Культура и цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 08:35, курсовая работа

Описание работы

В задачи моей работы входит:
1)Рассмотреть феномен культуры.
2)Рассмотреть феномен цивилизации.
3)Рассмотреть какая же взаимосвязь культуры и цивилизации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1.Феномен культуры………………………………………………….....4
1.1.Виды, формы, содержание и функции культуры………………….7
1.2.Движущие силы культуры…………………………………………15
2.Феномен цивилизации………………………………………………..17
2.1Цивилизация,как социокультурное образование…………………20
3. Взаимосвязь культуры и цивилизации……………………………..21
Заключение……………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

лена.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

      Существовала  и  другая  традиция  отношения   к  телу,  родившаяся   в

средневековье.  Тело,  которое  рассматривалось  как  временное  пристанище, сравнивалось с темницей духа.  В  данной традиции  абсолютное  предпочтение отдавалось духу,  а  прихоти  тела  -  причем  далеко  не  все  -  следовало удовлетворять  лишь  в  самой  незначительной  степени.   Ровно   настолько, насколько это необходимо для поддержания духовной жизни.

     Сегодняшние взгляды на человеческое тело существенно  изменились.  Это выражается прежде всего в том, что в представлении о самом себе  человек  не связывает тело с психикой. Тело рассматривается  в  основном  как  организм, ведущий  вполне  самостоятельное  существование.  В  соответствии   с   этим изменились и представления  о  культуре  тела.  Чаще  всего  она  ограничена областью физических упражнений и достижений в спорте. Выработана  и  система целенаправленных  упражнений  для  развития  мускулатуры  или  своеобразного "строительства тела"  (культуризм).  Это отвечает  взглядам  людей   эпохи индустриализации, где предпочтение отдается силе и технике.

 

                   Предметный и личностный виды культуры.

          Среди недостатков в  понимании  культуры  отметим  сведение  ее  к

внешнему, предметному  виду. Но видимый нами мир культуры - это  одна  из  ее частей. Как по одежде лишь встречают человека, но провожают его уже по  уму, так и предметный мир или вид культуры - это только  встреча  с  ней.  Видеть предметы - данной способностью обладают все более или менее  развитые  живые существа. Человека отличает умное видение, или умовидение. Ученый в  формуле видит закон природы. Верующий человек во всем видит Бога. Смешной и  наивной кажется нам сегодня вера средневекового человека в  леших,  ведьм,  русалок, но он-то видел их, и потому для него  они  были  реальны.  А  средневековому человеку, возможно, показалась смешной наша способность  при  чтении  видеть

героев, которые никогда  и не существовали на свете.  Видеть  можно  одно,  а

понимать при этом совсем другое.  Мы  видим,  например,  что  именно  Солнце вращается вокруг Земли, но понимаем, что в действительности Земля  вращается вокруг него.

     

                       Виды культуры и формы культуры.

      Все   содержание  культуры  оформлено   или  организовано   определенным способом.  Собственно  организованность  -  основной  принцип  культуры.   И организована она  подобно  тому,  как  организован  сам  человек,  поскольку культура   -   способ   деятельного   существования   человека.   А   способ существования не может принципиально отличаться от того, кто  существует.  В культурологии  способ  существования,  или   организации,   называется   формой. Следовательно, как человек есть  единство  внешнего  и  внутреннего,  так  и культура представляет собой такое единство, т.е. предметного  и  личностного видов.

      Внешний,  или  предметный,  вид  культуры  организован   по   принципу

материального существования. Это означает, что ведущую  роль  в нем играют законы природного, материального мира.

      Совокупность  материальных  ценностей  принято   называть  материальной культурой.

      Внутренний, или   личностный,  вид  культуры  организован  по  принципу

духовного существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют  идеалы и цели, побуждения и влечения самого человека, его представления  о  себе  и окружающем его мире.

      Совокупность духовных  ценностей принято называть духовной  культурой.

      Разумеется,  выделение   в  культуре  материальной  и   духовной   форм

существования носит условный характер. Отделить материальное  от  духовного, строго  говоря,  можно  только  в  воображении.  Попробуйте   сделать   это, например, в отношении какого-нибудь  произведения  искусства.  Где,  скажем, материальная сторона в музыкальном произведении, а где -  духовная?  Собаке- ищейке бесполезно показывать портреты преступника или его жертвы,  поскольку в них нет ничего материального, что  она  могла  бы  принять  за  "след".  А идеальную сторону портретов она воспринимать не способна.  На  это  способен

только  человек.  Для  духовного  существа  все  в  мире  пронизано   духом.

Некоторые авторы  вообще  склонны  применять  понятие  "культура"  только  к духовной жизни общества. (5*)

      Но пренебрежение материальной, или внешней, стороной культуры – отнюдь не признак культуры.

       Таким признаком  является единство и гармония  внешнего и  внутреннего, материального и духовного.

                            Содержание культуры.

      Культура -  способ  существования  человека.  Человек,  как  вид  есть

культура. Итак, он не потому культурен, что является человеком, а потому  он и человек, что является культурным. Это  значит,  что  содержанием культуры становится все содержание человеческой деятельности. О  том,  что  находится вне  сферы   деятельности   -   практической   или   теоретической,   ничего определенного мы не можем сказать. Включать в содержание  культуры  то,  что не охвачено деятельностью, нет никаких  оснований.  Границы  деятельности  - это и есть то, что можно назвать и миром, и культурой. В.М. Межуев, один  из теоретиков культуры в нашей стране, так и считает: "Весь мир  в  целом  есть для культурологии мир  культуры,  существующий  в  непосредственном  единстве  с человеком'' (6*). Но культура - все же способ  организации  деятельности,  а не только сама деятельность.  Это  значит,  что  она  представляет  собой  и способ выражения человека, или, как мы говорили  выше,  культура  -  явление

человека. Это значит, что человек хоть и находится в единстве в нею, но  все

же  не  растворен  в  ней  среди  массы  предметов.   В.М.   Межуев   писал:

"Действительным содержанием  культуры оказывается  развитие  самого  человека как  общественного  человека,  развитие  его  творческих   сил,   отношений, потребностей, способностей, форм общения и т.д."  (6*) Примем данный взгляд на содержание культуры за основу. Но при этом  добавим, что действительным содержанием культуры  является  не  сам  человек,  а  его представление о самом себе.

 

                              Функции культуры,

      Культура как форма  деятельности в  конечном  итоге   предназначена  для

сохранения  развития  своего   собственного   содержания,   т.е.   человека.

Предназначение культуры, ее "обязанность" или роль,  которую  она  играет  в человеческой жизни, выражены в ее функциях. Все функции осуществляются  ради человека  как  общественного  существа.  Познает  ли  он  мир  или  пытается защитить  природу,  верует  ли  он  в  Бога  или  разделяет  высокие  идеалы гуманизма - все это он делает ради себя самого.  В  соответствии  с  этим  и функции   культуры   призваны    обслуживать    эгоистические    устремления общественного человека.  Иногда  в  истории  культуры  появлялись  личности, которые не могли мириться с ее чисто служебной  ролью.  Как  правило,  из-за непонимания  их  современниками  они  вынуждены  были  иногда  покидать  мир культуры, изолировать себя от общества  и  т.д.  К  числу  таких  личностей, например, относится Руссо. Подобные личности полагали,  что  культура  и  ее функции должны  обслуживать  не  эгоистические  интересы  людей,  а  чистоту

нравов, сохранность окружающей  природы,  культивировать  любовь  и  веру  в человеке.

                 Коммуникативная функция и культура общения.

      Культуры  разных народов, как и люди - представители различных культур, взаимно обогащаются  благодаря  информативной  функции.  Известно  сравнение Б.Шоу результатов обмена  идеями  с  обменом  яблоками.  Когда  обмениваются яблоками, у каждой из сторон остается лишь по яблоку, когда же  обмениваются идеями, то у каждой из сторон  оказывается  по  две  идеи.  Обмен  идеями  в отличие от обмена предметами взращивает в человеке его личностную  культуру. Дело ведь не только в получении знаний, но и в том отклике, в  том  ответном идейном или эмоциональном движении, которое они  рождают  в  человеке.  Если

такого  движения  нет,  то  нет  и  культурного  роста.  Человек  растет   к

человечеству, а не к  числу прожитых лет. Культура -  это  культ  роста,  как

иногда говорят. А рост происходит оттого, что человек приобщается, не  теряя себя, к мудрости человеческого рода.

 

                 Регулятивная и оценочная функции культуры.

      Человек не может  не общаться. Даже когда он  находится  в  одиночестве,

но продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему  людьми,  с героями книг, с Богом или с самим  собой,  каким  он  видит  себя.  В  таком общении он может быть совсем иным, чем при живом  общении.  Культура  живого общения  предполагает  не только  вежливость  и такт.   Она   предполагает способность и умение каждого из  нас  привнести  в  круг  подобного  общения коммуникативность культуры, т.е. нашу  связь  с  человечеством,  которую  мы ощущали, будучи наедине с собой. Быть самим собой и признавать право на  это другого человека - это значит признавать равенство каждого  по  отношению  к человечеству и его культуре. Речь идет  о  характерной  черте  или  о  норме поведения. Разумеется, в культуре есть множество норм,  и  привил  поведения. Все они  служат  одной  общей  цели:  организации  совместной  жизни  людей. Существуют нормы права и  мораль,  нормы  в  искусстве,  нормы  религиозного сознания и поведения.  Все  эти  нормы  регламентируют  поведение  человека, обязывают его придерживаться каких-то границ, которые считаются  приемлемыми в той или иной культуре.

      Перечисленные   функции  культуры  обычно  относят  лишь  к   духовной.

Договорившись о том,  что  духовная  культура  играет  главную  роль,  будем считать, что ее функции - это все же главные функции культуры. Что касается функций материальной культуры, то они в конечном итоге вытекают из  основной ее функции, из ее роли быть фундаментом духовной культуры и  ее  функций.  И действительно, почти все перечисленные функции не могут  осуществляться  без материальной основы.

 

                                         Человек и культура.

      Положение человека  в мире и его отношение   к  миру  зависят  от  самых

различных социальных факторов, в  том числе и от культуры. При  этом в любую историческую   эпоху  сосуществует множество  различных   культур. Их взаимодействие, взаимопроникновение   существенно  определяют жизненную позицию человека, его мировоззрение и мироощущение.

 

 

 

                    1.2  ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ.

 

      Когда  западные  культурологи  (П.Сорокин,  А.Тойнби)   рассуждают   о

движущих силах культуры, они  выделяют в качестве ее активного  элемента,  как правило, "интеллектуальную элиту".  Выразители  идеологии  мелкой  буржуазии (Н.Михайловский и др.) говорили о "героической личности". Если в буржуазной социологии и поднимался вопрос  о  творчестве  масс,  то  речь  шла  либо  о неуловимой "народной душе" (В.Виндт), либо о  "коллективных  представлениях" (Э.Дюркгейм). С одной стороны, мы знаем,  что в классово-антагонистических формациях способы производства духовных  ценностей  таковы,  что  трудящиеся массы фактически  исключаются  из  этого  производства.  С  другой  стороны, выдающихся  деятелей  культуры  мы  знаем,  как  правило,  по   именам.   Мы безошибочно называем создателей "Илиады" и "Одиссеи", "Войны и мира",  "Саги о Форсайтах", "Сикстинской  мадонны",  "Гибели  Помпеи",  "Ночного  дозора",

"Героической симфонии", трагедии  и оперы "Фауст"  и  т.д.  Даже  если  имена создателей нам неизвестны, как, например, в случаях "Песни  о  Роланде"  или "Слова о полку Игореве", мы все равно глубоко убеждены в том, что за  этими творениями искусства стоят высокоодаренные мастера слова, имена  которых  до нас не дошли.

      Казалось бы, все  ясно - культуру создают отдельные личности. Однако не

будем торопиться с этим выводом. Ведь когда мы говорим о культуре, мы  имеем в виду не только произведения искусства, а всю совокупность  материальных  и духовных ценностей и способов  деятельности  по  их  созданию.  Этот  момент весьма существен - он меняет всю постановку проблемы движущих сил  культуры. Чтобы ее изучить, надо для начало ответить  на  вопрос:  кто  действительный творец материальных ценностей, являющихся остовом, каркасом любой  культуры? Прежде всего та часть общества, которая с  помощью  своих  трудовых  навыков приводит в действие средства производства, т.е. трудящиеся массы. 

      Как  показывает  исторический  опыт,  когда   народные  массы   активно

участвуют в  социальных  революциях,  происходят  стремительные  и  глубокие социальные преобразования, ускоряется ход исторического процесса и  развитие мировой культуры. Эта сторона решающей роли трудящихся масс  носит,  однако, прерывистый, скачкообразный характер. Периоды бурной  социальной  активности масс сменяются периодами их  социальной  пассивности.  Причины  такой  смены коренятся  не  в  какой-то  мифической  "народной  душе",  а  в  объективных социально-экономических условиях. Но и в том, и в другом случае  (активности и пассивности) трудящиеся  массы  играют  решающую  роль  в  истории:  своей активностью они ускоряют ее ход, своей пассивностью  -  замедляют  темпы  ее развития. Это очень важно отметить,  так  как  в  обычном словоупотреблении "решающая роль" понимается только как позитивное  влияние на  что-либо.  В действительности же массы оказывают решающее  воздействие  на  ход  развития истории и мировой культуры,  как  своей  силой,  так  и  своей  слабостью.  И социальная  сила,  и  социальная  слабость  трудящихся  масс  всегда  должны приниматься во внимание при  оценке  того  или  иного  конкретного  этапа  в развитии мировой культуры.

Информация о работе Культура и цивилизации