Культура и цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 08:35, курсовая работа

Описание работы

В задачи моей работы входит:
1)Рассмотреть феномен культуры.
2)Рассмотреть феномен цивилизации.
3)Рассмотреть какая же взаимосвязь культуры и цивилизации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1.Феномен культуры………………………………………………….....4
1.1.Виды, формы, содержание и функции культуры………………….7
1.2.Движущие силы культуры…………………………………………15
2.Феномен цивилизации………………………………………………..17
2.1Цивилизация,как социокультурное образование…………………20
3. Взаимосвязь культуры и цивилизации……………………………..21
Заключение……………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

лена.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

      Решающая  роль  трудящихся  масс  проявляется   и  в  развитии  духовной

культуры. Здесь можно выделить ряд важных  моментов.  Несмотря  на  то,  что большинство  духовных  ценностей  было  создано  профессиональными  творцами (архитекторами, художниками,  скульпторами,  писателями,  поэтами,  учеными, изобретателями и т.д.), следует  помнить,  что  трудящиеся  массы,  создавая материальные ценности, обеспечивали их существование и тем самым  давали  им возможность для занятий духовным творчеством. Своим трудом  они,  в  конечном счете,  определяли  состояние  материального  производства   и   общественных отношений конкретной  исторической  эпохи,  что  в  свою  очередь  оказывало воздействие  на  формирование  духовных   ценностей. Важно   и   то,   что освободительная борьба народных масс и их  созидательная  деятельность  были объектом,  который отражался в ценностях духовной   культуры.   Наконец, трудящиеся массы непосредственно творят духовные ценности, создавая  язык  и фольклор,  которые  становятся  неиссякаемым   источником   для   творческой деятельности профессиональных творцов духовных ценностей.

      Подводя  итоги рассмотренному выше, мы  можем сказать, что две  основные движущие силы развития культуры - это народные массы и личность. Они  движет культуру  каждая  по-своему,  выполняя  различные  функции  и  решают  разные задачи, но в этом движении ни та, ни другая не устранимы  и  дополняют  друг друга. Если же попытаться образно  сравнить  их  мощь,  то  наверно,  лучшим образом будет айсберг. Его надводная часть  -  это  творческие  личности,  а девять десятых его, находящиеся в воде, - это  народные  массы.  Вспомним  в этой связи слова М. И .Глинки: "Народ создает  музыку,  а  мы,  композиторы, только аранжируем ее".

 

                          2.  ФЕНОМЕН ЦИВИЛИЗАЦИИ.

 

      На ранних  ступенях общественного  развития  человек  был  слит  с  той

общностью  (родом,  общиной),  частичкой  которой  являлся.  Развитие   этой общности было одновременно и развитием самого  человека.  В  таких  условиях социальные  и  культурные  аспекты  общества  практически  не   разделялись: социальная жизнь была одновременно и жизнью данной  культуры,  а  достижения общества были достижениями его культуры. Так же  как  сознание  первобытного общества было, по выражению Маркса, "вплетено" в  материальную  деятельность людей, так и культурный аспект общества был слит с социальным,  не  отчленен от него.

      Также  особенностью  первобытной  социальности  был  ее  "естественный" характер.  Родоплеменные,  а   также   внутри   и   межобщинные   отношения  естественно" возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей,  в суровой борьбе за поддержание своего  существования.  Разложение  и  распад этих отношений в процессе перехода к классовому  обществу  был  одновременно глубинным переворотом в механизмах  функционирования  и  развития  общества, означавшим становление цивилизации.

      Анализируя  переход от первобытности к  цивилизации, Ф. Энгельс выделяет ее основные характеристики: общественное разделение труда  и  в  особенности отделение   города   от   деревни,   умственного   труда   от   физического, возникновение товарно-денежных отношений и  товарного  производства,  раскол общества  на  эксплуататоров  и  эксплуатируемых  и  как   следствие   этого- появление государства, права наследования имущества, глубокий  переворот  в формах семьи, создания письменности  и развитие  различных форм  духовного производства. Энгельса интересуют в первую очередь те  стороны  цивилизации, которые отделяют ее  от  первобытного  состояния  общества.  Но  его  анализ содержит также перспективу и более  разностороннего  подхода  к  цивилизации как явлению глобальному, всемирно-историческому.

      Понятие  цивилизации долгое время   оставалось  на  периферии   интересов марксистов.  Связанная  с  ним   проблематика   не   становилась   предметом исследования,   так   как   считалось,   что   для   характеристики   этапов общественного   развития   вполне    достаточно    категории    общественно- экономической  формации.  Понятие   же   цивилизации   настораживало   своей неопределенностью  и  многозначностью; в него  часто вкладывается   самое различное содержание.

      Термин  "цивилизация"  происходит  от  латинского  стИз  (гражданский,

государственный, политический). В литературе этот термин  отождествляется  с понятием "культура" (человек культурный и цивилизованный  -  характеристики однопорядковые), и как нечто  ей  противостоящее,  например  как  бездушное, вещное "тело" общества в противоположность культуре как началу  духовному; является уровнем, этапом в эволюции человеческого  общества,  пришедшего  на смену  варварству;  трактуется  как -то,  что   дает   удобство   (комфорт),

предоставляемое в наше распоряжение техникой и др. Получила  распространение интерпретация  этого  понятия  в   негативном   смысле   как   общественного состояния, враждебного гуманным, человеческим аспектам социальной жизни.  По О.Шпенглеру, цивилизация - это этап упадка культуры, ее старения.

      Современные  представления о  цивилизации   рассматриваются  мыслителями как нечто Единое, находящееся вне рамок социальных  систем.  Это  связано  с идеей целостности, единство мира. Категория цивилизации  охватывает  природу и  уровень   развития   материальной   и   духовной   культуры,   результаты деятельности человечества по созданию "второй природы", внедрение  элементов ноосферного характера в наличное бытие современного человечества.

      Категория  "цивилизация" используется  в широком спектре наук и   поэтому употребляется на различных уровнях абстракции:

      1) в общекультурном смысле - как социальная форма движения материи;

      2)   как   общая   социально-культурная   характеристика    всемирно-

исторического процесса и качественно-определенных стадий его развития;

      3)  как   культурно-исторический  тип,   характеризующий   регионально-

традиционные особенности развития общества;

      4) как   обозначение  цивилизованных  обществ,  сохраняющих  в   течение

длительного  времени  свою  жизненную  целостность  (майя,   шумеры,   инки,

этруски).

      Итак, главная  мысль в содержании категории  "цивилизация"  сводится  к

многообразию исторического  процесса, который  проходит  путь  от  локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню.

 

Вывод: Можно сделать вывод что, цивилизация представляла собой, с одной стороны, определенный этап в развитии человеческого общества, следующий за дикостью и варварством, с другой,— всю совокупность достижений человеческого разума и их воплощений в общественной жизни различных народов.

 

 

   2.1. ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

      Конечно,  все  характеристики  цивилизации   не   случайны,   отражают

некоторые реальные стороны  и особенности  исторического  процесса,  но,  как правило, их оценивают и интерпретируют односторонне, что дает основание  для критического  отношения  к   предлагаемым   многочисленным   толкованиям   и концепциям цивилизации.

      Вместе  с тем сама жизнь показала  необходимость  использования   понятия цивилизации,  выявления  его   реального   научно-культурного   содержания. Некоторые итоги проделанной в этом направлении современными  учеными  работы можно было бы кратко выразить следующим образом.

      Цивилизация  включает в себя преобразованную  человеком,  окультуренную, историческую  природу  (в  девственной  природе  существование   цивилизации невозможно) и средства этого преобразования, человека,  усвоившего  культуру и способного жить и действовать в окультуренной  среде  своего  обитания,  а также совокупность общественных отношений как  форм  социальной  организации культуры,  обеспечивающих  ее  существование  и  продолжение.   Формационное

членение   общества   придает   цивилизации    социальную    определенность,

историческую конкретность. Но цивилизация - понятие  более  глобальное,  чем общественная  формация.  Формационные  различия  в  обществе,  вышедшем   из первобытного  состояния,  -  это  различия  внутри   цивилизации. Поэтому, например,   понятие   "буржуазная   цивилизация"    означает    цивилизацию, развивающуюся в буржуазных  формах  социальной  организации,  заключающую  в себе и противоречия буржуазного общества  и  его  достижения,  его  вклад  в развитие  цивилизации,  то  есть   черты,   обретающие   общецивилизационное измерение  и  общечеловеческое  значение.  Противоречия   антагомистического общества  в  его  кризисами,   конфликтами,   борьбой   классов,   а   также противоречия двух социальных систем  имеют  свой  предел  -  они  не  должны разрушать цивилизацию, механизмов ее жизнедеятельности.

      Таким   образом,   цивилизация   представляет   собой   социокулътурное

образование. Если  понятие  "культура"  характеризует  человека,  определяет

меру его развития, способы  самовыражения  в  деятельности,  творчестве,  то

понятие  "цивилизация"  характеризует  социальное  бытие   самой   культуры. Антагонистические общественные отношения накладывают отпечаток  на  характер цивилизации, порождают глубокие противоречия в развитии культуры.

 

 

3.Взаимосвязь  культуры и цивилизации.

 

Цивилизация и культура - понятия тесно связанные друг с другом. В настоящее время в определённый уровень развития общества или общество, достигшее философии и других гуманитарных науках под цивилизацией чаще всего понимают определённого этапа в своем развитии. Подразумевается, что в первобытную эпоху истории человечества все народы, все племена еще не выработали те нормы общения, которые позже получили название цивилизационных норм. Примерно 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых принципах организации и общения.

В условиях цивилизации  достигается высокий уровень  развития культуры, создаются величайшие ценности и духовной, и материальной культуры. Проблеме соотношения культуры и цивилизации посвящено немало серьезнейших работ известных теоретиков культуры. Многие из них связывают ее с вопросами о судьбах культуры, цивилизации и даже всего человечества.

Понятие «цивилизация»  многозначно. Термин «цивилизация»  произошёл от латинского слова, означавшего «гражданский». Можно указать, по крайней мере, три основных значения этого слова. В первом случае рождается традиционная культурная проблематика, восходящая к немецким романтикам. В этом значении «культура» и «цивилизация» уже не воспринимаются как синонимы. Органика культуры противопоставляется мертвящему техницизму цивилизации. Второе значение слова предполагает движение мира от расколотого к единому. Возможна и третья парадигма - плюрализм отдельных разрозненных цивилизаций. В этом случае подвергается пересмотру восходящее к христианству видение общечеловеческой перспективы.

Для выработки более  или менее точного определения  цивилизации необходимо в свою очередь  изучение крупных социальных и культурных феноменов, существующих в виде целостностей, т.е. макроисторическое исследование. Н. Данилевский называет такие феномены культурно-историческими типами, О. Шпенглер - развитыми культурами, А. Тойнби - цивилизациями, П. Сорокин - метакультурами.

Все эти социальные и  культурные суперсистемы не совпадают  ни с нацией, ни с государством, ни с какой-либо социальной группой. Они выходят за пределы географических или расовых границ. Однако, подобно глубинным течениям, они определяют шире - цивилизационной схемы. И каждый по-своему прав. Ибо нет современной науки без учета и обоснования статуса наблюдателя.

Наличие государства  как определённой организации, управленческой структуры, координирующей хозяйственную, военную и некоторые другие сферы  жизнедеятельности всего общества.

Наличие письменности, без  которой затруднены многие виды управленческой и хозяйственной деятельности.

Наличие совокупности законов, правовых норм, пришедших на смену  родовым обычаям. Система законов  исходит из равной ответственности  каждого жителя цивилизационного общества независимо от его родоплеменной  принадлежности. С течением времени в цивилизациях приходят к письменной фиксации свода законов. Написанное право - отличительный признак цивилизованного общества. Обычаи - признак не цивилизационного общества. Следовательно, отсутствие чётких законов и норм - рудимент клановых, родовых отношений

Определенный уровень  гуманизма. Даже в ранних цивилизациях, если там и не господствуют представления  о праве каждого человека на жизнь  и достоинство, то, как правило, в  них не приемлют людоедства и человеческих жертвоприношений. Разумеется, и в современном цивилизационном обществе у каких-то людей с больной психикой или с преступными наклонностями есть побуждения к каннибализму или ритуальным кровавым действиям. Но общество в целом и законы не допускают варварских бесчеловечных действий.

Недаром переход к  цивилизационной стадии у многих народов был связан с распространением религии, несущих гуманистические  нравственные ценности, - буддизма, христианства, ислама, иудаизма.

Эти признаки цивилизации  возникают не обязательно сразу все вместе. Какой-то может сформироваться в конкретных условиях позднее или раньше. Но отсутствие этих признаков ведёт к упадку определенного общества. Эти признаки обеспечивают минимум защищенности человека, обеспечивают эффективное использование способностей человека, а значит, обеспечивают эффективность хозяйственной и политической системы обеспечивает расцвет духовной культуры.

Информация о работе Культура и цивилизации