Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 17:45, курс лекций

Описание работы

Проблема генезиса философии в системе культуры
Полагают, что история философии - это 25 веков. По крайней мере, она ‑ одна из древнейших форм духовной культуры. Условия возникновения философии: развитой рынок, выделение ремесла и умственного труда, государство, формирование элит.
Основные концепции генезиса (происхождения) философии:
- мифогенная (из осмысления мифов);
- гносеогенная (из обобщение результатов познания);
- гносеогенно-мифическая (из всего, включая мифы и знания).

Файлы: 1 файл

Filosofia_otvety_dlya_chtenia (1).docx

— 233.81 Кб (Скачать файл)

- рассуждения с помощью  предельных категорий;

- априорность посылок.

В истории 4 модели метафизики:

1) учение об основаниях  мира в целом (Аристотель);

2) метод выявления основ  бытия (Декарт);

3) наука о возможности  априорных знаний (Кант);

4) базис (матрица) для накопления  опыта (Рорти).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Трансформации метафизики в Новое Время

Вторая половина 19 в. привнесла иные смыслы в жизнь человека, до сих пор находившегося под влиянием культа разума, знания и науки, с помощью которых предполагалось радикально изменить прежний мир. Внутри культуры в виде оппозиции начинает формироваться новое видение мира, которое стремится выявить сущностные характеристики бытия человека, определить способы его ориентации в мире и предложить систему общезначимых ценностей, базирующихся на иных постулатах и принципах, и способных помочь человеку освободиться от веры в прогресс. Комплекс новых проблем человеческого бытия расширил первоначальные рамки метафизики субъекта. Тем более, что формирующаяся неклассическая (современная) философия, отказавшись от классического рационализма, занялась исследованием огромного, практически неизученного, пласта иррациональных (внелогических) факторов человеческой субъективности. Стало ясно, что человеческий мир намного многограннее, противоречивее и бесконечнее, чем представлялось рациональному знанию. Именно в силу указанных причин произошел так называемый «антропологический поворот» в современной философии, когда многие проблемы теории субъекта, только поставленные в новоевропейской метафизике, получили дальнейшее развитие в русле новых методик. Таким образом, проблема человека стала сквозной темой неклассической философии, даже, когда эти вопросы выходили в иные области философского знания: философию науки, философию языка и др. Это означает, что многообразный культурный опыт породил философский плюрализм в русле иррационалистических, этико-психологических, религиозных, феноменологических ориентаций в изучении проблем бытия человека, наряду с развивающимися рационалистическими направлениями, пытающимися выявить новые эвристические возможности метафизики для современного научного знания.

На этом историческом этапе наблюдались попытки реформирования идеалистических концепций сущего, например, в учении Шопенгауэра о мировой воле и рассуждениях Ницше об исторически преобразующейся воле к власти. Не менее глубокие трактовки сущего обнаруживаются в русской философии - у В. Соловьева (сущее как «всеединое сущее»), Франка (сущее как «абсолютное бытие или сверхвременное единство»), С. Трубецкого (сущее как явление, либо как идея, либо как предмет веры). Впоследствии Хайдеггер отметит основные исторические вехи метафизики, которые, с его точки зрения, ознаменованы тремя основными способами понимания сущего: античный (сущее как подлежащее), средневековый (сущее как сотворенность), новоевропейский (сущее как объект, определяемый через Я-субъект).

Предметом современной метафизики, по Хайдеггеру, является бытие сущего, что принципиально разнит его позицию от марксистского определения сущего как бытия вообще.

Наконец, судьба метафизики в течение всего 20 века в немалой степени оказалась зависимой от интерпретации проблемы языка во всех его функциональных проявлениях. Ведь апелляция к теме языка - это попытка, с одной стороны, преодоления традиционных, исторически себя исчерпавших форм разума, легализованных целым рядом «центризмов» (лого-, эго-, этно- и т.п.), с другой - возможность переключиться на решение проблемы соотношения языка - мира - человека, модифицировав тем самым предметное поле предшествующей метафизике. Правда, критики такого подхода усматривают в этой триаде контуры формирования абсолютного панлингвизма, который вытесняет мир и человека на периферию языка. Проблема статуса языка, его онтологического бытия имеет в структуре метафизического знания свою историю: так явственно прослеживается тенденция движения от взглядов Витгенштейна с его методом философской терапии (направленной на выявление «языковых аномалий», «болезней» в процессуальной деятельности метафизики) - к позиции Хайдеггера, для которого «Язык - дом Бытия», в обители которого живет человек, Дерриде и его методу деконструкции метафизических высказываний.

Однако, при всем многообразии интерпретаций метафизики в современной философской мысли господствующей является трактовка ее как философского учения о наиболее общих основаниях бытия человека в мире.

 

 

 

 

 

 

  1. Постметафизическая философия XIX века

Постметафизическая философия - понятие философии постмодернизма, выражающее парадигмальную установку современной философии на отказ от презумпции возможности построения единой и системной концептуальной модели мира - как в понятийном пространстве философии, так и в понятийном пространстве любой другой мыслительной системы (наука, теология, этика и др.). В обосновании постметафизической философии постмодернизм опирается на осуществленную философией модернизма критику метафизики, ориентированной на поиски единства сущности, происхождения и оснований мироздания: по словам Ницше, в любом случае речь идет о «метафизическом первотолчке».

По оценке Деррида, «новая практика предполагает разрыв с тем, что привязало историю... к истории метафизики».

Смысл понимается постмодернизмом не как имманентный объекту (миру, тексту) и подлежащий экспликации, но как результат произвольно реализуемых дискурсивных практик (в чем сказывается влияние ницшеанской семантической фигуры "воли к власти" ).Аналогично, применительно к так называемой социальной онтологии, постмодернизмом отвергается классическая презумпция наличия «латентного смысла» истории (Деррида); применительно к семиотическим средам постмодернистская философия отказывается «признавать за текстом (и за всем миром как текстом) какую-либо «тайну», то есть окончательный смысл» (Р.Барт). В целом, «история репрезентации» расценивается постмодернизмом как «история икон - история длительного заблуждения» (Делез). Таким образом, постмодернистские ориентации в данной сфере интегрируются в такой парадигмальной презумпции постмодернизма, как «жертвование смыслом» (Деррида).

Постмодернистский взгляд на мир снимает самую возможность постановки проблемы познания как экспликации глубинного смысла объекта (бытия в целом).

Каждый из конкретных проектов постмодернистской философии вносит свой вклад в деструкцию метафизики и конституирование теоретических основ постметафизической философии. Реформаторская позиция постмодернистской философии в отношении понимания детерминизма, предполагающая нелинейную интерпретацию последнего, также влечет за собой радикальную критику метафизики как основанной на идеях исходной упорядоченности бытия, наличия у него имманентного смысла, который последовательно развертывается в эволюции мира и может быть (в силу своей рациональной природы) реконструирован в интеллектуальном когнитивном усилии. Аналогичные процессы, вызывающие существенные трансформации современного мировоззрения, имеют место сегодня и в сфере естественнонаучного познания. Так, оценивая переход современной науки к новому видению мира, синергетика отмечает, что «естественные науки избавились от слепой веры в рациональное как нечто замкнутое» (И.Пригожин, И.Стенгерс). Таким образом, философия постмодернизма фактически отказывается от традиционного для классической европейской философии восприятия метафизики как парадигмы интерпретации реальности в духе дедуктивного рационализма, позволяющего конституировать универсально-рациональную картину мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. "Новая метафизика" ХХ в.

В становлении «Новой метафизики» заметную роль сыграло мощное движение психологической мысли XX века (В. Джеме, 3. Фрейд, К. Юнг, А- Адлер, В. Рейх, О. Ранк, Э. Фромм, Ж. Лакан и др.). Исследуя сферу бессознательного и выявляя его место и роль не только в личностном проявлении (фрейдовские комплексы, психоаналитическая практика психоанализа), и в общественных  формах  его  существования,  включая  исторические (юнговское коллективное бессознательное, архетипы), но и в структурах мироздания как формы постоянной открываемости человека миру через смыслосотворение (Гещтальт-философия Ф. Персла, гуманистическая психология Р. Уолша и Ф. Вогана, трансперсональные состояния сознания С. Грофа) современная психология становится философски ориентированной областью знания. Трансперсональная психология (не без оснований претендующая па одну из новейших форм метафизики) не сосредоточи­вается на умозрительных построениях (характерная черта традиционной метафизики), а занимается экспериментальным изучением внеличностных состояний сознания, использует религиозный опыт восточной философии, опирается на новейшие теоретические представления современной физики, ставит вопросы о новых формах существования культуры, ведёт поиск гармонизации отношений в системах «человек - человек», «человек - общество», «человек - космос», предпринимает попытки выявления космогенетической природы сознания (Теория состояний сознания и модель эмерджентного взаимодействия Ч. Тарта, спектр сознания К. Уилбера, картография бессознательного С. Грофа).

Источником других вариантов «Новой метафизики» является не менее мощное внутринаучное движение в фундаменталь­ных областях науки: физики, биологии, синергетики. Построение глобальных схематик мироздания осуществляется на основе синтеза различных областей знания с использованием новейших методов исследования и новых языковых средств описания и выражения состояний мира и человека. Например, модель целостности мира как всеобъемлющего движения - Holomovement - разрабатываемую известным физиком Д. Бомом, в которой представлена программа построения единой картины физического космоса и сознания. В основе этой программы лежит идея о том, что реальность едина и что мы являемся органическим моментом этой «неделимой реальности, обладающей врожденной  способностью формулировать идеи о себе самой, которые она регистрирует внутри себя».

«Новая метафизика», будучи занятой поисками предельных оснований бытия, вынуждена изобретать новые выразительные средства весьма необычных состояний человека и мира. Язык, а вместе с ним смысловая ткань Мироздания, в которой и через которую проявляет себя человек - сотворяющий и несущий смыслы мира - становится проблемным полем гуманитарной сферы - сферы открывания человеком Человека. Эта же сфера - сфера творчески-созидающей активности человека - является тем «местом», где сотворяются смыслы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные проблемы политической философии

В политическую философию входят онтология, эпистомология, аксиология, логика мира политического и методология его изучения. Политическая философия является частью общей философии и призвана ответить на вопрос, реален или идеален мир политического. Концентрируя внимание преимущественно на мире политического, политическая философия представляет собой самостоятельную сферу, составляющую одновременно и особую дисциплину, и часть политологии. Она определяет предпосылки и условия деятельности частных политических дисциплин и объединяет результаты их исследований в мировоззренческой системе.

Политическая философия относится к политике как бы со стороны, абстрактно, выделяя в ней универсальное и общезначимое. Для политической философии социальная реальность служит в качестве источника для изучения таких проблем, как порядок, справедливость, свобода, равенство и т.д. В этом контексте политическая философия занимается гносеологическими и эпистомологическими проблемами мира политического. Политическая философия как комплекс политических теорий, концепций, идей имеет дело со знанием легитимно существующего политического порядка. Одна из важнейших целей политической философии состоит в том, чтобы определить истинность общепризнанных политических ценностей, поэтому она всегда ставит под сомнение господствующие концепции политического порядка. При этом она призвана определить некую магистральную линию политического развития.

В целом политическая философия занимается проблемами, связанными с сущностью власти и властных отношений, государством, его предназначением, целями и т.д.

Политическая философия многими своими аспектами включается в политологию. Философский подход, например, к власти, позволяет глубже раскрыть функциональные особенности ее в политике, экономике, праве, их взаимосвязь, показать все богатство властных отношений в обществе.

Политическая философия имеет дело не только с сущим, но и должным, она оперирует гипотетико-дедуктивными категориями по формуле «что было бы, если бы», категориями добра и зла, реального и идеального и т.д. Она отдает предпочтение той или иной политической системе, например демократии перед тоталитаризмом, или, наоборот, может предлагать свои модели политического развития в качестве наиболее совершенной альтернативы и т.д. Очевидно, что политическая философия пронизана морально-этическим началом, трактующим факты в контексте определенных ценностей. Разумеется, позитивизм, проводящий резкое разграничение между фактами и ценностями, не мог принять политическую философию как инструмент политического анализа.

Политическая философия витает в сфере абстракций, она стоит выше и конкретного мира политического, и теории политики, призванной изучать механизмы и условия функционирования политического. Она занимается вопросами, связанными с определением места подсистемы политического в человеческом социуме в целом, ее места по отношению к конечным целям человека. Политические теории являются как бы продолжением политической философии. В целом политическая теория призвана понять и объяснить политическую игру, сформулировать основные модели и принципы политического поведения, концентрируя внимание на различных аспектах политической жизни. Что касается политической философии, то она берет явления в их целостности, выделив универсальный принцип. Она ставит своей целью понять политическую действительность в ее фундаментальных аспектах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политика как форма интеграции социума

Политика - явление социальное, она возникает только в обществе, которое представляет собой взаимодействие индивидов, наделенных сознанием и волей. Взаимодействуя друг с другом, с природой, сложившимися институтами и учреждениями общества, каждый из них преследует прежде всего свои интересы. Интересы индивидов могут совпадать, отличаться и даже противостоять друг другу. Не всякую совокупность индивидов можно назвать обществом, не каждая обладает целостностью, а лишь такая, в которой интеграция, объединение, совместная жизнедеятельность индивидов осуществляются на основе общего интереса, принципиально важного для всех. Только в этом случае возникает взаимное сотрудничество людей, способное обеспечить прогресс. Совместными усилиями люди реализуют те цели, которых они не могут достичь в одиночку.

Информация о работе Лекции по "Философии"