Культура и цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 08:35, курсовая работа

Описание работы

В задачи моей работы входит:
1)Рассмотреть феномен культуры.
2)Рассмотреть феномен цивилизации.
3)Рассмотреть какая же взаимосвязь культуры и цивилизации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1.Феномен культуры………………………………………………….....4
1.1.Виды, формы, содержание и функции культуры………………….7
1.2.Движущие силы культуры…………………………………………15
2.Феномен цивилизации………………………………………………..17
2.1Цивилизация,как социокультурное образование…………………20
3. Взаимосвязь культуры и цивилизации……………………………..21
Заключение……………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

лена.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ(МИИТ)

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По философии

На тему: «Культура  и цивилизация»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Выполнила: Климова Е.Ю.

                                                                                                     ЮТД-215

                                                                      Проверил: Ремарчук В.Н.

 

 

 

Москва-2008

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

1.Феномен культуры………………………………………………….....4

1.1.Виды, формы, содержание и функции культуры………………….7

1.2.Движущие силы культуры…………………………………………15

2.Феномен цивилизации………………………………………………..17

2.1Цивилизация,как социокультурное  образование…………………20

3. Взаимосвязь культуры и цивилизации……………………………..21

Заключение……………………………………………………………...27

Список литературы……………………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность  темы.

В истории человечества существовало множество культур - самобытных, не похожих одна на другую... На Земле одновременно соседствуют самые разные культуры. Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать друг друга?

В прошлом веке ученые считали, что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет конкретные стадии единого духовного процесса. Какие-то культуры выглядят странными, патриархальными, потому что они действительно отражают древнее самосознание человечества, другие, напротив, уже существенно продвинулись в своем развитии, приобрели современный облик.

Размышляя об эмоциональных образах в живописи или о воздействии музыки на духовный мир человека, о тайных символах пирамид или загадках современной культуры, о глубинной взаимосвязи гармонии и хаоса в мифах или произведениях постмодернизма, о греческой скульптуре или лирике Возрождения, об эпосе или античной трагедии, о дионисийской и аполлонической культурах, мы пытаемся понять закономерности развития и функционирования культур - прошлых и современных, осмыслить их истоки, судьбы. Многие произведения искусства оказываются более прозрачными, когда их истолкование сопряжено с целостным размышлением о культуре.

Актуальность философии обусловлена в первую очередь возрастающей ролью всего гуманитарного знания. Значение гуманитарного знания, безусловно, велико. Оно многолико и многообразно. Гуманитарная культура - это всеобъемлющее, «сквозное» явление, оно присутствует в разных сферах общественной жизни.

«Лишь за семь или восемь тысячелетий нам брезжит первый свет и слышны первые смутные шорохи; а позади, в глубине веков,  сумерки и безмолвие, отмечает отечественный философ М. Гершензон. - Но там люди желали и мыслили так же, как и мы, и в многократный срок развития, предшествовавший нашей культуре, был добыт весь существенный опыт человечества. К тем познаниям позже ничего не прибавилось, так как неизменен издревле и поныне телесный состав человека. Первобытная мудрость содержала в себе все религии и всю науку.

Богатство культуры, накопленное  человечеством за многие века, неисчерпаемо, оно ждет еще своего осмысления. В гуманитарно-культурном наследии древнего мира, социально-культурной мысли Индии, Китая, Греции и Рима можно отыскать глубокие размышления о человеке, о смысле жизни, о высших ценностях, роли философии, морали, права, религии, искусства, педагогики и риторики в жизни людей. Древний мир оставил нам великолепные исторические памятники, интересные культурные и исторические труды, произведения искусства, мифы и легенды, скульптуры, архитектурные сооружения, «семь чудес света» и пр.

Из всех предложенных тем я решила взять тему «культура и цивилизация» потому, что она мне интересна. Самое главное в моей курсовой - это показать взаимосвязь культуры и цивилизации.

В задачи моей работы входит:

1)Рассмотреть  феномен культуры.

2)Рассмотреть  феномен цивилизации.

3)Рассмотреть какая же взаимосвязь культуры и цивилизации.

 

 

 

                            1.  ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.

 

      Термин "культура" (от  лат.  cultura  -  возделывание,  обрабатывание)

издавна применяется  для обозначения того, что  сделано  человеком.  В  таком широком  смысле  данный  термин  употребляется  как  синоним  общественного, искусственного в противоположность природному,  естественному.  Однако  этот смысл слишком широк, расплывчат и потому нуждается в уточнении.

      Само  это  уточнение  -  достаточно  сложное   мероприятие.   Ведь   в

современной  научной  литературе  встречается  более   250   определений   и

культуры.   Специалисты   по   теории   культуры   А.Крёбер   и    К.Клакхон

проанализировали  свыше  ста  основных  определений   и   сгруппировали   их следующим образом. (1*)[1]

       1. Описательные  определения, восходящие в своей   основе  к  концепции

основоположника     культурной     антропологии   Э.Тейлора.   Суть    таких

определений:  культура  -  это  сумма  всех  видов  деятельности,   обычаев,

верований; она как  сокровищница всего  созданного  людьми  включает  в  себя книги,  картины  и  т.п.,  знание  путей  приспособления  к  социальному   и природному  окружению,  язык,  обычаи,  систему  этикета,  этику, религию, которые складывались веками.

       2. Исторические  определения, подчеркивающие роль  социального наследия и  традиций,  доставшихся  современной  эпохе  от предшествовавших   этапов развития  человечества.  К  ним  примыкают   и   генетические   определения, утверждающие, что культура является результатом  исторического  развития.  В нее входит все то, что искусственно, что люди произвели и что передается  от

поколения к поколению - орудия, символы,  организации,  общая  деятельность, взгляды, верования.

      3. Нормативные  определения,  акцентирующие  значение  принятых  норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

      4. Ценностные  определения: культура - это  материальные  и  социальные

ценности группы людей, их институты, обычаи, реакция поведения.

      5.  Психологические   определения,  исходящие  из   решения   человеком

определенных проблем  на психологическом уровне. Здесь  культура  есть  особое приспособление людей к природному окружению и экономическим  потребностям  и складывается из всех результатов такого приспособления.

      6. Определения  на базе теорий  обучения:  культура  -  это  поведение,

которому  человек  научился,  а  не  получил   в   качестве   биологического

наследства.

        7.   Структурные   определения,   выделяющие   значимость   моментов

организации или моделирования. Здесь  культура  представляет  собой  систему определенных  признаков,   различным   образом    связанных   между   собой.

Материальные и нематериальные  культурные  признаки,  организованные  вокруг основных  потребностей,  образуют  социальные  институты,  являющиеся  ядром (моделью) культуры.

       8. Идеологические  определения: культура - это поток  идей, переходящих

от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с  помощью слов  или подражаний.

       9. Символические  определения: культура -  это   организация  различных

феноменов (материальных предметов,  действий,  идей,  чувств),  состоящая  в употреблении символов или зависящая от этого.

      Легко   заметить,  что  каждая  из  перечисленных   групп   определений

схватывает какие-то важные черты  культуры.  Однако  в  целом,  как  сложный общественный феномен она ускользает от определения. Действительно,  культура является  результатом  поведения  людей   и   деятельности   общества,   она исторична,  включает  идеи,  модели  и  ценности,  избирательна,   изучаема, основана на  символах, "суперорганична",  т.е.  не  включает  биологических компонентов   человека   и    передается    отличными    от    биологической наследственности   механизмами,   она   эмоционально   воспринимается    или отбрасывается индивидами. И  все  же  этот  перечень  свойств  не  дает  нам

достаточно полного  понимания тех сложных явлений, которые  имеются  в  виду, когда речь заходит  о  культурах  майя  или  ацтеков.  Древнего  Египта  или Древней Греции, Киевской Руси или Новгорода.

Вывод: Итак, можно сделать вывод что, культура — это мир человека, в котором раскрываются и воплощаются сущностные силы и энергия человека. Культура есть продукт творчества и мир для человека, где черпают знания и опыт предшественников. Человек творит мир культуры, но и культура творит человека в качестве человека. Это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь.

 

 

 

 

1.1 ВИДЫ, ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.

 

      Многообразие  предметного  вида  культуры  определяется  многообразием самой человеческой деятельности.  Очень  сложно  классифицировать  различные виды деятельности,  как  и  представленный  (предметный)  вид  культуры.  Но примем  условно,  что  это  может  быть  приложимо  к  природе,  обществу  и отдельному человеку.

 

                    Виды культуры по отношению к природе,

      В применении  к природе выделяют культуру  земледелия,  садово-парковую культуру, специальное выращивание отдельных растений, а также само  растение (зерновые культуры, особые сорта фруктов и овощей  и т.д.),  рекультивацию ландшафта, т.е. полное или частичное восстановление  определенной  природной Среды, нарушенной предшествующей хозяйственной деятельностью.

      Сюда  же можно отнести и  общую   культуру  материального  производства. Ведь она существует не только как его продуктивная  способность,  но  и  как воздействие на природную среду. В основном подобное  воздействие  губительно для  природы,  и  этот  факт  в  последние  десятилетия  был   осознан   как экологическая проблема, которая угрожает существованию самой цивилизации.

 

                  Виды культурной деятельности в обществе.

      Материальное  производство как посредник  между  обществом  и  природой включает в себя и специфически общественные виды культурной деятельности.  К ней  относится,  прежде  всего,   труд.   Еще   К.Маркс   различал   живой   и овеществленный труд. Культура живого труда -  это  культура  непосредственно производительной   деятельности   и   культура   управления   производством, строительством, транспортом и т.д. Здесь возможно и более  дробное  деление: культура руководителя, культура или мастерство строителя, культура  вождения автомобиля и т.д. Очевидно,  в  конечном  итоге  мы  придем  к  совокупности знаний, умений, навыков отдельного  человека,  которой  и  определяется  его культура и отношение к труду.

      Понятие  "культура" употребляют при   характеристике  исторических  эпох (средневековая культура)  или  памятников  (археологическая  культура),  при характеристике   обществ   и   регионов    (европейская    культура),    при характеристике народностей (славянская культура).

      Это  понятие применяют и по отношению  к отдельным сферам деятельности и жизни  (художественная   культура,   культура   быта,   досуга,   физическая культура), а также по отношению к  видам  искусства  (музыкальная  культура, театральная культура, культура  зодчества).  Уровень  или  степень  развития общества,  представленные  в  каких-либо  достижениях,  также  характеризуют понятием "культура".

 

           Понятие ''культуры" по отношению к отдельному человеку.

      Культура  отдельного человека не существует  в отрыве  от  перечисленных видообразований культуры. И все же: ни отношение к природе , ни отношение  к труду или к каким-то общественным обязанностям - ничто так не  характеризует культуру, как отношение человека к человеку и самому себе. Но  именно  этому отношению мы  привыкли  придавать  очень  мало  значения.  Между  тем,  если согласиться, что источник культуры в  самом  человеке,  то  пренебрежение человеком и человеческими отношения   в обществе  в конечном  итоге скажется и на состояние его культуры.

      Понятие  "культура"  применяют   буквально   к   каждой   человеческой

способности   телесной    или    духовной  (психической).  Существуют,

к примеру, давние традиции отношения к  телу  человека,  как  к  храму.  Еще

древние понимали, что  оно является самым совершенным  произведением  природы. Поклонением гармонии человеческого тела  пронизано  искусство  античности  и Возрождения. Считалось, что если  дух  -  это  истинное  сокровище,  то  оно должно иметь достойную оправу  в  виде  развитого  и  одухотворенного  тела. Культуру телесности видели в том,  насколько она способствует  духовному выражению.

Информация о работе Культура и цивилизации