Культура и цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 08:35, курсовая работа

Описание работы

В задачи моей работы входит:
1)Рассмотреть феномен культуры.
2)Рассмотреть феномен цивилизации.
3)Рассмотреть какая же взаимосвязь культуры и цивилизации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1.Феномен культуры………………………………………………….....4
1.1.Виды, формы, содержание и функции культуры………………….7
1.2.Движущие силы культуры…………………………………………15
2.Феномен цивилизации………………………………………………..17
2.1Цивилизация,как социокультурное образование…………………20
3. Взаимосвязь культуры и цивилизации……………………………..21
Заключение……………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

лена.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Трудность для исследования цивилизаций представляет и их внутренняя динамичность. Их облик формируется  не только многовековыми историческими предпосылками. Развертывает себя драматический процесс взаимодействия западнических и почвеннических импульсов, рационализма и традиционализма. Это взаимодействие прослеживается как одна из определяющих характеристик культурной динамики в не западных обществах. Она составляет на протяжении двух-трех веков лейтмотив истории России. То же можно сказать о Турции, Японии, Латинской Америке, об Индии и Ближнем Востоке. Такое взаимодействие противоположно направленных импульсов остается универсальным. Более того, с XIX в. оно даже сумело утвердиться и в западной культуре - коллизия мондиализма и западоцентризма.

Стадиальные теории изучают  цивилизацию как единый процесс  прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество, и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жизни человечества произошли большие изменения, которые коснулись социально-экономических отношений, духовной и материальной культуры.

Теории локальных цивилизаций  изучают большие исторически  сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют  свои особенности социально-экономического и культурного развития.

Как указывает П.А. Сорокин, между обоими направлениями есть ряд точек соприкосновения, и  выводы, к которым пришли представители  обоих направлений, очень близки. Те и другие признают наличие сравнительно небольшого числа культур, не совпадающих ни с нациями, ни с государствами и различных по своему характеру. Каждая такая культура является целостностью, холистическим единством, в котором части и целое взаимосвязаны и взаимообусловлены, хотя реальность целого не соответствует сумме реальностей отдельных частей. Обе теории - стадиальная и локальная - дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее - единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций - индивидуальное, разнообразие исторического процессия. Таким образом, обе теории имеют преимущества и взаимно дополняют друг друга.

В своем первоначальном значении латинское слово cultura означало культивацию сельскохозяйственных растений или вскармливание домашней птицы или скота. В начале XVI в. этот первоначальный смысл был расширен и акцент перенесен из сферы сельского хозяйства в сферу человеческого развития, от культивации домашней птицы к культивации ума. Однако такое понимание слова «культура» не было общепринятым до XVIII — начала XIX в.

В начале XIX в. слово «культура» использовалось либо как синоним  слова «цивилизация», либо как его  антоним. Слово «цивилизация» происходит от латинского слова civilis (гражданин), и  в конце XVIII в. во французском и  английском языках оно обозначало поступательный процесс человеческого развития, движение, направленное от варварства и дикости к порядку и утонченности, гражданственности. Использование в английском и французском языках слов «культура» и «цивилизация» в качестве синонимов отражало веру французов и англичан конца XVIII — начала XIX в., что их эпоха является передовой и развитие человечества идет по поступательной.

В Германии произошло  иначе. Слово «цивилизация» получило там главным образом негативную коннотацию, а «культура» — позитивную. Там понятие «цивилизация» использовалось в значении «буржуазная» искусственная вежливость и утонченность манер, нивелировка личностных особенностей, тогда как понятие «культура» обозначало продукт интеллектуальной, художественной или духовной деятельности, в котором отражалась творческая сила человека.

Однако по мере развития исторической науки в Германии туда все более проникают идеи прогрессизма, что, в свою очередь, повлияло на формирование «классической концепции» культуры, которая оказалась как бы наложением двух упомянутых выше понимании культуры. Суть ее сводилась к следующему: культура представляет собой процесс развития и облагораживания человеческих способностей, процесс, способствующий восприятию произведений науки и искусства, а также связанный с прогрессивным характером современной эпохи. В трудах германских историков, в отличие от германских литераторов-романтиков, понятие «цивилизация» также постепенно приобретает положительное значение в качестве цели развития общества и все более сливается с новым пониманием культуры.

Именно в этом значении слово «культура» чаще всего употребляется  в обыденной речи и по сей день. Но оно не является научным. Изучая этнологическое и, в частности, историко-этнологическое толкование понятия «культура», будем все дальше и дальше отходить от этого значения

Вывод: Понятиями "культура" и "цивилизация" обозначены чрезвычайно важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания. Феномены культуры и цивилизации стремительно преображают окружающую среду, средство человеческой самореализации. Отсюда - стремление выявить их потенциал и способы возможного полного использования.

Культурные и цивилизационные  особенности конкретных обществ, составляющих их народов или этносов, не только придают значительное своеобразие и специфику историческому процессу, но и причудливо меняют его направление. Поэтому судьбы мира во многом связаны с философским постижением сущности культуры и цивилизации, их соотношения и взаимодействия.

 

 

Заключение.

Таким образом, по данной курсовой работе можно сделать вывод что цивилизация - это преобразованный человеком мир вне положенных ему материальных объектов, а культура - это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности. Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Общего в них то, что они являются следствием прогресса. Таким образом, говорить о человеке, как о продукте культуры, можно лишь рассматривая культуру как достаточность, позволяющую отличить человека от животного.

С другой стороны, культурой называют все созданное человеком. Она представляется как мир, созданный человеком в отличие от девственной природы. Итак, человек выступает как творец культуры.

Таким образом, человек  и культура являются неразрывными понятиями. Они взаимодополняют друг друга и одно не мыслится без другого: человек создает культуру и именно она отличает его от других представителей животного мира. Однако понятие «цивилизация» характеризует не только определенный этап развития общества, но и несет в себе оценочное значение, т. е. указывает на то, какое общество достойно называться «цивилизацией».

       Вокруг  смысла слов "культура" и "цивилизация"  ведутся  ^    споры,

порой обретая острый характер. Порой вполне правомерно употребление  их  как синонимов: так тесно они  переплетены.  Но  между  ними  имеется  не  только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже  до  враждебной противоположности.

      Часто   понятием  "цивилизации"   обозначается   вся   общечеловеческая

культура или же современный этап ее развития. Вместе  с тем в литературе

довольно часто  встречаются  определения  типа  "европейская  цивилизация", "американская   цивилизация",  "русская   цивилизация".   Это   подчеркивает своеобразие региональных культур.

       Таким  образом, понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются и воспринимаются  как  равнозначные,  взаимозаменяющие  друг  друга.  И  это правомерно, ибо  культура  в  широком  ее  понимании  и  представляет  собой цивилизацию. Однако отнюдь не следует,  что  один  термин  может  полностью заменить другой. Или, что скажем, цивилизация не имеет никакого  сущностного отличия по отношению к культуре (или наоборот).

      Когда  мы  говорим  "цивилизация",  мы  подразумеваем  всю  взаимосвязь

показателей данного  общества. Когда мы говорим  "культура",  то  речь  может идти о духовной культуре, материальной, либо о той и другой.  Тут  требуется специальные пояснения -какую культуру мы имеем в виду".

      Во временном  измерении культура  более   объемна,  нежели  цивилизация, поскольку  она  охватывает   культурные   достояния   человека   дикости   и варварства. В пространственном же измерении правильнее,  очевидно,  говорить о том, что цивилизация представляет собой сочетание множества культур.

      Цивилизация  в целом есть культура, но  лишенная  своего  содержания, лишенная  души.  От  культуры  остается  лишь   пустая   оболочка,   которая приобретает самодовлеющее значение.

 Перед всем  человечеством  стоит  общая  цель  -  сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание.

 

В заключение необходимо отметить, что различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века: Пособие для10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ под ред. В.И. Уколовой. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1998
  2. Уткин А.И. Запад и Россия: история цивилизаций:- Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2000.
  3.   Кефели И.Ф. Культура и цивилизация // Социально-политический журнал,    2002. № 4,
  4. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. М., 1999.
  5. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 2000.
  6. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 2004.
  7. Яковенко Б. В. История русской философии. – М.: Республика, 2003.



Информация о работе Культура и цивилизации