Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 18:55, курс лекций

Описание работы

Тема №1. Предмет философии и ее роль в обществе.
Понятие мировоззрения, его сущность и структура. Основные исторические типы мировоззрений.
Соотношение мировоззрения и философии. Природа философских проблем и специфика философского знания.
Понятие культуры и ее социальные функции.
Место философии в системе культуры. Роль философии в обществе и ее значение для личности.
Философия как социо-культурное историческое явление. Периодизация истории философии.

Файлы: 1 файл

Лекции Феликс Матвеевич Землянский философия.docx

— 58.54 Кб (Скачать файл)

Лекция №1            1.09.11

Тема №1. Предмет философии и ее роль в обществе.

  1. Понятие мировоззрения, его сущность и структура. Основные исторические типы мировоззрений.
  2. Соотношение мировоззрения и философии. Природа философских проблем и специфика философского знания.
  3. Понятие культуры и ее социальные функции.
  4. Место философии в системе культуры. Роль философии в обществе и ее значение для личности.
  5. Философия как социо-культурное историческое явление. Периодизация истории философии.

1) В различных видах  деятельности человек как правило опирается на определенные знания.

Многообразию видов деятельности в обществе соответствует многообразие видов знаний. Все многообразие видов  знаний можно разделить на 2 класса:

1 – ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ. Знания предметов самих о себе (о св-вах, составе, структуре, взаимосвязях и т.д.)

Примером может служить  любое научное знание (физическое, химическое, экономическое).

2 – ЗНАНИЯ ЦЕННОСТНЫЕ. Знания не о вещах, как таковых,  а об отношении субъекта к  этим вещам.

Субъект – и отдельный человек, и соц. группа, и общество в целом  в конкретный период развития.

  Цен.


 ВЗ  Субъект


Под отношением субъекта к  вещи имеется в виду то, какова значимость, важность, ценность этой вещи для субъекта. Знание о том, как эта вещь связана с потребностями человека, его целями, идеалами.

К ценностным видам знания относятся: религиозное, художественно-эстетическое, философское.

Особым видом ценностного  знания является мировоззрение субъекта.

Мировоззрение – особая форма  духовного освоения субъектом действительности: знание о мире под углом зрения отношения субъекта к нему, знания о месте человека в мире, о своем отношении к этому миру.

Чтобы конкретизировать понятие  мировоззрения нужно рассматривать  его структуру.

СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Аспекты:

  1. Можно различать элементы мировоззрения с учетом субъекта мировоззрения:
    1. Индивидуально-личностное
    2. Социально-групповое
    3. Мировоззрение общества на определенной ступени его развития
  2. Можно рассмотреть с учетом того, с результатом какого вида деятельности связаны элементы мировоззрения:

В общем случае различают 3 вида деятельного отношения  человека к миру:

    1. Духовно-познавательная деятельность
    2. Духовно-практическое отношение (ценностное) – выработка ценностей, оценок и т.д.
    3. Практическое отношение

А) познавательный элемент  мировоззрения (все многообразие обобщенных знаний о мире)

Б) ценностно-нормативный  элемент мировоззрения (многообразие знаний о ценностях, критериях оценок, ценностных установках и ориентациях, идеалах, целях деятельности, а также  норм деятельности)

Каково соотношение целей и  идеалов? Норма?(деятельности и поведения). Какова ее роль в жизнедеятельности человека?

В) методологический элемент  мировоззрения (знания о различных  методах практической деятельности (познават., практич.)

Особым элементом мировоззрения являются убеждения субъектов.

В чем сущность убеждений? Как соотносятся  убеждения и знания человека?

  1. В структуре мировоззрения различают 2 его уровня:

-обыденный уровень мировоззрения.

Формируется под влиянием самых разнообразных явлений, событий, ситуаций жизни. В значительной мере формируется стихийно. Не требует  особых методов, специальных приемов. Как правило не является систематизированным. Играет очень важную роль в жизни человека.

-теоретический уровень мировоззрения.

Формируется не стихийно, а  целенаправленно в процессе организованного  образования, воспитания, как результат  осознанного, критического отношения к окружающему миру, к знаниям. Поэтому теоретическое мировоззрение как правило носит систематизированный характер и непосредственно связано с самосознанием личности.

Обыденный и теоретический  уровни свойственны а), б) и в).

Существенным, фундаментальным  элементом теоретического мировоззрения (и личностного, и соц.-группового) является философское знание, чем и определяется значение философии для личности и ее роль в обществе.

2) ФИЛОСОФИЯ  - теоретическая форма рефлексии над мировоззрением и культурой исторически определенного вида.

Рефлексия над чем-либо, какой-либо вещью есть ее анализ, обоснование, осмысление и на этой основе обоснование плана, стратегии.

Рациональный – т.е. логический

Теоретический подход (теоретическая  форма знания) характеризуется тем, что знание:

- является  системно-рационализированным

- знание о  сущности, закономерности некоторого  класса вещей

- теоретическое знание  является специализированным, т.е.  получение подразумевает использование  специальных методов и средств.

- теоретическое знание  выражается посредством специального  языка, т.е. системы специальных  понятий.

ФИЛОСОФИЯ – рефлексия  над мировоззрением и культурой, которая осуществляется в теоретической  форме. Поэтому философское знание (как результат рефлексии) представляет собой системно-рационализированное, специализированное знание, выраженное в специальном языке.

Эти черты философского знания сближают его с любым другим знанием.

Лекция №2          8.09.11

3) Культура – есть совокупный  продукт и способ организации  жизнедеятельности общественно-исторического  субъекта.

Культура - совокупный продукт жизнедеятельности  субъекта. И при таком понимании  культура включает все многообразие всех результатов всех видов деятельности.

Культура  – искусственно созданный человеком  мир.

Как результат  исторической деятельности культура представляет собой меру исторического развития субъекта. Точно также и индивидуально-личностная культура является мерой развития человека как личности, индивидуальности.

Основная  форма выражения культуры – язык.

Культура  является и способом организации жизнедеятельности субъекта. Любой вид деятельности предполагает овладение соответствующим знанием, определенными методами, способами, средствами, предполагает обоснование цели и ожидаемого результата деятельности. Иначе говоря, осуществление любого вида деятельности предполагает овладение определенной культурой: именно культура деятельности и определяет эффективность, результативность и качество деятельности.

Именно  в этом и заключается роль культуры как способа организации жизнедеятельности  человека. Именно овладение культурой  является важнейшим средством социализации личности , ее способности выполнять различные социальные роли. Вместе с тем культура является важнейшим средством и индивидуализации личности, т.е. способом развития индивидуальных задатков, способностей личности.

Вышесказанное позволяет назвать основные функции, выполняемые культурой в обществе:

  1. Гуманистическая функция, которая заключается в том, что культура есть важнейшее средство развития субъекта
  2. Познавательная функция
  3. Ценностно-мировоззренческая функция
  4. Нормативно-регулятивная функция
  5. Методологическая функция – методы и способы деятельности
  6. Функция социальной памяти
  7. Коммуникативная
  8. Функция психологической защиты и компенсации

Так же, как и мировоззрение, культура обладает сложной многоплановой  структурой, аналогичной структуре  мировоззрения. Один из аспектов структуры  культуры включает ее различные формы, связанные с соответствующими видами деятельности:

  1. Политика
  2. Право
  3. Мораль
  4. Художественно-эстетический элемент культуры
  5. Наука
  6. Философия
  7. Религия (атеизм)

Поскольку философия как  вид деятельности, особый тип культуры, особый тип знаний, возникает вопрос о месте философии в системе  культуры.

Философия взаимодействует  с другими элементами культуры:

а) различные элементы культуры, содержащиеся в них знания, ценностный компонент и т.д. анализируются  философией, обобщаются и на этой основе конструируется философская картина мира. Поэтому различные элементы культуры выполняют мировоззренческую функцию по отношению к философии, способствуют обоснованию философского мировоззрения.

б) в свою очередь философия  оказывает воздействие на различные  элементы культуры, выполняя по отношению  к ним логико-методологическую роль, т.е. разрабатывает общие понятия, обосновывает законы логического мышления, универсальные методы познавательной деятельности (анализ, синтез, обобщение, моделирование и т.д.), которые  используются в самых различных  элементах культуры.

Место философии в системе  культуры определяется и ее функциями.

Первая важная функция  философии в системе культуры заключается в том, что философия  анализирует различные элементы культуры, является рефлексией над  культурой, способствует интеграции, целостности  культуры как системы. Кроме того, философия выполняет и другие функции:

  1. Ценностно-мировоззренческая
  2. Логико-методологическая
  3. Познавательная
  4. Гуманистическая, которая проявляется прежде всего в том, что философия способствует :
    1. Культурному развитию личности, т.к. в философских учениях в сжатой обобщенной концентрированной форме выражены основные идеи, ценности культуры на соответствующем этапе исторического развития.
    1. Развитию культуры мышления поскольку философия в ее различных учениях показывает основные методы, способы логического мышления, логические формы, методы и способы познавательной деятельности
    2. Развитию самосознания личности, поскольку привлекает личность к размышлению над важными смысложизненными проблемами

Этим и определяется значение философии для личности.

5 вопрос. Историческое развитие общества и культуры обусловливает и историческое развитие философии, которое проходит качественно различные этапы в своем развитии. Историческое развитие философии определяется различными факторами:

  1. Социальными (Экономическими, Политическими
  2. Культурными (воздействие различных элементов культуры на философию, причем на различных этапах развития философии определяющее влияние на нее оказывают различные элементы культуры: античность – мифология, элементы зарождающегося знания; средние века – религия; эпоха Возрождения – литература и искусство, Новое время - наука)
  3. Преемственная связь в процессе развития самого философского знания

 

Имея  в виду обусловленность исторического  развития философии социальными  и культурными факторами философию  характеризуют как социо-культурное историческое явление. Учитывая сказанное, при рассмотрении любого этапа в развитии философии следует придерживаться следующего плана:

  1. Культурно-исторические условия развития философии на определенном ее этапе
  2. Характерные черты этого этапа развития философии
  3. Основные проблемы философии на данном этапе ее развития
  4. Основные идеи как результат разработки этих проблем
  5. Основные представители философии на данном этапе ее развития.

В историческом развитии философии выделяют следующие  исторические этапы ее развития:

  1. Античная философия (конец 7 в до н.э. – 3 в)
  2. Средневековая философия (II – III вв – XIV в)
  3. Философия Эпохи Возрождения (конец  14 – 16 века)
  4. Философия Нового времени, в которой обычно различаются: философия 17 века, философия 18 века, классическая немецкая философия конца 18 – первой половины 19 века, марксистская философия (середина – вторая половина 19 века)
  5. Русская философия 19 – начала 20 вв
  6. Западноевропейская философия конца 19 – начала 20 вв.

ТЕМА №2. Античная философия

  1. Культурно-исторические условия античной философии. Ее характерные черты, основные этапы развития.

Античная философия возникает  на рубеже 7-6 веков до н.э. в Древней  Греции. Возникновение и развитие древнегреческой философии было обусловлено, а хотя и опосредовано общей исторической ситуацией в  Древней Греции в этот период. В  Период с 9 по 7 века происходит подъем хозяйственно-экономической деятельности, в значительной мере связанный с все более применением орудий, с развитием мореплавания, колонизацией земель по средиземноморскому побережью, развитием и более широким применением рабского труда и другими факторами, которые в конечном счете способствовали развитию торговли, ремесел, усилению древнегреческих городов – полисов.

Развитие различных видов  деятельности, усиление культурных связей Древней Греции с другими странами приводило к социальному расслоению древнегреческого общества, следовательно, к усложнению его социальной структуры, правовых отношении, к развитию политических институтов. Среди многообразных исторических факторов, так или иначе влиявших на возникновение античной философии, существенную роль в этом процессе сыграли 3 фактора:

  1. Усложнение хозяйственно-экономической деятельности, развитие различных видов деятельности неизбежно привело к общественному разделению труда – отделению умственного труда от физического. Относительное обособление умственного труда способствовало специализации, а следовательно, повышению эффективности духовно-познавательной деятельности, а также в постепенном формировании определенной социальной группы, представители которой занимались именно духовно-познавательной деятельностью, совершенствовали методы, формы, средства этой деятельности. Именно этим в значительной мере объяснялось и развитие античной культуры.
  2. Развитие хозяйственно-экономической деятельности, ремесел, мореплавания и судостроения и прочие виды деятельности требовали выработки, накопления многообразных предметных знаний (физических, астрономических, медицинских, правовых) однако, существовавший в этот период (7 век до н.э.), способ миропонимания и познания – мифологический в принципе исключал возможность получения предметных знаний. Суть мифологического способа миропонимания – персонификация предметов, сил в природе, наделение их теми свойствами, которые характерны для человека или социальных явлений в социуме (антропоморфизм). Такой подход исключал возможность предметных знаний. Иначе говоря, возникло противоречие между с одной стороны – объективной социальной потребностью в разнообразных предметных знаниях и с другой стороны – мифологической мировоззренческой установкой, в принципе исключающей получение таких знаний. Стремление преодолеть это противоречие сделать возможным получение этих знаний привело к формированию и развитию новой мировоззренческой установки, ориентирующей на познание сущности, причин самих природных явлений, вещей. Такая новая мировоззренческая установка и означала возникновение философии. Непосредственной предпосылкой было именно это противоречие.

Информация о работе Лекции по "Философии"