Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 18:55, курс лекций
Тема №1. Предмет философии и ее роль в обществе.
Понятие мировоззрения, его сущность и структура. Основные исторические типы мировоззрений.
Соотношение мировоззрения и философии. Природа философских проблем и специфика философского знания.
Понятие культуры и ее социальные функции.
Место философии в системе культуры. Роль философии в обществе и ее значение для личности.
Философия как социо-культурное историческое явление. Периодизация истории философии.
Материализм – концепция философского миропонимания, а также направления в философии, согласно которому первична материя, природа и вторичен дух, душа, сознание, боги и т.д. Первичное – это то, что вечно и порождает вторичное. Между первичным и вторичным отношение порождения.
В учении Демокрита это заключалось в том, что душа, боги, т.е. духовное, порождены, образованы атомами как материальным. В дальнейшем материалистический принцип миропонимания сохранился в учениях других философов. Демокрит рассматривается как родоначальник материализма в философии (линия Демокрита в философии).
В середине
и начале 5 века до н.э. происходят заметные
изменения в хозяйственной
В связи
с этой материальной потребностью,
в древнегреческом обществе появляются
люди, которые специализировались на
обучении других людей, на передаче знания
другим людям. Такие люди называли себя
мудрецами (софистами). Софисты за соответствующую
плату обучали учеников умению убедить
других в правильности своей
точки зрения. Особенно наглядно эта
практика софистов обнаружилась при
подготовке адвокатов. Под эту практику
софисты подводили и
Лекция №5
Протагор опирался
на мнение Гераклита о том, что
все вещи противоречивы, сочетают в
себе противоположные свойства, а
потому об одной и той же вещи
можно сделать противоположные
суждения. Одно опирается на одни свойства
вещи, другое – на другие. Кроме того,
все вещи изменчивы, изменчивы условия,
в которых они существуют, сами
люди постоянно меняются, а потому
любое суждение о вещах условно,
изменчиво, субъективно. Об одной и
той же вещи разные люди могут судить
противоположным образом в
Практика и идеи софистов подчеркнули то обстоятельство, что мышление человека, оперирование понятиями в процессе мышления не может и не должно быть произвольным, субъективным. Оно, видимо, подчиняется определенным законам, которые и гарантируют не субъективность, а объективную истинность знаний. Позднее в античной философии такой подход получил развитие и в учении Аристотеля впервые были сформулированы законы формальной логики.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Сократ (469 – 399 гг. до н.э.)
Платон (427 – 347 гг. до н.э.)
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)
Именно в
учениях классической античной философии
были достигнуты наиболее существенные
ее идеи. Существенное место в развитии
античной философии занимает учение
Сократа. С его учением связан
принципиальный поворот в развитии
античной философии: Сократ обосновал
идею о том, что центральной проблемой
философии является проблема человека.
Если до Сократа разрабатывали
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ УЧЕНИЯ СОКРАТА
Какого-либо текста,
содержащего учение, Сократ не оставил.
Об идеях Сократа судят главным
образом по тому, как они изложены
в произведениях его ученика
Платона. Вступая с различными людьми
в беседу, Сократ стремился к тому,
чтобы человек попытался
Дальнейшее развитие идеи Сократа получили в учении Платона.
УЧЕНИЕ ПЛАТОНА
Открыл философскую школу, которую назвал АКАДЕМИЕЙ. Идеи Платона изложены в его произведениях, которых более 30. Все произведения написаны в форме диалога, причем, как правило, во всех диалогах одно из участвующих лиц – Сократ. Пример: «Теэтет», «Тимей» (космология Платона), «Парменид», «Федон» (учение о душе), «Государство» (социально-политические идеи Платона, типология государства).
Центральной проблемой в учении Платона является проблема познания. Именно ей посвящен диалог «Теэтет». Платон, анализируя процесс познания, подчеркивает, что наряду с мнением существуют и вечные неизменные истины и прежде всего математические. Всвязи с этим Платон ставит вопрос: «какой же источник этого истинного знания?». Единственным источником такого знания может быть только мышление. Человек обладает способностью непосредственно, т.е. минуя чувственное восприятие, иметь понятия, суждения о сущности вещей, непосредственно логически постигать общую сущность того или иного класса вещей. Стремясь объяснить эту логическую познавательную способность человека, Платон развивает свои учения об идеях и душе и формулирует особый философский способ миропонимания, получивший название «ИДЕАЛИЗМ». Суть: поскольку человек непосредственно разумом постигает сущность вещей, и она выражена в форме понятия, постольку, полагает Платон, эта сущность как нематериальная существует в виде идеи, которая предшествует чувственно воспринимаемым вещам. Всему многообразию чувственно воспринимаемых вещей мира соответствует многообразие идей. Идеи образуют собственный идеальный мир. Идеи нематериальны, вечны, неизменны. Каждая вещь чувственно воспринимаемого мира существует только потому, что в мире идей имеется соответствующее этой вещи идея. Идеи предшествуют миру чувственно воспринимаемых вещей, определяют, порождают их. Первичны духовные сущности – идеи, вторичны материальные чувственно воспринимаемые – вещи. Принцип философского миропонимания и соответствующее ему философское направление, признающее первичность духовного, идеального, сознания и вторичность материи, природы, называется идеализмом.
Платон считается
родоначальником линии
Платон полагал, что душа человека бессмертна, проста, вечна, нематериальна. Души изначально обитают в мире идей (в идеальном духовном мире). С рождением человека душа попадает в его тело (темницу души) и, став душой отдельного человека, душа «забывает» все то многообразное знание об идеях, которое она получила пребывая в мире идей. Когда человек в процессе жизни сталкивается с конкретным предметом, то под влиянием чувственного восприятия этого предмета, душа «вспоминает» уже имеющееся у нее знание о сущности этого предмета. Чувственное восприятие знания не дает. Таким образом, человек и обнаруживает в своем разуме знание об определенной сущности вещей, выраженное в понятиях. Такое учение о познании обычно называют «ТЕОРИЯ ПРИПОМИНАНИЯ». Также как Парменид и Сократ, Платон является представителем рационализма в философии: он признает только логический источник знаний. Т.о. Платон следует принципу Сократа – «Познай самого себя», т.е. познай в собственном разуме имеющиеся уже там знания о сущности вещей.
Какую роль в учении Платона о познании выполняют идеи?
Учение Платона об идеях вызывало критическое отношение и его современников, и его ученика Аристотеля. Надо отметить, что и сам Платон признавал определенную уязвимость своей концепции идеи. Платон полагал, что в мире идей они определенным образом организованы и подчинены высшей идеи – благу. Именно божественная идея Блага освещает весь мир идей, придавая ему истинность, красоту, совершенство.
Как объяснить заблуждения?
В мире существует
зло (фундаментальная проблема, которая
идет от Платона через всю историю
философии). Платон определенным образом
отвечает на этот вопрос: чувственный
мир – единство идей и материи.
Если человек руководствуется
Лекция №
Основные идеи фил. Учения Аристотеля.
Нельзя отнести ни к материализму, ни к идеализму.
Аристотель занимает особое место, тк в учении Аристотеля систематизированы основные идеи древнегреческой философии, получили дальнейшее развитие ее основные проблемы. Учение Аристотеля это вершина достижений античной философии. В отличии от своих предшественников Аристотель был ученым-энциклопедистом. Им написан ряд работ, посвященный проблемам физики, политики, экономики и тд.
Учение Аристотеля оказало существенное воздействие на западноевропейскую философию и заложило фундамент средневековой философии. Аристотель родился в городе Стагиры. Учение Аристотеля включает все основные разделы философского знания. То наиболее развитая философия. Затронуты проблемы бытия, познания, этические, о человеке.
В качестве основных работ можно назвать:
-Органон(орудие)-работа о логике, законах логики
-Метафизика
-О душе
-Политика
-Экономика
Аристотель первым попытался классифицировать знания. Он разделял науки на:
1.Практические
2. Творческие
3. Теоретические а) знания о самостоятельном и подвижном-физика б)знание о неподвижном, но несамостоятельном-математика в)знание о самостоятельном и неподвижном-философия-наиболее ценное
В такой классификации Аристотель отрывает математику от физики. Только в новое время устанавливается тесная связь физики и математики +в такой классификации отсутствует логика, в то время как она присутствует в каждом виде знания.
Определив философию как науку о бытии Аристотель подчеркивал, что главная задача философии -выяснить причины бытия. Говоря о бытии, Аристотель имел в виду бытие чувственно воспринимаемого мира. Хотя Аристотель во многом исходил из идей Платона - некоторые его идеи Аристотель не принимал, например учение об идеях. ( Во-первых, признание мира идей отрывает идеи-сущности от самих чувственно воспринимаемых идей. Это приводит к удвоению мира. Во-вторых, учение об идеях никак не объясняет, почему вещи находятся в движении). Платон мне друг, но истина дороже. Поддерживал многие идеи Платона и Сократа. Подчеркивал, что Платон ввел понятие сущности как общего для некоторого класса вещей, подчеркнул самостоятельность сущности, и то, что сущность как общее в вещах, выражается в понятиях.
Аристотель выделил 4 причины, которые объясняют, почему существует реально воспринимаемый мир
1. Сущностная (формальная)
2. Материальная
3. Движущая
4. Целевая
Аристотель исходит из того что любая чувственно воспринимаемая вещь существует благодаря сущности, тк сущность определяет самостоятельность любой вещи. Определяет качество отличие вещи от любой другой. В след за Сократом и Платоном Аристотель признает, что сущность-это то, что является общим для некоторого класса вещей. Сущность только логически познаваема и выражена в понятии. Также как Сократ Аристотель особое внимание уделяет определению ПОНЯТИЮ (знание о сущности). Именно Аристотель впервые вводит родовидовое определение понятия.
Сущность-это наименьшая степень общности для некоторого класса вещей. Именно эта степень общности представляет собой видовые признаки определенного класса вещей. Эти признаки и должны быть выражены в определении понятия. Вместе с тем в определении понятия должен быть указан и ближайший род как более высокая степень общности, как более высокая степень общности как класса предметов.
Кроме требования указать род и видовые признаки правило определения понятий включает и другие требования, в частности нельзя определять понятия через сравнения, нельзя чтобы в определении была тавтология, нельзя определять через предмет.
Через определение
понятия раскрывается его