Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 17:45, курс лекций

Описание работы

Проблема генезиса философии в системе культуры
Полагают, что история философии - это 25 веков. По крайней мере, она ‑ одна из древнейших форм духовной культуры. Условия возникновения философии: развитой рынок, выделение ремесла и умственного труда, государство, формирование элит.
Основные концепции генезиса (происхождения) философии:
- мифогенная (из осмысления мифов);
- гносеогенная (из обобщение результатов познания);
- гносеогенно-мифическая (из всего, включая мифы и знания).

Файлы: 1 файл

Filosofia_otvety_dlya_chtenia (1).docx

— 233.81 Кб (Скачать файл)

Сущность человека многогранна. И сам Шелер говорил, что человека невозможно познать, человек слишком широк. Поэтому последующие направления философской антропологии стали разрабатывать учение о человеке с точки зрения биологической, находя сущность человека в его жизненном начале.

Основным представителем биологического направления в философской антропологии является немецкий философ Арнольд Гелен (1904-1976). Согласно этому направлению, человек это животное, но животное особое в силу своего биологического и социального предназначения. Это животное, способное создавать совершенно особые творения. Поэтому человек отличается от других животных и это свое отличие от них он ощущает как некоторую ущербность.

Большинство представителей философской антропологии после Шелера рассматривали человека с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Так возникает функциональная, или функционалистская школа философской антропологии, одним из основных представителей которой является Эрнст Кассирер (1874-1945). Он утверждал, что поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через те функции, которые человек выполняет.

Объединяет всю деятельность все проявления человека то, что все они - и язык, и наука, и религия — есть символы некоей действительности. Но в отличие от Шелера Кассирер утверждает, что человеку доступны только символы. Что бы за этими символами ни скрывалось, доступны человеку только они, и познание человека возможно только через познание символов. В отличие от Шелера, Кассирер не призывает восходить через символы к бытию Бога.

 

 

 

  1. Предмет и задачи теории познания

Познание - творческая деятельность человека и человечества, направленная на получение достоверных знаний о действительности. Оно же в целом ‑ активное взаимодействие субъекта и объекта.

Субъект здесь - человек, а объект - фрагмент реальности. Предмет познания более узок, чем объект, поскольку предмет ‑ только «конкретная проблема». Диалектика субъекта и объекта: взаимопереходы объект-субъект, влияние друг на друга.

Проблема: как ограниченный человек может претендовать на объективность и всеобщность своих познаний.

2 классических подхода к решению:

- объективно-натуралистический (Бекон, Локк, Дидро) - познание зеркальное отражение действительности, достоверность подтверждается опытной проверкой, природа всеобща во всем, в том числе в своем образе (отражении человеком);

- субъективно-рефлексивный (Декарт, Спиноза, Кант, Гегель) - познание неотъемлемая часть и упрощенная копия Вселенского Разума, содержащего в себе все, поэтому познание объективно и всеобще. Проверка - рефлексия над полученными знаниями (их тщательное продумывание).

3 неклассических решения (во всех подобных решениях  объект зависим от субъекта, а  субъект не беспристрастен, склонен  к творчеству и практической  эффективности):

- социально-практическая  модель (марксизм): общественно-историческая  практика определяет содержание  познания и изменяет его;

- лингвосемантическая стратегия (аналитическая философия): связность речи (языка) становится критерием научности, заменяя собой объективность и всеобщность классики;

- гуманитарно-диалогическая  стратегия (феноменология, герменевтика): неустанное согласование внутреннего  опыта ‑ вот подлинная цель человека, а не объективность и всеобщность познания.

Постнеклассическая философия отстаивает множественность возможных интерпретаций опыта - чем их больше, тем лучше, тем конкретнее субъект подлаживается к объекту, удерживаясь от чрезмерной и пагубной агрессии в отношении природы. Кроме того, «субъект умер» - так как объелся этой многовариантной каши, а объект, слишком игнорируемый неклассиками, начал «мстить» и теперь его приходится принимать в расчет. Вот такая тяжелая жизнь у современного (постнеклассического) философа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные парадигмы теории познания

Познание - это освоение человеком окружающего мира, в ходе которого вырабатываются новые знания о действительности. В познании выделяют несколько уровней: чувственное познание, мышление, теоретическое и эмпирическое познание, а также выявляют ряд видов: обыденное, художественное, научное. Структура познавательной деятельности включает в себя: субъекта познания (человека) и объект познание (вещь, предмет, явление), что выражено в понятии «субъект-объектной взаимосвязи». Если в качестве объекта познания выступает другой человек или группа людей, то говорят о субъект-субъектных связях. Раздел философии, рассматривающий круг данных проблем, называется гносеологией.

Практика - предметная, целеполагающая деятельность человека, направленная на освоение и преобразование социального, природного и культурного бытия. Практика имеет культурно-исторический характер, заключенный в многообразии отношений человека с миром. В структуре практики можно выделить: побуждающие силы (потребности, мотивы); целеполагание; деятельностные акты, направленные на овладение, присвоение, преобразование предмета; средства, с помощью которых достигается цель; результат деятельности.

Любой познавательный процесс является элементом практической жизнедеятельности, в результате которой мир преобразуется. Познание осуществляется в практической деятельности, служащей критерием достоверности полученных знаний. Практика является источником научного познания, его движущей силой, дает познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Практика формирует самого субъекта познания, определяет строй, содержание и направленность его мышления. Практическое воплощение идей, превращение их в предметный мир есть опредмечивание. Знания опредмечиваются, как в языковой форме, так и в материальной культуре.

Творчество является особым видом практики, порождающей нечто новое, что первоначально возникает в воображении как образ, требующий воплощения в действительности. Научное познание можно отнести к творчеству, поскольку его цель заключается в получении новых знаний о действительности.

Одним из важнейших положений гносеологии является то, что познание есть сложный, противоречивый процесс. Сложность в том, что познание - это многостадийный, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями, разворачивающийся в пространстве и во времени акт. Противоречивость познания проявляется уже в том, что оно переводит материальное в свою противоположность - идеальное. В процессе отражения физическое (внешний мир, его действительные свойства и отношения) преобразуется в физиологическое (работа нервной системы, мозга) и, наконец, в психическое - в факт сознания, мысленные образы вещей, событий, процессов. Противоречивость познания проявляется также в специфике его форм, в характере связей этих форм между собой.

Цель познания - знания. Они нужны для: ориентации человека в окружающем мире; объяснения и предвидения событий; планирования и реализации деятельности. Знание - средство преобразования действительности и это система. Знание возникает в процессе познания, а он состоит из форм, этапов, уровней. В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Философия и теория науки: предпосылки и основания познания в частных науках

Философия науки - философская дисциплина, предметом которой является исследование науки как особой формы духовной деятельности человеческого общества. Изучает сущность науки, ее функционирование в системе общества, ее связь с иными видами духовной деятельности человечества и отличие от них. Философия науки появляется в XX веке в связи с бурным развитием исследований по истории науки, философских проблем конкретных наук, роли и значения науки в жизни общества, а также исследований по логической, методологической и социологической проблематике научного познания. Сложилась в результате междисциплинарного синтеза философии, науки и ее истории.

Особую остроту приобретают проблемы природы и сущности науки, принципов развития научного знания. Философский статус философии науки состоит в том, что то или иное решение указанных проблем связано с принятием определенных онтологических, гносеологических и аксиологических принципов, разрабатываемых в различных философских направлениях и имеющих различное содержание (→ много разных вариантов, теорий). + Объективные трудности, связанные с тем, что один человек не может освоить все многообразие существующего научного знания → изучают развитие науки по одной из дисциплин и потом распространяют на остальные, но тогда теряется специфика этих остальных. Специфично не только развитие дисциплины, но и, соответственно, методы исследования в ней; это особенно важно при сопоставлении естественных, общественных и гуманитарных наук.

Философия науки - система, в качестве элементов в которую включены философские принципы и общие законы развития, связывающие и объясняющие понятия и законы наук о природе (естествознания) и наук о человеке (общественные и гуманитарные науки) → таким образом, до некоторой степени снимаются трудности с многообразием.

Философия дает возможность ученым делать открытия, связывает открытое, науку с жизнью общества.

Концепции философии науки: 1) а) в ранних наука трактуется как совокупность теорий, ученый исключен (как субъективное), главное внимание к результату научного творчества, а не к процессу. Изучается структура научных теорий, уровни научного познания, связь между ними, логико-методологические принципы и методы научного исследования. Абстрактная идеализированная наука, не связанная с обществом. Научное знание понимается как совокупность обоснованных теорий, экстенсивно расширяется; не ставится проблема развития науки - это логический позитивизм. б) критический рационализм (Поппер, Кун, Лакатос) - акцент смещается с анализа теории на исследование особенностей деятельности научного сообщества. Интерес к развитию научного знания, критическое отношение к логическому позитивизму, более углубленное рассмотрение природы научного знания, реабилитация значения философии после уничижительной критики ее со стороны логических позитивистов; 2) все эти концепции базировались на естественных науках, гуманитарные считали недоросшими и распространяли на них полученные результаты → появилась герменевтическая концепция, учитывающая специфику гуманитарного знания как принципиально диалогичного и интерпретационного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Наука как личностное знание

Наука - общественная познавательная деятельность, направленная на выработку и развитие объективных, системно организованных и обоснованных знаний о законах реальности.

Комплекс значений понятия «наука»:

- система знаний (факты, зависимости, проблемы, гипотезы, законы, теории, научные  картины мира, идеалы и нормы  науки);

- производство знаний (создание  мира теоретических образов);

- социальный институт (система  специальных учреждений: академии  наук, научно-исследовательские институты, вузы, лаборатории и т.д.).

Основные функции науки:

- культурно-мировоззренческая;

- непосредственной производительной  силы;

- социальной силы (направляет  и организует почти все виды  человеческой деятельности).

Специфика научного познания постигается при сравнении с повседневным (обыденным) познанием. По субъекту: в повседневности кто угодно познает - в науке профессионал. По объекту: там обыденное знание приобретается - здесь законы действительности и даже прозревание будущего. По способу: в быту познают ненарочно - в науке целенаправленно, экспериментируя, осмысливая с помощью спецязыка. По результату: вне науки банальности - а в ней якобы всегда нечто новое.

Уровни структуры научного знания отличаются спецификой методов, методологией. Метод - совокупность правил, приемов и способов познания и преобразования действительности. Методология науки - система всех методов.

Основные уровни структуры научного знания:

- эмпирический: постижение  внешних (эмпирических) фактов и  зависимостей через наблюдение (прямое  и косвенное), сравнение (непосредственное  и опосредованное), измерение (прямое  и косвенное), эксперимент (натуральный, модельный, поисковый, проверочный), описание;

- теоретический: выявление  внутренних и существенных связей (законов) и проблем, создание гипотез  и теорий посредством мысленного  эксперимента, идеализации, формализации (формул, графиков и т.п.), восхождения  от абстрактного к конкретному (то есть сборка абстрактно-исчерпывающего  образа всего и вся из его  же абстрактных черт), аксиоматики (постулаты, аксиомы), гипотетико-дедукции (проверки дедуктивных выводов), историко-логических исследований (логика процесса, эволюции);

- метатеоретический: установление общих характеристик объектов (предметный аспект) и способов их познания (рефлексивный аспект), то есть создаются картины мира, идеалы и нормы науки, философские основания науки – все это через отраслевую и философскую рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Научные революции и смены типов рациональности

Научная революция - это перестройка оснований науки. Возможна благодаря:

1. Результат внутридисциплинарного развития

2. Междисциплинарное взаимодействие

Перестройка оснований приводит к смене типов рациональности

Философские основания науки. Онтологические основания науки представляют собой принятые в той или иной науке представления о картине мира, типах материальных систем, законах функционирования и развития и т. д. Гносеологические основания науки - принимаемые в рамках определенной науки положения о характере процесса научного познания, соотношения чувственного и рационального, теории и опыта и т. п. Логические основания науки - принятые в науке правила абстрагирования, образования понятий и утверждений и т. п.. Методологические основания науки представляют собой принимаемые в рамках той или иной науки представления о методах открытия и получения знания, способах доказательства и т. п.. Ценностные или аксиологические основания науки - принятые представления о практической и теоретической значимости науки в целом или отдельных наук в общей системе науки, о целях науки, научном прогрессе и т. д.

Две разновидности научных революций. 1) Идеалы и нормы научного исследования остаются неизменными, а картина мира пересматривается. 2) Одновременно с картиной мира радикально меняются не только идеалы и нормы науки, но ее философские основания.

Информация о работе Лекции по "Философии"