Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:08, реферат
"Космос" в переводе с греческого означает "устройство", "порядок", "украшение". И этим же словом греки назвали Вселенную. Мир в античном восприятии представлялся как упорядоченное по законам логики и гармонии мироздание, существующее ради высшего (божественного) блага. Отдельный человек и общество в целом должны быть, подобно Космосу, гармоничным единством - малым космосом. "Гармония" по-гречески означает "связь", "созвучие", "согласие".
Платон учит о невидимой идеальной модели мира, на которую взирало божество при его создании. Эту модель в принципе можно постичь разумом, получить о ней точное знание, но сделать это очень трудно. Простые смертные, видимо, никогда ее не познают с уверенностью. "Мы, рассматривая... много вещей, такие, как боги и рождение Вселенной, не достигнем в наших рассуждениях полной точности и непротиворечивости. Напротив, мы должны радоваться, если наше рассуждение окажется не менее правдоподобным, чем любое другое, и притом помнить, что и я, рассуждающий, и вы, мои судьи, всего лишь люди, а потому нам приходится довольствоваться в таких вопросах правдоподобным мифом, не требуя большего" (Платон, диалог "Тимей").
И все-таки "миф", построенный Платоном, удивителен по красоте. Он совмещает в себе стройность теории и ее соответствие фактам, известным в эпоху Платона.
В отличие от учения Демокрита, элементы вещей, по Платону, могут превращаться друг в друга. "То, что мы называем водою, - пишет Платон, - может, как мы видим, затвердеть и обратиться в камни и землю. Если же это растворится и разделится, то оно же превратится в дуновение и воздух, а воздух, воспламенившись, превращается в огонь... Воздух, стянувшись и сгустившись, становится облаками и туманами. Они же, будучи еще более сжаты, образуют текучую воду, а из воды вновь возникает земля и камни. И так в круговороте они, по-видимому, порождают друг друга". Четыре вида "материи" Демокрита (земля, вода, воздух и огонь) в физической "мифологии" Платона - это вовсе не постоянные элементы, а четыре структурных состояния. Они могут превращаться друг в друга потому, что сами состоят из некоей первичной материи, которую не следует называть "ни землею, ни воздухом, ни огнем, ни водою, ни тем, что произошло из них или из чего произошли они сами". Платон находит замечательную математическую структуру для объяснения этих представлений. Как раз в то время молодой афинский математик Теэтет разработал геометрию правильных многогранников, которых существует всего пять видов. Платон и воспользовался этой математической новинкой. У тетраэдра, октаэдра и икосаэдра все грани одинаковы и представляют собой равносторонние треугольники, из которых каждый может быть разбит на шесть прямоугольных треугольников. Куб обладает гранями, которые могут быть разбиты на четыре равнобедренных прямоугольных треугольника. Додекаэдр же имеет пятиугольные грани, не делимые на одинаковые прямоугольные треугольники. Следовательно, делает вывод Платон, три вида "материи" могут иметь фигуры тетраэдра, октаэдра и икосаэдра, которые способны, распавшись на треугольники, вновь собраться друг в друга. Куб и додекаэдр не могут превращаться этим способом ни друг в друга, ни в остальные три фигуры. Поэтому земле, которая является наименее подвижным и наиболее крепким элементом, Платон приписывает кубическую форму. Воде соответствует из оставшихся вариантов наименее подвижная фигура, огню - наиболее подвижная и воздуху - промежуточная. То, что имеет меньше граней, более подвижно. Поэтому огню соответствует тетраэдр, воздуху - октаэдр, а воде - икосаэдр. Из этого же вытекает, что огонь легче воздуха, а воздух легче воды.
Таким образом, треугольники, из которых Платон строит частицы элементов, представляют собой как бы пластинчатые атомы. Грани тетраэдра, октаэдра и икосаэдра содержат, соответственно, 24, 48 и 120 прямоугольных атомарных треугольников. Поскольку землеобразным телам соответствуют кубические частицы, грани которых содержат прямоугольники другого типа, эти частицы не могут участвовать в превращениях. Опыты по плавлению землеобразных тел Платон объясняет тем, что кубические частицы временно распадаются под ударами проникших в промежутки между ними тетраэдров огня. Аналогично Платон рассматривает и растворение твердых землеобразных веществ в воде, полагая, что октаэдры жидкости проникают в промежутки между кубами частиц землеобразного тела и как бы размывают его.
Эти превращения настолько наглядны, что Платон даже составляет уравнение, которое можно было бы записать так:
1 атом воды 2 атома воздуха + 1 атом огня.
Этому уравнению соответствует числовое соотношение:
120 = 2 * 48 + 24.
Это первое в истории науки уравнение "химического" баланса. Т.к. элементарные треугольники одинаковы, в том числе и по весу, можно считать это уравнение, выражающим баланс весов.
Треугольники могут быть разных размеров, составленные из них многогранники тоже. Поэтому существует в принципе бесчисленное множество подобных многогранников. Это позволяет, например, объяснить родственные свойства огня, света и теплоты (теплорода) при заметной разнице между ними - они состоят из одинаковых по форме, но разных по размерам многогранников.
Позднее многие полагали наивным
и надуманным это учение Платона.
"Однако возможно, что пифагорейцы
и Платон вовсе не постулировали
строения предметов из треугольников
как нечто абсолютное. Эта их процедура
подобна тому, как различные астрономы
строили гипотезы, основанные на твердом
убеждении, что особенности небес не являются
тем, чем они кажутся, но что можно спасти
явления, если принять за основу предположение
о равномерном и круговом движении небесных
тел. Подобно этому, пифагорейцы, принципиально
предпочитая количественное качественному,
приняли за элементы тел эти геометрические
формы, как наиболее отвечающие определенному
принципу, как наиболее совершенные с
точки зрения подобия и симметрии и при
том казавшиеся им достаточными для интерпретации
физических явлений", - писал в V веке
н. э. неоплатоник Прокл. Такой стиль мышления
характерен и для современных теоретиков.
Греческие мыслители от Фалеса до Платона
разработали колоссальный инструментарий
мысли. Они пытались, словно сетью, схватить
этот мир как единое целое, а он каждый
раз ускользал от них. Платон завершил
двухвековой этап теоретического штурма
проблемы понять все как одно, которую
грекам во времена Фалеса и Гераклита
необходимо было решить, для того чтобы
завоевать во враждебном идеологическом
окружении "варваров" прочный плацдарм.
Платон дальше всех продвинулся в этом
направлении, но это уже не спасло греческое
общество от катастрофы: греки в бесчисленных
войнах между собой, подогревавшихся к
тому же персами (не сумевшими победить
греков в открытой войне), подточили собственные
силы и потеряли в конце концов свою независимость.
Платон на целый век "опоздал" со
своим теоретическим синтезом. За этот
век греки, не решив возникших внутри их
мировоззрения теоретических проблем,
оказались в нравственном и политическом
тупике.
Блистательные победы греков над персами затмили не преодоленную разноречивость во мнениях о природе вещей, проблему несоизмеримости диагонали квадрата и даже выдвинутые позже Зеноном знаменитые апории. После разгрома великих персидских царей Дария и Ксеркса мало кто из греков сомневался в превосходстве греческой культуры над всеми остальными. Острая необходимость во что бы то ни стало теоретически доказывать единство мира отпала. Теперь надо было добиться политической и социальной стабильности. Но именно этого грекам так и не удалось сделать. Более того, внутри греческого мировоззрения появилась глубокая трещина - софистика. Ее приверженцы доказывали, что в человеческом обществе ничего не существует по природе. Наоборот, и нравы, и государственное устройство - все это установлено по уговору между людьми, а значит, не несет на себе печать незыблемости, вечности, абсолюта. В принципе, учили софисты, может быть все что угодно, истины как таковой не существует, сколько людей - столько и мнений. Следовательно, морально допустимо поступать несправедливо по отношению к другим, потому что справедливость - понятие относительное: что справедливо для одного города-государства, несправедливо для другого. В борьбе за политическое господство все средства хороши, даже персидские деньги. И греческие политики не нашлись что возразить софистам. Может быть, даже, наоборот, они были рады воспользоваться плодами новоявленной "мудрости". Сократ остро почувствовал в софистике страшную угрозу для греческого общества. Он пытался вернуть афинянам веру в абсолют: пусть это будет теперь не Космос, а душа человеческая. Но его не послушались. Сократу пришлось выпить смертоносную чашу цикуты.
Платон не мог простить Афинам казнь любимого учителя. Платоновская философия - это страстный порыв к абсолюту, к вечному и божественному. Платон до конца прошел путь умозрения, объединив все сильные стороны предыдущих учений. Выше воспарять было уже некуда. Неудачу своих предшественников он образно называл первой навигацией, а свою философию - второй. Древние мореплаватели, когда наступал штиль, переходили на весельное управление судном. Это и называлось второй навигацией. Философские "ветра" до Платона "дули" в разных направлениях, в итоге корабль философов метался из стороны в сторону, не продвигаясь вперед, как будто и вовсе не было ветра. Платон полагал, что предложенный им "весельный ход" надежно сдвинул философию с мертвой точки. Однако результат получился ошеломляющим: стало понятно, что целостность мира может быть выражена лишь мифологически. Правдоподобный миф - вот предел человеческого разумения! К этому ли стремились "любители мудрости"? Отнюдь - они выступали против мифологии, борясь за права разума. Выходит, греческий дух пришел в платонизме к своему самоотрицанию?
Да и греческое общество во времена Платона было уже не то, что при Фалесе. Теперь только новая победоносная и невиданная доселе война с Персией и всем остальным миром могла вывести греческий мир из тупика. Но для этого платонизм как идеология не годился. Нужно было не искать истину, а наоборот, с высоты уже найденной истины взирать на весь мир и завоевывать его. Время требовало новой философии, ориентированной на практические действия - не на углубление, а на расширение знания. Не диалог с поиском истины, а трактат с ее изложением - вот в чем теперь нуждалось греческое общество. Необходимо было "замести под ковер" все апории, дать твердый отпор всякой неопределенности в суждениях и любой неуверенности в возможности правильных практических действий. Нужно было создать систему наук как основу жизни общества. А у Платона не получилось в итоге твердого знания, ему удалось преодолеть разногласия в греческих учениях о мироздании слишком дорогой ценой - возвратом к мифологии, пусть даже наукообразной. Так, сила Платона обернулась его слабостью. Особенно ярко это проявилось в его учении о государстве.
Если независимо от людей
существует абсолют - высшее космическое
благо, то все должно быть направлено
на него, в том числе и государственная
жизнь. Отсюда Платон выводит картину
"идеального" государства, очень
похожего на большую казарму. У многих
оно вызывало отвращение. Но величие
Платона заключалось в
После Платона науке необходимо было двигаться в ином стратегическом направлении. Но куда? Выход был найден самым талантливым учеником Платона Аристотелем. Он отказался от взгляда на мир "сверху вниз", заменив его взглядом "снизу вверх": не от теории - к вещам, а от вещей - к теории. Хватит заниматься чистым умозрением, надо опираться на твердо установленные факты, ни одним из которых нельзя пренебрегать. Факты - с одной стороны, логика - с другой. Только их соединение может дать твердое знание о природе.
Платон блестяще доказывал, что физика как наука невозможна (ведь правдоподобный миф и наука - это разные вещи). "Платон мне друг, но истина дороже". Эти слова по преданию принадлежат Аристотелю - человеку, создавшему физическую науку и почти на 2000 лет "примирившему" почти всех физиков. У Аристотеля физика занимала почетное место в едином взгляде на Космос, человека и общество. Его великий воспитанник Александр Македонский, завоевывая ойкумену, мог предложить миру целостное и ясное мировоззрение.