Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:13, курсовая работа
В 50-е годы Э. Фромм провозгласил себя сторонником радикального гуманизма как теоретической концепции личности и культуры. Радикальный гуманизм предполагает также реализацию определенных принципов при рассмотрении современного общества. Это касается положения о том, что: производство должно служить человеку, а не экономике; отношения между человеком и природой должны строиться на гармоничных основах кооперации; антагонизмы в современном обществе должны быть заменены отношениями солидарности; высшей целью культуры должно быть человеческое благо и предотвращение страданий; лишь разумное, а не максимальное потребление должно стать основой современного общества.
Введение ………………………………………………………………………3-4
Глава I Личность как психологическое и философское понятие
1.1 Понятие и структура личности………………………………….………...5-8
1.2 Личность в современной культуре……………………………………….8-14
Глава II Общество как предмет философского анализа
2.1 Понятие общества………………………………………………………..15-19
2.2 Структура общества с точки зрения системного подхода………..…..20-25
Глава III Диалектика личности и общества в философской концепции
Э Фромма
3.1 Основные положения социальной философии Э.Фромма…………….26-29
3.2 Две установки существования человека в современном обществе….29-33
Заключение …………………………………………….………………….....34-35
Список используемой литературы……………………………………….…36-37
А с психологической точки зрения личность - это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой.
Глава II. Общество как предмет философского анализа
2.1 Понятие общества
Что такое "общество"?
Думается, каждому приходилось слышать
выражения такого типа: "Какое
приятное общество собралось", "сливки
общества", "общество защиты прав
потребителей", "общество любителей
пива", - да мало ли еще вариантов,
когда термин "общество" кажется вполне уместным! Вместе
с тем, философию вряд ли может интересовать
общество любителей пива или общество
охраны прав потребителей, ибо она изучает
наиболее общие понятия. Философия изучает
общество в целом. Разберемся с тем,
что же интересует философов в обществе,
на какие проблемы его развития они обращают
внимание. В обыденной жизни понятие "общество"
используется чрезвычайно широко. Поэтому
возможны различные его толкования:
1) группа людей, которые создают организацию,
основанную на общих для них интересах,
2) группа людей, формально
не организованная, но имеющая
общие интересы и ценности (имеющая
общий "стиль жизни", как
выражаются западные социологи)
Общество – группа людей, создавшаяся благодаря
целенаправленной и разумно организованной
совместной деятельности, причём члены
такой группы не объединены столь глубоким
принципом, как в случае подлинной общности.
Общество покоится на конвенции, договоре,
одинаковой направленности интересов.
Индивидуальность отдельного человека
гораздо меньше изменяется под воздействием
его включённости в общество, чем в зависимости
от включённости в общность. Часто под
обществом подразумевают сферу, лежащую
между индивидом и государством.
После попыток объяснения
сути понятия «общество» в древности
(Аристотель) и в средние века (Августин
и Фома Аквинский) вопрос этот стал, в особенности
1 18 века политико-философской проблемой,
исчёрпывающее решение которой пытался
дать Конт в своей социологии; поэтому
общество стало предметом рассмотрения
и центральным пунктом новой науки – социологии.
В самом широком понимании общество, изучаемое
социальной философией, выступает как
социальность вообще, как социум, или особый
род бытия в мире. Существуют различные
толкования общества: субъектное, которое
рассматривает общество как особый самодеятельный
коллектив людей; деятельное, которое
полагает, что обществом следует считать
не столько сам коллектив, сколько процесс
коллективного бытия людей; организационное,
которое рассматривает общество как институциональную
систему устойчивых связей между взаимодействующими
людьми и социальными группами.Общество
как предельно широкое понятие для обозначения
той части материального мира, которая
обособилась от природы и определённым
образом взаимодействует с нею. Это обособление
состоит в следующем: в отличие от стихийных
природных сил в центре общественного
развития стоит человек, обладающий сознанием
и волей. Природа же существует и развивается
по своим собственным, не зависящим от
человека и общества законам. В этом смысле
обществом называют совокупность всех
форм объединения и способов взаимодействия
людей, как между собой, так и с природным
окружающим их миром. Это последнее определение
рассматривается в этой работе как основное.
В научной литературе существует немало дефиниций общества. Простейшее из них звучит так: общество - это совокупность людей и их взаимоотношений. В западной литературе обществом чаще всего называют географическое образование, связанное воедино правовой системой и имеющее определенное "национальное лицо"). Возможно и еще одно определение: «Общество - это, прежде всего, такие особого рода отношения между людьми, которые дают им возможность возвыситься всем вместе над своей чисто животной, биологической природой и творить собственно человеческую надбиологическую реальность»
В философской, как, впрочем,
и в социально-гуманитарной литературе,
а также в периодической печати
и средствах массовой информации
нередко различают так
Термин "открытое общество", введенный в словарь современной социальной философии известным английским философом К.Р.Поппером, служит своеобразным паролем либерал-демократического и социал-демократического реформизма и употребляется как синоним демократии, сложившейся к середине ХХ столетия в странах Западной Европы и Северной Америки.[12.]
По свидетельству самого Поппера, термин "открытое общество" был заимствован из широко известной в 30-е годы книги А.Бергсона "Два источника морали и религии" (1932 г.). Но К.Р. Поппер не ограничился только использованием этого термина: он посвятил изучению "открытых" и "закрытых" обществ одно из своих самых значительных и всемирно известных произведений - "Открытое общество и его враги"
. "Закрытое общество", по А. Бергсону, это общество, члены которого в своем жизненном поведении руководствуются навязываемыми социальной общностью моральными нормами. Они передаются обычаями и традициями в форме жестких предписаний или табу. (Великий политический деятель Великобритании У.Черчилль так охарактеризовал подобное положение в СССР так: "У вас ничего не разрешено. А что разрешено, то приказано"). Такое общество можно сравнить с живым организмом, функционирующим по непреложным биологическим законам. Мораль как способ духовной и практической организации общества может рассматриваться в нем по аналогии с системой первичных биологических импульсов организма. Аналогичную функцию выполняет и религиозное сознание.
"Закрытость" общества
порождает механизмы
"Открытость" общества - характеристика многоаспектная. Это возможность активного взаимодействия различных политических, идеологических, религиозных позиций, их конструктивного диалога и взаимодополнения. Она включает также экономическую свободу, отсутствие психологических и юридических барьеров между формами собственности и хозяйствования, открытость культур (при которой ценности каждой из них утверждаются не в противопоставлении, а в сопоставлении друг с другом), свобода распространения и получения любой информации при разумных, установленных законом, ограничениях. И может быть, самое главное - это открытость людей навстречу друг другу, суверенитет личности, положительно реализуемый только в свободном обществе.
Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.
Представление об обществе как о едином организме - результат длительного развития философской мысли. Его зачатки появляются в античной Греции, где общество понимали как упорядоченное целое, состоящее из отдельных частей. Причина появления подобных взглядов проста: "часть" и "целое" - одни из самых разработанных категорий диалектического способа мышления, основы которого были заложены в Древней Греции. Однако понятие "система" - более позднего происхождения и сложнее для понимания.[5.c 117]Под "элементом" или "частью" обычно понимают мельчайшую частицу системы. Понятно, что части системы весьма многообразны, многокачественны и имеют иерархическую структуру. Иначе говоря, каждая система, как правило, имеет под- системы, тоже состоящие из определенных частей. Проблему системности общественной жизни разрабатывали О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер, П.А.Сорокин, многие другие философы и социологи XIX - XX веков. В понятии общества выделяют обычно два основных аспекта - это структура общества и изменение общества. Современная социальная философия выделяет четыре основных характеристики общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность. Самодеятельность, самоорганизация и саморазвитие в той или иной мере присущи не только всему обществу в целом, но и отдельным элементам. Но самодостаточным может быть только общество в целом. Ни одна из систем, в него входящих, самодостаточной не является. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые социальные группы, институты (семья, образование, экономика, политика и т.п.) создают общество в целом как самодостаточную систему.[9.c115]Общество всегда находится в состоянии подвижности, изменяясь в том или ином отношении. Но, одновременно, оно нуждается в обеспечении определенного уровня стабильности. Иначе, как доказывает диалектика, превышение меры ведет к значительным качественным изменениям, что для такой сложной иерархической системы, как общество, может быть сопряжено с большими проблемами и грозить самому его существованию.
2.2 Структура
общества с точки зрения
Базовую структуру общества образуют основные типы общественной деятельности, которые в нем постоянно воспроизводятся.
Это:
• материальная деятельность,
• духовная деятельность,
• регулятивная или управленческая деятельность,
• деятельность обслуживания, которую иногда называют гуманитарной или социальной в узком смысле.
Кроме этого подхода существует и другой, более традиционный для отечественной философской мысли, выделяющий следующие сферы общества:
• материально-экономическую,
• социальную,
• политическую,
• духовную
Не трудно заметить, что эти подходы во многом схожи, однако первый является для современного уровня развития социально-философской мысли более обоснованным, почему мы и остановимся на нем более подробно. Хотя следует отметить, что оба подхода имеют право на существование, ибо в какой-то мере дополняют друг друга.
Во всякой человеческой деятельности можно выделить четыре составляющих ее элемента. Это сами люди, физические вещи, символы и связи между ними. [16.c33-48]
Существует несколько определений деятельности. Воспользуемся тем из них, что дается в учебнике "Социальная философия": деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное осмысление, изменение и преобразование данного мира.[12.c51]
В любой деятельности, активной стороной, без которой никакой деятельности просто быть не может, является человек. Деятельность человека может быть направлена на другого человека (например, в ситуации "преподаватель - студент"), на вещи (орудия труда, орудия духовного производства) и символы или знаки, каковыми являются устная и письменная речь, информация на различных носителях (дискетах, лазерных дисках, магнитных лентах), книги, картины, искусственные языки и т.д.
Однако человек сам по себе, как и вещи без человека, еще не образуют социального действия. Для такого действия необходимы связи между ними. Элементы человеческой деятельности: сами люди, физические вещи, символы и связи между ними - должны постоянно воспроизводиться. Этим и порождают основные типы общественной деятельности.
Четырем названным элементам
простейшего социального
Понятие структуры употребляется и в ином, более широком смысле как совокупность элементов и их взаимосвязей. В этом случае понятие структуры, по существу, отождествляется с понятием целого, так как, например,«элементарные» частицы и атомы, молекулы и другие предметы и явления, будучи целостными образованиями, именуются как материальные структуры.
Структура -это упорядоченность, организованность системы. Естественно поэтому, что существенной характеристикой структуры является мера упорядоченности, которая в самой общей форме, в кибернетическом смысле, выступает как степень отклонения от состояния ее термодинамического равновесия. Социальные системы стремятся повышать степень упорядоченности, используя содержащиеся во внешней среде вещество, энергию и информацию для собственного функционирования и развития.[1.c90]
Приведенное понятие структуры разделяется многими исследователями. При этом немало исследователей обращает внимание на огромную роль структуры в формировании целостных свойств системы. Так, отмечая, что система являет собой множество взаимосвязанных элементов, выступающих как определенная целостность, В. Н. Садовский подчеркивает, что «свойства объекта как целого определяются по только и не столько свойствами его отдельных элементов, сколько свойствами, его структуры, особыми интегративными связями рассматриваемого объекта».[4.c97]Для понятия структуры,— пишет В. С. Тюхтин,— специфичен особый и в то же время универсальный тип отношений—отношения «порядка, композиции элементов».[4.c102]Причем «понятие структуры отображает устойчивую упорядоченность». При этом В. С. Тюхтин выделяет в интегральной структуре три уровня: зависимости между свойствами компонентов системы, между свойствами системы и свойствами ее компонентов, зависимость системных, интегральных свойств между собой. Структура системы, выражая ее
сущность, проявляется в совокупности законов данной области явлений».[7.c16]
«Структура, объединяющая элементы и свойства объекта,- отмечает
М. И.
Сетров,- выступает как некий закон данного
объекта или класса вещей. Этот закон объективен,
его существование не зависит от нашей
воли, и поэтому, как бы мы ни комбинировали
все возможные сочетания свойств и элементов,
вещь будет оставаться такой, как она есть».В
применении к обществу как системе структура
выступает как внутренняя организация
общества или его отдельных звеньев. Структура
общества-это совокупность общественных
отношений. Структурой обладают общество
в целом и любая конкретная подсистема
в его рамках. Причем всякая конкретная
система в рамках «глобального» целого
- общества - обладает своей специфической
структурой, организацией, которая является
конкретизацией более общей структуры,
структуры, господствующей в обществе.
Информация о работе Личность и общество в философии Э. Фромма