Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 17:45, курс лекций

Описание работы

Проблема генезиса философии в системе культуры
Полагают, что история философии - это 25 веков. По крайней мере, она ‑ одна из древнейших форм духовной культуры. Условия возникновения философии: развитой рынок, выделение ремесла и умственного труда, государство, формирование элит.
Основные концепции генезиса (происхождения) философии:
- мифогенная (из осмысления мифов);
- гносеогенная (из обобщение результатов познания);
- гносеогенно-мифическая (из всего, включая мифы и знания).

Файлы: 1 файл

Filosofia_otvety_dlya_chtenia (1).docx

— 233.81 Кб (Скачать файл)

Основное направление философии Древней Индии - буддизм (основатель - индийский принц Сиддхартха Гаутама, или Будда). Он открыл идею спасения, которая связана не со сверхъестественным, а с постоянным внутренним самосовершенствованием.

После многих лет отшельничества и аскезы, Будда достиг пробуждения и открыл четыре благородных истины:

1) существование человека  от рождения до смерти есть  страдание;

2) источник страдания  – желания (жажда к жизни). Чтобы  уничтожить страдание, надо уничтожить  желания;

3) учение о карме (возмездии) – карма зависит от всего: души, мысли человека. Душа человека после смерти реинкарнирует;

4) учение о восьмеричном  пути спасения (путь аскезы и  самоистязания).

Заканчивается все практикой медитации (т.е. самоконтроля мыслей). Жизнь в человеке должна замереть. Идеал медитации - нирвана (просветление) - граница бытия и небытия, отстранение от земных вещей и чувств, угасание страстей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Этапы развития греческой философии

Философия начиналась с поиска ответов на вопрос, уже поставленный до нее в мифологии, - о происхождении мира. Философия сформулировала его в более чистом теоретическом виде и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения о первоначале. Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами, представителями Милетской школы: Фалесом, Анаксименом, Анаксимандром и Гераклитом Эфесским. Первоначалом они считали те или иные явления природы, саму природу. Таким образом, был осуществлен переход от олимпийских богов (мифологии) к философии (всеобщему), к естественному объяснению всего.

Фалес считал первоначалом мира воду, Анаксимен - воздух, Анаксимандр - первовещество апейрон, Гераклит - огонь. Затем стихии Эмпедокла стали символами всеобщего (земля, вода, огонь, воздух). Это были не просто вещества, а разумные, божественные, вечные вещества. Греческие натурфилософы заменили миф логосом (понятием).

Натурфилософское представление о первоначале было внутренне противоречивым и в дальнейшем тупиковым. Было непонятно, почему предпочтение отдается определенному природному началу. Разрешая эти противоречия, милетский философ Анаксимандр исходил из того, что начало - это не что-то вещественное; а апейрон - безграничное.

Более абстрактно объясняли начало мира пифагорейцы - с помощью числа (суть природы  -отношения между числами).

Великим античным диалектиком был Гераклит. Он учил, что все течет и изменяется; нельзя войти в одну реку дважды. Бытие и небытие связаны между собой, они обуславливают и переходят друг в друга. Эту идею довел до абсолюта Кратил. От протофилософского знания был осуществлен переход к философскому (понятийному) знанию.

Представители Элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон), наоборот, сосредоточили внимание на устойчивости, покое. Признавая неустойчивость и изменчивость чувственного мира, они выделяли мир единого и неподвижного бытия, открытого чистому мышлению.

Атомисты (прежде всего - Демокрит) рассматривали мир как единое целое, состоящее из огромного множества мельчайших невидимых и неделимых частиц - атомов. Атомы материальны и неделимы вследствие абсолютной плотности, малости, отсутствия пустот. Атомы разнообразны по форме и весу. Душа тоже состоит из атомов, но более подвижных и круглых. Атомы и пустота - единственная реальность.

Высшая форма древней философии.

Базовая оппозиция (основное противопоставление понятий, присущее древнегреческой философии): Космос (гармоничное) – Хаос (беспорядочное). В гармонии слиты прекрасное, справедливое и истинное.

Особенности: онтологизм (все учения ‑ интерпретации мира в целом), рациональность, разнообразие школ и подходов.

Три основных этапа: ранняя (доскоратики: милетцы, элейцы и атомисты) VI-V в. до н.э., античная (классики: софисты, Сократ, Платон, Аристотель) V-IV в. до н.э., эллинистическая (стоики, эпикурейцы, скептики) IV-I в. до н.э.

Темы: первоначало (физические, математические и атомистические) - бытие-небытие - человек мера вещей - всеобщее благо Сократа - идеи Платона - материя-форма Аристотеля - наслаждение или долг основа добродетели (эпикурейцы и стоики).

Географический фактор - Греция находилась на пересечении торговых путей: потоки торгового и культурных обменов.

Чрезвычайное разнообразие географического ландшафта - различные промыслы - развитие кругозора.

Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в 5-4 вв. до н.э. Она возникла и развивалась в соответствии с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, звезд, животных, растений и человека. Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но в мифах вопрос стоит: кто родил сущее? , а у философов Греции: из чего все произошло?

 

  1. Основные проблемы греческой натурфилософии

Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Предложенные тогда и позднее натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанция, материя, пространство, время, движение, закон природы и др.

Первые греческие философы напряженно искали первоначало мира, в котором осуществляется единство природы. Историческая заслуга поздней древнегреческой мифологии состояла в выработке такого представления о Космосе, которое служило важной предпосылкой возникновения рационального познания мира. Космос осознавался древними греками как материальное, организованное, и в то же время одухотворенное, живое целое, образовавшееся из стихии неорганизованного хаоса. Космос, или Вселенная, представлялись как гармоничное, симметричное, ритмически устроенное целое.

Не боги создавали космос, а космос создал из себя богов – с таким мировоззренческим представлением завершалось мифологическое сознание. И этим же представлением оно открывало дорогу для возникновения рационального познания природы.

Именно в это время в древнегреческой культуре завершается отделение объекта и субъекта, возникает теоретическая проблема отношения человека и мира, познания законов природы, ее структуры, организации бытия.

Представителями Милетской школы была сформулирована исторически первая и наиболее фундаментальная проблема - проблема того первоначала, из которого возникают все вещи и в которое со временем они превращаются. В свою очередь, вопрос о субстанции, первоначале мира стал возможен тогда, когда уровень мыслительного абстрагирования позволил сформулировать представление о процедуре обоснования знания. Формой такого представления явилась идея математического доказательства.

Основателем Пифагорейского союза был Пифагор (ок. 580-500 г.г. до н.э.). Пифагорейцы были первыми в Древней Греции, кто научился распознавать на небесном своде планеты, отличать их от звезд. Пифагорейцы заложили основы такого представления о мире и его познании, в соответствии с которым математические знания (о числах и их отношениях) являются важнейшим условием, ключом к познанию природы.

Основы двух исторически первых естественнонаучных программ познания природы в античной науке закладывают Демокрит и Платон.

Одной из вершин античной культуры являлось атомистическое учение Демокрита (ок.460-370 г.г. до н.э.). Демокрит - основоположник античного материализма. Он учил, что реально существует бытие и небытие. Бытие - это атомы, небытие - пустота, пустое пространство. Пустота - неподвижна и беспредельна; она не оказывает никакого влияния на находящиеся в ней тела, на бытие. Идея пустоты привела Демокрита к идее бесконечного пространства. В этом пространстве во всех направлениях беспорядочно носятся, перемещаются атомы. Атом - неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, невоспринимаемая чувствами (вследствие своей, как правило, малой величины), самостоятельная частица вещества, атом - неделим, вечен, неизменен. из краеугольных оснований естествознания, современной физической картины мира.

Совершенно новое отношение к познанию природы складывается  в учении Аристотеля. Можно сказать, что естествознание - то родная стихия  аристотелевской мысли. Аристотель - это первый великий натуралист, который  вместе со своими учениками поставил исследовательскую работу в области естествознания на небывалую до него высоту.

Важнейшее различие между современным естествознанием и античной натурфилософией заключается в характере применяемых ими методов. Если в античной философии достаточно было обыденного знания природных явлений, чтобы делать заключения из основополагающего принципа, характерная особенность современной науки состоит в постановке экспериментов, т.е. конкретных вопросов природе, ответы на которые должны дать информацию о закономерностях. Следствием этого различия в методах является также и различие в самом воззрении на природу. Внимание сосредоточивается не столько на основополагающих законах, сколько на частных закономерностях.

 

 

  1. Разработка логической, метафизической и этической проблематики в классической греческой философии

Античную классику трактуют по разному: в одних случаях изложение начинается  с Сократа, в других - с Платона. В любом случае, роль Сократа с его поисками универсальных этических категорий в условиях постоянно меняющихся жизненных позиций, а так же учения древнегреческих софистов,  ставивших акцент на относительности категорий, переоценить невозможно. Выдвигая положение, и Сократ, и софисты предлагали собеседнику либо доказать обратное, либо из устаревшего знания вывести новое знание. Отметим, что софисты - это не конкретная философская школа. Это - платные учителя мудрости, востребованные очередным этапом социально-экономического и политического развития античного общества. В основу своих взглядов софисты положили знаменитый тезис Протагора «человек - мера всех вещей». Поэтому «квинтэссенцией» их представлений становится мнение о том, что бытие есть чувственный изменчивый мир, в котором руководящим принципом является произвол индивида. Подобным образом софисты подходят и к проблемам этики – правовые нормы, законы, нормы морали условны, зависят от конкретных людей и ситуаций.

Сократ (469-399 гг. до н.э.) поиски истины предварял высказыванием: «Я знаю, что я ничего не знаю». Любимым его изречением была надпись на храме Аполлона в Дельфах: «Познай себя самого». Свой педагогический прием мудрец именовал «майевтикой», т.е. «искусством повивальной бабки»: постепенно, размышляя, через наводящие вопросы собеседник должен дойти самостоятельно до скрытой истины, до самой сути явления. Сократ искал глубинный, всеобъемлющий смысл. Любое рассуждение, будь то проблемы морали, религии, общественные проблемы он стремился строить на строго логическом фундаменте.

Платон (427-347 гг. до н.э.) всю жизнь считал Сократа своим учителем, хотя по многим вопросам с ним расходился. Согласно Платону, только мир вечных идей являет собой истинное бытие, реальный мир - бытие кажущееся, не истинное. Покидая свою материальную оболочку, душа отправляется в мир идей,  знакомится с истинами красоты, добра  и пр., а затем  обретает новую оболочку в реальном мире. Но в земном мире душа забывает эти истины.

Гносеологическими источниками учения об вечных идеях явились: сократовское учение о «всеобщем», учение элеатов об «истинном, едином и неподвижном бытии», пифагорейское учение о числах, как сущностях вещей.

Великий Аристотель (384-322 до н.э.) был наиболее талантливым учеником Платона. Заслуга Аристотеля и в том, что он впервые отделил философию от других наук. Его «первую  философию» позже назвали метафизикой (т.е. то, что идет «после физики»).

Платон уподобил наш мир пещере, пленники которой видят лишь тени вещей блистающего мира идей. В противовес Аристотель столь же образно утверждал, что, только выйдя на поверхность, глядя на красоту недооцененного Платоном мира, люди поверят, что  есть боги, и, что все окружающее –  произведение богов. По сути, Аристотель – реалист, который в своих философских размышлениях идет от созерцания запредельного к исследованию земного.

По его мнению, Бог совершает лишь «первотолчок», придавая миру движение и цель (движение есть условие существования вещей, осуществляется оно в стремлении каждой вещи занять свое «естественное место», т.е. в соответствии с целью – «телосом»). Движение, цель, а так же материя и форма - суть основные или конечные причины и основания мира. Последний представляет собой взаимодействие, взаимопроникновение материи и формы. Чисто материальная сущность - это возможность, потенция, а в реальности существует только материя, обличенная в форму. Т.о., форме, по отношению к материалу отдается приоритет. Форме также отводится функция целеполагания всякой деятельности.

Энциклопедичность учения Аристотеля наглядно демонстрирует его философско-научное наследие, которое можно разделить на несколько групп: труды по логике, философия природы и биология, метафизика (собственно философия), психология, этика и политика, экономика.

Величайшая заслуга Аристотеля в том, что он создал первую систему логики (силлогистику). Главная задача её - установление правил получения достоверных выводов из определенных посылок. Формальная логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих веков служила главным средством научного доказательства.

 

  1. Этическая проблематика в стоицизме и эпикуреизме

Стоицизм и эпикуреизм - направления эллинистическо-римской философии (ранний эллинизм). Эти школы перенесли основное внимание с вопросов объективного миропорядка на вопросы личной жизни человека. Этим школам предшествовал кинизм. Киники переосмыслили предназначение философии. Философия должна заниматься не отвлеченным умозрением, а показывать человеку путь к добродетельной жизни. Для этого надо отказаться от ложных ценностей – имущества, телесных удовольствий, условностей общепринятых норм поведения (т.е. абсолютная свобода). Эта свобода достигалась самоограничением, самопринуждением. Этика кинизма носила субъективный, индивидуалистический характер.

Информация о работе Лекции по "Философии"