Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 18:55, курс лекций
Тема №1. Предмет философии и ее роль в обществе.
Понятие мировоззрения, его сущность и структура. Основные исторические типы мировоззрений.
Соотношение мировоззрения и философии. Природа философских проблем и специфика философского знания.
Понятие культуры и ее социальные функции.
Место философии в системе культуры. Роль философии в обществе и ее значение для личности.
Философия как социо-культурное историческое явление. Периодизация истории философии.
Лекция №1 1.09.11
Тема №1. Предмет философии и ее роль в обществе.
1) В различных видах деятельности человек как правило опирается на определенные знания.
Многообразию видов
1 – ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ. Знания предметов самих о себе (о св-вах, составе, структуре, взаимосвязях и т.д.)
Примером может служить любое научное знание (физическое, химическое, экономическое).
2 – ЗНАНИЯ ЦЕННОСТНЫЕ.
Знания не о вещах, как
Субъект – и отдельный человек, и соц. группа, и общество в целом в конкретный период развития.
Цен.
ВЗ Субъект
Под отношением субъекта к вещи имеется в виду то, какова значимость, важность, ценность этой вещи для субъекта. Знание о том, как эта вещь связана с потребностями человека, его целями, идеалами.
К ценностным видам знания относятся: религиозное, художественно-эстетическое, философское.
Особым видом ценностного знания является мировоззрение субъекта.
Мировоззрение – особая форма духовного освоения субъектом действительности: знание о мире под углом зрения отношения субъекта к нему, знания о месте человека в мире, о своем отношении к этому миру.
Чтобы конкретизировать понятие
мировоззрения нужно
СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
Аспекты:
В общем случае различают 3 вида деятельного отношения человека к миру:
А) познавательный элемент мировоззрения (все многообразие обобщенных знаний о мире)
Б) ценностно-нормативный элемент мировоззрения (многообразие знаний о ценностях, критериях оценок, ценностных установках и ориентациях, идеалах, целях деятельности, а также норм деятельности)
Каково соотношение целей и идеалов? Норма?(деятельности и поведения). Какова ее роль в жизнедеятельности человека?
В) методологический элемент мировоззрения (знания о различных методах практической деятельности (познават., практич.)
Особым элементом мировоззрения являются убеждения субъектов.
В чем сущность убеждений? Как соотносятся убеждения и знания человека?
-обыденный уровень мировоззрения.
Формируется под влиянием самых разнообразных явлений, событий, ситуаций жизни. В значительной мере формируется стихийно. Не требует особых методов, специальных приемов. Как правило не является систематизированным. Играет очень важную роль в жизни человека.
-теоретический уровень мировоззрения.
Формируется не стихийно, а целенаправленно в процессе организованного образования, воспитания, как результат осознанного, критического отношения к окружающему миру, к знаниям. Поэтому теоретическое мировоззрение как правило носит систематизированный характер и непосредственно связано с самосознанием личности.
Обыденный и теоретический уровни свойственны а), б) и в).
Существенным, фундаментальным элементом теоретического мировоззрения (и личностного, и соц.-группового) является философское знание, чем и определяется значение философии для личности и ее роль в обществе.
2) ФИЛОСОФИЯ - теоретическая форма рефлексии над мировоззрением и культурой исторически определенного вида.
Рефлексия над чем-либо, какой-либо вещью есть ее анализ, обоснование, осмысление и на этой основе обоснование плана, стратегии.
Рациональный – т.е. логический
Теоретический подход (теоретическая форма знания) характеризуется тем, что знание:
- является системно-рационализированным
- знание о сущности, закономерности некоторого класса вещей
- теоретическое знание
является специализированным, т.е.
получение подразумевает
- теоретическое знание
выражается посредством
ФИЛОСОФИЯ – рефлексия
над мировоззрением и культурой,
которая осуществляется в теоретической
форме. Поэтому философское знание
(как результат рефлексии) представляет
собой системно-
Эти черты философского знания сближают его с любым другим знанием.
Лекция №2 8.09.11
3) Культура – есть совокупный
продукт и способ организации
жизнедеятельности общественно-
Культура - совокупный продукт жизнедеятельности субъекта. И при таком понимании культура включает все многообразие всех результатов всех видов деятельности.
Культура – искусственно созданный человеком мир.
Как результат исторической деятельности культура представляет собой меру исторического развития субъекта. Точно также и индивидуально-личностная культура является мерой развития человека как личности, индивидуальности.
Основная форма выражения культуры – язык.
Культура является и способом организации жизнедеятельности субъекта. Любой вид деятельности предполагает овладение соответствующим знанием, определенными методами, способами, средствами, предполагает обоснование цели и ожидаемого результата деятельности. Иначе говоря, осуществление любого вида деятельности предполагает овладение определенной культурой: именно культура деятельности и определяет эффективность, результативность и качество деятельности.
Именно
в этом и заключается роль культуры
как способа организации
Вышесказанное
позволяет назвать основные функции,
выполняемые культурой в
Так же, как и мировоззрение, культура обладает сложной многоплановой структурой, аналогичной структуре мировоззрения. Один из аспектов структуры культуры включает ее различные формы, связанные с соответствующими видами деятельности:
Поскольку философия как вид деятельности, особый тип культуры, особый тип знаний, возникает вопрос о месте философии в системе культуры.
Философия взаимодействует с другими элементами культуры:
а) различные элементы культуры, содержащиеся в них знания, ценностный компонент и т.д. анализируются философией, обобщаются и на этой основе конструируется философская картина мира. Поэтому различные элементы культуры выполняют мировоззренческую функцию по отношению к философии, способствуют обоснованию философского мировоззрения.
б) в свою очередь философия оказывает воздействие на различные элементы культуры, выполняя по отношению к ним логико-методологическую роль, т.е. разрабатывает общие понятия, обосновывает законы логического мышления, универсальные методы познавательной деятельности (анализ, синтез, обобщение, моделирование и т.д.), которые используются в самых различных элементах культуры.
Место философии в системе культуры определяется и ее функциями.
Первая важная функция философии в системе культуры заключается в том, что философия анализирует различные элементы культуры, является рефлексией над культурой, способствует интеграции, целостности культуры как системы. Кроме того, философия выполняет и другие функции:
Этим и определяется значение философии для личности.
5 вопрос. Историческое развитие общества и культуры обусловливает и историческое развитие философии, которое проходит качественно различные этапы в своем развитии. Историческое развитие философии определяется различными факторами:
Имея
в виду обусловленность исторического
развития философии социальными
и культурными факторами
В историческом развитии философии выделяют следующие исторические этапы ее развития:
ТЕМА №2. Античная философия
Античная философия возникает на рубеже 7-6 веков до н.э. в Древней Греции. Возникновение и развитие древнегреческой философии было обусловлено, а хотя и опосредовано общей исторической ситуацией в Древней Греции в этот период. В Период с 9 по 7 века происходит подъем хозяйственно-экономической деятельности, в значительной мере связанный с все более применением орудий, с развитием мореплавания, колонизацией земель по средиземноморскому побережью, развитием и более широким применением рабского труда и другими факторами, которые в конечном счете способствовали развитию торговли, ремесел, усилению древнегреческих городов – полисов.
Развитие различных видов
деятельности, усиление культурных связей
Древней Греции с другими странами
приводило к социальному