Космос в понятии древних греков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:08, реферат

Описание работы

"Космос" в переводе с греческого означает "устройство", "порядок", "украшение". И этим же словом греки назвали Вселенную. Мир в античном восприятии представлялся как упорядоченное по законам логики и гармонии мироздание, существующее ради высшего (божественного) блага. Отдельный человек и общество в целом должны быть, подобно Космосу, гармоничным единством - малым космосом. "Гармония" по-гречески означает "связь", "созвучие", "согласие".

Файлы: 1 файл

космос в понятии древних греков.docx

— 67.92 Кб (Скачать файл)

"Космос" в переводе  с греческого означает "устройство", "порядок", "украшение". И  этим же словом греки назвали Вселенную. Мир в античном восприятии представлялся как упорядоченное по законам логики и гармонии мироздание, существующее ради высшего (божественного) блага. Отдельный человек и общество в целом должны быть, подобно Космосу, гармоничным единством - малым космосом. "Гармония" по-гречески означает "связь", "созвучие", "согласие".

Идея гармоничного единства мира и человека впервые была выражена в философии природы, начало которой  положил Фалес (примерно 625 - 547 гг. до н. э.). Стремясь укрепить веру в силу человеческого разума, ранние греческие философы отрицали существование принципиально не постижимых чудес. Они смело брались за объяснение всех явлений окружавшего их мира. На этом пути были совершены удивительные открытия в области теоретического мышления. Некоторые из них привели к постановке таких проблем, которые в конце концов оказались не по зубам греческому мышлению. К ним относятся, например, знаменитые парадоксы, сформулированные Зеноном в V веке до н. э. В полной мере они не разрешены и по сей день.

"Все есть живая  вода"

Примерно за 600 лет до нашей  эры один из "семи мудрецов" Эллады по имени Фалес высказал загадочное утверждение - "все есть вода". Все возникает из воды и в воду же обращается после своего уничтожения. Так впервые была воплощена мысль  о единстве мира.

Утверждение Фалеса явно противоречит повседневному опыту, оно парадоксально. Разве земля и небо, горы и облака, деревья и животные - это вода? Может быть, в организмах живых  существ и содержится довольно много  влаги, но этого еще недостаточно для того, чтобы утверждать, что  все есть вода. По-видимому, мудрец из ионийского города Милета имел в виду что-то другое - неочевидное, но очень  важное для греков.

Мы очень мало знаем  о Фалесе. Сочинения его до нас  не дошли. Более или менее достоверно известны несколько утверждений  Фалеса да названия некоторых его  сочинений, написанных в прозе: "О  началах", "О солнцестоянии", "О равноденствии", "Морская  астрология". Однако в истории  человеческой мысли существует традиция рассказывать о Фалесе как о первом философе и ученом.

Попытаемся и мы восстановить рассуждения Фалеса, которые могли  привести его к столь необычным  взглядам. Предположим, что Фалес  пришел к ним путем доступных  всем логических построений, исходя из запрета на сверхъестественное объяснение возникновения единого в своей  основе мира.

Из ничего мир возникнуть не мог, иначе случилось бы чудо. Следовательно, наш мир мог возникнуть только из какого-то другого мира. Если между этими мирами нет ничего общего, то переход от другого мира к нашему был бы поистине чудесным. По сути это было бы рождением из ничего, что невозможно. Мы вынуждены признать, что существует общее начало, связывающее старый мир и возникающий из него новый.

Это единое начало отличается и от старого, и от нового миров, иначе  не было бы никакого возникновения  нового из старого. Но все, что мы можем  наблюдать, есть новый мир по сравнению  со старым (он же есть старый мир по сравнению с тем, который будет). Следовательно, общее начало всех возможных миров не наблюдаемо в принципе. Поэтому единую первооснову всего возникающего нельзя себе представить, хотя мы вполне понимаем, о чем говорим. Выходит, что понимать (мыслить) и представлять - это не одно и то же.

Для того, чтобы легче было понять то, что нельзя представить, целесообразно прибегнуть к аналогии. Следует подобрать такое вещество, которое как можно меньше выделяется своими свойствами, с одной стороны, и имеет наглядную возможность превращаться в различные состояния, с другой. На роль такого вещества хорошо подходит именно вода. Ведь она бесцветна, безвкусна, не обладает запахом, ей не присуща какая-то определенная форма. Вода может превращаться из жидкости в твердое состояние и может испаряться. Получается, что образ чувственно данной воды вполне может помочь мыслить "воду" как понятие, обозначающее единую первооснову всех состояний меняющегося мира. Чувственно воспринимаемая вода есть возникшая вещь, часть мира, и возникла она из "воды" как первоначала. Эта "вода" - уже не вещество, воспринимаемое чувствами, не та вода, которую мы пьем, которая течет в реках и находится в морях. Это философская категория - абстрактное понятие, которому не соответствует какое-либо наглядное представление, но которое лежит (вместе с другими категориями) в основе научного познания.

Если не признавать единства всех наблюдаемых явлений, то мира как  такового нет, а есть случайный набор  не связанных между собой картин, которые не принадлежат одному и  тому же миру. И тогда все превращается в иллюзию, в сон с беспорядочно следующими друг за другом сюжетами. Такой  тип философии возник в Древней  Индии.

Греки же находили мудрость в том, чтобы все понять как  проявление чего-то одного. Именно к  этому стремился Фалес. Все в  мире произошло из воды как из первичного строительного материала. После  Фалеса за этот материал принимали  воздух, огонь и т.д. Осталось же в  науке то название, которое предложил  Аристотель - "лес". По-гречески "лес" - "гиле". Римляне, осваивая греческую  философию, перевели это слово на свой язык: по-латыни "строительный лес" - "материес". Материю как  первооснову мира греки также  называли "архэ", что означает "начало".

Возникает вопрос о той  движущей силе, которая приводит к  возникновению вещей из воды, понимаемой как архэ. Эта причина движения, изменения, возникновения и уничтожения  должна быть внутренне присуща самой  материи, должна пронизывать ее, но в то же время быть чем-то отличной от нее. Что же это как не мировая душа? "Все в мире полно богов", говорил Фалес, имеяя в виду одущевленность всех вещей. В душе находится первоисточник движения и любого изменения вообще. Поэтому вода Фалеса одушевлена, она живая и содержит причину своих превращений в себе самой.

Такой взгляд на мир получил  в XVII веке название "гилозоизм" (от греческих слов "гиле" - лес, материя  и "зоос" - живой). Гилозоистами были Джордано Бруно, Дени Дидро, И.В.Гете и  другие. Согласно гилозоизму, "материя  никогда не может существовать и  быть деятельной без духа, а дух - без материи" (Гете). Гилозоизм  с самого начала рассматривает всю  материю как одушевленную. Первым философом-гилозоистом был Фалес. Ярким примером проявления одушевленности материи он считал способность магнита  притягивать железные предметы. Магнит, таким образом, обладает душой.

Ученик Фалеса Анаксимандр (около 610 - 546 гг. до н. э.), развивая учение учителя, выдвинул идею о неопределенности первоначала мира не только в качественном, но и количественном отношении. Так возникла мысль о бесконечности Вселенной и о множественности миров. Есть основание полагать, что Анаксимандр впервые высказался о шарообразности нашего мира, а может быть, и Земли (об этом свидетельствует знаменитый автор III века н. э. Диоген Лаэртский). По-видимому, Анаксимандр мог бы вмешаться в спор о приоритете в этом вопросе с Пифагором и Парменидом, хотя есть также указания на то, что он считал Землю цилиндром. Анаксимандру приписывают изобретение солнечных часов, составление первой географической карты, систематизацию геометрических утверждений.

Попробуем понять, как Анаксимандр  мог придти к своим представлении о Вселенной. Первоначало мира он называет "апейроном", что в переводе с греческого означает "беспредельное". Апейрон сам по себе не обладает ни качественными, ни количественными характеристиками. Он вечен и бесконечен в пространстве. Все произошло из апейрона. Нет основания полагать, что выделившийся из него мир не подобен шару. В самом деле, как мироздание может оказаться не центрально-симметричным, если сам апейрон не имеет в себе выделенных направлений? Более того, он не имеет какой-либо выделенной точки. Следовательно, мир не может возникнуть в единственном экземпляре (иначе центр мира был бы выделенной точкой). Поэтому миров должно быть много, и все они должны быть шарообразны.

Анаксимандр создал картину, объяснявшую в нашем мире, наверное, все. Сначала выделилось из вечного апейрона горячее и холодное. Образовалась огненная сфера, в центре которой возникла Земля с водной и воздушной оболочками. Затем огненная сфера разорвалась и замкнулась в несколько колец, их окружил плотный непрозрачный воздух. В воздушных оболочках колец, образовались отверстия, которые люди воспринимают как Солнце, Луну, планеты и звезды. Затмения Солнца и Луны, а также ее фазы объясняются закрытием и открытием этих отверстий. Солнечное кольцо в 27 раз больше Земли, а лунное - в 19. Ближе других находится кольцо "блуждающих" звезд, т.е. планет. Откуда Анаксимандр получил эти данные, неизвестно. Земля первоначально была покрыта водой. Вода постепенно испарялась, оставаясь лишь во впадинах - так образовались моря. Высыхая от жары, Земля покрывается трещинами, в которые проникает воздух - это приводит к землетрясениям. Первые животные возникли во влажном месте и были покрыты колючей чешуей. Постепенно они стали выходить на сушу, и из них возникли земные животные и люди.

Годы жизни ученика  Анаксимандра Анаксимена известны очень  приблизительно (588 - 525 гг. до н. э.). Не исключено, что он дожил до разрушения Милета персами в 494 году. Его книги, написаные, по свидетельствам более поздних авторов, простым и понятным языком, до нас не дошли. Он назвал первоначало воздухом, отказавшись от термина "апейрон". Возможно, Анаксимен хотел подчеркнуть в самом названии первоначала его живую сущность. Ведь воздух и дыхание - в греческом языке слова однокоренные (как и в русском). Также Анаксимен мог полагать, что апейрон Анаксимандра слишком абстрактен, не имеет чувственного аналога, а потому не выполняет роли образа первоначала, помогающего легче его понять. Воздух по своим качествам достаточно неопределенен: равномерно распространенный и неподвижный, он незаметен для чувств, становясь ощутимым вследствие движения, сгущения и разрежения. Так, ветер есть движущийся уплотнившийся воздух, а облако - это уплотненный ветер. Холодное есть сгустившийся воздух, а теплое - разреженный. Если человек выпускает изо рта воздух при плотно сжатых губах, сгущая его, получается холод. Если же рот широко открыт, то воздух разрежается и образуется теплота. Все возникло, таким образом, из воздуха как первоначала.

Анаксимен считал Землю плоской  подобно диску. Это дало ему возможность  объяснить механизм удерживания  Земли в безграничном воздухе. Земля  просто парит в нем. Солнце, Луна и планеты приводятся в движение космическим ветром. Звезды прикреплены  к хрустальному небесному своду, который вращается вокруг Земли. Затмения Солнца и Луны, а также  ее фазы Анаксимен объяснял тем, что  светила поворачиваются к Земле  то светлой, то темной своей стороной. Град образуется из замерзшей воды, падающей из туч. Дождь выпадает из сгустившегося воздуха. Молния и  гром возникают из-за того, что ветер  резко разрывает облака. Радуга - результат падения солнечного или  лунного света на облако, одна часть  которого из-за этого накаляется, другая остается темной. Землетрясения возникают  вследствие растрескивания земли при  засухе или проваливания отдельных  ее участков при сильном увлажнении.

Итак, мы видим, что представители  милетской философии природы  смело берутся за объяснения явлений космического и земного масштабов по аналогии с известными из обыденного опыта фактами. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен задали на тысячелетия стиль научного мышления: объяснять неизвестное через известное. Физики XVII-XX веков зачастую мыслили так же. Например, Кельвин в XIX столетии пытался объяснить природу энергии Солнца на основе термодинамики: Солнце, по его мысли, сжимается, в результате чего происходит выделение тепла.

"Не мне, но  Логосу внимая..."

Проблемы, поставленные милетскими мыслителями, продолжил разрабатывать  философ, которого уже сами древние  прозвали темным. Возможно, не только из-за того, что он в старости ослеп, но и из-за того, что его учение было слишком трудным для понимания. Речь идет о Гераклите из ионийского города Эфеса. Родился он примерно в 544 году до н. э., а когда умер - неизвестно. Прочитав его философское прозаическое сочинение, которое называлось так же, как и труды Анаксимандра и Анаксимена, - "О природе", Сократ сказал: "То, что я понял, превосходно. Думаю, таково и то, что я не понял. Впрочем, для этого нужен делосский водолаз". Действительно, чтобы понять всю глубину мысли Гераклита, нужно "нырять" очень глубоко.

Главная проблема, над решением которой бился Гераклит, может  быть выражена в виде парадокса. Откуда берется новое? Если из старого, то оно  не новое. Если же не из старого, то из ничего. Но из ничего не может возникнуть ни одна вещь. Следовательно, новое невозможно.

Этот "парадокс возникновения" актуален для ионийской философии  природы. В самом деле, как из первоначальной стихии (воды ли, воздуха ли - неважно) появляется мир? Ведь возникший мир  должен быть чем-то новым по отношению  к тому, из чего он возник. Но как  можно понять появление нового?

В новом, с одной стороны, должно быть то, чего раньше не было. Но, с другой стороны, это новое должно было каким-то образом уже содержаться  в старом, иначе для его возникновения  не было бы основания.

Однако если новое по отношению  к старому есть действительно  новое, то его в старом еще нет. Следовательно, оно для старого  есть небытие. И это небытие должно каким-то образом присутствовать в  уже имеющемся бытии, для того чтобы стать в конце концов бытием.

Таким образом, бытие и  небытие должны сосуществовать. Только при этом условии возможно рождение нового - оно появляется в результате борьбы между бытием и небытием. Следуя Гераклиту, можно провозгласить, что все существует и одновременно не существует, потому что все течет, все изменяется.

Гераклит вскрывает проблему, неразрешенную милетскими мыслителями (они до нее просто не добрались). Где же тогда искать то единство мира, которое было необходимо греческому духу? Ведь "признак мудрости - согласиться, внемля не мне, но Логосу, что все  едино". Так говорит Гераклит. Мало только материального единства мира, ведь и небытие должно существовать!

Гераклит делает следующий  шаг после милетских мыслителей. Он утверждает единый закон перехода небытия в бытие, и наоборот. Этот закон и есть Логос. Все происходит закономерно, подчиняясь космическому Логосу. Сам Логос неизменен. Его  никто не может отменить или переиначить. Даже богам это не под силу. Именно Логос связывает Вселенную в  единый, закономерный, упорядоченный, вечно изменчивый Космос. Единство мира Гераклит усматривает как в  материальной первооснове всего  существующего, так и в единой закономерности всех изменений и  различий в нем. Постоянно лишь одно закономерное непостоянство. Следовательно, можно сделать смелый вывод о  вечном существовании мира, изменчивого  и одновременно неизменного в  закономерности своего изменения: "Этот Космос, один и тот же для всего  сущего, не создал никто из богов  и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим". Непрерывно меняющийся, но остающийся самим собой огонь Гераклита - это образ, символизирующий постоянную закономерную изменчивость всего происходящего  и ее материальную основу. "Все  обменивается на огонь и огонь - на все, как на золото - товары и товары - на золото". Изменение есть "путь вверх-вниз", и по нему движется мир. "Сгущающийся огонь исходит  во влагу, уплотняется в воду, а  вода крепнет и оборачивается  землей - это путь вниз. И с другой стороны, земля рассыпается, из нее  рождается вода, а из воды - все  остальное... - это путь вверх". В  действительности "путь вверх и  путь вниз один и тот же".

Информация о работе Космос в понятии древних греков