Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 17:45, курс лекций

Описание работы

Проблема генезиса философии в системе культуры
Полагают, что история философии - это 25 веков. По крайней мере, она ‑ одна из древнейших форм духовной культуры. Условия возникновения философии: развитой рынок, выделение ремесла и умственного труда, государство, формирование элит.
Основные концепции генезиса (происхождения) философии:
- мифогенная (из осмысления мифов);
- гносеогенная (из обобщение результатов познания);
- гносеогенно-мифическая (из всего, включая мифы и знания).

Файлы: 1 файл

Filosofia_otvety_dlya_chtenia (1).docx

— 233.81 Кб (Скачать файл)

 

  1. Структурализм, постструктурализм и деконструктивизм

Структурализм как философское направление возник в 50-е гг. во Франции. С его появлением французская философия совершает радикальный поворот, который многими исследователями сравнивается с поворотом от физики Ньютона к теории относительности и квантовой механике. Речь идет о переоценке ценностей западной философской традиции последних трех столетий (однородность мышления, абсолютное знание, смысл, истина, субъект). Наряду с работами Леви-Стросса (антропология) этот поворот был подготовлен также творчеством других представителей структурализма и постструктурализма - Мишеля Фуко (культурология), Жака Лакана (психоанализ), Ролана Барта (семиология). Структурализм является неоднородным течением, сфера интересов его представителей разнообразна, и говорить о нем как о единой философской школе некорректно. Как отмечают сами структуралисты, правильнее вести речь о структуралистской деятельности как «упорядоченной последовательности определенного числа мыслительных операций».

Постструктурализм - это широкое и необыкновенно интенсивно воздействующее, интердисциплинарное по своему характеру, идейное течение в современной жизни Запада. Он появился в самых различных сферах гуманитарного знания: литературоведении, философии, социологии, лингвистике, истории и т.п. и вызвал рождение современного образа мышления.

Ключевой фигурой постструктурализма является Жак Деррида. Творчество Ж. Дерриды пользуется огромной популярностью, несмотря на сложность его манеры изложения собственных идей. Метод этого философа может быть охарактеризован как постоянное движение самоуточнения. Для Дерриды характерно стремление уточнять свою мысль всевозможными корректировками, дополнениями прямого (денотативного) и косвенного (контекстуального, коннотативного) значения слов, бесчисленными цитатами и тут же следующими разъяснениями, обращением к авторитету словаря до такой степени, что многие страницы его произведений напоминают словарные статьи.

Прогрессивные завоевания в области архитектуры, однако, часто используются в чисто формалистических целях, уводящих от рационалистических решений строительных задач. Термин «деконструктивизм» был введен в оборот французским философом Жаком Дерида и использовался в литературоведении для обозначения такого способа прочтения произведения, когда сознательно создается конфликт между смыслом и принятой его интерпретацией. Этот метод распространился и на изобразительное искусство, и на архитектуру, как реакция на западную метафизическую философию. Деконструктивизм как направление в архитектуре 20 века появляется в конце 80-х годов. По определению теоретика деконструктивизма Жака Дерида, это не стиль, а метод, подход архитекторов к основам основ традиционного подхода к архитектуре как виду искусства. Это не разрушение построенных зданий, а сознательное создание конфликта между тем, как человек привык воспринимать язык и смысл, и тем, что он видит. Деконструктивизм - это вопрос архитекторов самим себе, можно ли освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, пользы, функциональности, так ли уж незыблемы понятия порядка и беспорядка и можно ли построить здание, отрекшись от всех общепринятых глубинных принципов создания архитектурных сооружений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ренессансная философская мысль Беларуси

Формирование белорусской философской мысли связано с процессом христианизации на Беларуси и развитием идей христианского Просвещения. Широко известны имена полоцкой княжны Предславы (Ефросинья Полоцкая), а так же религиозно-философских мыслителей Кирилла Туровского, Климента Смолятича и др. С одной стороны, для философского творчества этого периода характерно глубокое усвоение и осмысление идей Священного писания, с другой  - своеобразная «сверка» собственного понимания христианского вероучения с идеями таких авторитетных христианских мыслителей как Афанасий Великий, Григорий Богослов и др. В богословско-философских рассуждениях отечественных христианских просветителей преобладает нравственная проблематика. В форме притч и аллегорий излагаются сложные понятия добра и зла, смысла жизни человека, смысла вселенской истории, раскрываются причины и цели существования мира.

Становление профессиональной философской деятельности на Беларуси связано с периодом Возрождения (16 – 17 века) и Реформации. В целом, философия Великого княжества Литовского ориентирована на проблемы, которые озвучивает западное Возрождение – антропоцентризм, антиклерикализм, право человека на постоянное нравственно-интеллектуальное самосовершенствование. Специфическими чертами белорусской философии эпохи Возрождения можно назвать следующие: -в отличие от Западной Европы здесь не получил решающего развития принцип индивидуальной свободы (главным лейтмотивом белорусской философской мысли является идея о том, что человек должен служить общему благу);-в отечественной философской практике доминирует идея права, как одного из основных институтов государственного управления;-гуманистические идеи Ренессанса на Беларуси тесно связаны с идеями и практикой Реформации.

В целом ренессансный гуманизм на Беларуси отличает охват широких слоев общества, стремление преодолеть узкие рамки духовных элит.

В истории  философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса можно выделить следующие направления:-радикальное реформационно-гуманистическое (Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний и др.). Для этого направления характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, церковному учению и средневековой схоластике). Концентрируется внимание здесь на проблемах сущности личной веры в Божественное Откровение. Представители этого направления стремились осмыслить демократические идеи христианского Евангелия, тяготея к осознанию таких ценностей общечеловеческой культуры как равенство, братство, человеколюбие;-умеренное реформационно-гуманистическое течение (Ф.Скорина, Н.Гусовский, С.Будный, А.Волан, Л.Зизаний, С.Полоцкий) стремилось к выработке компромиссных форм соединения и согласования античной, средневековой и ренессансной философской и христианско-богословской позиций. Мыслители этого направления активно развивают идеи платонизма, аристотелизма, этические и политические взгляды стоицизма;-атеистически-гуманистическое направление белорусской философской мысли периода Ренессанса обратилось к материалистическим идеям античности (С.Лован, К.Бекеш, К.Лыщинский). Здесь отвергается идея Божественного откровения, не поддерживается концепция врожденных идей, обосновывается естествено-природное происхождение человека и человеческой морали. Высоко ценит эта философская традиция индивидуальный разум и опыт как основу и средство познания. В период контрреформации умонастроения атеистически-гуманистического направления жестко подавлялись (например, из  Речи Посполитой были изгнаны социниане, учинена расправа над К.Лыщинским).

Развитие философской мысли Беларуси 17 - нач. 18 вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Развертывались философские дискуссии между представителями разных направлений (православное - М.Ващенко, Л.Карпович, М.Смотрицкий, униатское -  Л.Кревза, И.Кунцевич, католическое - Я.Альшевский, А.Баболь и др.). Конец 18 - нач. 19 века связан со становлением практического естествознания и его философским осмыслением (М.Почебут, Ю.Мицкевич, Я.Снядецкий); анализируются проблемы познания (опыт, истина), методы научной деятельности, способы построения науки. Закат тенденций Просвещения в философской мысли Беларуси наблюдается уже в сер. 19 века, когда происходит смена духовно-нравственных ориентиров, связанная с вхождением в состав Российской Империи.

  1. Белорусское Просвещение: основные направления развития философской мысли

В последней трети XVIII в. в Беларуси под влиянием не только французского Просвещения, но и творчества прогрессивных белорусских мыслителей конца XVII -- начала XVIII в. получают распространение идеи Просвещения. Выразители этих идей Б. Добшевич, К. Нарбут, М. Почобут считали свободу мысли обязательным условием развития науки. Взгляды большинства белорусских просветителей развивались в русле теории «натурального права», которая была изложена в труде Т. Млоцкого «Свидетельство об истоках натурального права» (1779). Автор не был согласен с тезисом Гоббса о решающей роли силы в историческом процессе, склоняясь в своих воззрениях к теории «общественного договора» Руссо.

Последующие события (война 1812 г., а также русификаторская политика царизма) вызвали кризис идеологии и философии Просвещения и вместе с тем их своеобразный ренессанс в Виленском университете. Это выразилось, в частности, в появлении философских работ Яна и Андрея Снядецких, в использовании идей Просвещения в деятельности легальных и тайных обществ шубравцев, филоматов, филаретов, «военных друзей» и др.

Конец 18 - нач. 19 века связан со становлением практического естествознания и его философским осмыслением (М.Почебут, Ю.Мицкевич, Я.Снядецкий); анализируются проблемы познания (опыт, истина), методы научной деятельности, способы построения науки. Закат тенденций Просвещения в философской мысли Беларуси наблюдается уже в середине 19 века, когда происходит смена духовно-нравственных ориентиров, связанная с вхождением в состав Российской Империи.

Особенностью философии Беларуси (в том числе и рассматриваемого периода) можно назвать тенденцию к постепенной утрате достигнутого профессионального уровня, а не к его наращиванию в ходе конкретно-исторического саморазвития тех или иных комплексов философских идей и смены этапов философского развития, а также нарастание интенций к самозамыканию и периферизации с последующим «угасанием», а не переинтерпретацией проблем в иной системе идей. Особенно это заметно на примере идейного (в том числе философского) развития «золотого» периода. Соразмерные эпохе и общеевропейскому контексту периоды Возрождения и Реформации, в определенной мере - Контрреформации, и все же «сниженная», хотя и своеобразная версия европейского Просвещения (несомненно весомая на уровне внутринациональных задач), с угасанием так до конца и нереализованных идей которого к 1830-м пресекается линия непосредственно преемственного философского развития в целом. Конечно, во многом эти процессы связаны со внефилософскими контекстами - потеря государственности, неудачи национально-освободительных восстаний, ликвидация унии, изгнание ордена иезуитов и ограничение просветительской деятельности иных католических орденов, ликвидация системы высшего образования на территории Беларуси и т.д. Однако, не последнюю роль в этом отношении сыграли внутренние культурные процессы (во многом исторически социально-политически обусловленные). Прежде всего, это связано с победой Контрреформации в Польше и ВКЛ. Были свернуты широкие образовательные и просветительские протестантские программы и созданная (прежде всего кальвинистами) сеть учебных заведений, усилилось открытое политическое давление на православие (которое и само в этот период переживало не лучшие свои времена в Беларуси). Фактически прекратили свое функционирование православные религиозные братства, началось (ранее отсутствовавшее в ВКЛ) преследование еретиков и атеистов. Следует добавить, что чуть ранее в ВКЛ была прекращена деятельность антитринитариев, многие из которых были вынуждены покинуть страну (в Европе переосмысление круга их идей и проблем явилось одним из духовных истоков философии Просвещения).

18 - начало 19 в. характеризуются в истории философии Беларуси как продолжение полемической линии и линии поздней схоластики, так и возникновением антисхоластических течений: эстетика Я. Фальковского (1778-1836) и Ф.Н. Голянского (1753-1824); эклектическая философия Б. Добшевича (1722-1794), К.Нарбута (1738-1807), А. Скорульского (1715-1780), С. Шадурского (1726-1789), Гродненских философских рукописей. Несколько особняком стоит фигура Ф. Богуша (1746-1820). Важно отметить линию, непосредственно не связанную с религиозной ориентацией и целями: И.Я. Быковский (1750-1817), К. Вырвич (1717-1793), М. Корицкий (1714-1781), К. Роговский (1728-1810), И. Стройновский (1752-1815), М. Почебут (1728-1810), И.И. Хрептович (1729-1812) и др.

  1. Философия и развитие белорусского самосознания в XIX–XX вв.

В Новое время для Беларуси, в силу специфических социально-политических условий наибольший расцвет приходится на первые десятилетия XIX века, а влияние её существенно сказывается на последующем развитии культуры и философии.

Философская мысль становится преимущественно гноссеологической и психологической. Преобладающая просветительская мысль соседствовала с рядом иных философских направлений. Важным принципом воззрений становится в это время решающий авторитет разума, что, однако, чзсто сосуществовало с тяготением к идеалистическо-теологическому мировоззрению.

Просвещение в Беларуси испытывало существенное воздействие русской и польской культур, что проявлялось в широких сферах духовной жизни и в данную эпоху, и за её пределами. Взаимодействие прогрессивных тенденция славянских культур привело к возникновению культурного течения, стремящегося к изучению Беларуси, истории, жизни и культуры белорусского народа.

После трех разделов Речи Посполитой Беларусь становится частью Российской империи. В философской мысли и социально-политической практике преобладают уже национально-освободительные темы. Тайные студенческие общества Виленского университета (филоматов, филаретов, «променистых» и др.) ставят своей целью восстановить Речь Посполитую, преобразовать общество и человека на основе разума и образования (Я. Чечот, Ф. Зан, А. Мицкевич). Возрастает интерес к истории Западной Руси, ее культуре и языку. Во второй половине XIX века заявляет о себе белорусская национальная литература.

XX век в Беларуси начинается  с религиозной философии как  ответа на распространение в  Беларуси революционной марксистской  идеологии. В. Самойла, Я. Окунь и Д. Скрынченко дают философское обоснование единственно верному, на их взгляд, пути обновления общества – пути, основанному на христианской этике.

После революционных событий 1917 года снова встает вопрос о национальном самоопределении. В. Самойла и И. Абдиралович, не приняв большевистской идеологии и практики, видят еще большую опасность для страны в полонизации ее Западной части, пророчески верят в историческое будущее Беларуси.

В двадцатые годы начинает господствовать марксистская философия. Такое положение сохранялось до конца 80-х - начала 90-х годов XX столетия, что существенно сужало рамки философских исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Философская антропология: проблема определения сущности человека

Философская антропология - это философское течение, рассматривающее человека не просто как основное свое содержание, а ставящее проблему человека основным своим стержнем.  Начало антропологии в философии положил немецкий философ Макс Шелер. Само слово «антропология» означает учение о человеке. Словосочетание «философская антропология» используется в современном языке в двух значениях: как учение о человеке того или иного мыслителя и как название философской школы, направления современной философии.

Макс Шелер (1874-1928), основоположник философской антропологии, проделал серьезную философскую эволюцию в своих взглядах. В частности, Шелера не могли не беспокоить те социально-экономические потрясения, происходившие в странах Европы в 10-х годах: Первая мировая война, революционные волнения в Германии и России и т.д. В этом кризисе Шелер видел кризис понимания человека. Коммунизм, по мнению Шелера, это отказ от человека. Кризис общества - это кризис человека, кризис личности. Причина этого в неправильном подходе к познанию. Это абсолютизация, по выражению Шелера, знаний контроля и недооценка знаний культуры. Знания контроля - это естественнонаучные знания, знания культуры играют гораздо большую роль, но их недооценивают. Но главное значение имеют знания спасения, но ими люди полностью пренебрегают. Таким образом, Шелер выстраивает уже следующую иерархию наук: естественные науки, науки о культуре (в том числе философия) и, наконец, учение о спасении, т. е. религия.

Человека нельзя определить, он превосходит любое определение, любую науку. Тем не менее, проблема человека - это главная проблема философии, и философы всегда это понимали. Как совершенно правильно заметил Паскаль, к которому все чаще обращаются современные философы, особенно экзистенциалисты и персоналисты, «трудность познания человека заставляет людей обращаться к другим наукам». Понимая всю неподъемность задачи, Шелер все же решил поставить вопрос ребром: либо философия занимается человеком, либо она вообще ничем не должна заниматься. Кризис современного общества показывает всю насущность этой задачи.

После Макса Шелера философская антропология не угасла, она и сейчас является одним из наиболее влиятельных направлений в западной философии. Существует множество различных ее направлений, из которых выделяются два основных: биологическое и функциональное. Разделяются эти направления философской антропологии по следующему критерию: мы должны познать человека или по его сущности, или по его проявлениям.

Информация о работе Лекции по "Философии"