Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 18:55, курс лекций

Описание работы

Тема №1. Предмет философии и ее роль в обществе.
Понятие мировоззрения, его сущность и структура. Основные исторические типы мировоззрений.
Соотношение мировоззрения и философии. Природа философских проблем и специфика философского знания.
Понятие культуры и ее социальные функции.
Место философии в системе культуры. Роль философии в обществе и ее значение для личности.
Философия как социо-культурное историческое явление. Периодизация истории философии.

Файлы: 1 файл

Лекции Феликс Матвеевич Землянский философия.docx

— 58.54 Кб (Скачать файл)

Помимо сущности любой чувственно воспринимаемы  предмет имеет и другую причину, которую Аристотель называет материальной.  Материальна причина - это то из чего образован предмет. Аристотель вводит понятие «первая материя» и «последняя материя». Последняя материя-конкретный материал, из которого образованы вещи. Первая материя-мысленно постигаемый принцип объективного материального существования, лишена формы, вечна и непознаваема.

Учение Аристотеля: материя пассивна, инертна. Активная роль в порождении вещей принадлежит  сущности: именно сущность оформляет  материю (материал), благодаря чему и возникают различные вещи. Поэтому, объясняя возникновение и существование различных вещей Аристотель рассматривает 2 понятия - материя и форма (сущность). Материя-это лишь возможность многообразных вещей. Эта возможность становится действительностью благодаря активности формы. Материя-возможность, форма-действительность. Сущность формы по природе активна и определяет становление движение, развитие вещи. Форма-это движущая причина. Сущность формы заключает в себе и то совершенство вещи, ту цель, к которой направлено движение и развитие речи, те сущность выступает и как целевая причина. Т.о. Аристотель , говор о причинах бытия чувственно воспринимаемого мира, указывает 2 причины: 1. Материальная 2.Движущая-сущностная-целевая. В учении Аристотеля материя вечна, хотя и не познаваема, поскольку не имеет формы. Сущность нематериальна, но она познаваема, а знания выражены в форме понятия. Существует иерархия, в которой имеет место переход от одной общности к более высокой. Иерархия сущности существует в разуме. Бог-универсальный разум, именно в его разуме заключена вся иерархия форм. Каждый предмет имеет причину движения. Восходя по цепочке причин мы логически причем к первопричине, которая является причиной самой себя. Бог-первопричина и перводвигатель и источник всех форм. При этом Аристотель имеет в виду «философского» бога, т.е. не личностного бога, как в религии. В учении Аристотеля содержатся определенные учения о душе. Душа рассматривается как сущность-форма естественных тел, способных обладать жизнью. Аристотель выделяет 3 вида души:

1. Растительная 

2. Животная

3. Разумная

Разумная душа в отличии от других обитает в теле, но с ним не связана. После смерти разумная душа соединяется с мировым разумом. Человек обладает всеми тремя видами души. В философии Аристотеля присутствует определенная концепция познания, которая близка к «Теории припоминания» Платона. Аристотель полагал, что душа обладает всеми знаниями о сущности вещей, и припоминает.                         

 Важное  место в учении Аристотеля  занимает Этика. В этических  идеях Аристотель исходит из  того, что человек разумное и  свободное существо, хотя по природе  своей человек потенциально добродетелен, тем не менее добродетельность автоматически не реализуется в поведении человека. Добродетельное поведение есть результат определенного воспитания и образования, а также усилий разумной воли. Для того, чтобы быть добродетельным, человек усилием разумной воли должен следовать определенным принципам поведения, и важнейшим из них является принцип умеренности, соразмерности, гармонии :ни в чем и нигде сверх меры, никаких крайностей. Умеренность-золотая середина.

В учении Аристотеля свобода  человека определяется его разумом, это то, что человек совершает добровольно. Т Е Свобода человека-в разумной воле.

 Исходя из учения о сущности и душе Аристотель признавал, что в душе человека, как в его сущности, уже заложена благая цель. Чтобы реализовать эту цель человек должен участвовать в различных видах деятельности, однако не всякая деятельность реализует заложенную в человеке благую цель. Деятельность должна быть выполняема максимально лучшим способом и должна быть самоценной, те ценной сама по себе. Одним из первых увидел соотношение цели и средства.

 Также как  и в учении Платона в учении  Аристотеля разрабатываются социально-политические  проблемы: природа государства, принципы  организации государства, анализ  достоинств и недостатков различных  типов государства. Аристотель  выделял государства правильные  и неправильные. Критерий их различия-это забота о благе граждан и государства, защита граждан.

Правильное

Неправильное

1. Монархия

2. Аристократия

3. Республика

1. Тирания

2. Олигархия.

3. Охлократия


Именно Аристотель впервые поставил вопрос о том, что  такое истинное знание. Истина-это  знание, которое по своему содержанию соответствует  познаваемым предметам. Такая концепция истины получила название классической (или корреспондентской).

Конец творчества Аристотеля приходится на новую историческую эпоху в развитии древней Греции-это  эпоха эллинизма , для которой характерно то, что прекращается независимое политическое существование полисов.

 

 

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

1. Эпикур (341-270 г до нэ)

2. Стоицизм 

3. Скептицизм

Указанные учения в древнегреческой философии  и в римской.

 

Практика:

Философия как  система включает различные элементы-составные  части: учение о бытии (о субстанции, существенных свойствах)-онтология. Учение о познании-об истине-гносиолоогия. Учении о мышлении (формы и законы мышления)-логика. Эстетика-учение о прекрасном и безобразном. Философское учение о человеке-философская антропология. Философское учение о ценностях-аксиология.

Вопрос об отношении материи и сознания называется ОСНОВНЫМ ВОПРОСОМ ФИЛОСОФИИ. Этот вопрос имеет 2 стороны:

1 СТОРОНА  ОВФ

-вопрос о  том, что первично, а что вторично-материя или сознание?? В зависимости от ответа 2 школы философии: материализм и идеализм. 2 вида идеализма :

1.объективный  идеализм (в качестве первичного-духовное, существующее независимо от человека, объективный идеализм-учение Платона)

2. Субъективный (духовное идеальное начало зависит от человека-воля-те первоначало зависит от субъекта).

2 СТОРОНА  ОВФ

Вопрос о  том как наше знание о мире относится к миру: соответствуют они этому миру или нет. По сути это вопрос о познаваемости мира: если знания соответствуют окружающему миру, то они истинны и мир познаваем человеком. Если знания не соответствуют положению дел, значит мир непознаваем человеком. Большей частью философские учения (и материалистические и идеалистические) признают познаваемость мира, хотя сам процесс познания истолковывают по-разному. Вместе с тем в философии есть учения которые утверждают принципиальную непознаваемость мира. Такое философское течение- агностицизм

 


Информация о работе Лекции по "Философии"