Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 08:35, курсовая работа
В задачи моей работы входит:
1)Рассмотреть феномен культуры.
2)Рассмотреть феномен цивилизации.
3)Рассмотреть какая же взаимосвязь культуры и цивилизации.
Введение………………………………………………………………….3
1.Феномен культуры………………………………………………….....4
1.1.Виды, формы, содержание и функции культуры………………….7
1.2.Движущие силы культуры…………………………………………15
2.Феномен цивилизации………………………………………………..17
2.1Цивилизация,как социокультурное образование…………………20
3. Взаимосвязь культуры и цивилизации……………………………..21
Заключение……………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………..30
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа
По философии
На тему: «Культура и цивилизация»
Москва-2008
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Феномен культуры………………………………
1.1.Виды, формы, содержание и функции культуры………………….7
1.2.Движущие силы культуры…………………………………………15
2.Феномен цивилизации………………………
2.1Цивилизация,как
3. Взаимосвязь культуры и цивилизации……………………………..21
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы.
В истории человечества существовало множество культур - самобытных, не похожих одна на другую... На Земле одновременно соседствуют самые разные культуры. Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать друг друга?
В прошлом веке ученые считали, что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет конкретные стадии единого духовного процесса. Какие-то культуры выглядят странными, патриархальными, потому что они действительно отражают древнее самосознание человечества, другие, напротив, уже существенно продвинулись в своем развитии, приобрели современный облик.
Размышляя об эмоциональных образах в живописи или о воздействии музыки на духовный мир человека, о тайных символах пирамид или загадках современной культуры, о глубинной взаимосвязи гармонии и хаоса в мифах или произведениях постмодернизма, о греческой скульптуре или лирике Возрождения, об эпосе или античной трагедии, о дионисийской и аполлонической культурах, мы пытаемся понять закономерности развития и функционирования культур - прошлых и современных, осмыслить их истоки, судьбы. Многие произведения искусства оказываются более прозрачными, когда их истолкование сопряжено с целостным размышлением о культуре.
Актуальность философии обусловлена в первую очередь возрастающей ролью всего гуманитарного знания. Значение гуманитарного знания, безусловно, велико. Оно многолико и многообразно. Гуманитарная культура - это всеобъемлющее, «сквозное» явление, оно присутствует в разных сферах общественной жизни.
«Лишь за семь или восемь тысячелетий нам брезжит первый свет и слышны первые смутные шорохи; а позади, в глубине веков, сумерки и безмолвие, отмечает отечественный философ М. Гершензон. - Но там люди желали и мыслили так же, как и мы, и в многократный срок развития, предшествовавший нашей культуре, был добыт весь существенный опыт человечества. К тем познаниям позже ничего не прибавилось, так как неизменен издревле и поныне телесный состав человека. Первобытная мудрость содержала в себе все религии и всю науку.
Богатство культуры, накопленное человечеством за многие века, неисчерпаемо, оно ждет еще своего осмысления. В гуманитарно-культурном наследии древнего мира, социально-культурной мысли Индии, Китая, Греции и Рима можно отыскать глубокие размышления о человеке, о смысле жизни, о высших ценностях, роли философии, морали, права, религии, искусства, педагогики и риторики в жизни людей. Древний мир оставил нам великолепные исторические памятники, интересные культурные и исторические труды, произведения искусства, мифы и легенды, скульптуры, архитектурные сооружения, «семь чудес света» и пр.
Из всех предложенных тем я решила взять тему «культура и цивилизация» потому, что она мне интересна. Самое главное в моей курсовой - это показать взаимосвязь культуры и цивилизации.
В задачи моей работы входит:
1)Рассмотреть феномен культуры.
2)Рассмотреть феномен цивилизации.
3)Рассмотреть какая же взаимосвязь культуры и цивилизации.
1. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.
Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание)
издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. Однако этот смысл слишком широк, расплывчат и потому нуждается в уточнении.
Само это уточнение - достаточно сложное мероприятие. Ведь в
современной научной литературе встречается более 250 определений и
культуры. Специалисты по теории культуры А.Крёбер и К.Клакхон
проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом. (1*)[1]
1. Описательные
определения, восходящие в
основоположника культурной антропологии Э.Тейлора. Суть таких
определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев,
верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.
2. Исторические
определения, подчеркивающие
поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.
3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.
4. Ценностные определения: культура - это материальные и социальные
ценности группы людей, их институты, обычаи, реакция поведения.
5. Психологические определения, исходящие из решения человеком
определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям и складывается из всех результатов такого приспособления.
6. Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение,
которому человек научился, а не получил в качестве биологического
наследства.
7. Структурные определения, выделяющие значимость моментов
организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой.
Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.
8. Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих
от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.
9. Символические определения: культура - это организация различных
феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.
Легко заметить, что каждая из перечисленных групп определений
схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она ускользает от определения. Действительно, культура является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, "суперорганична", т.е. не включает биологических компонентов человека и передается отличными от биологической наследственности механизмами, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам
достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются в виду, когда речь заходит о культурах майя или ацтеков. Древнего Египта или Древней Греции, Киевской Руси или Новгорода.
Вывод: Итак, можно сделать вывод что, культура — это мир человека, в котором раскрываются и воплощаются сущностные силы и энергия человека. Культура есть продукт творчества и мир для человека, где черпают знания и опыт предшественников. Человек творит мир культуры, но и культура творит человека в качестве человека. Это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь.
1.1 ВИДЫ, ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.
Многообразие предметного вида культуры определяется многообразием самой человеческой деятельности. Очень сложно классифицировать различные виды деятельности, как и представленный (предметный) вид культуры. Но примем условно, что это может быть приложимо к природе, обществу и отдельному человеку.
Виды культуры по отношению к природе,
В применении к природе выделяют культуру земледелия, садово-парковую культуру, специальное выращивание отдельных растений, а также само растение (зерновые культуры, особые сорта фруктов и овощей и т.д.), рекультивацию ландшафта, т.е. полное или частичное восстановление определенной природной Среды, нарушенной предшествующей хозяйственной деятельностью.
Сюда же можно отнести и общую культуру материального производства. Ведь она существует не только как его продуктивная способность, но и как воздействие на природную среду. В основном подобное воздействие губительно для природы, и этот факт в последние десятилетия был осознан как экологическая проблема, которая угрожает существованию самой цивилизации.
Виды культурной деятельности в обществе.
Материальное
производство как посредник ме
Понятие "культура" употребляют при характеристике исторических эпох (средневековая культура) или памятников (археологическая культура), при характеристике обществ и регионов (европейская культура), при характеристике народностей (славянская культура).
Это
понятие применяют и по
Понятие ''культуры" по отношению к отдельному человеку.
Культура
отдельного человека не
Понятие "культура" применяют буквально к каждой человеческой
способности телесной или духовной (психической). Существуют,
к примеру, давние традиции отношения к телу человека, как к храму. Еще
древние понимали, что оно является самым совершенным произведением природы. Поклонением гармонии человеческого тела пронизано искусство античности и Возрождения. Считалось, что если дух - это истинное сокровище, то оно должно иметь достойную оправу в виде развитого и одухотворенного тела. Культуру телесности видели в том, насколько она способствует духовному выражению.