Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 18:55, курс лекций

Описание работы

Тема №1. Предмет философии и ее роль в обществе.
Понятие мировоззрения, его сущность и структура. Основные исторические типы мировоззрений.
Соотношение мировоззрения и философии. Природа философских проблем и специфика философского знания.
Понятие культуры и ее социальные функции.
Место философии в системе культуры. Роль философии в обществе и ее значение для личности.
Философия как социо-культурное историческое явление. Периодизация истории философии.

Файлы: 1 файл

Лекции Феликс Матвеевич Землянский философия.docx

— 58.54 Кб (Скачать файл)

Лекция  №3

По мере накопления предметных знаний, которые являлись результатом и познавательной деятельности и обыденного опыта древних греков, а также результатом культурных заимствований (астрономических, медицинских знаний) приводило к совершенствованию форм мыслительной познавательной деятельности, развитию логических познавательных методов. Результатом этого процесса явилась рационализация античного мышления. Именно это и явилось важной предпосылкой развития античной философии как системы логического знания. Процесс рационализации с одной стороны представлял собой совершенствование методов, форм логической познавательной деятельности на основе накопления и обобщения знаний, с другой стороны, этот процесс заключался в постоянном преодолении, вытеснении элементов мифологии.

  1. Фактор социально-политического характера (развитие рабовладельческой демократии) Греческая рабовладельческая демократия предполагала участие свободных граждан в решении различных общественных вопросов. Это в свою очередь содействовало возрастанию индивидуально-личностного начала в общественной жизни, в культуре Древней Греции. Кроме того, это обстоятельство предъявляло и определенные требования к подготовке свободных граждан: умению участвовать в полемике, споре, обосновывать свою точку зрения и т.д. Возрастание индивидуально-личностного начала предполагало и способствовало развитию системы образования. Развитие образования приводило и к возникновению определенной социальной группы в обществе, представители которой профессионально занимались обобщением знаний, распространением этих знаний, что также содействовало рационализации античного мышления, создавало условия для свободного духовного творчества, что явилось важным условием для возникновения многообразных античных философских учений. Без определенной свободы возникновение и развитие философии было бы невозможно.

Характерные черты античной философии:

  1. Античная философия, особенно ее ранние учения, возникают как результат непосредственного чувственного созерцания действительности. Именно поэтому в античных философских учениях значительное место занимают различного рода предположения, догадки, отсутствие развитых методов теоретического познания и приводило к тому, что философские знания о мире приобретались именно в процессе наблюдения.
  2. Античная философия представляет собой изначально нерасчлененное знание, которое включало зачатки самых разнообразных видов знаний (и мировоззренческого, и социально-политического, и художественно-эстетического знания, и зачатки научного знания). Античные философы в этом отношении были универсально развитыми мыслителями, которые занимались в различных сферах познавательной деятельности и именно их усилиями достигалось нерасчлененное знание.
  3. Для древнегреческой философии характерно многообразие учений, в которых были сформулированы основные проблемы философии, с разработкой которых и связана вся последующая история философской жизни. Поэтому античную философию можно рассматривать как зародыш всех разнообразных проблем, течений философии.
  4. В античной философии сформировался особый способ философского (мировоззренческого) миропонимания, который получил название «КОСМОЦЕНТРИЗМ». Суть его заключается в том, что центральное место в античных философских учениях занимает представление о космосе. Космос рассматривался как окружающий человека мир, который возник из хаоса, характерной чертой космоса являтся его упорядоченность, которая проявляется, прежде всего, в его гармонии, его соразмерности. И в различных античных философских учениях рассматривается и качественные и количественные, статические и динамические соразмерности космоса. Космос есть единое целое, обусловленное универсальным законом соразмерности.

Идея соразмерности, как определяющая в понимании мира и жизни человека присутствовала уже в повседневном, обыденном, морально-нравственном опыте  греков и эта идея была выражена в идеях 7 греческих мудрецов (одним  из них был родоначальник древнегреческой  философии Фалес). Именно из Древней Греции идея соразмерности пришла и в античный космоцентризм.

Идея целостности мира присутствовала и в учениях древнегреческой  мифологии, которая была выражена в  учении Гомера, Гесиона.

В античном космоцентризме мир рассматривался как макрокосм, человек – как микрокосм. Т.е. бытие человека устроено также и подчиняется тем же законам, что и бытие мира. В учении древнегреческих философов человек выступает как частица космоса и наиболее совершенное отношение человека и мира – это есть его гармоническое соразмерное единство с миром.

В истории  античной философии различают 3 основных периода:

    1. Досократовский период (6 в до н.э. – середина 5).
      • Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
      • Пифагор
      • Гераклит
      • Парменид, Зенон
      • Демокрит
    1. Классический период (середина 5 в до н.э. – 4 век до н.э.)
      • Сократ
      • Платон
      • Аристотель
    1. Эллинистический период (3 век до н.э. – 3 век)
      • Эпикур
      • Стоики
      • Скептики

Досократовский период античной философии: основные проблемы, идеи, представители.

Античная философия  возникает на рубеже 7 – 6 веков до н.э. в учениях милетских философов  Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. В учении Фалеса была сформулирована центральная проблема античной философии, с разработкой которой преемственно связаны все последующие античные философские учения. Этой проблемой является проблема единства мира. Суть: чувственно воспринимаемый человеком мир представляет множество различных конечных преходящих вещей. Однако, несмотря на все различие, вещи переходят, преобразуются одна в другую, благодаря чему мир существует, как нечто единое и вечное. Отсюда и суть проблемы – как понять, объяснить единство и вечность мира, который представляет собой множество различных и конечных чувственно воспринимаемых вещей. Уже в учении Фалеса была выдвинута одна из центральных идей философского миропонимания – идея субстанции, на основе которой и истолковывалось единство мира. Субстанция – некоторая абсолютная всеобщая первооснова, на которой возникает все многообразие отдельных чувственно воспринимаемых вещей (абсолютная = вечная, несотворимая и неуничтожимая). Поскольку в основе своей любая вещь сопричастна субстанции, постольку все различные вещи имеют нечто общее – единое.

Учение о субстанции сохранилось  на протяжение всей истории философии, причем на каждой ступени развития философии субстанция понимается в соответствии с исторически определенным уровнем знаний о мире.

В учении Фалеса субстанция понималась как вода. В  учении Анаксимандра – как некая  бесформенная сущность (апейрон), у Анаксимена – воздух. При таком истолковании субстанции возникает противоречие: с одной стороны, субстанция – всеобщая первооснова, с другой стороны, субстанция представлена в особой чувственно воспринимаемой форме. Общее адекватно может быть выражено только в логической форме, а не в чувственно воспринимаемой.

Следующий шаг  в учении о субстанции и единстве мира был связан с именем Пифагора. Он создал философскую школу, которая  возникла на юге Италии примерно в  то же время. Это не только учение, но и соответствующий образ жизни, который был реализован в жизни  пифагорейского союза (единственная философская школа, которая допускала участие женщин). Пифагор исходил из того, что важнейшее качество человека, сближающее его с Богом – способность мыслить и познавать. Именно познание, стремление к мудрости и позволяют человеку уподобляться Богу. Мудрым является только Бог, обладающий универсальным знанием. Человек же может только любить мудрость и стремиться к ней, т.е. быть философом: филос – любовь, софия – мудрость. Но в учении Пифагора возникает вопрос о том, посредством чего человек может приближаться к Богу. Пифагор полагал, что изучение природы не может приблизить человека к Богу, дать человеку истинное знание (природные вещи, конечны, приходящи). Единственный путь получения непреходящего истинного вечного знания – математика. Математика опрерирет числами, а число в определенном смысле двойственно, его можно представив чувственно, связав его с отдельными вещами, но вместе с тем число может быть представлено самостоятельно. Поэтому математика позволяет приблизиться к вечному и не утратить связь с миром. Единица – есть выражения уникальной первоосновы. Двойка – выражение противоположности (противопоставление в математике – четность и нечетность). Определяет универсальную противоречивость мира: день – ночь, мужчина – женщина и т.д. 3 – выражение соразмерности, потому что имеет середину, уравновешенность, стабильность. Наиболее совершенным числом он считал 10.

2 основная  идея – универсальная противоречивость.

Следующим этапом в развитии учений о единстве мира и субстанции было учение Гераклита. Основные идеи:

  1. Опираясь на непосредственное чувственное восприятие, наблюдение мира, Гераклит высказал идею о всеобщем универсальном изменении, движении в мире. Изменения проявляются прежде всего в том, что одни вещи преобразуются в другие. Это, полагал Гераклит, свидетельствует о том, что в каждой вещи уже заключены определенные зачатки, предпосылки, возможность того нового, чем эта вещь станет. Поэтому любая вещь в процессе ее изменения заключает в себе свойства, черты и старого, и нового, во что она превращается. Взаимопревращения вещей не являются случайными, а носят определенный закономерный характер. Гераклит полагал, что космос как единое органичное целое предполагает именно общий универсальный закон взаимопревращений вещей. Этот закон взаимопревращения вещей обусловлен мировым разумом ЛОГОСОМ. Суть этого закона в том, что каждая вещь переходит в свое иное – в свою противоположность. Тем не менее, хотя этот вывод и не имел теоретического обоснования, он явился гениальной догадкой, которая впоследствии получила многообразное научное доказательство. Поэтому Гераклит традиционно рассматривается как родоначальник ДИАЛЕКТИКИ – учения о движении, развитии как взаимопереходе противоположностей. Поскольку каждая вещь преобразуется в свою противоположность, она в процессе изменения уже содержит эти зачатки, возможности, предпосылки противоположного, т.е. любая вещь есть единство противоположностей.

С точки  зрения Гераклита единство, целостность  космоса определяется не только логосом (универсальным законом движения и изменения), но единство космоса  имеет и субстанциальную основу.

 В античной философии обычно речь идет о 4 фундаментальных стихиях: огонь, воздух, вода, земля.

Т.о. единство мира Гераклит связывает с двумя факторами:

1. Субстанция, которая представлена в чувственно  воспринимаемой форме (огонь)

2. Лишь в мыслимо постигаемой форме как логос

Следующий шаг  в развитии учений о единстве мира связан с именем Парменида. Он считается первым античным философом, который осуществил рационалистический подход в истолковании единства мира, т.е. объяснил единство мира чисто умозрительно, логически, исключая какие бы то ни было чувственно воспринимаемые предметные представления.

  1. Парменид – первый, кто подчеркнул двуединую природу познания человека, противоречивость его познания:
    1. Логическое мышление, которое дает общее истинное знание
    2. Чувственное созерцание, которое дает лишь мнение. Мнение не истинно, поскольку оно относится к изменяющимся предметам, условиям, зависит от особенностей субъектов.
  2. Мышление и бытие тождественны. Человек может мыслить только то, что обладает бытием – существованием и поэтому все мыслимое есть бытие.
  3. Существует лишь бытие. Небытие не существует.

Исходя из этих исходных посылок Парменид вводит в философию одно из фундаментальных понятий философии – категорию бытия и в связи с этим определяет единство мира.

Категория бытия выражает лишь мысленно (логически) постигаемое существование (бытие) мира в его единстве, целостности. Парменид наделяет бытие рядом характерных свойств:

  1. Бытие едино и единственно.
  2. Единство бытия заключается в том, что оно целокупно, т.е. слитно, непрерывно, нерасчленимо на какие-либо части, элементы.
  3. Поскольку бытие единственно и непрерывно, оно неизменно, неподвижно.

Определенным  образом решив проблему единства мира, преодолев противоречие между единством как всеобщим и его чувственно-предметным представлением, Парменид получил в своем учении новое противоречие: мыслимое бытие (единство мира) непрерывно, неизменно – чувственно воспринимаемый мир состоит из множества конечных, изменяющихся вещей. Уже в этом противоречии учения Парменида было выявлено фундаментальное противоречие человеческого познания – противоречие между абстрактно-логическим и чувственно-созерцательным. А вместе с тем в философию вошла проблема истинности знаний и критерия истинности знания.

Интересные  идеи были высказаны учеником Парменида – Зеноном Элейским. Зенон сформулировал несколько логических ситуаций, которые получили названия – опория. По косвенным данным таких опорий Зенон сформулировал около 50. До нас дошли несколько, наиболее известны 4:

  1. Дихотомия
  2. Ахиллес и черепаха
  3. Стрела
  4. Стадий

Учения Парменида и Зенона выявили фундаментальную проблему человеческого познания, которая связана с противоречием, во-первых, логического и чувственно-опытного в познании и, во-вторых, с трудностью логического воспроизведения в понятиях реальной противоречивости движения.

Дальнейшее  развитие античной философии связано  с различными попытками разрешить  выявленное Парменидом противоречие между логическим и чувственно-созерцательным в истолковании единства мира.

УЧЕНИЕ  ДЕМОКРИТА. ЕГО ОСНОВНЫЕ ИДЕИ.

Демокрит во многом исходил из идей Парменида. В частности, он признавал и лишь мысленное, логическое постижение бытия, и то, что бытие неделимо и неподвижно. Вместе с тем, стремясь преодолеть вышеназванное противоречие, Демокрит выдвинул и ряд отличных от Парменидовских утверждений, которые впоследствии оказались гениальными догадками.

  1. Демокрит предположил, что существует небытие и это есть пустота.
  2. Бытие состоит из дискретных элементов, каждый из которых неделим и неизменен. Такие дискретные элементы бытия Демокрит называл АТОМЫ. В учении Демокрита атомы качественно тождественны, они абсолютны, вечны, несотворимы и неуничтожимы, а также неделимы, неизменны. Атомы – это по сути есть субстанция. Кроме того, атомы объективны, материальны, т.е. несотворимы и неунитожимы. Атомы, находясь в пустоте сталкиваются, чем обусловлено постоянное, непрерывное их движение. Насколько вечны неуничтожимы атомы, настолько же вечно и неуничтожимо движение, в процессе которого атомы существуют. По сути, это первое утверждение о единстве и вечности субстанции и движения. В учении Демокрита атомы количественно различны: по форме, размерам, последовательности в своих взаимодействиях и сочетаниях. В процессе движения количественно различные атомы образуют многообразные сочетания (по количеству, конфигурации и т.д.), которые и представляют собой многообразные чувственно воспринимаемые вещи. Т.о. бытие лишь логически, умозрительно мыслимо, но тем не менее сочетания и многообразие сочетаний образуют различные вещи.
  3. В учении Демокрита не только различные чувственно воспринимаемые вещи состоят из атомов, но из атомов состоит душа человека и все боги. Однако, атомы души, атомы, из которых состоят боги круглые, поэтому взаимодействия между ними эфемерны (неустойчивы). Демокрит первый выдвинул особый принцип философского мировоззренческого миропонимания, который получил название материалистического.

Информация о работе Лекции по "Философии"