Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:41, реферат
В эпоху античности термин «космос» соответствует миру, мирозданию, Вселенной. В философском контексте под космосом понимали структурно организованное и упорядоченное целое. Ставя в центр своего исследования космос, ранняя греческая философия объясняла его с помощью универсального метода аналогии. Поскольку и общество, и отдельный индивидуум подчиняются действию одних и тех же законов, что и космос, то и правильно познать их можно через сопоставление, сравнение между собой. Нередко они рассматриваются как структуры, зеркально отражающиеся друг в друге. Истинное понимание сущности человека (микрокосма) возможно, поэтому, по тем же причинам и основаниям, по которым объясняется устройство Вселенной (макрокосма).
Начиная с Фалеса, человеческий разум уверенно пустился в путь завоевания реальности - как целого, так и частей, которые стали объектами частных наук.
Вторым философом этой школы и учеником Фалеса был Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.). Анаксимандр был весьма активным во многих сферах жизни: был изобретателем, правителем одной из колоний Милета на побережье Черного моря, создателем географических карт. Анаксимандр критиковал космологическую теорию своего учителя и утверждал, что основой мира не может быть что-то конкретное. Следовательно, вода не есть основа мира. Анаксимандр ввел термин «апейрон» («бесконечное»), которым он обозначал начало всего существующего. Анаксимандр употреблял прилагательное «бесконечный» как один из атрибутов «вечной и нестареющей природы, объемлющей все небосводы (= миры) и космосы (= пространства) в них». Апейрон обнимает и окружает, управляет и поддерживает все в качестве детерминирующей основы; все вещи производятся им, существуя с ним и в нем. Согласно достоверному свидетельству Аристотеля и Теофраста, Анаксимандр мыслил «вечную природу» как «смесь» всех качественно различных веществ, предвосхищая, таким образом, анаксагоровскую концепцию материи.
Природа, утверждал Анаксимандр,
проходит три фазы: 1 -я фаза - «выделение»
из «объемлющего» мирового «зародыша»
(аналог «мирового яйца»); 2-я фаза
- «разделение» и поляризация
Наш мир, утверждал Анаксимандр,
окружен другими бесчисленными
мирами. Каждый мир регулируется вихревыми
движениями. Все изменяется. Он высказал
предложение, что люди в далекой
древности были другими. Следовательно,
не только один человек меняется от
рождения до старости, но и все человечество
от поколения к поколению
Третьим выдающимся милетским философом был Анаксимен (585 - 524 гг. до н. э.). В определенном смысле Анаксимен укрепил тенденцию стихийного древнегреческого материализма к поиску естественных причин явлений и вещей. Космология Анаксимена выглядит довольно примитивно. Земля, утверждал он, является плоской. Она плавает в воздушной стихии. На окраине мира находятся звезды, которые прибиты к небесной тверди. Первоосновой мира он считает определенный тип материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. По Анаксимену, разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры, тучи, воду, землю, камни. При этом сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи. Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на вопрос происхождения богов.
Анаксимен впервые вводит
понятие взаимного отношения
праматерии и движения. Воздух как праматерия,
согласно его взглядам, «постоянно колеблется,
ибо если бы он не двигался, то и не менялся
бы настолько, насколько он изменяется».
Пифагорейская
школа
Пифагор (2-я пол. VI века - начало V века до н. э.), древнегреческий философ, религиозно-нравственный реформатор. Пифагор родился на о. Самос (около 570 г. до н. э.), в юности ездил учиться в Милет, где слушал Анаксимандра. Затем совершил путешествие на Восток, в том числе в Египет и Вавилон, познакомился с древневосточной математикой и астрономией и изучил негреческие религиозно-культовые традиции. Возвратясь на родину, стал пропагандировать свои воззрения. Около 532 г. из-за тирании Поликрата переселился в г. Кротон (Южная Италия), где основал религиозно-философское братство с ритуализованным уставом и общностью имущества, взявшее власть в Кротоне и распространившее политическое влияние по всей Южной Италии.
Пифагор был красив, умен, энергичен, целомудрен. На шестидесятом году жизни Пифагор женился на молодой красавице Феано. Брак был счастливым. Феано прониклась идеями своего мужа и после его смерти являлась авторитетом в толковании его учения. Она подарила Пифагору двух сыновей Аримнеста и Телаугеса, и дочь Дамо. Телаугес впоследствии стал учителем Эмпедокла и передал ему тайны пифагорейской доктрины.
Пифагор прожил в Кротоне тридцать лет. Влияние его было абсолютным, власть над людьми безграничной. Построенный по его проекту Храм Муз был центром духовной культуры Кротона и всей Южной Италии. Укрощение страстей, преодоление знания, почитание старших по обществу, развитие памяти, гимнастика и морские купания, музыка как укротительница гнева, мягкая медицина (мази), забота о здоровом потомстве, диета, отказ от алкоголя, занятия математикой, астрономией, философией - таковы были основные обязанности члена Храма Муз. Постепенно в городе вызревала политическая оппозиция, недовольная диктаторским режимом Пифагора. В результате антипифагорейского восстания, руководимого Килоном, Пифагор бежал в Метапонт, где умер, вероятно, около 497 - 496 гг. до н. э.
Философия Пифагора и пифагорейцев охватывает учение о бессмертии души (психе), о метемпсихозе в сочетании с «памятью предков» (зачаток платонической теории анамнесиса) и родстве всех живых существ (культовая реформа - переход на бескровные жертвы), требование очищения (катарсис) как высшей этической цели, достигаемой для тела - через вегетарианство, для души - через познание музыкально-числовой структуры космоса, символически выражаемой в «тетрактиде» («четверице»), то есть сумме первых четырех чисел 1+2+3+4=10, содержащей основные музыкальные интервалы: октаву (2:1), квинту (3:2) и кварту (4:3).
Число - начало всех вещей. Число
есть нечто реальное. Более того,
числа реальнее, нежели вещи, и лишь
в этом смысле понимаемы как начало,
образующее вещи. Числа как точки,
точки как массы, имеющие плотность,
образуют физические вещи. Число есть
порядок, следовательно, все образованное
из чисел есть порядок, то есть космос.
Пифагорейцы научили людей
Пифагорейцы занимались теорией
музыки, скульптуры и архитектуры
с позиций числовой гармонии. Они
открыли, что в струнных инструментах
высота тона зависит от длины струны,
т. е. математическое соотношение лежит
и в основе музыкальной гармонии.
Бертран Рассел в книге «Мудрость Запада»
даст следующий отзыв о Пифагоре: «Похоже,
что открытия в музыке привели к мысли
о том, что все вещи - числа. Таким образом,
чтобы понять мир вокруг нас, мы должны
найти числа в вещах. Усвоив числовую конструкцию,
мы получаем контроль над миром. Это действительно
наиважнейшая концепция... Это - доминирующая
черта современной концепции науки». (Бертран
Рассел)
Элейская школа
Родиной Парменида является город Элея. Если верить Платону, то следует считать, что он родился в 514 г. до н. э. Парменид прославил свой родной город величием своего учения. Он стал знаменитостью всей Эллады. Элея благодарна ему еще и тем, что он разработал законы для города.
Главное сочинение Парменида - философская поэма «О природе». Книга состоит из пролога и двух частей. В прологе рассказывается о фантастической поездке Парменида к богине справедливости Дике. Богиня советует Пармениду: истину ищи разумом. В первой части поэмы «Путь истины» предлагается концепция бытия, - отношение бытия и не бытия: отношение бытия и мышления. Вторая часть поэмы называется «Путь мнения». Здесь излагаются космологические взгляды Парменида. В поэме Парменид выступает с критикой гераклитовского тезиса: все течет, все изменяется.
Основным для Парменида, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем. Аристотель его взгляды комментирует так: «Парменид. утверждает, что наряду с сущим, не сущее является ничем, с необходимостью полагая, что сущее есть одно и что нет ничего иного». У Парменида имеется также отрицание «сотворения» сущего, утверждение его вечности. Сущее не только вечно в своем существовании, оно также и неизменно. Почему Парменид отвергает движение и развитие? Ответ на этот вопрос вытекает из его характеристики бытия и небытия. По Пармениду, несущее не существует. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Хотеть нечто переместить, согласно Пармениду, означало бы либо поместить его на место другого сущего, а это невозможно, так как одно сущее уже там находится, либо поместить его на место, где ранее было не сущее, но, как вытекает из ранее сказанного, не сущее не существует, поэтому и этот вариант отпадает. Отсюда: сущее является наполненным и неподвижным. Бытие имеет материальный характер, но из него исключены изменение, движение и развитие. В гносеологии Парменид проводит весьма резкое различие между подлинной истиной (алетейа), являющейся продуктом рационального освоения действительности, и мнением (докса), опирающимся на чувственное познание. Чувственное познание, по Пармениду, дает нам лишь образ кажущегося состояния вещей, с его помощью нельзя постичь их подлинную сущность. Истина постигается лишь разумом.
Огромная заслуга Парменида в том, что он сформулировал проблему единого и много, бытия и становления. С этого момента начинается спор между философами о сущности бытия. Одни решают проблему с материалистической позиции, другие - с идеалистической. Постепенно возникает и существует поныне целая область философского знания, называемая онтологией (учение о бытии).
Зенон Элейский (490 - 430 гг. до н. э.). О его жизни сведения не сохранились.
В своих онтологических взглядах Зенон однозначно отстаивает позицию единства, целостности и неизменного сущего. Сущее, по Зенону, имеет материальный характер. Согласно взглядам Зенона, все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен; люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, ни одно из которых не пользуется преобладанием. Наиболее известным изложением элейского отрицания движения и постулирования неизменности и неподвижности сущего являются апории Зенона, доказывающие, что если допускается существование движения, то возникают непреодолимые противоречия.
Первая апория названа «Дихотомия» (деление пополам). В ней Зенон стремится доказать, что тело не может сдвинуться с места, т.е. движение не может ни начаться, ни закончиться. Суть апории состоит в следующем: предмет, который движется к цели, должен пройти сначала половину пути между местом нахождения и местом цели. Однако, чтобы дойти до этого места, предмет должен пройти половину намеченной половины пути. Это повторяется до бесконечности. Поэтому тело не может никогда достичь своей цели, ибо оно должно было бы «пройти» за конечное время бесконечное множество точек.
Вторая апория Зенона - «Ахилл и черепаха». Эта апория показывает, что самый быстрый из людей (Ахилл) не сможет никогда догнать самое медленное создание (черепаху), если она вышла в путь раньше него. Смысл данной апории состоит в следующем: Ахилл, чтобы догнать черепаху, должен вначале пройти расстояние от своего места и до места, где в то время находилась черепаха. Но прежде, чем он пройдет это расстояние, черепаха опять продвинется вперед на определенный отрезок, и эта ситуация повторяется вновь и вновь. Поэтому Ахилл, преследующий черепаху, должен был бы за конечное время пройти бесконечное число отрезков. Эти логические конструкции показывают противоречивость движения и находятся в видимом противоречии с жизненным опытом. Суть обоих апорий («Дихотомия» и «Ахилл и черепаха») в том, что если пространство бесконечно делимо, то движение не может ни начаться, ни закончиться.
Самое интересное доказательство
Зенона против истинности движения содержится
в третьей апории - «Стрела». Смысл
этой апории в том, что движение невозможно
и при допущении непрерывности
пространства. Апория гласит, что летящая
стрела покоится, ибо движущийся предмет
всегда занимает равное себе место, то
есть покоится в нем в каждый момент, а
потому он вообще неподвижен. Ведь движение
не может сложиться из суммы состояний
покоя.
Впоследствии Гегель истолковал эту апорию
в смысле утверждения, что в каждый момент
движения любая точка стрелы находится
и не находится в одной и той же точке пространства.
Такая интерпретация Гегелем зеноновской
апории вызвала обширную полемику. Впрочем
споры вокруг апории «Стрела» начались
еще в античности. Среди разных мнений
выделяются рассуждения Аристотеля. Он
верно указал на одну из метафизических
по духу ошибок, которую Зенон допустил
при ее конструировании: ошибка от допущения,
будто «время состоит из отдельных теперь».
Действительно моменты времени и точки
пути - это не физические объекты, а математические
идеализации, которым в реальном мире
соответствуют лишь приблизительные прообразы.
Четвертое рассуждение Зенона против «истинности» движения известно под именем «Стадиойн». Суть апории «Стадиойн»: если два тела движутся друг к другу с одинаковой скоростью, то они встретятся на половине пути через определенный промежуток времени; если же одно из них будет двигаться с той же скоростью, а другое покоиться, то они встретятся через промежуток времени вдвое больший. Следовательно, движение, то есть приближение одного тела к другому будет разным в зависимости от точки зрения на него, то есть само по себе оно вовсе не есть движение. Рациональный момент данной апории сводится к указанию на диалектический характер проблемы соотношения относительного и абсолютного движения. Причем эта апория еще раз обращает внимание на шаткость мнений, опирающихся на чувственную наглядность.
Информация о работе Космоцентризм и проблема первоначала в античной натурфилософии