – вода. Как исходное
вещество, она является источником жизни.
И природные образования, и живые существа
рождаются и гибнут, но вода остается вечно.
Из нее все происходит, и в нее все вновь
возвращается.
Анаксимен.
Первоначало – воздух, все вещи – его
порождения. Воздух также и источник самой
жизни.
Гераклит.
Первоначало – огонь. Мир вообще никогда
никем не был создан, он есть «вечно живой
огонь, мерно загорающийся и мерно потухающий».
Эмпедокл называет четыре традиционные стихии (воду, воздух, землю и огонь) элементами, которые являются самотождественными и неизменяемыми субстанциями. Эти элементы в определенных пропорциях образуют в дальнейшем органическое вещество.
Демокрит. Мельчайшие и неделимые единицы бытия — атомы — являются первоосновой существования материи. Атомы не обладают какими-либо физическими качествами, они не воспринимаются органами чувств, но различаются между собой фигурами, величиной и расположением в пространстве.
Анаксагор выдвинул идею внешней силы, с помощью которой бесформенная и статичная материя приобретает способность к движению.
Взгляды древнегреческих философов на бытие:
Милетская школа (Фалес). Природа свободна от вмешательства сверхъестественных сил. Мир — это прекрасный и стройный космос, живое целое, которое человек созерцает, постигая силой своего мышления его сущность. За неодушевленными предметами признается меньшая, по сравнению с человеком, степень одушевленности.
Пифагорейцы. Вселенная рассматривается как «гармония и число». Вся природа окружающего мира объяснялась с числовой (математической) точки зрения.
Элейская
школа (Парменид, Зенон). Тождественность мыслимого
и сущного. Противопоставление мышления
(мысленного бытия) чувственному восприятию
действительности (и чувственно воспринимаемому
бытию). Выдвинута идея о том, что органы
чувств дают недостоверное знание о мире,
все тайны космоса можно познать посредством
разума. Парменид:
есть только бытие (небытия нет), которое
человек познает фрагментарно из-за чувственной
организации (только текущие моменты);
истинное бытие непрерывно и познается
только разумом. Зенон: выдвинул ряд аргументов
против возможности разума познать движение
(апории – противоречия, возникающие при
несовпадении данных эмпирического опыта,
наблюдений и их мыслительного анализа).
Софистика
(софистик – человек, который за плату
может обосновать или опровергнуть какое-либо
положение – Протагор, Горгий) возникла
в V в. до н.э. Софизм – это рассуждения,
построенные на произвольно выбранных
альтернативах, с помощью которых, в нарушение
законов логики, можно, якобы, «доказать»
любой тезис.
Примером софизма является высказывание «Рогатый»: «то, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты имеешь рога». Логическая ошибка здесь заключена в неправомерном переходе от общего правила к частному случаю.
Черты софизма:
а) субъективизм;
б) релятивизм (относительность и условность всякого акта познания);
в) скептицизм.
Стремясь перейти от рассмотрения натурфилософской области к этике, политике и теорие познания, софисты абсолютизировали социоприродные способности самого индивида. Решение любой проблемы, по их мнению, зависит от субъективной точки зрения (Протагор: «Человек есть мера всех вещей — существующих, что они существуют и не существующих, что они не существуют»), т.е. истина относительна.
Сократ выступил с резкой
критикой софистов. Использовал для обоснования
собственных взглядов строго рационалистический
метод индуктивных доказательств. Стремился
дать определение общим понятиям (таким
как благо, добро, справедливость, мудрость
и другим), считается одним из родоначальников
греческой диалектики — искусства ведения
спора, диалога, которую использовал как
метод отыскания общих понятий, активно
используя иронию.
Предметом философских размышлений по
Сократу может быть только понятие – отражение
в слове непосредственного созерцания
бытия природы и человека.
Любопытно, что Сократ часто и активно использовал в своих диалогах иронию. Это знаменитое сократовское «притворство» также имело целью поиск конечной истины, процесс открытия которой принципиально не завершен.
С точки зрения Сократа
основная задача диалога состоит
в искусстве побуждения человека
к поискам истины. Философ способен
лишь помочь человеку сделать первый
шаг и подтолкнуть его к
самостоятельным философским
При этом знание не всегда равноценно мудрости и не гарантирует обретение истины. Истина открывается тому, кто может выйти за пределы очевидности.
Платон (V-IV вв до н. э.) ученик
Сократа, продолжатель его традиций. Диалектику
использовал для поиска и исследования
понятий. Объект исследования – реальность
(множесво идей) противоположная чувственно
воспринимаемому миру. Каждой веще соответствует
своя идея. Высшая идея – благо. Идеи можно
познать только с помощью ума. Материальный
мир – воплощение в телесной форме уже
существующего идеального «проекта».
Чувственно воспринимаемые вещи неустойчивы
и преходящи, тогда как идеи – вечны и
неизменны.
Дуализм философии
Платона: имматериальный мир явл. истинным
и реальным, а материальный – производный
от первого и воспроизводящий его.
Виды познания:
• интеллектуальное: мышление (непосредственное созерцание идеи вещи), рассудок (восприятие и идей и чувственных вещей);
• чувственное: вера, подобие (построение, основанное на вере).
Учение об «идеальном государстве».
Три основных добродетели — мудрость,
мужество и умеренность — должны
быть иерархически выстроены в истинном
государстве, чтобы в форме справедливости
в нем могло восторжествовать
благо. Государственная власть и
правильное воспитание граждан сосредоточены
в руках мудрецов (философов). Военное
сословие обеспечивает внутреннюю и внешнюю
безопасность государства. Крестьяне
и ремесленники производят материальную
продукцию для удовлетворения потребностей
своих сограждан.
Отрицательные типы организации государственной
власти: тимократия (господство в обществе
честолюбцев), олигархия (господство богатого
меньшинства над бедным большинством),
демократия (правление большинства над
меньшинством), тирания (власть одного
тирана над всем обществом). Главным стимулом
поведения людей в подобных формах власти
являются материальные потребности и
соответствующие им заботы.
Аристотель (IV в до н. э.) попытался систематизировать философское и научное знание, уже наработанное в античной мысли.
Критиковал платоновское учения о реальности существования идей. Под сущностью Аристотель понимает не идею, а единичный предмет. Общей сущности (идеи) нет, поскольку она всегда индивидуальна. Реально в мире существуют только конкретные вещи и нечего более. При этом сущность не может восприниматься нашими чувствами — мы отражаем только ее свойства. Согласно Аристотелю единичное — это то, что существует «где - либо» и «теперь». Именно его и воспринимает человек своими органами чувств. Общее же — это то, что существует «повсюду» и «всегда», оно наличествует в любом месте и в любое время, проявляя себя через воплощение в единичном. Общее выступает как главный предмет для науки и может быть постигнуто с помощью ума.
По мнению Аристотеля, всякая реально существующая единичная вещь есть единство формы и материи. Форма предмету придана создателем, и она не может существовать независимо от материи. Однако и материя не может существовать независимо от какой-либо формы, воплощаемой в единичном предмете. Вся реальность мира есть последовательное перетекание формы в материю и обратно. Высшая форма – Бог, имеет самодостаточное бытие вне материального мира, дает начало бесконечному взаимопереходу материи и формы.
Аристотель противопоставляет диалектике аналитику, которая исходит из достоверных и необходимых посылок и позволяет получить научное знание. Знание об идеях, по Аристотелю, не дается человеку от рождения. Такое знание приобретается в ходе развития способностей познавать мир: от ощущений (сенсорного познания) и опыта (эмпирического познания) — к памяти и науке.
Аристотель придерживался мнения неизменности и несменяемости рабовладельческого строя как способа человеческого общежития, а деление людей на два основополагающих класса – рабов и их владельцев – закон природы. «Хорошие» формы организации общества те, при которых возможность корыстного использования власти сведена к минимуму, а сама власть служит интересам всего общества: монархию, аристократию («власть лучших») и политию («власть среднего класса»). «Дурные» формы тирания, олигархия («власть финансового капитала») и охлократия («власть толпы», крайняя форма демократии).
Милетская школа
Античная философия зародилась в городе Милете. Милет располагался на пересечении торговых путей. В его порт прибывали корабли из многих стран. Кипела торговля, звенели монеты, покупались заморские товары. В городе было много грамотных людей. Математики, астрономы, поэты, историки восхищали приезжих. В свою очередь, иноземцы рассказывали о жизни, быте, верованиях своих народов. Эта жизнь отличалась от жизни милетцев. Оказывается, человеческий мир многолик и изменчив! Неудивительно, что в подобной атмосфере появились мыслители, которые пытались в противовес мифологии дать свой ответ на вопрос о сущности бытия. Здесь зародилась милетская школа философии.
Первым представителем милетской школы был Фалес (640 - 562 гг. до н.э.). Фалес, много путешествуя, изучал достижения в различных сферах знания. Он побывал в Египте, Финикии и других странах. Его заслуга состояла в том, что он привез в Милет знания, собранные в восточных странах. Традиция приписывает ему и другие заслуги: он сформулировал пять теорем геометрии (в их числе - о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и о делении окружности диаметром пополам). Однако самая главная заслуга Фалеса состояла в том, что он первым противопоставил мифологии рационально-философское объяснение мира.
Разносторонние познания Фалеса (в области астрономии, геометрии, арифметики) имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, например, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.
Основой всего сущего Фалес считал воду. Эта мысль появилась уже в дофилософской космогонии. Однако Фалес понимал воду не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное текучее сосредоточение материи. При этом «вода» у Фалеса означает основополагающий принцип как в смысле «стохейон», так и в смысле «архе». Аристотель, излагая учение Фалеса, употреблял два выражения: вода как элемент материи, стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат всех вещей, первоначало, видоизменение которого и даёт различные состояния. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрешения» этой первоматерии. Все существующее разнообразие вещей Фалес рассматривал как проявление этого единого, вечного начала. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду.
Информация о работе Космоцентризм и проблема первоначала в античной натурфилософии