Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 18:55, курс лекций
Тема №1. Предмет философии и ее роль в обществе.
Понятие мировоззрения, его сущность и структура. Основные исторические типы мировоззрений.
Соотношение мировоззрения и философии. Природа философских проблем и специфика философского знания.
Понятие культуры и ее социальные функции.
Место философии в системе культуры. Роль философии в обществе и ее значение для личности.
Философия как социо-культурное историческое явление. Периодизация истории философии.
Помимо сущности любой чувственно воспринимаемы предмет имеет и другую причину, которую Аристотель называет материальной. Материальна причина - это то из чего образован предмет. Аристотель вводит понятие «первая материя» и «последняя материя». Последняя материя-конкретный материал, из которого образованы вещи. Первая материя-мысленно постигаемый принцип объективного материального существования, лишена формы, вечна и непознаваема.
Учение Аристотеля: материя пассивна, инертна. Активная роль в порождении вещей принадлежит сущности: именно сущность оформляет материю (материал), благодаря чему и возникают различные вещи. Поэтому, объясняя возникновение и существование различных вещей Аристотель рассматривает 2 понятия - материя и форма (сущность). Материя-это лишь возможность многообразных вещей. Эта возможность становится действительностью благодаря активности формы. Материя-возможность, форма-действительность. Сущность формы по природе активна и определяет становление движение, развитие вещи. Форма-это движущая причина. Сущность формы заключает в себе и то совершенство вещи, ту цель, к которой направлено движение и развитие речи, те сущность выступает и как целевая причина. Т.о. Аристотель , говор о причинах бытия чувственно воспринимаемого мира, указывает 2 причины: 1. Материальная 2.Движущая-сущностная-целевая. В учении Аристотеля материя вечна, хотя и не познаваема, поскольку не имеет формы. Сущность нематериальна, но она познаваема, а знания выражены в форме понятия. Существует иерархия, в которой имеет место переход от одной общности к более высокой. Иерархия сущности существует в разуме. Бог-универсальный разум, именно в его разуме заключена вся иерархия форм. Каждый предмет имеет причину движения. Восходя по цепочке причин мы логически причем к первопричине, которая является причиной самой себя. Бог-первопричина и перводвигатель и источник всех форм. При этом Аристотель имеет в виду «философского» бога, т.е. не личностного бога, как в религии. В учении Аристотеля содержатся определенные учения о душе. Душа рассматривается как сущность-форма естественных тел, способных обладать жизнью. Аристотель выделяет 3 вида души:
1. Растительная
2. Животная
3. Разумная
Разумная душа
в отличии от других обитает в теле,
но с ним не связана. После смерти разумная
душа соединяется с мировым разумом. Человек
обладает всеми тремя видами души. В философии
Аристотеля присутствует определенная
концепция познания, которая близка к
«Теории припоминания» Платона. Аристотель
полагал, что душа обладает всеми знаниями
о сущности вещей, и припоминает.
Важное
место в учении Аристотеля
занимает Этика. В этических
идеях Аристотель исходит из
того, что человек разумное и
свободное существо, хотя по природе
своей человек потенциально
В учении Аристотеля свобода человека определяется его разумом, это то, что человек совершает добровольно. Т Е Свобода человека-в разумной воле.
Исходя из учения о сущности и душе Аристотель признавал, что в душе человека, как в его сущности, уже заложена благая цель. Чтобы реализовать эту цель человек должен участвовать в различных видах деятельности, однако не всякая деятельность реализует заложенную в человеке благую цель. Деятельность должна быть выполняема максимально лучшим способом и должна быть самоценной, те ценной сама по себе. Одним из первых увидел соотношение цели и средства.
Также как
и в учении Платона в учении
Аристотеля разрабатываются
Правильное |
Неправильное |
1. Монархия 2. Аристократия 3. Республика |
1. Тирания 2. Олигархия. 3. Охлократия |
Именно Аристотель впервые поставил вопрос о том, что такое истинное знание. Истина-это знание, которое по своему содержанию соответствует познаваемым предметам. Такая концепция истины получила название классической (или корреспондентской).
Конец творчества Аристотеля приходится на новую историческую эпоху в развитии древней Греции-это эпоха эллинизма , для которой характерно то, что прекращается независимое политическое существование полисов.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
1. Эпикур (341-270 г до нэ)
2. Стоицизм
3. Скептицизм
Указанные учения в древнегреческой философии и в римской.
Практика:
Философия как система включает различные элементы-составные части: учение о бытии (о субстанции, существенных свойствах)-онтология. Учение о познании-об истине-гносиолоогия. Учении о мышлении (формы и законы мышления)-логика. Эстетика-учение о прекрасном и безобразном. Философское учение о человеке-философская антропология. Философское учение о ценностях-аксиология.
Вопрос об отношении материи и сознания называется ОСНОВНЫМ ВОПРОСОМ ФИЛОСОФИИ. Этот вопрос имеет 2 стороны:
1 СТОРОНА ОВФ
-вопрос о том, что первично, а что вторично-материя или сознание?? В зависимости от ответа 2 школы философии: материализм и идеализм. 2 вида идеализма :
1.объективный
идеализм (в качестве первичного-
2. Субъективный (духовное идеальное начало зависит от человека-воля-те первоначало зависит от субъекта).
2 СТОРОНА ОВФ
Вопрос о том как наше знание о мире относится к миру: соответствуют они этому миру или нет. По сути это вопрос о познаваемости мира: если знания соответствуют окружающему миру, то они истинны и мир познаваем человеком. Если знания не соответствуют положению дел, значит мир непознаваем человеком. Большей частью философские учения (и материалистические и идеалистические) признают познаваемость мира, хотя сам процесс познания истолковывают по-разному. Вместе с тем в философии есть учения которые утверждают принципиальную непознаваемость мира. Такое философское течение- агностицизм