Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 17:45, курс лекций

Описание работы

Проблема генезиса философии в системе культуры
Полагают, что история философии - это 25 веков. По крайней мере, она ‑ одна из древнейших форм духовной культуры. Условия возникновения философии: развитой рынок, выделение ремесла и умственного труда, государство, формирование элит.
Основные концепции генезиса (происхождения) философии:
- мифогенная (из осмысления мифов);
- гносеогенная (из обобщение результатов познания);
- гносеогенно-мифическая (из всего, включая мифы и знания).

Файлы: 1 файл

Filosofia_otvety_dlya_chtenia (1).docx

— 233.81 Кб (Скачать файл)

Тремя самыми выдающимися немецкими идеалистами были Фихте, Шеллинг и Гегель. Однако, нужно различать идеализм субъективный (из перечисленных философов - Кант, Фихте, Шеллинг) и объективный (Гегель). Взгляды Гегеля кардинально отличаются от взглядов других немецких идеалистов из-за различий логик. В начале своей карьеры Гегель очень серьезно занимался древнегреческой философией, особенно логикой Пифагора, Гераклита, Сократа и Платона. Гегель возродил их логику и представил ее в виде законченной системы в своей «Науке логики». Он считал, что в основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве – это природа; самораскрытие во времени - история. Философия истории занимает важную часть философии Гегеля. Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть - мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы. Гегель считается наиболее сложным философом для чтения (из-за сложности логики), поэтому ему могли приписывать идеи, которые были не поняты или неверно переведены.

Период ‑ 1770-1831 гг. Лица: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.

Высшая форма классического рационализма: разум организует действительность по образу и подобию своему. Преддверие неклассического философствования.

Разнообразие: дуализм Канта, субъективный идеализм Фихте, объективный идеализм Гегеля, материализм Фейербаха.

Кант усомнился в познаваемости объекта, исследовал способности разума. Выявил, что знание производно и от субъекта. По Канту «феномены» известны - «ноумены» нет, есть априорные (доопытные) идеи и их соединяющие суждения - всеобщие схемы сознания. Не теоретический, а практический разум дает нам знание Бога и ведет по жизни. Категорический императив предписывает поступать согласно долгу против хотения.

Фихте, Шеллинг, Гегель искали механизмы генезиса транцедентальных (из недоступного приходящих) истин, которые по причине своей всеобщности не могут прийти через ограниченные человеческие чувства.

Диалектика Гегеля - универсальная логика становления и развития разума, природы и истории, путь от поверхностных абстракций к их всеобщей, конкретной системе.

Фейербах доказал, что Абсолютный разум Гегеля - есть выхолощенный разум человека и занялся человеком как реальной основой всякого философствования.

 

В конце XVII - н. XIX  вв.  Германия  приближалась  к  буржуазной  рев-ции.  Ф. рев-ция предшествовала политическому перевороту. Важную  роль  в  формировании НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук. Кант   -основоположник   нем.   классич.   идеализма.   Разработал    концепцию происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности.  Считал,  что решению таких проблем  в  Ф.  как  проблемы  бытия,  морали  и  религии  должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания, и установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на самом деле, а только  так  как он нам является. Утверждал существование некоего предмета вне нашего  сознания, к-рый  он  наз.  вещь  в  себе  ("ноумен").  Но  последняя  с  другой  стороны, принципиально   непознаваема,    являясь    потусторонней    нашему    сознанию (трансцендентной).  Два  периода  творчества  -  докритический  и  критический. Докритический:  идеи  нерегулярного  происхождения  вселенной  из   туманности, понятие отрицательных величин, для познания большую роль играют исследования, а не индукция и не дедукция. Критический: критика классич.  разума,  практическая теория познания, этика, эстетика и теория о целесообразности. Фихте - отрицал агностицизм Канта, его представление о вещи в себе.  Предлагает объект "Я" и субъект "не Я". В основе мира лежит какое-то конкретное  "Я".  Мир можно познать через интеллектуальную интуицию. Метод  познания:  истину  можно вывести с помощью тезиса, антитезиса и синтеза. Тезис -высказывание, антитезис - противоположное высказывание, синтез = тезис +  антитезис.  Антитезис  нельзя вывести из тезиса. Субъективный идеалист. Гегель  -  все,  что  существует,  существует  в  мышлении.  В  основе  мира  - абсолютная идея - мировой разум. В своем  развитии  идея  проходит  три  этапа, потому что активна: 1) развивается сама в себе, логике через систему категорий, существует объективно; 2) идея выходит во вне и  создает  природу;  3)  идея  в мышлении, развитие ее - в духе. Фейербах  -  материалист.  Выступал  против  идеалистической  системы  Гегеля. Показал,  что  идеализм  является  теоретической  основой  религии.  Критически оценивал агностицизм  Канта.  Обосновал  материалистическую  теорию  отражения. Ощущения не отделяют нас от внешнего мира, а связывают  нас  с  ним.  Оно  есть образ объективного мира.

  1. Развитие философии в XIX веке: общая характеристика

Философия XIX века включает различные философские направления и школы, в том числе: романтизм и идеализм на подъёме немецкой философии, противоположное движение -позитивизм во Франции и Англии, материализм Маркса и Фейербаха, философия отдельных великих мыслителей (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор), неокантианство, прагматизм и философия жизни.

В последней трети XVIII века появились идеи и труды, систематизирующие предыдущую философию. Среди философов, чьё влияние наиболее существенно для последующей философии, можно выделить Иммануила Канта и Жан-Жак Руссо.

В бурные 1789-1815 гг. европейская культура прошла через революцию, войну и разрушение. Социальные и культурные основы (в том числе философия) предыдущей эпохи Просвещения было необходимо переосмыслить с целью осуществления экономических и политических изменений. Европейская философия XIX века размышляет о них, участвует в них, является причиной многих из этих изменений.

Немецкая классическая философия

Одним из первых философов, который усматривает недостатки в системе Канта, является Иоганн Готлиб Фихте. В его развитии кантианская метафизика стала источником, воодушевляющим представителей романтизма. Отталкиваясь от философии И. Г. Фихте, Фридрих Вильгельм Шеллинг развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма; философия Шеллинга была воспринята романтиками на правах официальной философии. Другим выдающимся последователем Фихте стал Гегель. Шопенгауэр отвергает философию Гегеля, считая её возвращением кантианского идеализма.

Утилитаризм. В XIX веке англичане Джереми Бентам и Джон Стюарт Милль положили начало направлению в этике, согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью, значимостью.

Марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Экзистенциализм как философское направление ХХ века имеет предшественников: Кьеркегор и Ницше. В середине XIX века философия в Европе почти целиком занималась абстрактными метафизическими системами, а Кьеркегор был в поиске философии в духе Сократа, основанной на субъективизме, долге, вере, душевных переживаниях человека.

Ницше наблюдает движение нравственности XIX века в сторону нигилизма. Он выделяет два типа морали: «мораль господ» и «мораль рабов», полагая выход в отвержении человеком европейской рабской морали.

Позитивизм. Огюст Конт, основатель современной социологии, заложил основы направления, определяющего единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Прагматизм. Американские философы Чарльз Сандерс Пирс и Уильям Джемс в конце XIX века развивали философию прагматизма. Прагматизм базируется на практике в качестве критерия истины и смысловой значимости.

Трансцендентализм имеет корни в трансцендентности Канта и немецкой классической философии. Ведущие представители: Ральф Уолдо Эмерсон и Генри Дэвид Торо. Трансцендентализм утверждает приоритет индивидуальной интуиции над религиозными доктринами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сциентистские и антисциентистские программы философии XIX века

Сциентизм представляет собой такую ориентацию в понимании действительности, которая представляет собой абсолютизацию роли естественных наук, в особенности физики, в развитии общества и его культуры; при этом абсолютизируются как отдельные аспекты, так и наука в целом. Сциентистская ориентация, с одной стороны, порождает иллюзию, что развитие науки способно разрешить социальные трудности, с которыми сталкивается капиталистическое общество; с другой, - что уход от социальной жизни в область якобы «чистой» науки может защитить личность от социальных конфликтов. Одним из проявлений сциентизма является признание специальной науки главным вершителем человеческих судеб, неподвластность ее какому-либо суду, как например, суду гражданской совести и ответственности ученого перед обществом за применение полученных знаний. И это провозглашается в то время, когда со всей актуальностью поставлен вопрос: возможно ли применение науки во вред социальному прогрессу? Научное знание рассматривается сциентистами как высшая культурная ценность безотносительно к социальным последствиям его применения. Правомерным считается мировоззрение, ограниченное системой установок, не опирающихся на знание объективных законов природы и общества, очищенное от классового содержания. В таком объективистском сознании философия, являющаяся ядром мировоззрения, лишается своей коренной мировоззренческой функции, а естественные науки выступают как абсолютно надежное и верное руководство к действию. На их фоне все другие духовные ценности, области культуры резко обесценены. В этой трактовке наука лишается своих социальных функций и основы в жизнедеятельности общества. Естественные науки, лишенные своей мировоззренческой основы, выступают главным авторитетом в оценке не только научной деятельности, но и во всех сферах общественной жизни. Осознание действительности в иных формах (этические, нравственные, политические и другие взгляды) оценивается как неполноценное, второстепенное, имеющее более низкий статус, чем наука. Наука рассматривается как крепость, изолированная от каких-либо связей с другими формами общественного сознания и от интересов общества.

В рамках сциентистской философии, отрицающей осмысленность онтологических утверждений, нет места учению о бытии. Напротив, антисциентистами оно берется как центральное и понимается как человеческое бытие. Антисциентистская ориентация находит выражение в разных формах осознания действительности - на уровне обыденного сознания и в теоретических построениях. В одних проявлениях антисциентистской ориентации подчеркивается самостоятельная ценность и значимость для общества иных форм культуры помимо науки - искусства, нравственности, религии, и в целом им отдается приоритет на право решать важнейшие проблемы человечества. Эти формы культуры оцениваются как более гуманистичные по сравнению с наукой. В других проявлениях антисциентизм - это сознательное антинаучное иррационалистическое воззрение, которое рассматривает науку как принципиально антигуманистическую силу в обществе. Истинной значимостью наделяются некоторые неизменные принципы и нормы человеческого существования, основанные на определенных эстетических, нравственных или религиозных ценностях. Наука в этой трактовке выступает как разрушающая эти ценности сила, не способная дать человеку целостную мировоззренческую ориентацию.

Антисциентистские теоретические установки находят определенную форму выражения в философских и социально-гуманитарных исследованиях. Философия экзистенциализма развивает идею о том, что наука неспособна постигнуть своими методами внутреннее состояние человеческого существования, неповторимость жизненной ситуации каждого отдельного человека. Они ускользают от прагматистски ориентированной науки. Но эта гуманистическая направленность их философии оказывается иллюзорной и пассивной, ибо сам предмет их размышлений - внутренний мир человека фигурирует на фоне неясных и туманных представлений о реальных возможностях исторического выбора, которые современное общество предоставляет человеку”. В области социально-гуманитарного исследования антисциентистские установки проявляются в гипертрофировании специфики предмета и методов исследования гуманитарных наук по сравнению с естественнонаучным исследованием, в противопоставлении, взаимной изоляции гуманитарных и естественных наук, в разрыве гуманитарного и естественнонаучного знания.

 

  1. Развитие философии в XX веке: общая характеристика

Философская мысль ХХ в. находилась под непосредственным воздействием противоречивого, драматичного развития человеческой цивилизации.

Основными философскими течениями этой эпохи были: иррационализм; рационализм; гуманизм; персонализм.

1. Иррационализм - направление в философии, определяющее инстинкт, внутреннее чувство, интуицию, любовь как главные источники, которые предшествуют рациональному познанию. Культ разума вытесняется резкой критикой иррационализма, знание - верой, исторический оптимизм - пессимизмом, а идея прогресса - неверием в него.

2. Рационализм - совокупность философских направлений, которые центральным пунктом своего анализа считают разум, рассудок, мышление с субъективной стороны и разумность, логический порядок вещей - с объективной.

К рационализму ХХ в. относятся: – неопозитивизм; – структурализм; – неорационализм;

– критический рационализм.

3. Гуманизм - философское направление, представляющее собой рефлектированный антропоцентризм, исходящий из человеческого сознания и имеющий своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для целей, не достойных человека.

4. Персонализм – направление  в философии, для которого человек  является действующей и мыслящей  личностью, которая занимает определенную  позицию.

В 70–90 гг. XX в. широкое распространение получают различные философские школы.

1. Постпозитивизм. Главную роль в постпозитивизме 90-х гг. играет критический рационализм, родоначальником которого является английский философ Карл Поппер - весьма популярный философ, социолог, логик, математический логик.

Методология науки. Американский философ и историк науки Томас Кун является представителем одной из школ постпозитивизма - философии науки.

Философия (методология) науки взаимосвязана с таким философским направлением, как «научный материализм». Основными представителями его являются американские философы Э. Нагель и Д. Мор-голис, австралийский философ Д. Армстронг, аргентинский физик и философ М. Бунге и др.

Герменевтика. Герменевтика (разъясняю, истолковываю) - искусство и теория интерпретации текстов.

Герменевтики 70-90-х гг. разрабатывают «понимание» не как прикладную задачу, возникающую в процессе истолкования текстов, а как фундаментальную характеристику человека, как нечто, определяющее человеческое бытие и мышление.

Философия интуитивизма. В 80-90-е гг. получили распространение идеи интуитивизма, которые соединили интуицию с современным научным знанием - медициной, биологией, физикой и др.

Основные модели философского мышления в XX в.: – позитивизм; – марксизм; – неотомизм;

– экзистенциализм и др.

Позитивизм. Вторая историческая форма позитивизма возникла в конце XIX – начале XX вв.

Этот позитивизм являлся философией реализма и утверждал, что любое научное знание (физическое, астрономическое, биологическое и т. п.) есть само по себе знание философское и что философия не может иметь своего отдельного от наук предмета.

Неотомизм. Неотомизм возник в конце XIX в. и имел широкое распространение в XX в. как философская модель мышления людей, живущих в странах, где господствует католическая церковь.

Информация о работе Лекции по "Философии"