Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:41, реферат
В эпоху античности термин «космос» соответствует миру, мирозданию, Вселенной. В философском контексте под космосом понимали структурно организованное и упорядоченное целое. Ставя в центр своего исследования космос, ранняя греческая философия объясняла его с помощью универсального метода аналогии. Поскольку и общество, и отдельный индивидуум подчиняются действию одних и тех же законов, что и космос, то и правильно познать их можно через сопоставление, сравнение между собой. Нередко они рассматриваются как структуры, зеркально отражающиеся друг в друге. Истинное понимание сущности человека (микрокосма) возможно, поэтому, по тем же причинам и основаниям, по которым объясняется устройство Вселенной (макрокосма).
Смысл обеих апорий («Стрела» и «Стадиойн») в том, что движение невозможно и при допущении непрерывности пространства. Поэтому две первые апории образуют как бы тезис, а две вторые - антитезис. В целом получается, что движение невозможно при прерывности пространства, ни при его непрерывности. Зенон верно подметил диалектику в понятии движения, но разорвал это понятие на две части и противопоставил их друг другу. На самом деле пространство и время прерывны и непрерывны, и движение есть разрешение противоречия между прерывностью и непрерывностью как пространства, так и времени.
Гераклит
Родиной Гераклита является
город Эфес, расположенный на побережье
Ионийского моря (Малая Азия). Город был
богат. В нем происходили бурные политические
события: шла борьба за власть между демократами
и аристократами. Гераклит родился в 544
г. до н.э. Он происходил из царского рода
Катридов, свергнутого демократами.
Гераклит, являясь потомком царского рода, принимал участие в политической жизни своего города. Однако, как сообщает Диоген Лаэртский, он отказался от предложения эфесян составить для города законы. Возможно, Гераклит постепенно отошел от политической жизни, сосредоточив все свои способности на написании философских трудов. Прошли годы, и за Гераклитом установилась слава мудрого, но не очень понятного философа.
Умер Гераклит около 460 г. до н.э. От сочинений Гераклита, названных позднее «О природе» или «Музы», сохранилось около 150 фрагментов. Гераклит был строптив, замкнут, нелюдим, скрытен. Писал он в туманном стиле, поэтому его прозвали Гераклитом Темным. До нас дошла легенда, будто, выходя к людям и общаясь с ними, Гераклит всегда очень сокрушался и, презирая их за тупость, даже плакал в бессильной ярости. С тех пор за ним закрепилось второе прозвище - «Плачущий философ».
Гераклит разделял космос на два уровня: 1) чувственно-конкретный, постижение которого доступно обывателю; 2) умопостигаемый, который доступен только мудрецу.
Мудрость же «мудрого», а,
стало быть, и мудреца в едином
«все знать», то есть в обладании
таким знанием, усвоив которое, можно
управлять всеми вещами. От «мудрого»
к мудрецу знание передается, как от мудреца
к его ученику, через «глагол» (логос),
который предшествует и своему актуальному
изречению, и самому мудрецу. Логос вечен
и отражает действительное положение
вещей. Но хотя логос доступен всем, люди
его не воспринимают, как, впрочем, и мудрецы.
«Чтобы говорить с умом, нужно опираться
на всеобщее», то есть понимать, что «единое,
расходясь само с собою, сходится: врозь
обращенное соединяется, как у лука и лиры».
Единое, из всех противоположностей состоящее,
есть «мудрое», или Бог. Но и отдельные,
попарно сопряженные противоположности
образуют некие единства, главное содержание
которых - тождество самих этих противоположностей:
живое и мертвое, бдящее и спящее, юное
и старое, болезнь и здоровье, голод и пресыщение,
усталость и отдых, прекрасное и безобразное,
чистое и грязное.
Природа каждого такого отдельного единства
«любит скрываться». Чтобы постигнуть
ее конкретно, нужно уметь приложить общий
закон, для чего нужна определенная психологическая
установка на познание, опора на показания
органов чувств, поверяемых судом души
согласно правде. Логос Гераклита - это
отношения, связь, порядок, судьба, огненное
дыхание, пневма, управитель. В то же время
логос Г ераклита мыслит как круговорот
или поток душ - воспарений, в котором мы
как бы купаемся. Такая трактовка образа
реки не исключает наличия у Гераклита
знаменитого тезиса: «все течет, все изменяется».
Движение - наиболее общая характеристика процесса мировой жизни, оно распространяется на всю природу, на все ее предметы и явления. Тезис об универсальности движения относится одинаково и к вечным вещам, которые движутся вечным движением, и к вещам возникающим, которые движутся временным движением.
Вечное движение есть вместе с тем и вечное изменение. По свидетельству Аристотеля, Г ераклит говорил: «Не только ежедневно новое солнце, но солнце постоянно, непрерывно обновляется» Мир этот, по Гераклиту, никем не созданный, есть «вечно живой огонь, мерно загорающийся и мерно потухающий». На этот огонь «обмениваются все вещи», выплавленные из него, как слитки из золотого песка. Детали космогонии и космологии Гераклита трудно восстановимы. Сюда, вероятно, относятся фрагменты о превращениях «элементов», учение о «недостатке» и «избытке» огня (мировом пожаре). Гераклитовское понимание Логоса впоследствии будет развито стоиками.
Гераклит - первый греческий философ, вышедший за рамки чисто натурфилософских построений мистики чисел и религиозно-этических исканий и попытавшийся определить единую объективно-логическую закономерность (диалектику), лежащую в основе всякого процесса и состояния, разработать элементарную теорию познания и использовать полученные таким образом общефилософские выводы для объяснения ряда частных физических, политических, этико-религиозных и социальных проблем своей эпохи.
Демокрит
Демокрит из Абдер (около 460 г.
до н. э. - дата смерти неизвестна, по некоторым
сведениям прожил более 100 лет), древнегреческий
философ- атомист и ученый-энциклопедист.
Согласно сведениям, учился у Левкиппа,
а также, возможно, у пифагорейцев, совершил
ряд поездок по странам Востока, изучив
их достижения в различных областях знания.
Ради обучения он истратил все свое огромное
состояние. Вернулся в Абдеры мудрым бедняком.
Диоген Лаэртский сообщает,
что в Абдерах был суровый закон: растративший
отцовское имущество лишался гражданства
и права быть захороненным в родном отечестве.
Когда Демокрит зачитал свой главный труд
«Большой Мирострой», то был прощен, получил
в награду пятьсот талантов и был признан
великим ученым города. Демокрит был трудолюбив.
Он много читал и писал. В конце жизни он
потерял зрение. Об этом ходили разные
слухи. Современники Демокрита и позже
Цицерон говорили, что Демокрит сам ослепил
себя, так как зрение, считал он, мешает
остроте ума. А Тертулиан высказал версию:
«Демокрит ослепил себя, так как не мог
смотреть на женщин без вожделения.» Демокрит
был многосторонним ученым и плодовитым
автором: каталог его сочинений у Диогена
Лаэртского составляет до 70 названий,
охватывающих все области знания того
времени. Большинство сочинений Демокрита
было утеряно в первых веках н. э.; до нас
дошли лишь короткие цитаты (около 300),
взятые главным образом из его этических
трактатов.
Демокрит является представителем материалистического
учения, оказавшего в дальнейшем огромное
влияние на развитие европейской философии
и естественно-научной мысли. Основные
положения своей атомистической доктрины
Демокрит заимствовал у Левкиппа, развив
их и построив на их основе универсальную
философскую систему. Согласно Демокриту,
основой бытия являются атомы, пустота
и движение. Атомы - вечные, неделимые,
мельчайшие, невидимые материальные единицы.
Они разнообразны по форме, фигуре, весу
и обладают постоянным свойством - объединяться
и разъединяться. Все изменчивое многообразие
мира есть различное соединение и разъединение
атомов. Движение атомов происходит в
пустоте (пространстве). Всем движением
управляет закон причинности. У Демокрита
впервые в истории философии появляется
развернутая теория познания, основанная
на различении чувственного и рассудочного
знаний. Чувственный опыт - исходный пункт
познания, однако сам по себе он может
дать лишь «темное», то есть неполное и
недостоверное знание, так как истинная
«природа» вещей (атомы) недоступна чувству
и постигается лишь с помощью мышления.
Чувственные восприятия объяснялись Демокритом,
как и Эмпедоклом, истечениями, попадающими
в органы чувств (у Демокрита - потоки атомов,
отделяющихся от воспринимаемого тела).
Имеются указания на то, что Демокрит распространил
атомистические представления на пространство
и время, построив своеобразную атомистическую
геометрию.
Опираясь на представления Левкиппа о необходимости и закономерности всего совершающегося, Демокрит рассматривает необходимость как движение, сопротивление и соударение атомов. Случайность в смысле беспричинности им отвергалась: случайными кажутся те события, причин которых мы не знаем. Познание сводится к установлению причин происходящего; известно высказывание Демокрита, что он предпочитает найти одно причинное объяснение, чем получить царскую власть над персами.
Демокрит развивал концепцию о космических вихрях, порождающих бесчисленные миры, изменив в ней лишь некоторые детали. Миры, по Демокриту, различны по величине и структуре: в некоторых мирах нет ни Солнца, ни Луны, в других Солнце и Луна больше наших, в третьих имеется большее число аналогичных светил. Расстояния между мирами не равны, причем одни миры только возникают, другие находятся в расцвете, третьи погибают, сталкиваясь друг с другом. Все типы живых существ - птицы, наземные животные, рыбы - различаются характером атомов, из которых они построены. Живое отличается от неживого наличием души, состоящей из сферических подвижных атомов, подобных атомам огня. Человек отличается от животного особым расположением атомов души, чередующихся с атомами тела. Проводя аналогию между устройством человеческого организма и космосом, Демокрит впервые употребил термин «микрокосм». Душу Демокрит считал смертной: когда тело умирает, атомы души покидают его, рассеиваясь в пространстве. Боги, по Демокриту, - это особые соединения круглых, огненных атомов; они нелегко разрушаются, но все же не вечны. Они способны благотворно или зловредно воздействовать на человека, а также подавать людям те или иные знаки.
В учении Демокрита большое место занимали этические и социальные проблемы. Наилучшей формой государственного устройства Демокрит считал демократический полис. Необходимым условием сохранения демократии являются нравственные качества граждан, создающиеся воспитанием и обучением. Целью жизни Демокрит считал хорошее расположение духа - эвтюмию, которая не тождественна чувственному наслаждению и означает безмятежное и счастливое состояние, когда человек не подвержен действию страстей и страха. Наивысшая добродетель, по Демокриту, - безмятежная мудрость. Необходимо делать добро людям, жить для счастья других - общественная цель жизни человека. Человек должен стремиться к мудрости. Мудрый человек тот, кто соблюдает три правила: первое - правильно мыслить, второе - четко выражать свою мысль, третье - поступать в соответствии со своими убеждениями.
I Общее понятие софистики и периодизация софистских школ.
Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделятся группы так называемых:
старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;
младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.
Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.
II. Характерные черты философии софистов.
Для софистов характерно:
критическое отношение к окружающей действительности;
стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;
неприятие основ старой, традиционной цивилизации;
отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;
стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;
восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;
субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.
III. Софизм как основной логический прием софистов.
Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях.
Примером данного
«То, что не потерял, ты имеешь, ты не потерял рога; значит ты их имеешь».
Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.
IV. Значение деятельности софистов.
Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:
критически взглянули на окружающую действительность;
распространили большое
количество философских и иных знаний
среди граждан греческих
V. Философия Протагора.
Видным представителем старших софистов являлся Протагор (V в. до н.э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:
вне человеческого сознания ничего не существует;
нет ничего раз и навсегда данного;
что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;
если завтра то, что хорошо сегодня станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности;
вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека («То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким»);
окружающий мир относителен;
объективное (истинное) познание недостижимо;
существует только мир мнения.
Одному из современников
Протагора приписывается
Оригинально и революционно для того времени и отношение Протагора к борам: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию – и вопрос темен, и людская жизнь коротка».
VI. Философия Сократа.
Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанной и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Сократ вел свою философию
и просветительскую работу в гуще
народа, на площадях, рынках в форме
открытой беседы (диалога, спора), темами
которой были злободневные проблемы
того времени, актуальные и ныне: добро;
зло; любовь; счастье; честность и
т.д. Философ был сторонником
Информация о работе Космоцентризм и проблема первоначала в античной натурфилософии